Инвентаризация земельных участков
Подборка наиболее важных документов по запросу Инвентаризация земельных участков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 43 "Особенности осуществления государственного кадастрового учета при уточнении границ земельных участков" Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости""По смыслу вышеприведенных положений статьи 43 Закона о регистрации недвижимости приоритетными документами при обосновании местоположения уточняемых границ земельного участка являются правоустанавливающие (правоподтверждающие) документы либо документы, определявшие местоположение границ земельного участка при его образовании, а при их отсутствии иные картографические материалы (документы), полученные из картографо-геодезического фонда, государственного фонда данных, документы, являющиеся картографической основой кадастра недвижимости, подтверждающие фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет (ситуационные планы, подготовленные органами технической инвентаризации, схемы территориального планирования, генеральные планы поселений, проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических и дачных товариществ и т.п.)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как провести инвентаризацию основных средств и прав пользования активами
(КонсультантПлюс, 2025)Инвентаризацию недвижимого имущества (земельных участков, зданий, сооружений, иных объектов, прочно связанных с землей, воздушных, морских и речных судов), учтенного в составе ОС или ППА, в целом проводят так же, как и инвентаризацию других активов этих категорий, но с учетом некоторых особенностей.
(КонсультантПлюс, 2025)Инвентаризацию недвижимого имущества (земельных участков, зданий, сооружений, иных объектов, прочно связанных с землей, воздушных, морских и речных судов), учтенного в составе ОС или ППА, в целом проводят так же, как и инвентаризацию других активов этих категорий, но с учетом некоторых особенностей.
Типовая ситуация: Основные средства: бухгалтерский и налоговый учет
(Издательство "Главная книга", 2025)Инвентаризацию всех ОС, в том числе земельных участков и другой недвижимости, можно проводить один раз в три года при годовой инвентаризации. Отдельные ОС инвентаризируют при смене материально ответственных лиц и в некоторых других случаях на основании отдельных приказов. Комиссия проверяет наличие ОС и возможность их использования по назначению. Результаты оформляют описью ИНВ-1 и сличительной ведомостью ИНВ-18.
(Издательство "Главная книга", 2025)Инвентаризацию всех ОС, в том числе земельных участков и другой недвижимости, можно проводить один раз в три года при годовой инвентаризации. Отдельные ОС инвентаризируют при смене материально ответственных лиц и в некоторых других случаях на основании отдельных приказов. Комиссия проверяет наличие ОС и возможность их использования по назначению. Результаты оформляют описью ИНВ-1 и сличительной ведомостью ИНВ-18.
Нормативные акты
Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О землеустройстве"Статья 13. Инвентаризация земель
(ред. от 08.08.2024)
"О землеустройстве"Статья 13. Инвентаризация земель
Статья: Установление индивидуализирующих характеристик земельного участка в спорах о приобретательной давности
(Пархоменко Д.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 1)- динамические, определяющие изменение объекта во времени. До недавнего времени основными документами, дающими представление об изменении границ землепользования или его отсутствии, давали такие же статические срезы, выполняемые, как правило, довольно редко: технические паспорта и учетные карточки бюро технической инвентаризации, где фиксировались схематично границы земельного участка под домовладением; картографические материалы местности, топосъемки и иные материалы.
(Пархоменко Д.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 1)- динамические, определяющие изменение объекта во времени. До недавнего времени основными документами, дающими представление об изменении границ землепользования или его отсутствии, давали такие же статические срезы, выполняемые, как правило, довольно редко: технические паспорта и учетные карточки бюро технической инвентаризации, где фиксировались схематично границы земельного участка под домовладением; картографические материалы местности, топосъемки и иные материалы.
Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль.
Зависит ли признание расходов на межевание, топографию, инвентаризацию от наличия у плательщика налога на прибыль свидетельства о собственности на землю
(КонсультантПлюс, 2025)Суд указал, что налогоплательщик правомерно учел в расходах затраты на инвентаризацию земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему на праве оперативного управления объекты недвижимости.
