Инвентаризация общественных территорий
Подборка наиболее важных документов по запросу Инвентаризация общественных территорий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Муниципальная программа
(КонсультантПлюс, 2025)...Доказательств, подтверждающих, что использование средств субсидии в целях благоустройства общественных территорий являлось невозможным при наличии только результатов инвентаризации общественных территорий, без дополнительных затрат на инженерные изыскания и разработку проектно-сметной документации, материалы дела не содержат.
(КонсультантПлюс, 2025)...Доказательств, подтверждающих, что использование средств субсидии в целях благоустройства общественных территорий являлось невозможным при наличии только результатов инвентаризации общественных территорий, без дополнительных затрат на инженерные изыскания и разработку проектно-сметной документации, материалы дела не содержат.
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.10.2024 N 88-16901/2024 (УИД 66RS0053-01-2023-001722-92)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: 1) Об устранении препятствий в пользовании земельным участком; 2) Об исправлении реестровой ошибки.
Обстоятельства: Истцы указали, что при межевании спорного земельного участка допущена реестровая ошибка, впоследствии воспроизведенная при разделе земельного участка в границах принадлежащих ответчикам земельных участков, поскольку существующий на момент межевания проезд, расположенный на землях квартала, территориально включен в границы земельного участка, принадлежащего на праве частной собственности.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.Доводы о том, что спорная дорога отсутствовала в проекте перераспределения земель 1992 года, то есть на момент образования участка сельскохозяйственного назначения, появилась не ранее, чем организовано СНТ "Фиалка", проложена самовольно, в связи с чем не имелось оснований учитывать ее границы в 2006 году, материалы инвентаризации факта отнесения дороги к землям общего пользования не подтверждает, а также доводы о том, что суд апелляционной инстанции незаконно указал на неизменность границ земельных участков, смежных с проездом, с 2002 года, что не соответствует материалам дела и экспертизе, с учетом изложенных выше выводов, подлежат отклонению судом кассационной инстанции, как направленные на переоценку установленных на основе совокупности согласующихся между собой доказательств фактических обстоятельств дела.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: 1) Об устранении препятствий в пользовании земельным участком; 2) Об исправлении реестровой ошибки.
Обстоятельства: Истцы указали, что при межевании спорного земельного участка допущена реестровая ошибка, впоследствии воспроизведенная при разделе земельного участка в границах принадлежащих ответчикам земельных участков, поскольку существующий на момент межевания проезд, расположенный на землях квартала, территориально включен в границы земельного участка, принадлежащего на праве частной собственности.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.Доводы о том, что спорная дорога отсутствовала в проекте перераспределения земель 1992 года, то есть на момент образования участка сельскохозяйственного назначения, появилась не ранее, чем организовано СНТ "Фиалка", проложена самовольно, в связи с чем не имелось оснований учитывать ее границы в 2006 году, материалы инвентаризации факта отнесения дороги к землям общего пользования не подтверждает, а также доводы о том, что суд апелляционной инстанции незаконно указал на неизменность границ земельных участков, смежных с проездом, с 2002 года, что не соответствует материалам дела и экспертизе, с учетом изложенных выше выводов, подлежат отклонению судом кассационной инстанции, как направленные на переоценку установленных на основе совокупности согласующихся между собой доказательств фактических обстоятельств дела.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Дворовая территория
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом следует учитывать, что согласно п. 1.1 Рекомендаций к процессу инвентаризации территорий инвентаризации подлежат все дворовые, общественные территории индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения (включая объекты блокированной застройки), муниципального образования, объектов недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и земельных участков, находящихся в собственности (пользовании) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые подлежали благоустройству не позднее 2020 года за счет средств указанных лиц.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом следует учитывать, что согласно п. 1.1 Рекомендаций к процессу инвентаризации территорий инвентаризации подлежат все дворовые, общественные территории индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения (включая объекты блокированной застройки), муниципального образования, объектов недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и земельных участков, находящихся в собственности (пользовании) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые подлежали благоустройству не позднее 2020 года за счет средств указанных лиц.
Статья: О проблемах вовлечения населения в решение вопросов развития городской среды
(Фомин А.Н.)
