Инструкция по исполнению наказаний
Подборка наиболее важных документов по запросу Инструкция по исполнению наказаний (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 64 "Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление" УК РФ"Мотивы неприменения положений ст. 64 УК РФ в отношении Р. судом указаны, и они являются верными. Несмотря на тяжелую ситуацию, в которой оказался осужденный, исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступлений, поведением виновного во время или после совершения преступлений, и других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступлений, по делу не установлено. Фактические обстоятельства тяжких и средней тяжести преступлений и данные о личности Р. не свидетельствуют о меньшей степени общественной опасности, в связи с чем суд обоснованно не усмотрел оснований для применения положений ч. 6 ст. 15 УК РФ. Суд аргументированно отверг и возможность применения при назначении осужденному наказания положений ст. 73 УК РФ."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 66 "Назначение наказания за неоконченное преступление" УК РФ"Учитывая, что Т. совершено оконченное преступление, оснований для применения при назначении ей наказания положений ст. 66 УК РФ, регулирующей правила назначения наказания за неоконченное преступление, у суда не имелось."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные вопросы судебной практики рассмотрения дел, связанных с оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции
(Докшина А.Ю., Парфенова А.С.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)Применение положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замена
(Докшина А.Ю., Парфенова А.С.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)Применение положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замена
Готовое решение: Как уволить работника, осужденного к наказанию по приговору суда
(КонсультантПлюс, 2025)Если по приговору суда работник лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, то копию приговора суда вы получите от уголовно-исполнительной инспекции (п. "а" ч. 2 ст. 34 УИК РФ, п. 31 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной Приказом Минюста России от 20.05.2009 N 142).
(КонсультантПлюс, 2025)Если по приговору суда работник лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, то копию приговора суда вы получите от уголовно-исполнительной инспекции (п. "а" ч. 2 ст. 34 УИК РФ, п. 31 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной Приказом Минюста России от 20.05.2009 N 142).
Нормативные акты
"Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ
(ред. от 07.04.2025)Глава 11. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ
(ред. от 07.04.2025)Глава 11. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ
Приказ Минюста России от 11.10.2010 N 258
(ред. от 02.11.2016)
"Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.10.2010 N 18780)Зарегистрировано в Минюсте России 21 октября 2010 г. N 18780
(ред. от 02.11.2016)
"Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.10.2010 N 18780)Зарегистрировано в Минюсте России 21 октября 2010 г. N 18780
Статья: Регулирование конфликта интересов в судебных системах США и России: правовые механизмы и практика
(Гинзбург И.В., Белослудцев О.С., Бухмин С.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 3)Роберт Дж. Мартино отметил, что некоторые штаты США придали Канонам "фактическую силу закона", считая их набором существенных правил, за нарушение которых должны последовать санкции. При этом сами Каноны не были предназначены для этого, не содержали каких-либо положений о применении дисциплинарных наказаний <10>. В американской научной литературе преобладает точка зрения, что Каноны по своей сути были скорее "памяткой" для судей, нежели реальным руководством; в отсутствие реальных санкций за нарушения они были малоэффективными <11>.
(Гинзбург И.В., Белослудцев О.С., Бухмин С.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 3)Роберт Дж. Мартино отметил, что некоторые штаты США придали Канонам "фактическую силу закона", считая их набором существенных правил, за нарушение которых должны последовать санкции. При этом сами Каноны не были предназначены для этого, не содержали каких-либо положений о применении дисциплинарных наказаний <10>. В американской научной литературе преобладает точка зрения, что Каноны по своей сути были скорее "памяткой" для судей, нежели реальным руководством; в отсутствие реальных санкций за нарушения они были малоэффективными <11>.
Статья: Уголовное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
(Питкевич Л.П.)
("Российский судья", 2021, N 11)Результаты исследования. Базовыми нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок назначения и исполнения рассматриваемого наказания, выступают: Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ); Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее - УИК РФ); Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. N 729 "Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности" <1>; Приказ Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) от 20 мая 2009 г. N 142 (ред. от 22.08.2014) "Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества" <2>; Приказ Минюста России и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 190/912 "Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений" <3>.
(Питкевич Л.П.)
("Российский судья", 2021, N 11)Результаты исследования. Базовыми нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок назначения и исполнения рассматриваемого наказания, выступают: Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ); Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее - УИК РФ); Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. N 729 "Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности" <1>; Приказ Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) от 20 мая 2009 г. N 142 (ред. от 22.08.2014) "Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества" <2>; Приказ Минюста России и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 190/912 "Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений" <3>.
