Инвентаризация общественных территорий



Подборка наиболее важных документов по запросу Инвентаризация общественных территорий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Муниципальная программа
(КонсультантПлюс, 2025)
...Доказательств, подтверждающих, что использование средств субсидии в целях благоустройства общественных территорий являлось невозможным при наличии только результатов инвентаризации общественных территорий, без дополнительных затрат на инженерные изыскания и разработку проектно-сметной документации, материалы дела не содержат.
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.10.2024 N 88-16901/2024 (УИД 66RS0053-01-2023-001722-92)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: 1) Об устранении препятствий в пользовании земельным участком; 2) Об исправлении реестровой ошибки.
Обстоятельства: Истцы указали, что при межевании спорного земельного участка допущена реестровая ошибка, впоследствии воспроизведенная при разделе земельного участка в границах принадлежащих ответчикам земельных участков, поскольку существующий на момент межевания проезд, расположенный на землях квартала, территориально включен в границы земельного участка, принадлежащего на праве частной собственности.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.
Доводы о том, что спорная дорога отсутствовала в проекте перераспределения земель 1992 года, то есть на момент образования участка сельскохозяйственного назначения, появилась не ранее, чем организовано СНТ "Фиалка", проложена самовольно, в связи с чем не имелось оснований учитывать ее границы в 2006 году, материалы инвентаризации факта отнесения дороги к землям общего пользования не подтверждает, а также доводы о том, что суд апелляционной инстанции незаконно указал на неизменность границ земельных участков, смежных с проездом, с 2002 года, что не соответствует материалам дела и экспертизе, с учетом изложенных выше выводов, подлежат отклонению судом кассационной инстанции, как направленные на переоценку установленных на основе совокупности согласующихся между собой доказательств фактических обстоятельств дела.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Дворовая территория
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)
При этом следует учитывать, что согласно п. 1.1 Рекомендаций к процессу инвентаризации территорий инвентаризации подлежат все дворовые, общественные территории индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения (включая объекты блокированной застройки), муниципального образования, объектов недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и земельных участков, находящихся в собственности (пользовании) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые подлежали благоустройству не позднее 2020 года за счет средств указанных лиц.
Статья: О проблемах вовлечения населения в решение вопросов развития городской среды
(Фомин А.Н.)
("Местное право", 2024, N 6)
В-третьих, что касается благоустройства территорий с формулировкой "в первоочередном порядке". Единственным критерием, хоть как-то объясняющим смысл проведения онлайн-голосования по отбору территорий, подлежащих благоустройству, является указание на то обстоятельство, что территория, набравшая максимальное количество голосов в ходе голосования, будет благоустроена в первоочередном порядке по сравнению с другими территориями, получившими меньшее количество голосов. Вместе с тем значимость данного критерия проявляется только в том случае, если работы по благоустройству проводятся исключительно в отношении территорий-победителей, а остальные территории, принимающие участие в голосовании, но не вошедшие в число победителей, благоустраиваться не будут. При таких условиях цена победы в голосовании действительно высока, точно так же как цена победы в избирательной кампании - заветную должность получит только один кандидат, набравший наибольшее число голосов избирателей. Однако по факту дело обстоит иначе. Например, в Волгограде в ходе голосования в апреле - мае 2024 г. на онлайн-платформе было представлено 8 общественных территорий, из которых 2 территории были признаны победителями по итогам голосования - парк Героев-летчиков и прилегающая территория к ЗАГС по пр-кту Университетскому, 64, которые должны быть благоустроены в 2025 году (https://34.gorodsreda.ru). Вместе с тем, согласно разд. 1 муниципальной программы Волгограда "Формирование современной городской среды" (далее - муниципальная программа Волгограда) - физическое состояние дворовых и общественных территорий устанавливается по результатам инвентаризации, проведенной органами местного самоуправления Волгограда... В ходе реализации Программы все дворовые и общественные территории, определенные по результатам инвентаризации как нуждающиеся в благоустройстве, должны быть благоустроены" <29>. В приложении 2 к муниципальной программе Волгограда сформирован адресный перечень всех общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве, с указанием сроков выполнения работ. В этот перечень, кроме прочего, внесены все 8 территорий, за которые голосовали граждане в апреле - мае 2024 г., причем для всех этих территорий (и для победителей голосования, и для проигравших) проставлен одинаковый срок выполнения работ - 2025 год.
показать больше документов

Нормативные акты

Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710
(ред. от 07.11.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"
ж) адресный перечень общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния) и подлежащих благоустройству в указанный период. Физическое состояние общественной территории и необходимость ее благоустройства определяются по результатам инвентаризации общественной территории, проведенной в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В указанный адресный перечень включаются общественные территории, благоустройство которых планируется осуществлять за счет средств субсидии из федерального бюджета, а также за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников, отобранные в том числе по результатам голосования по отбору общественных территорий и в рамках реализации инициативных проектов;
Приказ Минстроя России от 25.07.2025 N 446/пр
"Об утверждении методики расчета показателя "Улучшение качества среды для жизни в опорных населенных пунктах" федерального проекта "Развитие инфраструктуры в населенных пунктах" национального проекта "Инфраструктура для жизни" и о признании утратившими силу некоторых приказов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации"
19.3. Компонент для базового периода принимает значение 0%. Расчет компонента проводится с 2026 года, после проведения в 2025 году инвентаризации общественных территорий ОНП и оценки степени благоустройства, в соответствии с методикой проведения инвентаризации, разработанной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
показать больше документов