Ип однодневка
Подборка наиболее важных документов по запросу Ип однодневка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию ИФНС правомерной, основные доходы в проверяемом периоде получены заявленными контрагентами от налогоплательщика, при этом денежные средства транзитом переводились на счета контрагентов, обратно налогоплательщику либо в адрес сомнительных организаций/фирм-однодневок, были направлены на приобретение векселей либо обналичены, а также переведены в адрес ИП за транспортные услуги (НДС не облагается).
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию ИФНС правомерной, основные доходы в проверяемом периоде получены заявленными контрагентами от налогоплательщика, при этом денежные средства транзитом переводились на счета контрагентов, обратно налогоплательщику либо в адрес сомнительных организаций/фирм-однодневок, были направлены на приобретение векселей либо обналичены, а также переведены в адрес ИП за транспортные услуги (НДС не облагается).
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 173.1 "Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица" УК РФ"Вопреки доводам кассационной жалобы, закон не содержит обязательных требований при описании диспозиции объективной стороны состава преступления - наличие фирмы однодневки, поскольку диспозиция ст. 173.1 УК РФ, состоит из двух частей: образование (создание, реорганизация) юридического лица через подставных лиц, и предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей данных, повлекших внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставных лицах."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)Как указал суд, признавая позицию ИФНС правомерной, основные доходы в проверяемом периоде получены заявленными контрагентами от налогоплательщика, при этом денежные средства транзитом переводились на счета контрагентов, обратно налогоплательщику либо в адрес сомнительных организаций/фирм-однодневок, были направлены на приобретение векселей либо обналичены, а также переведены в адрес ИП за транспортные услуги (НДС не облагается).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)Как указал суд, признавая позицию ИФНС правомерной, основные доходы в проверяемом периоде получены заявленными контрагентами от налогоплательщика, при этом денежные средства транзитом переводились на счета контрагентов, обратно налогоплательщику либо в адрес сомнительных организаций/фирм-однодневок, были направлены на приобретение векселей либо обналичены, а также переведены в адрес ИП за транспортные услуги (НДС не облагается).
Статья: Преступления в сфере экономики, связанные с незаконным образованием юридического лица через подставных лиц, а также незаконным использованием документов
(Ларичев В.Д.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 2)История борьбы с фирмами-однодневками насчитывает более двух десятков лет. Вначале это были фирмы, даже не прошедшие регистрацию в налоговых органах, либо существовавшие с липовыми свидетельствами о регистрации, либо использовались поддельные учредительные и иные документы. С принятием Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" делать это становилось все труднее, поэтому преступники изыскивали все новые способы создания фирм-однодневок.
(Ларичев В.Д.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 2)История борьбы с фирмами-однодневками насчитывает более двух десятков лет. Вначале это были фирмы, даже не прошедшие регистрацию в налоговых органах, либо существовавшие с липовыми свидетельствами о регистрации, либо использовались поддельные учредительные и иные документы. С принятием Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" делать это становилось все труднее, поэтому преступники изыскивали все новые способы создания фирм-однодневок.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 09.10.2019 N ГД-4-14/20704@
<О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 3 (2019)>В представленном заявлении указано, что в ходе проведения мероприятий налогового контроля по декларациям НДС у налогового органа имеются основания полагать, что организация обладает признаками "фирмы-однодневки", а руководитель является "номинальным".
<О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 3 (2019)>В представленном заявлении указано, что в ходе проведения мероприятий налогового контроля по декларациям НДС у налогового органа имеются основания полагать, что организация обладает признаками "фирмы-однодневки", а руководитель является "номинальным".
Статья: Обзор актов ВС РФ по дроблению бизнеса за 2022 год
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 8)И если поиском фирм-однодневок во многом занимаются эффективно действующие автоматизированные системы (прежде всего АСК "НДС" и АИС "Налог"), а на плечи инспектора ложится проведение допроса свидетелей, то при рассмотрении группы компаний значительно вырастает роль квалификации конкретного сотрудника налогового органа и превалирующая в судебной практике позиция, позволяющая получить ответ на вопрос о том, образует ли установленная налоговой проверкой совокупность доказательств умысел на уклонение от уплаты налогов.
