Исчисление сроков доставки грузов
Подборка наиболее важных документов по запросу Исчисление сроков доставки грузов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Открытый электронный аукцион по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...При этом согласно Правилам исчисления сроков доставки грузов... срок доставки ж/д вагона составляет не менее 9 суток и не включает в себя время на подачу/уборку вагона на подъездные пути на станции отправления/прибытия, а также на погрузо-разгрузочные операции в месте поставки. Срок, в который производитель может упаковать песок гранодиоритовый в соответствии с Техрегламентом производителя и техническим заданием заказчика и погрузить в полувагоны (6 штук), составляет не менее 10 рабочих дней, тогда как в закупочной документации заказчиком не установлен объем товара, который будет содержаться в заявке.
(КонсультантПлюс, 2025)...При этом согласно Правилам исчисления сроков доставки грузов... срок доставки ж/д вагона составляет не менее 9 суток и не включает в себя время на подачу/уборку вагона на подъездные пути на станции отправления/прибытия, а также на погрузо-разгрузочные операции в месте поставки. Срок, в который производитель может упаковать песок гранодиоритовый в соответствии с Техрегламентом производителя и техническим заданием заказчика и погрузить в полувагоны (6 штук), составляет не менее 10 рабочих дней, тогда как в закупочной документации заказчиком не установлен объем товара, который будет содержаться в заявке.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 784 "Общие положения о перевозке" ГК РФ"Разрешая спор по существу, исследовав и оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом правильного распределения бремени доказывания, руководствуясь положениями статей 329, 330, 333, 784, 785, 792, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 25, 29, 33, 97 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", пунктом 6.7 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07 августа 2015 года N 245, разъяснениями, изложенными в пунктах 73, 75, 77 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", установив факт нарушения ответчиком сроков доставки вагонов, признав обоснованными доводы ответчика об увеличении сроков доставки на основании пункта 6.7 Правил N 245, принимая во внимание компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, оценив степень соразмерности неустойки последствиям нарушенного обязательства, с учетом компенсационного характера неустойки в гражданско-правовых отношениях, принципа соразмерности начисленной неустойки последствиям неисполнения обязательств должником, исходя из периода неисполнения ответчиком своих обязательств и размера неустойки, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о явной несоразмерности заявленной к взысканию неустойки последствиям нарушения обязательства, снизив ее до 680 000 руб."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сопутствующие железнодорожной перевозке договоры и их влияние на срок доставки груза
(Белик И.А.)
("Транспортное право", 2022, N 4)В настоящее время действуют Правила исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденные Приказом Минтранса Российской Федерации от 7 августа 2015 г. N 245 (далее - Правила N 245).
(Белик И.А.)
("Транспортное право", 2022, N 4)В настоящее время действуют Правила исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденные Приказом Минтранса Российской Федерации от 7 августа 2015 г. N 245 (далее - Правила N 245).
Готовое решение: Как исчисляются сроки в гражданском праве
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что специальное законодательство может предусматривать собственные правила исчисления сроков (например, Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом). В таком случае суд может не применить общие правила, предусмотренные в Гражданском кодексе РФ (Определение ВС РФ от 05.06.2015 по делу N 307-ЭС14-2603, А56-34833/2013).
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что специальное законодательство может предусматривать собственные правила исчисления сроков (например, Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом). В таком случае суд может не применить общие правила, предусмотренные в Гражданском кодексе РФ (Определение ВС РФ от 05.06.2015 по делу N 307-ЭС14-2603, А56-34833/2013).
