Исключение религиозной организации из егрюл
Подборка наиболее важных документов по запросу Исключение религиозной организации из егрюл (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Распределение имущества корпорации как одно из последствий исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц: вопросы теории и практики
(Маврина Ю.Ф.)
("Гражданское право", 2021, N 4)Одним из способов прекращения деятельности корпорации как юридического лица в соответствии со ст. 64.2 ГК РФ и ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" является исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Названная административная процедура признания юридического лица недействующим и прекращение его деятельности возможны по трем основаниям: 1) при наличии в ЕГРЮЛ недостоверных сведений в течение шести месяцев с момента внесения соответствующей записи; 2) непредставление отчетности и отсутствие операций хотя бы по одному банковскому счету на протяжении двенадцати месяцев; 3) невозможность ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, связанные с ликвидацией <1>. Следует отметить, что фактически законом закреплена опровержимая презумпция прекращения деятельности юридического лица, поскольку даже при наличии указанных оснований она не может быть проведена, если имеются сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве и проводимых в отношении организации процедурах банкротства. Кроме того, судебная практика также считает не вполне применимым указанный способ прекращения недействующего юридического лица применительно к некоммерческим корпорациям, так как даже при наличии указанных оснований некоммерческая организация вряд ли может рассматриваться как недействующее юридическое лицо, поскольку осуществляет свою общественную и (или) социальную деятельность, но вне гражданского оборота. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2011 г. N 26-П <2> указывается на то, что "критерии признания юридического лица недействующим, применяемые в полной мере к коммерческим организациям, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении деятельности некоммерческой организации, непредставление налоговой отчетности может являться лишь основанием для привлечения организации к ответственности. В данном случае необходимо учитывать характер и цели деятельности организации, поскольку основной целью некоммерческой организации не является извлечение прибыли, и движение денежных средств по счету не является определяющим признаком ведения деятельности юридическим лицом, налоговый орган был не вправе исключать религиозную организацию из ЕГРЮЛ, как недействующую".
(Маврина Ю.Ф.)
("Гражданское право", 2021, N 4)Одним из способов прекращения деятельности корпорации как юридического лица в соответствии со ст. 64.2 ГК РФ и ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" является исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Названная административная процедура признания юридического лица недействующим и прекращение его деятельности возможны по трем основаниям: 1) при наличии в ЕГРЮЛ недостоверных сведений в течение шести месяцев с момента внесения соответствующей записи; 2) непредставление отчетности и отсутствие операций хотя бы по одному банковскому счету на протяжении двенадцати месяцев; 3) невозможность ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, связанные с ликвидацией <1>. Следует отметить, что фактически законом закреплена опровержимая презумпция прекращения деятельности юридического лица, поскольку даже при наличии указанных оснований она не может быть проведена, если имеются сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве и проводимых в отношении организации процедурах банкротства. Кроме того, судебная практика также считает не вполне применимым указанный способ прекращения недействующего юридического лица применительно к некоммерческим корпорациям, так как даже при наличии указанных оснований некоммерческая организация вряд ли может рассматриваться как недействующее юридическое лицо, поскольку осуществляет свою общественную и (или) социальную деятельность, но вне гражданского оборота. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2011 г. N 26-П <2> указывается на то, что "критерии признания юридического лица недействующим, применяемые в полной мере к коммерческим организациям, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении деятельности некоммерческой организации, непредставление налоговой отчетности может являться лишь основанием для привлечения организации к ответственности. В данном случае необходимо учитывать характер и цели деятельности организации, поскольку основной целью некоммерческой организации не является извлечение прибыли, и движение денежных средств по счету не является определяющим признаком ведения деятельности юридическим лицом, налоговый орган был не вправе исключать религиозную организацию из ЕГРЮЛ, как недействующую".
"Комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Баранов И.В., Гудцова А.В., Долгов С.Г., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Пример. А.В. Федичкин обратился в Конституционный Суд, поскольку посчитал оспариваемые законоположения не соответствующими Конституции в том, что они допускают признание религиозной организации недействующим юридическим лицом и ее исключение из ЕГРЮЛ при наличии лишь формальных признаков и без проведения процедуры ликвидации, что, по его мнению, приводит к нарушению конституционного права граждан на совместное исповедование религии и права на объединение, а также к лишению религиозной организации ее имущества без решения суда.
