Инструкция о порядке предоставления результатов ОРМ
Подборка наиболее важных документов по запросу Инструкция о порядке предоставления результатов ОРМ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 29.08.2024 N 77-1037/2024 (УИД 06RS0006-01-2022-000523-98)
Приговор: По п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, оправдан по ч. 1 ст. 174.1 УК РФ (незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов; легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления).
Определение: Приговор изменен: обстоятельством, смягчающим наказание осужденного, признаны признательные показания, данные лицом в качестве подозреваемого и обвиняемого; смягчено наказание до 11 лет 6 месяцев лишения свободы.Представленные суду данные оперативно-розыскных мероприятий обоснованно признаны судом допустимыми доказательствами и положены в основу обвинительного приговора, поскольку проведены оперативно-розыскные мероприятия в установленном Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" порядке. В дальнейшем, в соответствии с "Инструкцией о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу следствия, прокурору, в суд", они рассекречены и направлены органу расследования и в соответствии с требованиями УПК РФ легализованы в рамках предварительного следствия.
Приговор: По п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, оправдан по ч. 1 ст. 174.1 УК РФ (незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов; легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления).
Определение: Приговор изменен: обстоятельством, смягчающим наказание осужденного, признаны признательные показания, данные лицом в качестве подозреваемого и обвиняемого; смягчено наказание до 11 лет 6 месяцев лишения свободы.Представленные суду данные оперативно-розыскных мероприятий обоснованно признаны судом допустимыми доказательствами и положены в основу обвинительного приговора, поскольку проведены оперативно-розыскные мероприятия в установленном Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" порядке. В дальнейшем, в соответствии с "Инструкцией о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу следствия, прокурору, в суд", они рассекречены и направлены органу расследования и в соответствии с требованиями УПК РФ легализованы в рамках предварительного следствия.
Кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 26.06.2024 N 77-800/2024 (УИД 26RS0010-01-2023-003132-14)
Приговор: По п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов).
Определение: Приговор оставлен без изменения.Представленные суду данные оперативно-розыскных мероприятий обоснованно признаны судом допустимыми доказательствами и положены в основу обвинительного приговора, поскольку проведены оперативно-розыскные мероприятия в установленном Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" порядке. В дальнейшем, в соответствии с "Инструкцией о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу следствия, прокурору, в суд", они направлены органу расследования и в соответствии с требованиями УПК РФ в дальнейшем легализованы в рамках предварительного следствия.
Приговор: По п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов).
Определение: Приговор оставлен без изменения.Представленные суду данные оперативно-розыскных мероприятий обоснованно признаны судом допустимыми доказательствами и положены в основу обвинительного приговора, поскольку проведены оперативно-розыскные мероприятия в установленном Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" порядке. В дальнейшем, в соответствии с "Инструкцией о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу следствия, прокурору, в суд", они направлены органу расследования и в соответствии с требованиями УПК РФ в дальнейшем легализованы в рамках предварительного следствия.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
(Тугутов Б.А.)
("Законность", 2023, N 8)Помимо Закона об ОРД, который довольно общий и "рамочный", не раскрывающий многие вопросы, касающиеся порядка осуществления отдельных ОРМ, их тактики и методики, а также порядка рассекречивания и представления материалов ОРД органам следствия, дознания и суду, большое значение имеют подзаконные акты, которые непосредственно регламентируют те частные вопросы, которые не охвачены Законом об ОРД. В первую очередь к ним относится Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд <1> (далее - Инструкция). Кроме того, фактически при осуществлении надзора прокуроры вынуждены обращаться и к содержанию нормативных актов, издаваемых каждым ведомством, которое уполномочено в силу ст. 13 Закона об ОРД на осуществление ОРД. Как правило, речь идет о "закрытых" по объективным причинам для широкой общественности документах, поскольку в них содержатся подробные сведения о тактике и методах проведения отдельных ОРМ с учетом специфики деятельности каждого государственного органа, уполномоченного на осуществление ОРД.
(Тугутов Б.А.)
("Законность", 2023, N 8)Помимо Закона об ОРД, который довольно общий и "рамочный", не раскрывающий многие вопросы, касающиеся порядка осуществления отдельных ОРМ, их тактики и методики, а также порядка рассекречивания и представления материалов ОРД органам следствия, дознания и суду, большое значение имеют подзаконные акты, которые непосредственно регламентируют те частные вопросы, которые не охвачены Законом об ОРД. В первую очередь к ним относится Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд <1> (далее - Инструкция). Кроме того, фактически при осуществлении надзора прокуроры вынуждены обращаться и к содержанию нормативных актов, издаваемых каждым ведомством, которое уполномочено в силу ст. 13 Закона об ОРД на осуществление ОРД. Как правило, речь идет о "закрытых" по объективным причинам для широкой общественности документах, поскольку в них содержатся подробные сведения о тактике и методах проведения отдельных ОРМ с учетом специфики деятельности каждого государственного органа, уполномоченного на осуществление ОРД.