Готовое решение: Как уволить осужденного к исправительным работам
(КонсультантПлюс, 2025)Если с таким работником заключен срочный трудовой договор до окончания срока исправительных работ, то при их окончании можете уволить его в связи с истечением срока трудового договора. Если он заключен на неопределенный срок, в том числе если работник трудился у вас до назначения наказания, то уволить его можно по другим общим основаниям. Например, по соглашению сторон (ч. 1 ст. 58, ст. ст. 77 - 78, ч. 1, 2 ст. 79 ТК РФ, п. 64 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества). Соблюдайте общий порядок увольнения по соответствующему основанию и дополнительно учтите, в частности, следующее:
(КонсультантПлюс, 2025)Если с таким работником заключен срочный трудовой договор до окончания срока исправительных работ, то при их окончании можете уволить его в связи с истечением срока трудового договора. Если он заключен на неопределенный срок, в том числе если работник трудился у вас до назначения наказания, то уволить его можно по другим общим основаниям. Например, по соглашению сторон (ч. 1 ст. 58, ст. ст. 77 - 78, ч. 1, 2 ст. 79 ТК РФ, п. 64 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества). Соблюдайте общий порядок увольнения по соответствующему основанию и дополнительно учтите, в частности, следующее:
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Что касается вопроса о разделении ответственности за нарушение правил дорожного движения или в случае ДТП беспилотного автомобиля, в правилах указано, что если есть водитель, то дело должно решаться с привязкой к текущему законодательству в этой сфере, т.е. при наличии водителя ответственность будет совпадать с той, что предусмотрена при вождении автомобиля без ИИ. При отсутствии водителя в принципе ответственность за нарушение закона и компенсацию несут владелец и оператор транспортного средства, но соответствующие положения о баллах водителя не применяются к наказанию нарушителя.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Что касается вопроса о разделении ответственности за нарушение правил дорожного движения или в случае ДТП беспилотного автомобиля, в правилах указано, что если есть водитель, то дело должно решаться с привязкой к текущему законодательству в этой сфере, т.е. при наличии водителя ответственность будет совпадать с той, что предусмотрена при вождении автомобиля без ИИ. При отсутствии водителя в принципе ответственность за нарушение закона и компенсацию несут владелец и оператор транспортного средства, но соответствующие положения о баллах водителя не применяются к наказанию нарушителя.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<20> См.: Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"; Инструкция по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества (утверждена Приказом Минюста России от 20 мая 2009 г. N 142).
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<20> См.: Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"; Инструкция по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества (утверждена Приказом Минюста России от 20 мая 2009 г. N 142).
Статья: Нормативное определение субъектов, уполномоченных инициировать отмену условного осуждения, нуждается в корректировке
(Скрипченко Н.Ю., Янович М.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 4)Несмотря на значительный период времени, прошедший с момента реформирования системы территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний, положения закона, определяющие субъекта обращения в суд за отменой условного осуждения, не претерпели изменения. Немногочисленные попытки оспорить полномочность должностных лиц, инициирующих отмену условного осуждения, не влекут на практике отказа в удовлетворении представления в связи с отсутствием полномочий у начальника филиала уголовно-исполнительной инспекции на обращение в суд с соответствующим представлением <7>. Судебные же решения в этой части не отличаются аргументированностью, содержат формальное указание о том, что представление от имени инспекции внесено уполномоченным лицом <8> и содержит в себе все сведения, предусмотренные уголовным и уголовно-процессуальным законами, необходимые для его рассмотрения по существу <9>.
(Скрипченко Н.Ю., Янович М.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 4)Несмотря на значительный период времени, прошедший с момента реформирования системы территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний, положения закона, определяющие субъекта обращения в суд за отменой условного осуждения, не претерпели изменения. Немногочисленные попытки оспорить полномочность должностных лиц, инициирующих отмену условного осуждения, не влекут на практике отказа в удовлетворении представления в связи с отсутствием полномочий у начальника филиала уголовно-исполнительной инспекции на обращение в суд с соответствующим представлением <7>. Судебные же решения в этой части не отличаются аргументированностью, содержат формальное указание о том, что представление от имени инспекции внесено уполномоченным лицом <8> и содержит в себе все сведения, предусмотренные уголовным и уголовно-процессуальным законами, необходимые для его рассмотрения по существу <9>.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Точно такое же основание для аннулирования квалификационного аттестата аудитора предусматривалось в подп. 2 п. 1 ст. 16 Закона 2001 г. об аудите. Такой вид уголовного наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, предусмотрен в п. "б" ч. 1 ст. 44 УК РФ. Применение данного вида наказания регламентировано положениями ст. 47 УК РФ. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью регламентировано положениями гл. 6 УИК РФ;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Точно такое же основание для аннулирования квалификационного аттестата аудитора предусматривалось в подп. 2 п. 1 ст. 16 Закона 2001 г. об аудите. Такой вид уголовного наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, предусмотрен в п. "б" ч. 1 ст. 44 УК РФ. Применение данного вида наказания регламентировано положениями ст. 47 УК РФ. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью регламентировано положениями гл. 6 УИК РФ;