Институт уполномоченного по правам человека
Подборка наиболее важных документов по запросу Институт уполномоченного по правам человека (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Институт уполномоченных по правам человека в России: концептуальные основы и эволюция
(Дудко И.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)"Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10
(Дудко И.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)"Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10
Статья: Институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
(Шамрин М.Ю., Мигачева Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)"Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1
(Шамрин М.Ю., Мигачева Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)"Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1
Нормативные акты
Решение Высшего Евразийского экономического совета от 01.10.2019 N 20
"О Концепции формирования общего финансового рынка Евразийского экономического союза"взаимодействие национальных регуляторов, бизнес-сообществ государств-членов и финансовых омбудсменов, в том числе посредством обмена информацией о практике работы с потребителями, инвесторами, защиты их прав и интересов и разрешения споров (включая создание в государствах-членах институтов досудебного урегулирования споров, в том числе через институт финансового омбудсмена);
"О Концепции формирования общего финансового рынка Евразийского экономического союза"взаимодействие национальных регуляторов, бизнес-сообществ государств-членов и финансовых омбудсменов, в том числе посредством обмена информацией о практике работы с потребителями, инвесторами, защиты их прав и интересов и разрешения споров (включая создание в государствах-членах институтов досудебного урегулирования споров, в том числе через институт финансового омбудсмена);
Статья: Понятие и признаки правовых средств Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
(Байдарова М.А., Фомин В.В.)
("Современное право", 2025, N 8)На институт Уполномоченного по правам человека как на федеральном, так и на региональном уровне возложены сложные и ответственные задачи по защите конституционных прав, свобод граждан, содействию реализации и восстановлению нарушенных прав человека. Существенное значение данного института правозащиты отмечает и профессор Е.И. Козлова, по мнению которой деятельность Уполномоченного по правам человека призвана сыграть особую роль [9, с. 253].
(Байдарова М.А., Фомин В.В.)
("Современное право", 2025, N 8)На институт Уполномоченного по правам человека как на федеральном, так и на региональном уровне возложены сложные и ответственные задачи по защите конституционных прав, свобод граждан, содействию реализации и восстановлению нарушенных прав человека. Существенное значение данного института правозащиты отмечает и профессор Е.И. Козлова, по мнению которой деятельность Уполномоченного по правам человека призвана сыграть особую роль [9, с. 253].
Статья: Правовая природа института финансового уполномоченного в Российской Федерации
(Климов В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)В статье проанализирована правовая природа института финансового омбудсмена. Сделан вывод о ее многосоставности. Рассмотрены и исследованы как те составляющие правовой природы данного института, которые заложены нормативным регулированием деятельности финансового уполномоченного в Российской Федерации, так и исторически присущие данному институту функции. В частности, раскрыто содержание таких функций института финансового омбудсмена, как защита прав потребителей финансовых услуг, разрешение споров между финансовыми организациями и потребителями их услуг, участие в корректировке процесса взаимодействия финансовых организаций с потребителями их услуг, а также информационное взаимодействие с Банком России и иными государственными органами, направленное на совершенствование действующего правового регулирования вопросов защиты прав потребителей финансовых услуг и практики его применения. Констатирована необходимость сохранения многосоставной правовой природы института в ходе его дальнейшего развития.
(Климов В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)В статье проанализирована правовая природа института финансового омбудсмена. Сделан вывод о ее многосоставности. Рассмотрены и исследованы как те составляющие правовой природы данного института, которые заложены нормативным регулированием деятельности финансового уполномоченного в Российской Федерации, так и исторически присущие данному институту функции. В частности, раскрыто содержание таких функций института финансового омбудсмена, как защита прав потребителей финансовых услуг, разрешение споров между финансовыми организациями и потребителями их услуг, участие в корректировке процесса взаимодействия финансовых организаций с потребителями их услуг, а также информационное взаимодействие с Банком России и иными государственными органами, направленное на совершенствование действующего правового регулирования вопросов защиты прав потребителей финансовых услуг и практики его применения. Констатирована необходимость сохранения многосоставной правовой природы института в ходе его дальнейшего развития.
Статья: Институт финансового омбудсмена в России и странах Евросоюза: доводы за и против
(Петрухин М.В., Петрухина А.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 1)"Вестник гражданского процесса", 2021, N 1
(Петрухин М.В., Петрухина А.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 1)"Вестник гражданского процесса", 2021, N 1
Статья: Эволюция датского конституционализма: от абсолютизма к современному социальному государству
(Мошин В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)Конституция закрепляет широкий перечень прав и свобод человека, гарантируемых государством. К ним относятся гражданские и политические права - свобода слова, объединений, религии, право на личную неприкосновенность; экономические и социальные права - право на труд, на образование, на социальное обеспечение. Для их защиты в Дании существуют различные механизмы, включая судебную защиту и институт омбудсмена - уполномоченного по правам человека при Фолькетинге. Омбудсмен рассматривает жалобы на действия государственных органов и способствует восстановлению нарушенных прав. Примечательно, что впервые данный институт был учрежден в 1809 г. в соседней Швеции. Существуют различные некоммерческие организации для защиты прав человека; одной из крупнейших является Датский институт по правам человека (дат. Institut for Menneskerettigheder), осуществляющий мониторинг, анализ и другие исследования в этой сфере. В частности, Институт публикует ежегодные подробные отчеты, отражающие достижения в этой области, а также стоящие перед обществом вызовы <12>.