Статья: О проблеме проведения гласных оперативно-разыскных мероприятий при выявлении и раскрытии преступлений в сфере экономики
(Петров С.П.)
("Российский следователь", 2022, N 3)Имеют ли такие права и обязанности "дееспособные граждане", указанные в Инструкции? Трудно ответить утвердительно. Участвуют они в оперативно-разыскном мероприятии добровольно, в соответствии с п. 26 в числе прочих участников имеют право знакомиться с "протоколом изъятия" и делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении, что не означает их права делать замечания оперативным сотрудникам при проведении ОРМ до оформления протокола. Что же касается обязанностей и возможной ответственности, то здесь и вовсе зияет правовой пробел. И вряд ли наличие подобных противоречий положительно влияет на полноценное формирование из результатов оперативно-разыскной деятельности доказательств, как того требует Инструкция о порядке представления результатов оперативно-разыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд.
(Петров С.П.)
("Российский следователь", 2022, N 3)Имеют ли такие права и обязанности "дееспособные граждане", указанные в Инструкции? Трудно ответить утвердительно. Участвуют они в оперативно-разыскном мероприятии добровольно, в соответствии с п. 26 в числе прочих участников имеют право знакомиться с "протоколом изъятия" и делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении, что не означает их права делать замечания оперативным сотрудникам при проведении ОРМ до оформления протокола. Что же касается обязанностей и возможной ответственности, то здесь и вовсе зияет правовой пробел. И вряд ли наличие подобных противоречий положительно влияет на полноценное формирование из результатов оперативно-разыскной деятельности доказательств, как того требует Инструкция о порядке представления результатов оперативно-разыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд.
Нормативные акты
Приказ МВД России N 776, Минобороны России N 703, ФСБ России N 509, ФСО России N 507, ФТС России N 1820, СВР России N 42, ФСИН России N 535, ФСКН России N 398, СК России N 68 от 27.09.2013
"Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд"
(Зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2013 N 30544)11. Если в результате проведения проверочной закупки не удалось задокументировать подготавливаемое, совершаемое или совершенное противоправное деяние, то ее результаты приобщаются к материалам повторной проверочной закупки или к другим материалам ОРМ, содержащим признаки преступления, которые представляются уполномоченным должностным лицам (органам) в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
"Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд"
(Зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2013 N 30544)11. Если в результате проведения проверочной закупки не удалось задокументировать подготавливаемое, совершаемое или совершенное противоправное деяние, то ее результаты приобщаются к материалам повторной проверочной закупки или к другим материалам ОРМ, содержащим признаки преступления, которые представляются уполномоченным должностным лицам (органам) в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
Приказ ФНС России N ММВ-7-2/950@, ФТС России N 1815 от 20.11.2017
"О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности налоговому органу"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2017 N 49359)1.1. В налоговый орган могут направляться результаты оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД), полученные в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, при отсутствии угрозы причинения вреда интересам оперативно-служебной деятельности раскрытием такой информации.
"О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности налоговому органу"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2017 N 49359)1.1. В налоговый орган могут направляться результаты оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД), полученные в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, при отсутствии угрозы причинения вреда интересам оперативно-служебной деятельности раскрытием такой информации.
Статья: Вопросы совершенствования деятельности следователя по использованию результатов ОРД в качестве доказательств при расследовании преступлений, совершаемых организованными группами
(Коновалова Е.А.)
("Российский следователь", 2022, N 10)<2> Приказ МВД России, Министерства обороны РФ, ФСБ России, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета РФ от 27 сентября 2013 г. N 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд" // СПС "Гарант" (дата обращения: 27.01.2021).
(Коновалова Е.А.)
("Российский следователь", 2022, N 10)<2> Приказ МВД России, Министерства обороны РФ, ФСБ России, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета РФ от 27 сентября 2013 г. N 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд" // СПС "Гарант" (дата обращения: 27.01.2021).
Статья: Изменение существующей парадигмы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе
(Назаров М.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 1)Изменение существующей парадигмы необходимо и с целью приведения в соответствие норм права, регламентирующих уголовное судопроизводство и осуществление ОРД. В настоящее время вопросы использования результатов ОРД в уголовном процессе в большей степени регулируются ФЗ об ОРД, Инструкцией о порядке предоставления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд, а не УПК РФ.
(Назаров М.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 1)Изменение существующей парадигмы необходимо и с целью приведения в соответствие норм права, регламентирующих уголовное судопроизводство и осуществление ОРД. В настоящее время вопросы использования результатов ОРД в уголовном процессе в большей степени регулируются ФЗ об ОРД, Инструкцией о порядке предоставления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд, а не УПК РФ.