Нормативные акты
Приказ Минтранса России от 07.08.2015 N 245
(ред. от 28.12.2017)
"Об утверждении Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.03.2016 N 41393)Зарегистрировано в Минюсте России 14 марта 2016 г. N 41393
(ред. от 28.12.2017)
"Об утверждении Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.03.2016 N 41393)Зарегистрировано в Минюсте России 14 марта 2016 г. N 41393
Справочная информация: "Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)"Правила исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)"Правила исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом"
Статья: Если сроки доставки нарушены
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 4)Судебная практика. Рассматривая доводы о наличии форс-мажора, суды выяснили, что контейнер с грузом вышел из пункта отправления с опозданием в связи с введенными "РЖД" ограничениями, вызванными новой коронавирусной инфекцией, переполненностью контейнерного терминала на станции, а также ремонтно-путевыми работами. Фактически увеличение перевозчиком сроков доставки грузов осуществлено в соответствии с п. 6.4 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утв. Приказом Минтранса РФ от 07.08.2015 N 245. Кроме того, перевозчик уведомил заказчика о возникших форс-мажорных обстоятельствах (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 31.08.2021 N Ф03-4561/2021 по делу N А73-13989/2020).
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 4)Судебная практика. Рассматривая доводы о наличии форс-мажора, суды выяснили, что контейнер с грузом вышел из пункта отправления с опозданием в связи с введенными "РЖД" ограничениями, вызванными новой коронавирусной инфекцией, переполненностью контейнерного терминала на станции, а также ремонтно-путевыми работами. Фактически увеличение перевозчиком сроков доставки грузов осуществлено в соответствии с п. 6.4 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утв. Приказом Минтранса РФ от 07.08.2015 N 245. Кроме того, перевозчик уведомил заказчика о возникших форс-мажорных обстоятельствах (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 31.08.2021 N Ф03-4561/2021 по делу N А73-13989/2020).
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Следующей обязанностью перевозчика является своевременная доставка грузов в пункт назначения. Исчисление сроков доставки грузов зависят от особенностей работы транспорта конкретного вида. На железнодорожном транспорте сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются Приказом Минтранса России от 7 августа 2015 г. N 245 "Об утверждении Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом" <1>, однако перевозчики, грузоотправители, грузополучатели могут предусмотреть иной срок доставки грузов в договоре. В соответствии со ст. 39 УЖД исчисление срока доставки груза начинается с 24 часов дня приема груза для перевозки, указанного на накладной в календарном штемпеле железнодорожной станции и квитанции о приеме груза. Грузы считаются доставленными в срок, если на железнодорожной станции назначения они выгружены перевозчиком или если вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям до истечения установленного срока доставки.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Следующей обязанностью перевозчика является своевременная доставка грузов в пункт назначения. Исчисление сроков доставки грузов зависят от особенностей работы транспорта конкретного вида. На железнодорожном транспорте сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются Приказом Минтранса России от 7 августа 2015 г. N 245 "Об утверждении Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом" <1>, однако перевозчики, грузоотправители, грузополучатели могут предусмотреть иной срок доставки грузов в договоре. В соответствии со ст. 39 УЖД исчисление срока доставки груза начинается с 24 часов дня приема груза для перевозки, указанного на накладной в календарном штемпеле железнодорожной станции и квитанции о приеме груза. Грузы считаются доставленными в срок, если на железнодорожной станции назначения они выгружены перевозчиком или если вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям до истечения установленного срока доставки.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)- на случай, если такой срок договором не определен, предусмотрено, что груз считается утраченным, если он не был выдан в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)- на случай, если такой срок договором не определен, предусмотрено, что груз считается утраченным, если он не был выдан в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки.
