Искусственный земельный участок
Подборка наиболее важных документов по запросу Искусственный земельный участок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 5 "Поверхностные водные объекты и подземные водные объекты" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ"Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что рассмотрение заявления о выдаче разрешения на создание искусственного земельного участка на реке Енисей относится к полномочиям управления, Перечень N 2054-р, на который ссылается управление, в рассматриваемом случае неприменим, поскольку в силу части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) река Енисей не относится к водоемам, а является водотоком, в связи с чем пришли к выводам о несоответствии оспариваемого отказа действующему законодательству и нарушении им прав и законных интересы общества сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 172 "Порядок применения налоговых вычетов" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил отказ в возмещении НДС. По мнению налогового органа, общество создало формальный документооборот с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде возмещения НДС из бюджета. Сделка по приобретению объектов недвижимости являлась конечным звеном в цепочке фиктивных перепродаж между взаимозависимыми лицами. При этом стоимость зданий искусственно завышалась, а стоимость земельного участка оставалась неизменной, что, по мнению суда, свидетельствует о цели максимизации вычета по НДС. Кроме того, источник для возмещения НДС в бюджете не был сформирован. Суд признал отказ в возмещении НДС обоснованным. Суд указал, что действительной целью сделки было не ведение реальной хозяйственной деятельности, а получение необоснованной налоговой выгоды. Фиктивность предыдущих сделок с недвижимостью была установлена в рамках другого судебного дела, о чем общество при должной осмотрительности не могло не знать.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил отказ в возмещении НДС. По мнению налогового органа, общество создало формальный документооборот с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде возмещения НДС из бюджета. Сделка по приобретению объектов недвижимости являлась конечным звеном в цепочке фиктивных перепродаж между взаимозависимыми лицами. При этом стоимость зданий искусственно завышалась, а стоимость земельного участка оставалась неизменной, что, по мнению суда, свидетельствует о цели максимизации вычета по НДС. Кроме того, источник для возмещения НДС в бюджете не был сформирован. Суд признал отказ в возмещении НДС обоснованным. Суд указал, что действительной целью сделки было не ведение реальной хозяйственной деятельности, а получение необоснованной налоговой выгоды. Фиктивность предыдущих сделок с недвижимостью была установлена в рамках другого судебного дела, о чем общество при должной осмотрительности не могло не знать.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Искусственный земельный участок как объект недвижимости
(Алексеев В.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)"Российская юстиция", 2021, N 3
(Алексеев В.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)"Российская юстиция", 2021, N 3
Нормативные акты
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Статья 45. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении искусственно созданного земельного участка
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Статья 45. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении искусственно созданного земельного участка
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3.4. Особенности создания искусственных земельных участков
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3.4. Особенности создания искусственных земельных участков
Статья: Соотношение административно-правовых и муниципально-правовых элементов статуса федеральной территории
(Пешин Н.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)Любопытно, что "муниципально-правовой подход" к территориальным основам организации власти в рамках ФТ сохранен и при определении состава ее территории. То есть ФТ - это исключительно "земельное пространство с определенными границами". Из приложения 1 к Федеральному закону N 437-ФЗ, которое содержит карту-схему границ федеральной территории "Сириус", очень четко видно, что граница ФТ проходит по береговой линии. Совсем иначе определяют свои границы субъекты Российской Федерации - например, Устав Ростовской области закрепляет: "На западе в Таганрогском заливе Азовского моря граница Ростовской области совпадает с морской государственной границей Российской Федерации с Украиной". Не говоря уже о ч. 1 ст. 67 Конституции Российской Федерации, согласно которой "территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними". Причем указанный "муниципально-правовой подход" в каком-то смысле применен в устаревшем варианте - в том понимании территории муниципального образования, которое использовалось до принятия Закона о поправке: прежняя редакция ст. 131 Конституции РФ устанавливала, что "местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях", т.е. внутри границ определенных территориальных образований. Обращает на себя внимание формулировка ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 437-ФЗ, которая указывает, что "в случае создания искусственных земельных участков в примыкающих к федеральной территории "Сириус" внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации такие земельные участки включаются в состав территории федеральной территории "Сириус". Данная формулировка, как представляется, подтверждает тот факт, что территория ФТ - это исключительно совокупность земельных участков, ни внутренние морские воды, ни территориальное море Российской Федерации в состав ФТ не включены.
