Инструкция о порядке предоставления материалов ОРД
Подборка наиболее важных документов по запросу Инструкция о порядке предоставления материалов ОРД (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 09.09.2024 N 77-3109/2024 (УИД 71RS0016-01-2020-000722-30)
Приговор: По ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 210, п. "а", "г" ч. 4 ст. 228.1, ч. 5 ст. 228.1 УК РФ (покушение; организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней); незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов...).
Определение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.Поскольку оперативно-розыскные мероприятия, вопреки утверждениям защитника осужденного К.А. - адвоката Дурова Е.Г., осужденного З., в ходе которых выявлены факты противоправной деятельности П.В., С.О., Л.А.В., К.В., Н.Ю., Е., К.А., М.А., Т.А., Х., Л.П., С.А., К.Н., Ч., Т.Н., З., М.Е., С.Р., С.И. по участию, а П.В. и руководству, в преступном сообществе, а также по незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ были проведены в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", полученные материалы предоставлены следственному органу в полном соответствии с требованиями Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, утвержденной межведомственным приказом от 27 сентября 2013 года, их результаты обоснованно признаны допустимыми доказательствами и положены в основу приговора.
Приговор: По ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 210, п. "а", "г" ч. 4 ст. 228.1, ч. 5 ст. 228.1 УК РФ (покушение; организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней); незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов...).
Определение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.Поскольку оперативно-розыскные мероприятия, вопреки утверждениям защитника осужденного К.А. - адвоката Дурова Е.Г., осужденного З., в ходе которых выявлены факты противоправной деятельности П.В., С.О., Л.А.В., К.В., Н.Ю., Е., К.А., М.А., Т.А., Х., Л.П., С.А., К.Н., Ч., Т.Н., З., М.Е., С.Р., С.И. по участию, а П.В. и руководству, в преступном сообществе, а также по незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ были проведены в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", полученные материалы предоставлены следственному органу в полном соответствии с требованиями Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, утвержденной межведомственным приказом от 27 сентября 2013 года, их результаты обоснованно признаны допустимыми доказательствами и положены в основу приговора.
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 03.09.2024 N 77-3200/2024 (УИД 64RS0047-01-2022-004209-64)
Приговор: По ч. 3 ст. 159, ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество).
Определение: Приговор оставлен без изменения.Оперативно-розыскные мероприятия проведены с соблюдением требований Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", полученные материалы предоставлены следственному органу в полном соответствии с требованиями Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, утвержденной приказом МВД РФ N 776, Минобороны РФ N 703, ФСБ РФ N 509, ФСО РФ N 507, ФТС РФ N 1820, СВР РФ N 42, ФСИН РФ N 535, ФСКН РФ N 398, СК РФ N 68 от 27 сентября 2013 года. Кроме того, материалы оперативно-розыскной деятельности проверены судом в условиях уголовного судопроизводства и только после этого приняты в качестве доказательств.
Приговор: По ч. 3 ст. 159, ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество).
Определение: Приговор оставлен без изменения.Оперативно-розыскные мероприятия проведены с соблюдением требований Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", полученные материалы предоставлены следственному органу в полном соответствии с требованиями Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, утвержденной приказом МВД РФ N 776, Минобороны РФ N 703, ФСБ РФ N 509, ФСО РФ N 507, ФТС РФ N 1820, СВР РФ N 42, ФСИН РФ N 535, ФСКН РФ N 398, СК РФ N 68 от 27 сентября 2013 года. Кроме того, материалы оперативно-розыскной деятельности проверены судом в условиях уголовного судопроизводства и только после этого приняты в качестве доказательств.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Использование результатов оперативно-разыскной деятельности в дисциплинарном производстве в отношении судей: нонсенс современной правоприменительной практики
(Антонов И.А., Каширин Р.М.)
("Уголовное судопроизводство", 2024, N 2)- все оперативные материалы предоставляются в форме письменного сообщения или обращения из территориальных органов ФСБ РФ о возможной противоправной деятельности судьи с просьбой о проведении проверки действий конкретного судьи на предмет их соответствия Закону о статусе судей; к сообщениям (обращениям) прилагаются результаты ОРД, в том числе рассекреченные стенограммы разговоров судьи с адвокатами или иными участниками процесса как по телефону, так и в служебном кабинете, и иные документы <15>. Указанные сообщения (обращения) предоставляются субъектом ОРД посредством вынесения постановления о рассекречивании оперативно-разыскных материалов и постановления о представлении результатов ОРД в суд, т.е. в рамках Инструкции о порядке представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд <16>. Однако на этом этапе не инициирована доследственная проверка в порядке ст. 144 - 145 УПК РФ, нет и возбужденного уголовного дела;
(Антонов И.А., Каширин Р.М.)