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 8)И если поиском фирм-однодневок во многом занимаются эффективно действующие автоматизированные системы (прежде всего АСК "НДС" и АИС "Налог"), а на плечи инспектора ложится проведение допроса свидетелей, то при рассмотрении группы компаний значительно вырастает роль квалификации конкретного сотрудника налогового органа и превалирующая в судебной практике позиция, позволяющая получить ответ на вопрос о том, образует ли установленная налоговой проверкой совокупность доказательств умысел на уклонение от уплаты налогов.
Статья: О практике применения ограничительных мер на регистрационные действия в Едином государственном реестре юридических лиц при исполнении исполнительного документа
(Гусаков С.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При этом аналогичные положения о возможности установления соответствующих ограничений не были внесены в Закон об исполнительном производстве.
(Гусаков С.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При этом аналогичные положения о возможности установления соответствующих ограничений не были внесены в Закон об исполнительном производстве.
"Налоговое планирование: более 60 законных схем"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)Неправомерное ведение деятельности
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)Неправомерное ведение деятельности
Вопрос: ИП обратился в свой банк с требованием о возврате денежных средств, перечисленных по договору поставки, поскольку он как банк отправителя не проверил надлежащим образом реквизиты, перечислив денежные средства на счет иного ООО с другим ИНН. Банк отказал ИП в возврате денежных средств. Правомерны ли действия банка?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Индивидуальный предприниматель (покупатель) и ООО (поставщик) посредством электронного обмена заключили договор поставки, согласно которому товар отгружается поставщиком после получения поставщиком денежных средств. Покупатель оплатил выставленные поставщиком счета по указанным в договоре реквизитам в полном объеме. В связи с неисполнением поставщиком обязательства по поставке товара покупатель потребовал от ООО возврата денежных средств. В ответе было указано, что ООО не ведет деятельности по торговле товаром и данный договор поставки не заключало, денежные средства от индивидуального предпринимателя не получало. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий было установлено, что денежные средства были перечислены на счет фирмы-однодневки с одноименным названием (ИНН отличный от указанного в договоре поставки), которая закрыла счет после поступления денежных средств. Индивидуальный предприниматель обратился в свой банк с требованием о возврате денежных средств, перечисленных по договору поставки, поскольку он как банк отправителя не проверил надлежащим образом реквизиты, перечислив денежные средства на счет иного ООО с другим ИНН. Банк отказал индивидуальному предпринимателю в возврате денежных средств. Правомерны ли действия банка?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Индивидуальный предприниматель (покупатель) и ООО (поставщик) посредством электронного обмена заключили договор поставки, согласно которому товар отгружается поставщиком после получения поставщиком денежных средств. Покупатель оплатил выставленные поставщиком счета по указанным в договоре реквизитам в полном объеме. В связи с неисполнением поставщиком обязательства по поставке товара покупатель потребовал от ООО возврата денежных средств. В ответе было указано, что ООО не ведет деятельности по торговле товаром и данный договор поставки не заключало, денежные средства от индивидуального предпринимателя не получало. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий было установлено, что денежные средства были перечислены на счет фирмы-однодневки с одноименным названием (ИНН отличный от указанного в договоре поставки), которая закрыла счет после поступления денежных средств. Индивидуальный предприниматель обратился в свой банк с требованием о возврате денежных средств, перечисленных по договору поставки, поскольку он как банк отправителя не проверил надлежащим образом реквизиты, перечислив денежные средства на счет иного ООО с другим ИНН. Банк отказал индивидуальному предпринимателю в возврате денежных средств. Правомерны ли действия банка?
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 8)Денежные средства по уступленным правам требования были перечислены цессионариям (являющимся фирмами-однодневками) в течение нескольких дней. Сама оплата уступки производилась не за счет собственных денежных средств новых кредиторов, а за счет денежных средств должников, хотя должники обладали необходимыми суммами для уплаты задолженности до уступки права требования.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 8)Денежные средства по уступленным правам требования были перечислены цессионариям (являющимся фирмами-однодневками) в течение нескольких дней. Сама оплата уступки производилась не за счет собственных денежных средств новых кредиторов, а за счет денежных средств должников, хотя должники обладали необходимыми суммами для уплаты задолженности до уступки права требования.