(Пешин Н.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)Любопытно, что "муниципально-правовой подход" к территориальным основам организации власти в рамках ФТ сохранен и при определении состава ее территории. То есть ФТ - это исключительно "земельное пространство с определенными границами". Из приложения 1 к Федеральному закону N 437-ФЗ, которое содержит карту-схему границ федеральной территории "Сириус", очень четко видно, что граница ФТ проходит по береговой линии. Совсем иначе определяют свои границы субъекты Российской Федерации - например, Устав Ростовской области закрепляет: "На западе в Таганрогском заливе Азовского моря граница Ростовской области совпадает с морской государственной границей Российской Федерации с Украиной". Не говоря уже о ч. 1 ст. 67 Конституции Российской Федерации, согласно которой "территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними". Причем указанный "муниципально-правовой подход" в каком-то смысле применен в устаревшем варианте - в том понимании территории муниципального образования, которое использовалось до принятия Закона о поправке: прежняя редакция ст. 131 Конституции РФ устанавливала, что "местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях", т.е. внутри границ определенных территориальных образований. Обращает на себя внимание формулировка ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 437-ФЗ, которая указывает, что "в случае создания искусственных земельных участков в примыкающих к федеральной территории "Сириус" внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации такие земельные участки включаются в состав территории федеральной территории "Сириус". Данная формулировка, как представляется, подтверждает тот факт, что территория ФТ - это исключительно совокупность земельных участков, ни внутренние морские воды, ни территориальное море Российской Федерации в состав ФТ не включены.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Статья 45. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении искусственно созданного земельного участка
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Статья 45. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении искусственно созданного земельного участка
Статья: Правовые проблемы модернизации института государственного управления в сфере использования и охраны земель
(Галиновская Е.А.)
("Экологическое право", 2023, N 4)<18> Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6071; Федеральный закон от 8 мая 2009 г. N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2009. N 19. Ст. 2283; Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" // СЗ РФ. 2010. N 40. Ст. 4970; Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 392-ФЗ "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 49 (часть 5). Ст. 7070; Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 30 (часть 1). Ст. 4594 и др.
(Галиновская Е.А.)
("Экологическое право", 2023, N 4)<18> Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6071; Федеральный закон от 8 мая 2009 г. N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2009. N 19. Ст. 2283; Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" // СЗ РФ. 2010. N 40. Ст. 4970; Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 392-ФЗ "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 49 (часть 5). Ст. 7070; Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 30 (часть 1). Ст. 4594 и др.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Глава 5. ИСКУССТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК В СИСТЕМЕ ОБЪЕКТОВ
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Глава 5. ИСКУССТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК В СИСТЕМЕ ОБЪЕКТОВ
Статья: Экосистемный подход в праве
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Примерами закрепления в законодательстве узкого понимания экосистемного подхода могут служить нормы, устанавливающие запрет или меры по предотвращению возможного причинения вреда природной среде, ее компонентам при использовании природных ресурсов: п. 2 ст. 36 Конституции России <25>, абз. 2 ст. 42, абз. 2 подп. 1 п. 2 ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации <26>, п. 8 ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации <27>, п. 1 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации <28>, подп. 3 п. 1 ст. 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" <29>, ч. 6 ст. 13 Федерального закона "О соглашениях, заключаемых при осуществлении геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, и о внесении изменения в Закон Российской Федерации "О недрах" <30>, п. 5 ч. 2 ст. 10 Федерального закона "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <31> и другие нормы.
