Инструкция о передаче результатов ОРД

Подборка наиболее важных документов по запросу Инструкция о передаче результатов ОРД (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 12.12.2023 N 77-5443/2023
Приговор: По ч. 1 ст. 222.1, ч. 2 ст. 223 УК РФ (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств; незаконное изготовление оружия).
Определение: Приговор, измененный апелляционным определением, оставлен без изменения.
Оперативно-розыскные мероприятия по делу проведены в рамках Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ, его результаты переданы следователю в соответствии с положениями Инструкции о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд от 27 сентября 2013 года, при этом нарушений уголовно-процессуального законодательства при их процессуальном закреплении, допущено не было. Признав результаты ОРМ полученными с соблюдением норм УПК РФ и Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", суд обоснованно сослался на них в приговоре, как на доказательства вины осужденного.
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 10.10.2023 N 77-4778/2023
Приговор: По ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество).
Определение: Приговор оставлен без изменения.
Обоснованно судом признаны допустимыми доказательствами материалы оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых подтвердилась противоправная деятельность осужденных. Оперативно-розыскные мероприятия по делу проведены в рамках Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ, их результаты переданы следователю в соответствии с положениями Инструкции о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд от 27 сентября 2013 года, при этом нарушений уголовно-процессуального законодательства при их процессуальном закреплении, допущено не было. В материалах уголовного дела не содержится и судом первой инстанции не добыто данных о том, что у сотрудников правоохранительных органов имелась необходимость для искусственного создания доказательств обвинения, либо их фальсификации.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Применение специальных знаний и экспертиз по убийствам, где огонь используется как орудие (способ) сокрытия преступления
(Драпезо Р.Г.)
("Российский следователь", 2021, N 11)
В рамках ВУД проведен комплекс ОРМ, который дал следующее: 1) установлено лицо, которое проживало неподалеку от места пожара и которое, согласно опросу соседей, ранее имело конфликт с погибшими; 2) обнаружена канистра с горючим веществом, напоминавшим содержимое пластиковой тары, изъятой с места пожара; 3) получен образец содержимого канистры; 4) получены смывы маслянистых пятен со спортивных брюк, которые также были обнаружены в ходе негласного обследования. Образцы переданы по правилам Инструкции о порядке представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд, по которым назначена физико-химическая экспертиза. В заключении эксперт указал на идентичность химического и спектрального составов горючих веществ из двух представленных на экспертизу образцов и возможность происхождения пятна на спортивных брюках от горючего вещества, изъятого с места пожара.
Статья: О коррупционных и должностных преступлениях должностных лиц и сотрудников организаций ОПК
(Ермолович Я.Н.)
("Оборонно-промышленный комплекс: вопросы права", 2020, N 2)
Следует отметить, что в примечании 1 к ст. 285 УК РФ буквально указано, что "должностными лицами в статьях настоящей главы признаются...", т.е. речь идет о гл. 30 УК РФ. Однако должностное лицо в качестве субъекта преступления указывается и в других главах УК РФ: ст. 140 (отказ в предоставлении гражданину информации); ст. 141 (воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий); ст. 149 (воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них); ст. 169 (воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности); ст. 170 (регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом); ст. 194 (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица); ст. ст. 200.2, 226.1, 229.1 (разновидности контрабанды); ст. 215.1 (прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения); ст. 243.3 (уклонение исполнителя земляных, строительных или иных работ от обязательной передачи государству культурных ценностей и т.п.); ст. 303 (фальсификация доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности). Во всех перечисленных 12 составах преступлений, исходя из буквального толкования положений Уголовного закона, указывается должностное лицо, как оно понимается в других отраслях права, а не в примечании 1 к ст. 285 УК РФ, или же ссылка на гл. 30 УК РФ в этом примечании является просто недоработкой законодателя. В одном правовом акте не может быть двух разных определений одного термина. На наш взгляд, по смыслу закона все перечисленные 12 составов преступлений, не входящих в гл. 30, являются специальными разновидностями превышения должностных полномочий или злоупотребления должностными полномочиями, а значит, соотносятся со ст. ст. 285, 286 УК РФ как специальная и общая нормы соответственно. Причем нами были выделены только составы преступлений, в которых прямо указано должностное лицо как субъект преступления. В УК РФ есть множество составов преступлений, где субъект преступления общий, но совершают их в ряде случаев должностные лица или же по смыслу закона и содержанию статьи их могут совершить только должностные лица: это экологические преступления, преступления против правосудия, против военной службы и т.п. Указанное противоречие также не было разрешено Верховным Судом Российской Федерации в комментируемом Постановлении Пленума.

Нормативные акты

Приказ ФТС России от 30.12.2015 N 2692
"Об утверждении Инструкции о порядке изъятия, хранения, учета, передачи и уничтожения предметов и документов по уголовным делам и материалам проверок сообщений о преступлениях в таможенных органах Российской Федерации"
2. Предметы и документы, изъятые по уголовным делам и не признанные вещественными доказательствами, а также предметы и документы, на которые наложен арест, изъятые либо полученные в ходе проверки сообщений о преступлениях, а также переданные в качестве результатов оперативно-розыскной деятельности, принимаются на хранение, хранятся, учитываются, передаются и выдаются в порядке, установленном Инструкцией для вещественных доказательств, кроме случаев, прямо предусмотренных для таких предметов и документов.