Статья: Прокурорский надзор за исполнением законодательства в налоговой сфере: актуальные проблемы и перспективы
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Пункт 2.10 Приказа от 24 октября 2023 г. N 736 не имеет отношения к соблюдению налоговой дисциплины, но в связи с тем, что ФНС России согласно абз. 2 п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, и с учетом современной внешнеполитической ситуации органы прокуратуры обязаны в обязательном порядке давать уголовно-правовую оценку фактам привлечения фирм-однодневок к выводу и хищению денежных средств, выделенных на реализацию государственного оборонного заказа и мероприятий федеральных целевых программ. Еще в 2020 г. отмечалось, что во взаимодействии с Федеральной службой по финансовому мониторингу РФ "...развернута широкомасштабная работа по пресечению фактов включения в систему кооперации оборонных предприятий, исполнителей заданий государственного оборонного заказа фирм-однодневок и посредников" <12>. Кроме того, Министерством финансов РФ в Письме от 14 июня 2023 г. N 03-02-06/54373 указывалось, что "...количество организаций оборонно-промышленного комплекса, имеющих налоговую задолженность, составляет порядка 22,4% от их общего количества на сумму 30 792,2 млн рублей. Из этих 22,4% больше половины (55,8%) являются недобросовестными (осуществляют расчеты через фирмы-однодневки, используют схемы по незаконной оптимизации налоговой нагрузки, игнорируют свои обязанности по уплате налоговых платежей и т.д.)".
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Пункт 2.10 Приказа от 24 октября 2023 г. N 736 не имеет отношения к соблюдению налоговой дисциплины, но в связи с тем, что ФНС России согласно абз. 2 п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, и с учетом современной внешнеполитической ситуации органы прокуратуры обязаны в обязательном порядке давать уголовно-правовую оценку фактам привлечения фирм-однодневок к выводу и хищению денежных средств, выделенных на реализацию государственного оборонного заказа и мероприятий федеральных целевых программ. Еще в 2020 г. отмечалось, что во взаимодействии с Федеральной службой по финансовому мониторингу РФ "...развернута широкомасштабная работа по пресечению фактов включения в систему кооперации оборонных предприятий, исполнителей заданий государственного оборонного заказа фирм-однодневок и посредников" <12>. Кроме того, Министерством финансов РФ в Письме от 14 июня 2023 г. N 03-02-06/54373 указывалось, что "...количество организаций оборонно-промышленного комплекса, имеющих налоговую задолженность, составляет порядка 22,4% от их общего количества на сумму 30 792,2 млн рублей. Из этих 22,4% больше половины (55,8%) являются недобросовестными (осуществляют расчеты через фирмы-однодневки, используют схемы по незаконной оптимизации налоговой нагрузки, игнорируют свои обязанности по уплате налоговых платежей и т.д.)".
Статья: Возможные подходы к обеспечению уголовной наказуемости действий, способствующих уклонению от уплаты налогов
(Горобец Д.Г.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 6)Рассматриваемые пособнические действия оказывают существенное стимулирующее воздействие, выполняя в определенной степени даже подстрекательскую функцию. Предприниматель, осознав, насколько просто можно сэкономить около трети доходов, воспользовавшись услугами "технических" компаний <7>, выдавая их за своих контрагентов, решается на совершение преступления. Высокая степень общественной опасности данных пособнических действий требует соответствующих мер уголовного реагирования. Следственно-судебная практика по п. "а" ч. 2 ст. 199 УК РФ свидетельствует об игнорировании контрагентов, способствующих своими действиями уклонению от уплаты налогов, как субъектов уголовного преследования. Объяснение сложившемуся подходу, по мнению автора, заключается в особенностях методики расследования данной категории уголовных дел. Ее основные направления и формы реализации приведены в Методических рекомендациях "Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)" <8>. В них рекомендуется подробно рассматривать взаимоотношения налогоплательщика с контрагентами, устанавливая их фиктивность и аффилированность как основной доказательственный критерий наличия умысла на уклонение от уплаты налога. При этом умысел устанавливается лишь у должностного лица налогоплательщика, полностью игнорируя возможное наличие аналогичного умысла у должностных лиц контрагентов, являющихся фирмами-"однодневками". Для налогового органа такой подход естественен исходя из участия в налоговых отношениях только индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Ответственным за налоговое правонарушение может быть только налогоплательщик, а способствующие его совершению другие лица остаются за пределами сферы налоговой ответственности. Уголовно-правовая оценка неуплаты налогов предусматривает рассмотрение действий как должностного лица налогоплательщика, так и иных лиц. Квалификация действий не представляет сложностей, а проблемой уголовного преследования является трудоемкость установления физического лица, реально осуществлявшего посреднические действия от имени контрагента - "технической" компании (фирмы-"однодневки").