("Местное право", 2024, N 6)В-третьих, что касается благоустройства территорий с формулировкой "в первоочередном порядке". Единственным критерием, хоть как-то объясняющим смысл проведения онлайн-голосования по отбору территорий, подлежащих благоустройству, является указание на то обстоятельство, что территория, набравшая максимальное количество голосов в ходе голосования, будет благоустроена в первоочередном порядке по сравнению с другими территориями, получившими меньшее количество голосов. Вместе с тем значимость данного критерия проявляется только в том случае, если работы по благоустройству проводятся исключительно в отношении территорий-победителей, а остальные территории, принимающие участие в голосовании, но не вошедшие в число победителей, благоустраиваться не будут. При таких условиях цена победы в голосовании действительно высока, точно так же как цена победы в избирательной кампании - заветную должность получит только один кандидат, набравший наибольшее число голосов избирателей. Однако по факту дело обстоит иначе. Например, в Волгограде в ходе голосования в апреле - мае 2024 г. на онлайн-платформе было представлено 8 общественных территорий, из которых 2 территории были признаны победителями по итогам голосования - парк Героев-летчиков и прилегающая территория к ЗАГС по пр-кту Университетскому, 64, которые должны быть благоустроены в 2025 году (https://34.gorodsreda.ru). Вместе с тем, согласно разд. 1 муниципальной программы Волгограда "Формирование современной городской среды" (далее - муниципальная программа Волгограда) - физическое состояние дворовых и общественных территорий устанавливается по результатам инвентаризации, проведенной органами местного самоуправления Волгограда... В ходе реализации Программы все дворовые и общественные территории, определенные по результатам инвентаризации как нуждающиеся в благоустройстве, должны быть благоустроены" <29>. В приложении 2 к муниципальной программе Волгограда сформирован адресный перечень всех общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве, с указанием сроков выполнения работ. В этот перечень, кроме прочего, внесены все 8 территорий, за которые голосовали граждане в апреле - мае 2024 г., причем для всех этих территорий (и для победителей голосования, и для проигравших) проставлен одинаковый срок выполнения работ - 2025 год.
(Фомин А.Н.)
("Местное право", 2024, N 6)В-третьих, что касается благоустройства территорий с формулировкой "в первоочередном порядке". Единственным критерием, хоть как-то объясняющим смысл проведения онлайн-голосования по отбору территорий, подлежащих благоустройству, является указание на то обстоятельство, что территория, набравшая максимальное количество голосов в ходе голосования, будет благоустроена в первоочередном порядке по сравнению с другими территориями, получившими меньшее количество голосов. Вместе с тем значимость данного критерия проявляется только в том случае, если работы по благоустройству проводятся исключительно в отношении территорий-победителей, а остальные территории, принимающие участие в голосовании, но не вошедшие в число победителей, благоустраиваться не будут. При таких условиях цена победы в голосовании действительно высока, точно так же как цена победы в избирательной кампании - заветную должность получит только один кандидат, набравший наибольшее число голосов избирателей. Однако по факту дело обстоит иначе. Например, в Волгограде в ходе голосования в апреле - мае 2024 г. на онлайн-платформе было представлено 8 общественных территорий, из которых 2 территории были признаны победителями по итогам голосования - парк Героев-летчиков и прилегающая территория к ЗАГС по пр-кту Университетскому, 64, которые должны быть благоустроены в 2025 году (https://34.gorodsreda.ru). Вместе с тем, согласно разд. 1 муниципальной программы Волгограда "Формирование современной городской среды" (далее - муниципальная программа Волгограда) - физическое состояние дворовых и общественных территорий устанавливается по результатам инвентаризации, проведенной органами местного самоуправления Волгограда... В ходе реализации Программы все дворовые и общественные территории, определенные по результатам инвентаризации как нуждающиеся в благоустройстве, должны быть благоустроены" <29>. В приложении 2 к муниципальной программе Волгограда сформирован адресный перечень всех общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве, с указанием сроков выполнения работ. В этот перечень, кроме прочего, внесены все 8 территорий, за которые голосовали граждане в апреле - мае 2024 г., причем для всех этих территорий (и для победителей голосования, и для проигравших) проставлен одинаковый срок выполнения работ - 2025 год.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710
(ред. от 07.11.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"ж) адресный перечень общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния) и подлежащих благоустройству в указанный период. Физическое состояние общественной территории и необходимость ее благоустройства определяются по результатам инвентаризации общественной территории, проведенной в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В указанный адресный перечень включаются общественные территории, благоустройство которых планируется осуществлять за счет средств субсидии из федерального бюджета, а также за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников, отобранные в том числе по результатам голосования по отбору общественных территорий и в рамках реализации инициативных проектов;