Зависит ли признание расходов на межевание, топографию, инвентаризацию от наличия у плательщика налога на прибыль свидетельства о собственности на землю
(КонсультантПлюс, 2025)Суд указал, что налогоплательщик правомерно учел в расходах затраты на инвентаризацию земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему на праве оперативного управления объекты недвижимости.
Готовое решение: Как учреждению провести инвентаризацию нефинансовых активов
(КонсультантПлюс, 2025)Инвентаризацию непроизведенных активов (в том числе земельных участков) производите методами осмотра (пп. "а" п. 18 Общих требований к инвентаризации).
(КонсультантПлюс, 2025)Инвентаризацию непроизведенных активов (в том числе земельных участков) производите методами осмотра (пп. "а" п. 18 Общих требований к инвентаризации).
Готовое решение: Как учреждению заполнять инвентаризационную опись (сличительную ведомость) по объектам нефинансовых активов по форме 0510466
(КонсультантПлюс, 2025)в графе 8 приводится статус объекта с учетом оценки его техсостояния и (или) степени вовлеченности в хозяйственный оборот. Например, для объектов основных средств может быть указано: "в эксплуатации", "сломан, не эксплуатируется", "физический износ", "моральный износ", "находится на консервации", "находится на реконструкции"; для материальных запасов: "в запасе (для использования)", "ненадлежащего качества", "поврежден", "истек срок хранения". Если при инвентаризации для земельного участка выявлена актуальная кадастровая стоимость, следует указать "переоценка" (Письмо Минфина России от 28.02.2025 N 02-06-08/19737);
(КонсультантПлюс, 2025)в графе 8 приводится статус объекта с учетом оценки его техсостояния и (или) степени вовлеченности в хозяйственный оборот. Например, для объектов основных средств может быть указано: "в эксплуатации", "сломан, не эксплуатируется", "физический износ", "моральный износ", "находится на консервации", "находится на реконструкции"; для материальных запасов: "в запасе (для использования)", "ненадлежащего качества", "поврежден", "истек срок хранения". Если при инвентаризации для земельного участка выявлена актуальная кадастровая стоимость, следует указать "переоценка" (Письмо Минфина России от 28.02.2025 N 02-06-08/19737);
"Годовой отчет для казенных учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)При проведении инвентаризации по земельным участкам следует осуществить выверку имеющихся правоустанавливающих документов, учетных данных и данных Единого государственного реестра недвижимости.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)При проведении инвентаризации по земельным участкам следует осуществить выверку имеющихся правоустанавливающих документов, учетных данных и данных Единого государственного реестра недвижимости.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Нужно ли оформлять дополнительное соглашение, если меняется размер арендной платы в соответствии с предусмотренным механизмом в договоре аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Уведомлением от 12.08.2009 N 2611-18 Комитет известил Общество об изменении арендной платы с 07.07.2009 на основании пункта 3.6 договора, в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2004 N 1561 "О методиках определения арендной платы за земельные участки" (далее - постановление N 1561) и ведомостью инвентаризации земельного участка по функциональному использованию территории по состоянию на 07.07.2009, составленной государственным унитарным предприятием "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" 05.08.2009 регистрационный N 22442Б-09/1.