Статья: Ответственность перевозчика за просрочку доставки грузов: развитие судебной практики в контексте меняющихся концепций
(Вольфсон В.Л.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 6)Природа неустойки должна зависеть не от абстрактного представления об обязательствах, за нарушение которых она применяется, в т.ч. об их техногенной обусловленности. Такого рода суждение должно увязываться с осознанием существа возникающих правоотношений. При этом правоотношения по перевозке тем или другим видом транспорта могут не в неодинаковой мере отражать специфику данного вида. И это относится не только к таким внетехнологичным элементам договоров, как, например, последствия несоблюдения формы сделки <5>, но и к видам неустоек. Так, природа санкций за просрочку доставки пассажира едва ли может зависеть от отраслевой принадлежности транспортной организации: наличие в договоре "слабой стороны" исключает отнесение на нее рисков за опоздания [10, 60]. Именно поэтому штрафной является неустойка не только в п. 13 ст. 34 УАТ, но и в ст. 110 УЖТ. Напротив, в грузоперевозках риски опоздания, в целом, разумеется, относимые на сторону, отвечающую за транспортировку, т.е. на перевозчика, должны частично перераспределяться на другого предпринимателя (грузоотправителя) ввиду того, что систематический и профессиональный характер его деятельности неотделим от нормальных для нее предпринимательских рисков, в том числе и опозданий перевозчика. Следовательно, правовой режим ответственности перевозчика в таких договорах должен учитывать специфику вида транспорта. Автор этой работы не желал бы, да и не вправе высказывать суждения, требующие технических познаний, но в виде предположения, доступного обычному здравому смыслу, считал бы возможным указать на железнодорожный транспорт как на самый зависимый из всех, чья деятельность урегулирована ТУКами, от технической среды, имея в виду связанность железнодорожной колеей, критическую зависимость от состояния подвижного состава и цикличность функционирования объектов железнодорожной инфраструктуры. Только на железнодорожном транспорте сроки доставки грузов определяются нормативно в силу диспозитивного правила ст. 33 УЖТ, а Правила исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом <6> содержат подробную регламентацию расчета этих сроков, основанную на нормах суточного пробега, с разбивкой по перевозкам различного типа; в случае, когда сроки устанавливаются в договоре, суды их корректируют, если они не учитывали предусмотренные этими Правилами многочисленные исключения (см. п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"), что свидетельствует о признании императивности этих исключений. По-видимому, при такой техногенной обусловленности предпринимательской деятельности лицо, ее осуществляющее, должно принимать на себя все риски ее ведения, в том числе и возникающие из технических отказов, но лишь те из них, что непосредственно связаны с ее осуществлением. Это означает, что железнодорожный перевозчик должен принимать на себя только те последствия нарушения сроков доставки груза, которые порождаются задержкой его прибытия на станцию назначения - без включения в них рисков претерпевания грузоотправителем санкций, примененных к нему его контрагентом в связи с просрочкой доставки. Отсюда следует, что неустойка за просрочку доставки груза железной дорогой должна быть только исключительной, хотя и значительной по размеру. Автомобильный транспорт по уровню зависимости от технических условий перевозки, особенно по маневренности, противоположен железнодорожному; поэтому штрафная неустойка здесь может быть оправданна. По-видимому, перевозка воздушным и водным транспортом будет занимать промежуточное положение, что может предполагать зачетную природу неустойки за такое же нарушение.
(Вольфсон В.Л.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 6)Природа неустойки должна зависеть не от абстрактного представления об обязательствах, за нарушение которых она применяется, в т.ч. об их техногенной обусловленности. Такого рода суждение должно увязываться с осознанием существа возникающих правоотношений. При этом правоотношения по перевозке тем или другим видом транспорта могут не в неодинаковой мере отражать специфику данного вида. И это относится не только к таким внетехнологичным элементам договоров, как, например, последствия несоблюдения формы сделки <5>, но и к видам неустоек. Так, природа санкций за просрочку доставки пассажира едва ли может зависеть от отраслевой принадлежности транспортной организации: наличие в договоре "слабой стороны" исключает отнесение на нее рисков за опоздания [10, 60]. Именно поэтому штрафной является неустойка не только в п. 13 ст. 34 УАТ, но и в ст. 110 УЖТ. Напротив, в грузоперевозках риски опоздания, в целом, разумеется, относимые на сторону, отвечающую за транспортировку, т.