("Уголовное судопроизводство", 2024, N 2)- все оперативные материалы предоставляются в форме письменного сообщения или обращения из территориальных органов ФСБ РФ о возможной противоправной деятельности судьи с просьбой о проведении проверки действий конкретного судьи на предмет их соответствия Закону о статусе судей; к сообщениям (обращениям) прилагаются результаты ОРД, в том числе рассекреченные стенограммы разговоров судьи с адвокатами или иными участниками процесса как по телефону, так и в служебном кабинете, и иные документы <15>. Указанные сообщения (обращения) предоставляются субъектом ОРД посредством вынесения постановления о рассекречивании оперативно-разыскных материалов и постановления о представлении результатов ОРД в суд, т.е. в рамках Инструкции о порядке представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд <16>. Однако на этом этапе не инициирована доследственная проверка в порядке ст. 144 - 145 УПК РФ, нет и возбужденного уголовного дела;
Статья: Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
(Тугутов Б.А.)
("Законность", 2023, N 8)Помимо Закона об ОРД, который довольно общий и "рамочный", не раскрывающий многие вопросы, касающиеся порядка осуществления отдельных ОРМ, их тактики и методики, а также порядка рассекречивания и представления материалов ОРД органам следствия, дознания и суду, большое значение имеют подзаконные акты, которые непосредственно регламентируют те частные вопросы, которые не охвачены Законом об ОРД. В первую очередь к ним относится Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд <1> (далее - Инструкция). Кроме того, фактически при осуществлении надзора прокуроры вынуждены обращаться и к содержанию нормативных актов, издаваемых каждым ведомством, которое уполномочено в силу ст. 13 Закона об ОРД на осуществление ОРД. Как правило, речь идет о "закрытых" по объективным причинам для широкой общественности документах, поскольку в них содержатся подробные сведения о тактике и методах проведения отдельных ОРМ с учетом специфики деятельности каждого государственного органа, уполномоченного на осуществление ОРД.
(Тугутов Б.А.)
("Законность", 2023, N 8)Помимо Закона об ОРД, который довольно общий и "рамочный", не раскрывающий многие вопросы, касающиеся порядка осуществления отдельных ОРМ, их тактики и методики, а также порядка рассекречивания и представления материалов ОРД органам следствия, дознания и суду, большое значение имеют подзаконные акты, которые непосредственно регламентируют те частные вопросы, которые не охвачены Законом об ОРД. В первую очередь к ним относится Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд <1> (далее - Инструкция). Кроме того, фактически при осуществлении надзора прокуроры вынуждены обращаться и к содержанию нормативных актов, издаваемых каждым ведомством, которое уполномочено в силу ст. 13 Закона об ОРД на осуществление ОРД. Как правило, речь идет о "закрытых" по объективным причинам для широкой общественности документах, поскольку в них содержатся подробные сведения о тактике и методах проведения отдельных ОРМ с учетом специфики деятельности каждого государственного органа, уполномоченного на осуществление ОРД.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 06.11.2014 N 27-П
"По делу о проверке конституционности статьи 21 и статьи 21.1 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" в связи с жалобой гражданина О.А. Лаптева"Следовательно, положения статей 21 и 21.1 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" - в системной связи с положениями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О государственной тайне", Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд - должны рассматриваться как исключающие, по общему правилу, саму предпосылку для ограничения права лица, чьи законные интересы могут быть затронуты проводимой на стадии возбуждения уголовного дела проверкой сообщения о преступлении, равно как и адвоката, являющегося его представителем, на ознакомление с материалами такой проверки, послужившими основанием для вынесения решения об отказе в возбуждении уголовного дела, и, соответственно, исключающие распространение в таких случаях содержащихся в них требований на правоотношения с участием адвоката и тем самым - ограничение прав представляемого им лица на судебную защиту и на квалифицированную юридическую помощь.