(Мошин В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)Конституция закрепляет широкий перечень прав и свобод человека, гарантируемых государством. К ним относятся гражданские и политические права - свобода слова, объединений, религии, право на личную неприкосновенность; экономические и социальные права - право на труд, на образование, на социальное обеспечение. Для их защиты в Дании существуют различные механизмы, включая судебную защиту и институт омбудсмена - уполномоченного по правам человека при Фолькетинге. Омбудсмен рассматривает жалобы на действия государственных органов и способствует восстановлению нарушенных прав. Примечательно, что впервые данный институт был учрежден в 1809 г. в соседней Швеции. Существуют различные некоммерческие организации для защиты прав человека; одной из крупнейших является Датский институт по правам человека (дат. Institut for Menneskerettigheder), осуществляющий мониторинг, анализ и другие исследования в этой сфере. В частности, Институт публикует ежегодные подробные отчеты, отражающие достижения в этой области, а также стоящие перед обществом вызовы <12>.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Институт уполномоченного по правам человека - государственный правозащитный институт, действующий в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". Эта должность была учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Институт уполномоченного по правам человека - государственный правозащитный институт, действующий в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". Эта должность была учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Статья: Конституционно значимые пробелы в законодательстве и их квалификация в практике российского конституционного правосудия
(Брежнев О.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)В зарубежном законодательстве встречаются примеры, когда органы конституционного правосудия наделяются специальными полномочиями по выявлению неконституционных пробелов в правовом регулировании. В частности, согласно ст. 283 Конституции Португальской Республики 1976 г. Конституционный Суд наделен полномочием "по оценке и проверке неисполнения Конституции ввиду отсутствия законодательных мер, необходимых для обеспечения действенности конституционных норм", т.е. речь идет о выявлении им конституционно значимых пробелов в законодательстве. Данную категорию дел Конституционный Суд Португалии рассматривает в связи с запросами Президента Республики, Блюстителя справедливости (португальский аналог института омбудсмена), а при нарушении прав автономных областей - по обращениям председателей областных законодательных ассамблей. В тех случаях, когда Конституционный Суд Португалии устанавливает "факт неконституционности вследствие пробела в законодательстве", он сообщает об этом законодательному органу.
(Брежнев О.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)В зарубежном законодательстве встречаются примеры, когда органы конституционного правосудия наделяются специальными полномочиями по выявлению неконституционных пробелов в правовом регулировании. В частности, согласно ст. 283 Конституции Португальской Республики 1976 г. Конституционный Суд наделен полномочием "по оценке и проверке неисполнения Конституции ввиду отсутствия законодательных мер, необходимых для обеспечения действенности конституционных норм", т.е. речь идет о выявлении им конституционно значимых пробелов в законодательстве. Данную категорию дел Конституционный Суд Португалии рассматривает в связи с запросами Президента Республики, Блюстителя справедливости (португальский аналог института омбудсмена), а при нарушении прав автономных областей - по обращениям председателей областных законодательных ассамблей. В тех случаях, когда Конституционный Суд Португалии устанавливает "факт неконституционности вследствие пробела в законодательстве", он сообщает об этом законодательному органу.
Статья: Уполномоченный по правам человека
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Другими словами, институт Уполномоченного по правам человека стоит на страже верховенства права, а также недопущения нарушений прав граждан органами государственной власти.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Другими словами, институт Уполномоченного по правам человека стоит на страже верховенства права, а также недопущения нарушений прав граждан органами государственной власти.
Статья: Актуальные проблемы реализации прав и свобод в Российской Федерации (на примере Республики Дагестан)
(Ниматулаева Р.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12)Поскольку одним из ведущих институтов по защите прав и свобод граждан в России, а также в субъектах РФ и, в частности, в Республике Дагестан, является институт уполномоченных по правам человека, указанные должностные лица очень часто становятся объектами обращений граждан. К примеру, в 2022 г. в Дагестане к республиканскому уполномоченному по правам человек поступило 1 273 обращения. Больше всего (555 обращений) нарушались социальные права, меньше всего - экологические права (33 заявления). И это не случайность, а как бы тенденция. Достаточно сказать, что в 2023 г. в адрес республиканского уполномоченного поступило 1 435 обращений, из которых 711 - о нарушении социальных прав (в том числе 66 - о нарушении социальных прав участников СВО). В 224 обращениях было указано на проблемы пенсионного обеспечения и социальной защиты, в том числе при получении социальной поддержки.
(Ниматулаева Р.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12)Поскольку одним из ведущих институтов по защите прав и свобод граждан в России, а также в субъектах РФ и, в частности, в Республике Дагестан, является институт уполномоченных по правам человека, указанные должностные лица очень часто становятся объектами обращений граждан. К примеру, в 2022 г. в Дагестане к республиканскому уполномоченному по правам человек поступило 1 273 обращения. Больше всего (555 обращений) нарушались социальные права, меньше всего - экологические права (33 заявления). И это не случайность, а как бы тенденция. Достаточно сказать, что в 2023 г. в адрес республиканского уполномоченного поступило 1 435 обращений, из которых 711 - о нарушении социальных прав (в том числе 66 - о нарушении социальных прав участников СВО). В 224 обращениях было указано на проблемы пенсионного обеспечения и социальной защиты, в том числе при получении социальной поддержки.