(Горобец Д.Г.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 6)Рассматриваемые пособнические действия оказывают существенное стимулирующее воздействие, выполняя в определенной степени даже подстрекательскую функцию. Предприниматель, осознав, насколько просто можно сэкономить около трети доходов, воспользовавшись услугами "технических" компаний <7>, выдавая их за своих контрагентов, решается на совершение преступления. Высокая степень общественной опасности данных пособнических действий требует соответствующих мер уголовного реагирования. Следственно-судебная практика по п. "а" ч. 2 ст. 199 УК РФ свидетельствует об игнорировании контрагентов, способствующих своими действиями уклонению от уплаты налогов, как субъектов уголовного преследования. Объяснение сложившемуся подходу, по мнению автора, заключается в особенностях методики расследования данной категории уголовных дел. Ее основные направления и формы реализации приведены в Методических рекомендациях "Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)" <8>. В них рекомендуется подробно рассматривать взаимоотношения налогоплательщика с контрагентами, устанавливая их фиктивность и аффилированность как основной доказательственный критерий наличия умысла на уклонение от уплаты налога. При этом умысел устанавливается лишь у должностного лица налогоплательщика, полностью игнорируя возможное наличие аналогичного умысла у должностных лиц контрагентов, являющихся фирмами-"однодневками". Для налогового органа такой подход естественен исходя из участия в налоговых отношениях только индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Ответственным за налоговое правонарушение может быть только налогоплательщик, а способствующие его совершению другие лица остаются за пределами сферы налоговой ответственности. Уголовно-правовая оценка неуплаты налогов предусматривает рассмотрение действий как должностного лица налогоплательщика, так и иных лиц. Квалификация действий не представляет сложностей, а проблемой уголовного преследования является трудоемкость установления физического лица, реально осуществлявшего посреднические действия от имени контрагента - "технической" компании (фирмы-"однодневки").
Статья: Общие вопросы выявления и расследования преступлений в финансово-бюджетной сфере
(Клещенко Ю.Г.)
("Российский следователь", 2022, N 12)- использование в реализации финансовых операций организаций, не ведущих реальную деятельность (фирм-однодневок);
(Клещенко Ю.Г.)
("Российский следователь", 2022, N 12)- использование в реализации финансовых операций организаций, не ведущих реальную деятельность (фирм-однодневок);
Статья: Реформирование НДС и специальных налоговых режимов, гармонизация налоговой системы
(Давлетшин Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 2)Льгота по отчислениям в социальные фонды для крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) и ИП приводила и приводит к тому, что работники теряли стаж работы и пенсионные накопления. Несмотря на то что в настоящее время эти вопросы частично урегулированы, де-факто ИП и члены КФХ обречены на низкие пенсии, поэтому данная льгота не может являться целесообразной.
(Давлетшин Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 2)Льгота по отчислениям в социальные фонды для крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) и ИП приводила и приводит к тому, что работники теряли стаж работы и пенсионные накопления. Несмотря на то что в настоящее время эти вопросы частично урегулированы, де-факто ИП и члены КФХ обречены на низкие пенсии, поэтому данная льгота не может являться целесообразной.