Нужно ли оформлять дополнительное соглашение, если меняется размер арендной платы в соответствии с предусмотренным механизмом в договоре аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Уведомлением от 12.08.2009 N 2611-18 Комитет известил Общество об изменении арендной платы с 07.07.2009 на основании пункта 3.6 договора, в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2004 N 1561 "О методиках определения арендной платы за земельные участки" (далее - постановление N 1561) и ведомостью инвентаризации земельного участка по функциональному использованию территории по состоянию на 07.07.2009, составленной государственным унитарным предприятием "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" 05.08.2009 регистрационный N 22442Б-09/1.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Можно ли взимать плату за пользование публичным имуществом исходя из утвержденных ставок, если договор аренды признан недействительным или незаключенным
(КонсультантПлюс, 2025)На территории Санкт-Петербурга размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга или неразграниченной собственности, определяется в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 05.12.2007 N 608-119 "О Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга", а также принятым во исполнение данного Закона постановлением N 1379, которым утверждено Положение о порядке определения базовых ставок арендной платы и коэффициентов, используемых в Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, об особых случаях и порядке определения арендной платы. Согласно пунктам 2.7, 2.8 данного Положения арендная плата рассчитывается с применением кода функционального использования территории Кн - 18,0, а иные коды Кн применяются при предоставлении ведомости инвентаризации земельного участка или при установлении в договоре аренды при его заключении одного вида функционального использования земельного участка. Для уточнения функционального использования земельного участка используются: документы бухгалтерской отчетности за истекший отчетный период, лицензии на виды деятельности, требующие лицензирования, учредительные документы (для некоммерческих организаций); справки федерального органа государственной власти, уполномоченного на осуществление деятельности в сфере государственной статистики, по присвоенным кодам ОКВЭД, ОКП, ОКДП, ОКУН..."
Можно ли взимать плату за пользование публичным имуществом исходя из утвержденных ставок, если договор аренды признан недействительным или незаключенным
(КонсультантПлюс, 2025)На территории Санкт-Петербурга размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга или неразграниченной собственности, определяется в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 05.12.2007 N 608-119 "О Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга", а также принятым во исполнение данного Закона постановлением N 1379, которым утверждено Положение о порядке определения базовых ставок арендной платы и коэффициентов, используемых в Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, об особых случаях и порядке определения арендной платы. Согласно пунктам 2.7, 2.8 данного Положения арендная плата рассчитывается с применением кода функционального использования территории Кн - 18,0, а иные коды Кн применяются при предоставлении ведомости инвентаризации земельного участка или при установлении в договоре аренды при его заключении одного вида функционального использования земельного участка. Для уточнения функционального использования земельного участка используются: документы бухгалтерской отчетности за истекший отчетный период, лицензии на виды деятельности, требующие лицензирования, учредительные документы (для некоммерческих организаций); справки федерального органа государственной власти, уполномоченного на осуществление деятельности в сфере государственной статистики, по присвоенным кодам ОКВЭД, ОКП, ОКДП, ОКУН..."
Статья: Юридические процедуры предоставления земельных участков для захоронения
(Бурганова Г.В.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 2)В большинстве муниципалитетов Российской Федерации администрации кладбища осуществляют выдачу удостоверения (паспорта) на захоронение. Данный документ является подтверждением права на использование соответствующего земельного участка для организации места погребения. Администрация кладбища подчиняется администрации соответствующего муниципального образования и осуществляет весь комплекс хозяйственно-устроительных работ по содержанию территории кладбища. Полномочия администрации кладбища по оказанию рассматриваемой муниципальной услуги и предоставлению места для захоронения заключаются в выделении соответствующего земельного участка, установлении его границ, инвентаризации земельного участка и подготовке его к захоронению тела умершего.