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Примерами закрепления в законодательстве узкого понимания экосистемного подхода могут служить нормы, устанавливающие запрет или меры по предотвращению возможного причинения вреда природной среде, ее компонентам при использовании природных ресурсов: п. 2 ст. 36 Конституции России <25>, абз. 2 ст. 42, абз. 2 подп. 1 п. 2 ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации <26>, п. 8 ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации <27>, п. 1 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации <28>, подп. 3 п. 1 ст. 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" <29>, ч. 6 ст. 13 Федерального закона "О соглашениях, заключаемых при осуществлении геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, и о внесении изменения в Закон Российской Федерации "О недрах" <30>, п. 5 ч. 2 ст. 10 Федерального закона "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <31> и другие нормы.
Статья: Пределы и ограничения права собственности иностранных граждан на земельные участки
(Белова Т.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)Правовой основой ограничений прав иностранцев на анализируемые категории земельных участков выступают нормы статей 129, 235, 238 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 3 и 5 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте). Также установлен запрет на нахождение в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства земельных участков в границах морского порта <6>. Однако в части 4 статьи 28 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации..." устанавливается исключение - индивидуальные предприниматели наделяются правом собственности на отдельные виды земельных участков в границах территории морского порта, занятых портовыми гидротехническими сооружениями, зданиями, сооружениями, созданными иностранным гражданином либо приобретенными за счет его инвестиционных вложений. В этом случае ключевым критерием выступает цель использования подобных сооружений, непосредственно связанная с деятельностью морских портов. Кроме того, допустимо возникновение права собственности индивидуальных предпринимателей - иностранцев на искусственные земельные участки при условии их создания собственными средствами на водных объектах в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Таким образом, законодатель существенно ограничивает право собственности иностранцев на земельные участки в границах морских портов статусом лица - индивидуального предпринимателя, способом приобретения - создание либо приобретение посредством инвестиций, а также непосредственной связью объектов с деятельностью порта.
(Белова Т.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)Правовой основой ограничений прав иностранцев на анализируемые категории земельных участков выступают нормы статей 129, 235, 238 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 3 и 5 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте). Также установлен запрет на нахождение в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства земельных участков в границах морского порта <6>. Однако в части 4 статьи 28 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации..." устанавливается исключение - индивидуальные предприниматели наделяются правом собственности на отдельные виды земельных участков в границах территории морского порта, занятых портовыми гидротехническими сооружениями, зданиями, сооружениями, созданными иностранным гражданином либо приобретенными за счет его инвестиционных вложений. В этом случае ключевым критерием выступает цель использования подобных сооружений, непосредственно связанная с деятельностью морских портов. Кроме того, допустимо возникновение права собственности индивидуальных предпринимателей - иностранцев на искусственные земельные участки при условии их создания собственными средствами на водных объектах в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Таким образом, законодатель существенно ограничивает право собственности иностранцев на земельные участки в границах морских портов статусом лица - индивидуального предпринимателя, способом приобретения - создание либо приобретение посредством инвестиций, а также непосредственной связью объектов с деятельностью порта.
Статья: Депривация в индивидуализации земельного участка через его границы
(Майборода В.А.)
("Юрист", 2023, N 1)Сам по себе земельный участок - ключевой и, по нашему мнению, единственный реальный объект недвижимости, вещь гражданско-правового оборота <3>. Иные вещи, относимые законом, в том числе от 21 декабря 2021 г. N 430-ФЗ, к числу недвижимых, представляют собой улучшения земельного участка. Данное утверждение относится как к общему определению недвижимых вещей (в текущей редакции ст. 130 ГК РФ) - это все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, так и к их персонализированному перечню с выделением родовых признаков описания: здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке. Очевидно, что только земельный участок как часть поверхности земли не является созданным человеком объектом, вещью. Все остальные вещи определяются законом в качестве недвижимых посредством наделения их таким свойством либо через прочную связь с земельным участком, либо посредством правовой фикции: отнесением к недвижимости определением. Это утверждение верно и по отношению к искусственным земельным участкам, которые по природе являются объектами капитального строительства, возведенными в водном объекте, но на его основании, т.е. также на земельном участке, но покрытом поверхностными водами. Это же верно и относительно участков недр. Ибо они также представляют собой улучшения земельного участка, использование которых направлено не на удовлетворение социальных потребностей человека, но на удовлетворение экономических потребностей производственных отношений. Однако по существу также является преобразованием, улучшением земельного участка. Эта позиция - признание объектом недвижимости лишь земельного участка - достаточно тривиальна как в правовой науке, так и в отдельных зарубежных правопорядках. Но его тривиальность не делает его неверным. И только такая конструкция позволит реализовать подход к конструированию вещных и обязательственных отношений с закреплением безусловного примата за первыми в случае конфликта вещного и обязательственного правопритязаний на одну и ту же вещь. Эта же модель позволит упорядочить сформированное в действующем регулировании нагромождение кадастрового учета объектов частноправовой и публично-правовой природы.
(Майборода В.А.)
("Юрист", 2023, N 1)Сам по себе земельный участок - ключевой и, по нашему мнению, единственный реальный объект недвижимости, вещь гражданско-правового оборота <3>. Иные вещи, относимые законом, в том числе от 21 декабря 2021 г. N 430-ФЗ, к числу недвижимых, представляют собой улучшения земельного участка. Данное утверждение относится как к общему определению недвижимых вещей (в текущей редакции ст. 130 ГК РФ) - это все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, так и к их персонализированному перечню с выделением родовых признаков описания: здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке. Очевидно, что только земельный участок как часть поверхности земли не является созданным человеком объектом, вещью. Все остальные вещи определяются законом в качестве недвижимых посредством наделения их таким свойством либо через прочную связь с земельным участком, либо посредством правовой фикции: отнесением к недвижимости определением. Это утверждение верно и по отношению к искусственным земельным участкам, которые по природе являются объектами капитального строительства, возведенными в водном объекте, но на его основании, т.е. также на земельном участке, но покрытом поверхностными водами. Это же верно и относительно участков недр. Ибо они также представляют собой улучшения земельного участка, использование которых направлено не на удовлетворение социальных потребностей человека, но на удовлетворение экономических потребностей производственных отношений. Однако по существу также является преобразованием, улучшением земельного участка. Эта позиция - признание объектом недвижимости лишь земельного участка - достаточно тривиальна как в правовой науке, так и в отдельных зарубежных правопорядках. Но его тривиальность не делает его неверным. И только такая конструкция позволит реализовать подход к конструированию вещных и обязательственных отношений с закреплением безусловного примата за первыми в случае конфликта вещного и обязательственного правопритязаний на одну и ту же вещь. Эта же модель позволит упорядочить сформированное в действующем регулировании нагромождение кадастрового учета объектов частноправовой и публично-правовой природы.
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (декабрь 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В соответствии с Извещением объектом закупки является разработка рабочей документации и выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Строительство железобетонного канала для отвода ручья Школьный (239), берегоукрепление" по проекту "Строительство подходного канала, искусственных земельных участков N 1, 2, 3 для обеспечения ремонта ДПЛ, АПЛ третьего и четвертого поколений АО, г. ***, *** край" в рамках реализации инвестиционного проекта "Комплексная программа реконструкции АО для обеспечения ремонта ДПЛ, АПЛ, третьего и четвертого поколения г. ***, *** края", Государственной программы Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса", федеральный проект 2.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В соответствии с Извещением объектом закупки является разработка рабочей документации и выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Строительство железобетонного канала для отвода ручья Школьный (239), берегоукрепление" по проекту "Строительство подходного канала, искусственных земельных участков N 1, 2, 3 для обеспечения ремонта ДПЛ, АПЛ третьего и четвертого поколений АО, г. ***, *** край" в рамках реализации инвестиционного проекта "Комплексная программа реконструкции АО для обеспечения ремонта ДПЛ, АПЛ, третьего и четвертого поколения г. ***, *** края", Государственной программы Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса", федеральный проект 2.