е. на перевозчика, должны частично перераспределяться на другого предпринимателя (грузоотправителя) ввиду того, что систематический и профессиональный характер его деятельности неотделим от нормальных для нее предпринимательских рисков, в том числе и опозданий перевозчика. Следовательно, правовой режим ответственности перевозчика в таких договорах должен учитывать специфику вида транспорта. Автор этой работы не желал бы, да и не вправе высказывать суждения, требующие технических познаний, но в виде предположения, доступного обычному здравому смыслу, считал бы возможным указать на железнодорожный транспорт как на самый зависимый из всех, чья деятельность урегулирована ТУКами, от технической среды, имея в виду связанность железнодорожной колеей, критическую зависимость от состояния подвижного состава и цикличность функционирования объектов железнодорожной инфраструктуры. Только на железнодорожном транспорте сроки доставки грузов определяются нормативно в силу диспозитивного правила ст. 33 УЖТ, а Правила исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом <6> содержат подробную регламентацию расчета этих сроков, основанную на нормах суточного пробега, с разбивкой по перевозкам различного типа; в случае, когда сроки устанавливаются в договоре, суды их корректируют, если они не учитывали предусмотренные этими Правилами многочисленные исключения (см. п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"), что свидетельствует о признании императивности этих исключений. По-видимому, при такой техногенной обусловленности предпринимательской деятельности лицо, ее осуществляющее, должно принимать на себя все риски ее ведения, в том числе и возникающие из технических отказов, но лишь те из них, что непосредственно связаны с ее осуществлением. Это означает, что железнодорожный перевозчик должен принимать на себя только те последствия нарушения сроков доставки груза, которые порождаются задержкой его прибытия на станцию назначения - без включения в них рисков претерпевания грузоотправителем санкций, примененных к нему его контрагентом в связи с просрочкой доставки. Отсюда следует, что неустойка за просрочку доставки груза железной дорогой должна быть только исключительной, хотя и значительной по размеру. Автомобильный транспорт по уровню зависимости от технических условий перевозки, особенно по маневренности, противоположен железнодорожному; поэтому штрафная неустойка здесь может быть оправданна. По-видимому, перевозка воздушным и водным транспортом будет занимать промежуточное положение, что может предполагать зачетную природу неустойки за такое же нарушение.
Готовое решение: Что такое прямые смешанные перевозки и единый транспортный документ (ЕТД)
(КонсультантПлюс, 2025)Общий срок доставки груза в прямом смешанном сообщении определяется исходя из совокупности сроков перевозки груза видами транспорта, участвующими в такой перевозке. Они рассчитываются на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих в отношении таких видов транспорта, а также сроков выполнения операций по передаче груза с одного вида транспорта на другой, установленных соглашением об организации перевозок в прямом смешанном сообщении. Иное может быть установлено в указанном соглашении (п. 4 ч. 3, ч. 9 ст. 2 Закона о прямых смешанных перевозках).
(КонсультантПлюс, 2025)Общий срок доставки груза в прямом смешанном сообщении определяется исходя из совокупности сроков перевозки груза видами транспорта, участвующими в такой перевозке. Они рассчитываются на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих в отношении таких видов транспорта, а также сроков выполнения операций по передаче груза с одного вида транспорта на другой, установленных соглашением об организации перевозок в прямом смешанном сообщении. Иное может быть установлено в указанном соглашении (п. 4 ч. 3, ч. 9 ст. 2 Закона о прямых смешанных перевозках).
"Справочник по доказыванию в арбитражном процессе"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Исчисление срока доставки груза и порожних вагонов в железнодорожном транспорте начинается с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем приема груза и порожних вагонов для перевозки, указанным в оригинале транспортной железнодорожной накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля" либо в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления". Дата истечения срока доставки груза и порожних вагонов указывается перевозчиком во всех листах транспортной железнодорожной накладной.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Исчисление срока доставки груза и порожних вагонов в железнодорожном транспорте начинается с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем приема груза и порожних вагонов для перевозки, указанным в оригинале транспортной железнодорожной накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля" либо в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления". Дата истечения срока доставки груза и порожних вагонов указывается перевозчиком во всех листах транспортной железнодорожной накладной.