"По делу о проверке конституционности статьи 21 и статьи 21.1 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" в связи с жалобой гражданина О.А. Лаптева"Следовательно, положения статей 21 и 21.1 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" - в системной связи с положениями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О государственной тайне", Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд - должны рассматриваться как исключающие, по общему правилу, саму предпосылку для ограничения права лица, чьи законные интересы могут быть затронуты проводимой на стадии возбуждения уголовного дела проверкой сообщения о преступлении, равно как и адвоката, являющегося его представителем, на ознакомление с материалами такой проверки, послужившими основанием для вынесения решения об отказе в возбуждении уголовного дела, и, соответственно, исключающие распространение в таких случаях содержащихся в них требований на правоотношения с участием адвоката и тем самым - ограничение прав представляемого им лица на судебную защиту и на квалифицированную юридическую помощь.
Приказ МВД России N 776, Минобороны России N 703, ФСБ России N 509, ФСО России N 507, ФТС России N 1820, СВР России N 42, ФСИН России N 535, ФСКН России N 398, СК России N 68 от 27.09.2013
"Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд"
(Зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2013 N 30544)11. Если в результате проведения проверочной закупки не удалось задокументировать подготавливаемое, совершаемое или совершенное противоправное деяние, то ее результаты приобщаются к материалам повторной проверочной закупки или к другим материалам ОРМ, содержащим признаки преступления, которые представляются уполномоченным должностным лицам (органам) в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
"Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд"
(Зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2013 N 30544)11. Если в результате проведения проверочной закупки не удалось задокументировать подготавливаемое, совершаемое или совершенное противоправное деяние, то ее результаты приобщаются к материалам повторной проверочной закупки или к другим материалам ОРМ, содержащим признаки преступления, которые представляются уполномоченным должностным лицам (органам) в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
"Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)8. Представление результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовное дело регламентируется Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд от 27 сентября 2013 г. (Российская газета. 2013. 13 дек.).
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)8. Представление результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовное дело регламентируется Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд от 27 сентября 2013 г. (Российская газета. 2013. 13 дек.).
Вопрос: В каком порядке проводится проверочная закупка при осуществлении оперативно-розыскной деятельности?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При представлении уполномоченным должностным лицам (органам) результатов ОРД, полученных при проведении проверочной закупки, к ним прилагается постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя), о проведении закупки. Если в результате проведения проверочной закупки не удалось задокументировать подготавливаемое, совершаемое или совершенное противоправное деяние, то ее результаты приобщаются к материалам повторной проверочной закупки или к другим материалам, содержащим признаки преступления, которые представляются уполномоченным должностным лицам (органам) (п. п. 10, 11 Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, утв. Приказом МВД России N 776, Минобороны России N 703, ФСБ России N 509, ФСО России N 507, ФТС России N 1820, СВР России N 42, ФСИН России N 535, ФСКН России N 398, СК России N 68 от 27.09.2013).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При представлении уполномоченным должностным лицам (органам) результатов ОРД, полученных при проведении проверочной закупки, к ним прилагается постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя), о проведении закупки. Если в результате проведения проверочной закупки не удалось задокументировать подготавливаемое, совершаемое или совершенное противоправное деяние, то ее результаты приобщаются к материалам повторной проверочной закупки или к другим материалам, содержащим признаки преступления, которые представляются уполномоченным должностным лицам (органам) (п. п. 10, 11 Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, утв. Приказом МВД России N 776, Минобороны России N 703, ФСБ России N 509, ФСО России N 507, ФТС России N 1820, СВР России N 42, ФСИН России N 535, ФСКН России N 398, СК России N 68 от 27.09.2013).
"Теория и практика возбуждения уголовного дела: учебное пособие"
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)<1> См.: Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, утв. 27 сентября 2013 г. Приказами МВД России N 776, Минобороны России N 703, ФСБ России N 509, ФСО России N 507, ФТС России N 1820, СВР России N 42, ФСИН России N 535, ФСКН России N 398, Следственного комитета РФ N 68.
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)<1> См.: Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, утв. 27 сентября 2013 г. Приказами МВД России N 776, Минобороны России N 703, ФСБ России N 509, ФСО России N 507, ФТС России N 1820, СВР России N 42, ФСИН России N 535, ФСКН России N 398, Следственного комитета РФ N 68.