(ред. от 07.11.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"ж) адресный перечень общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния) и подлежащих благоустройству в указанный период. Физическое состояние общественной территории и необходимость ее благоустройства определяются по результатам инвентаризации общественной территории, проведенной в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В указанный адресный перечень включаются общественные территории, благоустройство которых планируется осуществлять за счет средств субсидии из федерального бюджета, а также за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников, отобранные в том числе по результатам голосования по отбору общественных территорий и в рамках реализации инициативных проектов;
Приказ Минстроя России от 25.07.2025 N 446/пр
"Об утверждении методики расчета показателя "Улучшение качества среды для жизни в опорных населенных пунктах" федерального проекта "Развитие инфраструктуры в населенных пунктах" национального проекта "Инфраструктура для жизни" и о признании утратившими силу некоторых приказов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации"19.3. Компонент для базового периода принимает значение 0%. Расчет компонента проводится с 2026 года, после проведения в 2025 году инвентаризации общественных территорий ОНП и оценки степени благоустройства, в соответствии с методикой проведения инвентаризации, разработанной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
"Об утверждении методики расчета показателя "Улучшение качества среды для жизни в опорных населенных пунктах" федерального проекта "Развитие инфраструктуры в населенных пунктах" национального проекта "Инфраструктура для жизни" и о признании утратившими силу некоторых приказов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации"19.3. Компонент для базового периода принимает значение 0%. Расчет компонента проводится с 2026 года, после проведения в 2025 году инвентаризации общественных территорий ОНП и оценки степени благоустройства, в соответствии с методикой проведения инвентаризации, разработанной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Статья: Отчет о промежуточных результатах контрольного мероприятия "Проверка целевого и результативного использования межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, направленных в 2019 - 2022 годах и истекшем периоде 2023 года на реализацию мероприятий федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" национального проекта "Жилье и городская среда", в Республике Башкортостан и Тверской области"
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 6)<126> Не размещены в 2021 году: ежемесячный отчет о реализации мероприятий по формированию комфортной городской среды, сведения об утверждении или корректировке правил благоустройства поселений, в состав которых входят населенные пункты с численностью населения свыше 1 000 человек со сроком размещения до 1 ноября 2021 года; в 2021 и 2022 годах: сведения об актуализации результатов инвентаризации дворовых и общественных территорий муниципального образования, объектов недвижимого имущества и земельных участков, уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения, в соответствии с региональным порядком проведения инвентаризации.
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 6)<126> Не размещены в 2021 году: ежемесячный отчет о реализации мероприятий по формированию комфортной городской среды, сведения об утверждении или корректировке правил благоустройства поселений, в состав которых входят населенные пункты с численностью населения свыше 1 000 человек со сроком размещения до 1 ноября 2021 года; в 2021 и 2022 годах: сведения об актуализации результатов инвентаризации дворовых и общественных территорий муниципального образования, объектов недвижимого имущества и земельных участков, уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения, в соответствии с региональным порядком проведения инвентаризации.
Вопрос: Кто должен составлять и для чего используется паспорт благоустройства дворовых территорий?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В частности, Порядок инвентаризации дворовой территории, общественной территории, уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения, утв. Постановлением Правительства Новосибирской области от 16.02.2015 N 66-п в качестве Приложения к подпрограмме "Благоустройство территорий населенных пунктов" государственной программы Новосибирской области "Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области" (далее - Порядок).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В частности, Порядок инвентаризации дворовой территории, общественной территории, уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения, утв. Постановлением Правительства Новосибирской области от 16.02.2015 N 66-п в качестве Приложения к подпрограмме "Благоустройство территорий населенных пунктов" государственной программы Новосибирской области "Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области" (далее - Порядок).