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Баранов И.В., Гудцова А.В., Долгов С.Г., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Пример. А.В. Федичкин обратился в Конституционный Суд, поскольку посчитал оспариваемые законоположения не соответствующими Конституции в том, что они допускают признание религиозной организации недействующим юридическим лицом и ее исключение из ЕГРЮЛ при наличии лишь формальных признаков и без проведения процедуры ликвидации, что, по его мнению, приводит к нарушению конституционного права граждан на совместное исповедование религии и права на объединение, а также к лишению религиозной организации ее имущества без решения суда.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О свободе совести и о религиозных объединениях"Неоднократное непредставление религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения федерального органа государственной регистрации или его территориального органа, принявших решение о государственной регистрации религиозной организации, в суд с требованием о признании данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц.
(ред. от 31.07.2025)
"О свободе совести и о религиозных объединениях"Неоднократное непредставление религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения федерального органа государственной регистрации или его территориального органа, принявших решение о государственной регистрации религиозной организации, в суд с требованием о признании данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц.
Постановление Конституционного Суда РФ от 06.12.2011 N 26-П
"По делу о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой гражданина А.В. Федичкина"Иное истолкование положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", как допускающих возможность внесудебного исключения религиозной организации из Единого государственного реестра юридических лиц без учета специфики ее деятельности и целей, ради которых она создается, приводило бы к чрезмерному ограничению прав и свобод, гарантированных каждому статьями 28 и 30 Конституции Российской Федерации, что недопустимо.
"По делу о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой гражданина А.В. Федичкина"Иное истолкование положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", как допускающих возможность внесудебного исключения религиозной организации из Единого государственного реестра юридических лиц без учета специфики ее деятельности и целей, ради которых она создается, приводило бы к чрезмерному ограничению прав и свобод, гарантированных каждому статьями 28 и 30 Конституции Российской Федерации, что недопустимо.
Статья: Бухгалтерская (финансовая) отчетность санатория-профилактория - НКО
(Герасимова Н.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)- для ликвидируемого юридического лица - период с 1 января года, в котором в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации, до даты внесения данной записи.
(Герасимова Н.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)- для ликвидируемого юридического лица - период с 1 января года, в котором в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации, до даты внесения данной записи.
Вопрос: Как открыть учебный центр?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К примеру, частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством РФ физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций (ч. 7 ст. 22 Закона об образовании).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К примеру, частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством РФ физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций (ч. 7 ст. 22 Закона об образовании).
Вопрос: Как выйти из состава учредителей местной религиозной организации?
("Официальный сайт Минюста России", 2021)С учетом изложенного на основании статей 45 - 46 Конституции Российской Федерации в порядке гражданского судопроизводства заинтересованное лицо вправе обратиться в суд для исключения сведений об учредителе религиозной организации из Единого государственного реестра юридических лиц.
("Официальный сайт Минюста России", 2021)С учетом изложенного на основании статей 45 - 46 Конституции Российской Федерации в порядке гражданского судопроизводства заинтересованное лицо вправе обратиться в суд для исключения сведений об учредителе религиозной организации из Единого государственного реестра юридических лиц.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 28.12.2024 N 03-15-05/133053 <Как платить страховые взносы после утраты статуса МСП?>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 9)- акционеры Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем 25% голосующих акций акционерного общества, а акционеры - иностранные юрлица или лица, не являющиеся субъектами МСП, владеют не более чем 49% голосующих акций.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 9)- акционеры Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем 25% голосующих акций акционерного общества, а акционеры - иностранные юрлица или лица, не являющиеся субъектами МСП, владеют не более чем 49% голосующих акций.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- о ликвидации общественного объединения и об исключении из ЕГРЮЛ <2>;
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- о ликвидации общественного объединения и об исключении из ЕГРЮЛ <2>;
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)2) некоммерческими организациями, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц и которые действуют в одной из следующих организационно-правовых форм:
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)2) некоммерческими организациями, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц и которые действуют в одной из следующих организационно-правовых форм:
Вопрос: Какие банковские вклады подлежат обязательному страхованию?
(Консультация эксперта, 2025)некоммерческими организациями, сведения о которых содержатся в ЕГРЮЛ и которые действуют в одной из следующих организационно-правовых форм: товарищества собственников недвижимости; потребительские кооперативы, за исключением лиц, признаваемых некредитными финансовыми организациями; казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ; общины коренных малочисленных народов РФ; религиозные организации; благотворительные фонды;
(Консультация эксперта, 2025)некоммерческими организациями, сведения о которых содержатся в ЕГРЮЛ и которые действуют в одной из следующих организационно-правовых форм: товарищества собственников недвижимости; потребительские кооперативы, за исключением лиц, признаваемых некредитными финансовыми организациями; казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ; общины коренных малочисленных народов РФ; религиозные организации; благотворительные фонды;
"Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- потребительский кооператив, за исключением лиц, признаваемых некредитными финансовыми организациями;
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- потребительский кооператив, за исключением лиц, признаваемых некредитными финансовыми организациями;