(Бурганова Г.В.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 2)В большинстве муниципалитетов Российской Федерации администрации кладбища осуществляют выдачу удостоверения (паспорта) на захоронение. Данный документ является подтверждением права на использование соответствующего земельного участка для организации места погребения. Администрация кладбища подчиняется администрации соответствующего муниципального образования и осуществляет весь комплекс хозяйственно-устроительных работ по содержанию территории кладбища. Полномочия администрации кладбища по оказанию рассматриваемой муниципальной услуги и предоставлению места для захоронения заключаются в выделении соответствующего земельного участка, установлении его границ, инвентаризации земельного участка и подготовке его к захоронению тела умершего.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Орган местного самоуправления вправе обратиться в суд в случае обнаружения неустраненного ранее выявленного нарушения, в частности самовольного занятия земельного участка или его части <1>. Необходимо отметить, что нередко такие ситуации возникают из-за недостаточной инвентаризации земельных участков органами местного самоуправления, неполного размежевания, невнесения данных в кадастровые карты. С проблемой учета земельных участков сталкиваются практически все органы муниципального земельного контроля, поскольку каждый земельный участок как объект недвижимости должен иметь свой оригинальный кадастровый номер, присваиваемый Росреестром России (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), что обусловливает необходимость проведения постоянной работы, связанной с осуществлением кадастровых работ, установлением или изменением границ земельных участков, описанием местоположения указанных границ <2> и установлением их на местности <3>, составлением карт (планов) земельных участков с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности <4>, осуществление других видов работ, связанных с инвентаризацией земель для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, как того требует ст. 13 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве". Данные о земельных участках меняются практически каждый день, что, безусловно, усложняет осуществление муниципального контроля, влечет судебные споры <5>. Кроме того, мероприятия по землеустройству, включая описание местоположения и установление на местности границ земельных участков, а также проверка их в ходе муниципального контроля трудозатратны, требуют обеспечения земельных контролеров (инспекторов) и иных специалистов соответствующими приборами, оборудованием (дальномер, тахеометр, квадрокоптер с камерой, нивелир, GPS-оборудование, лазерная рулетка и проч.), компьютерами, принтерами, сканерами, а также интернет-связью, в том числе на сельскохозяйственных участках. Далеко не во всех муниципальных образованиях есть необходимые геодезические приборы, муниципальным земельным контролерам приходится производить замеры обычной рулеткой, что в дальнейшем при оформлении координат на карте получается неточным и приводит к конфликтам.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Орган местного самоуправления вправе обратиться в суд в случае обнаружения неустраненного ранее выявленного нарушения, в частности самовольного занятия земельного участка или его части <1>. Необходимо отметить, что нередко такие ситуации возникают из-за недостаточной инвентаризации земельных участков органами местного самоуправления, неполного размежевания, невнесения данных в кадастровые карты. С проблемой учета земельных участков сталкиваются практически все органы муниципального земельного контроля, поскольку каждый земельный участок как объект недвижимости должен иметь свой оригинальный кадастровый номер, присваиваемый Росреестром России (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), что обусловливает необходимость проведения постоянной работы, связанной с осуществлением кадастровых работ, установлением или изменением границ земельных участков, описанием местоположения указанных границ <2> и установлением их на местности <3>, составлением карт (планов) земельных участков с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности <4>, осуществление других видов работ, связанных с инвентаризацией земель для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, как того требует ст. 13 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве". Данные о земельных участках меняются практически каждый день, что, безусловно, усложняет осуществление муниципального контроля, влечет судебные споры <5>. Кроме того, мероприятия по землеустройству, включая описание местоположения и установление на местности границ земельных участков, а также проверка их в ходе муниципального контроля трудозатратны, требуют обеспечения земельных контролеров (инспекторов) и иных специалистов соответствующими приборами, оборудованием (дальномер, тахеометр, квадрокоптер с камерой, нивелир, GPS-оборудование, лазерная рулетка и проч.), компьютерами, принтерами, сканерами, а также интернет-связью, в том числе на сельскохозяйственных участках. Далеко не во всех муниципальных образованиях есть необходимые геодезические приборы, муниципальным земельным контролерам приходится производить замеры обычной рулеткой, что в дальнейшем при оформлении координат на карте получается неточным и приводит к конфликтам.
Статья: Инвентаризация основных средств и прав пользования активами
(Гущина И.Э.)
("Бухгалтерский учет", 2025, N 4)В процессе инвентаризации недвижимого имущества (земельных участков, зданий, сооружений, иных объектов, прочно связанных с землей), учтенного в составе ОС, дополнительно проверяются и указываются в описях основные характеристики объектов недвижимости, например:
(Гущина И.Э.)
("Бухгалтерский учет", 2025, N 4)В процессе инвентаризации недвижимого имущества (земельных участков, зданий, сооружений, иных объектов, прочно связанных с землей), учтенного в составе ОС, дополнительно проверяются и указываются в описях основные характеристики объектов недвижимости, например: