Исковое об оспаривании кадастровой стоимости
Подборка наиболее важных документов по запросу Исковое об оспаривании кадастровой стоимости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 22.1 "Установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости" Федерального закона "О государственной кадастровой оценке""В данном случае судебными инстанциями установлено и доводами кассационной жалобы не опровергается, что административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подано Ч. в декабре 2023 года, по итогам рассмотрения которого были приняты решения об их возвращении на основании пункта 2 части 8 статьи 22.1 Закона N 237-ФЗ, поэтому производство по ее заявлению правомерно прекращено применительно к пункту 1 части 1 статьи 128 КАС РФ (заявление не подлежит рассмотрению в судах).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как оспорить (уменьшить) кадастровую стоимость квартиры или земельного участка?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение (для иска об оспаривании кадастровой стоимости - сведения о правах и обязанностях административного истца, затрагиваемых кадастровой стоимостью);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение (для иска об оспаривании кадастровой стоимости - сведения о правах и обязанностях административного истца, затрагиваемых кадастровой стоимостью);
"Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Как видно, в ч. 4 комментируемой статьи в отличие от ч. 10 ст. 24.18 Закона 1998 г. об оценке не говорится о предельном пятилетнем сроке обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости. Указание на этот срок содержится в норме ч. 3 ст. 245 названной выше главы 25 КАС РФ, согласно которой административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в ГКН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в ГКН не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной ГКО, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Как видно, в ч. 4 комментируемой статьи в отличие от ч. 10 ст. 24.18 Закона 1998 г. об оценке не говорится о предельном пятилетнем сроке обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости. Указание на этот срок содержится в норме ч. 3 ст. 245 названной выше главы 25 КАС РФ, согласно которой административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в ГКН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в ГКН не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной ГКО, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Статья: Государственный протекционизм в делах об оспаривании кадастровой стоимости
(Комиссаров Г.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 9)Безусловно, распоряжение N 3214-р не лишает заинтересованное лицо возможности обратиться в суд с иском об оспаривании кадастровой стоимости и, как следствие, изменении налогооблагаемой базы. Вместе с тем пункт 2 перечня видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями, указанного в этом распоряжении, непосредственно лишает частное лицо гарантии равноправия в судебном процессе, поскольку государство предоставляет публично-правовым субъектам преференции, оставляя право определения кадастровой стоимости только государственным экспертам.
(Комиссаров Г.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 9)Безусловно, распоряжение N 3214-р не лишает заинтересованное лицо возможности обратиться в суд с иском об оспаривании кадастровой стоимости и, как следствие, изменении налогооблагаемой базы. Вместе с тем пункт 2 перечня видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями, указанного в этом распоряжении, непосредственно лишает частное лицо гарантии равноправия в судебном процессе, поскольку государство предоставляет публично-правовым субъектам преференции, оставляя право определения кадастровой стоимости только государственным экспертам.
Статья: Особенности административного судопроизводства
(Иванова С.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 5)Образец административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости приведен в конце статьи. Этот иск учитывает все изложенные выше требования.
(Иванова С.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 5)Образец административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости приведен в конце статьи. Этот иск учитывает все изложенные выше требования.
Ситуация: Что делать, если налог на имущество физических лиц рассчитан исходя из завышенной кадастровой стоимости?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для обращения в суд подготовьте административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости или административное исковое заявление об оспаривании решения, действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости суд не будет рассматривать решение комиссии, даже если таковое имеется (ч. 1 ст. 218, ч. 1 ст. 245, ч. 1.1 ст. 247 КАС РФ; ч. 23 ст. 22 Закона N 237-ФЗ; п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для обращения в суд подготовьте административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости или административное исковое заявление об оспаривании решения, действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости суд не будет рассматривать решение комиссии, даже если таковое имеется (ч. 1 ст. 218, ч. 1 ст. 245, ч. 1.1 ст. 247 КАС РФ; ч. 23 ст. 22 Закона N 237-ФЗ; п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Статья 245. Обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, с административным исковым заявлением об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Статья 245. Обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, с административным исковым заявлением об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Например, разрешение административных дел о субъективных правах, связанных с установлением рыночной стоимости объекта недвижимости <1>, признанием дома аварийным и подлежащим сносу, исполнением судебных актов, осуществляется в административном (внесудебном) порядке. Предъявление указанных требований непосредственно в суд влечет отказ в принятии административного иска в связи с неподведомственностью спора о субъективном праве, свободе, законном интересе. К компетенции суда относится рассмотрение споров, связанных с оспариванием решений, действий (бездействия) субъектов публичной власти, в том числе упомянутых в вышеуказанных примерах. Так, в ответе на девятый вопрос Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2021) <2> дано разъяснение о том, что в случае, если в суд подано административное исковое заявление об оспаривании результатов кадастровой стоимости и установлении рыночной стоимости, минуя обращение в бюджетное учреждение, в принятии такого заявления следует отказать применительно к подп. 1 п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ. Согласно разъяснению, изложенному при ответе на второй вопрос Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2009 г., утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 16.09.2009, суд не может на основании доказательств, полученных по делу, признать многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу по обращению в суд жильцов этого дома в случае, если межведомственная комиссия (субъект публичной власти) уклоняется от принятия соответствующих решений <3>. Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Следовательно, граждане вправе оспорить в суде бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решений, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, или законность указанных действий. В то же время в случае, если межведомственной комиссией повторно принято решение вопреки законной цели права, законным интересам граждан, организаций, государства и общества, т.е. при установлении судом факта злоупотребления ею своими властными полномочиями, такое решение подлежит отмене с принятием по данному вопросу решения судом по существу <4>.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Например, разрешение административных дел о субъективных правах, связанных с установлением рыночной стоимости объекта недвижимости <1>, признанием дома аварийным и подлежащим сносу, исполнением судебных актов, осуществляется в административном (внесудебном) порядке. Предъявление указанных требований непосредственно в суд влечет отказ в принятии административного иска в связи с неподведомственностью спора о субъективном праве, свободе, законном интересе. К компетенции суда относится рассмотрение споров, связанных с оспариванием решений, действий (бездействия) субъектов публичной власти, в том числе упомянутых в вышеуказанных примерах. Так, в ответе на девятый вопрос Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2021) <2> дано разъяснение о том, что в случае, если в суд подано административное исковое заявление об оспаривании результатов кадастровой стоимости и установлении рыночной стоимости, минуя обращение в бюджетное учреждение, в принятии такого заявления следует отказать применительно к подп. 1 п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ. Согласно разъяснению, изложенному при ответе на второй вопрос Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2009 г., утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 16.09.2009, суд не может на основании доказательств, полученных по делу, признать многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу по обращению в суд жильцов этого дома в случае, если межведомственная комиссия (субъект публичной власти) уклоняется от принятия соответствующих решений <3>. Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Следовательно, граждане вправе оспорить в суде бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решений, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, или законность указанных действий. В то же время в случае, если межведомственной комиссией повторно принято решение вопреки законной цели права, законным интересам граждан, организаций, государства и общества, т.е. при установлении судом факта злоупотребления ею своими властными полномочиями, такое решение подлежит отмене с принятием по данному вопросу решения судом по существу <4>.
Статья: Оспаривание кадастровой стоимости объектов недвижимости в России и влияние на этот процесс новых федеральных стандартов оценки
(Жуковский В.В., Кулаков К.Ю., Луняк А.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 1)Официальная статистика Росреестра последних лет наглядно показывала, что в 96 - 98 процентах исков об оспаривании кадастровой стоимости суды поддерживают налогоплательщика, а средний размер снижения стоимости составляет 50 процентов. Из этого следуют два вывода:
(Жуковский В.В., Кулаков К.Ю., Луняк А.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 1)Официальная статистика Росреестра последних лет наглядно показывала, что в 96 - 98 процентах исков об оспаривании кадастровой стоимости суды поддерживают налогоплательщика, а средний размер снижения стоимости составляет 50 процентов. Из этого следуют два вывода: