Институт административной ответственности
Подборка наиболее важных документов по запросу Институт административной ответственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 1.7 "Действие законодательства об административных правонарушениях во времени" КоАП РФ"Положения части 2 статьи 1.7 "Действие законодательства об административных правонарушениях во времени" и пункта 5 части 1 статьи 24.5 "Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перспективы развития института административной ответственности: реальность и иллюзии
(Денисенко В.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 11)"Административное право и процесс", 2025, N 11
(Денисенко В.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 11)"Административное право и процесс", 2025, N 11
Статья: Концептуальные подходы совершенствования института административной ответственности в механизме административно-правового воздействия (к 80-летию доктора юридических наук, профессора В.Е. Севрюгина)
(Нехайчик В.К.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)"Административное право и процесс", 2025, N 7
(Нехайчик В.К.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)"Административное право и процесс", 2025, N 7
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Глава 17. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ
(ред. от 04.11.2025)Глава 17. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прекращением трудового договора по инициативе работодателя"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 09.12.2020)Кроме того, судом первой инстанции не выполнены предписания статьи 198 ГПК РФ и не дана правовая оценка доводам З. о том, что ее увольнение связано с исполнением ею обязанностей заместителя председателя первичной профсоюзной организации института. Эти обстоятельства судом первой инстанции при рассмотрении исковых требований З. не выяснялись, предметом исследования и оценки (вопреки положениям статей 56, 67, 196 ГПК РФ) не являлись, при том, что в материалах дела содержатся постановление о привлечении института к административной ответственности из-за невыплаты заработной платы работникам института в 2017 году и письменное обращение профсоюзного комитета, заместителем председателя которого является З., к генеральному директору института с просьбой дать пояснения по поводу задолженности по заработной плате работникам института в 2017 году. Суд первой инстанции сослался лишь на то, что З. не представила доказательств какого-либо давления или принуждения со стороны работодателя к ее увольнению и в чем выражалось такое давление по отношению к ней.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 09.12.2020)Кроме того, судом первой инстанции не выполнены предписания статьи 198 ГПК РФ и не дана правовая оценка доводам З. о том, что ее увольнение связано с исполнением ею обязанностей заместителя председателя первичной профсоюзной организации института. Эти обстоятельства судом первой инстанции при рассмотрении исковых требований З. не выяснялись, предметом исследования и оценки (вопреки положениям статей 56, 67, 196 ГПК РФ) не являлись, при том, что в материалах дела содержатся постановление о привлечении института к административной ответственности из-за невыплаты заработной платы работникам института в 2017 году и письменное обращение профсоюзного комитета, заместителем председателя которого является З., к генеральному директору института с просьбой дать пояснения по поводу задолженности по заработной плате работникам института в 2017 году. Суд первой инстанции сослался лишь на то, что З. не представила доказательств какого-либо давления или принуждения со стороны работодателя к ее увольнению и в чем выражалось такое давление по отношению к ней.
Статья: Актуальная методология понимания административной ответственности
(Коблева М.М., Лусегенова З.С.)
("Мировой судья", 2022, N 12)В современных условиях человечество остро нуждается в научном обосновании происходящих процессов, в решении задач преодоления кризисных условий государственного, экономического и социального развития. Философы, социологи и правоведы сосредоточены на исследовании субъекта общественных отношений - человека, поведение которого является одновременно объектом государственного управления и результатом правового регулирования. Упорядочение общественных отношений, стабильный общественный порядок достигаются с помощью социальных и правовых регуляторов, включая институт административной ответственности как наиболее эффективное средство воздействия на поведение людей.
(Коблева М.М., Лусегенова З.С.)
("Мировой судья", 2022, N 12)В современных условиях человечество остро нуждается в научном обосновании происходящих процессов, в решении задач преодоления кризисных условий государственного, экономического и социального развития. Философы, социологи и правоведы сосредоточены на исследовании субъекта общественных отношений - человека, поведение которого является одновременно объектом государственного управления и результатом правового регулирования. Упорядочение общественных отношений, стабильный общественный порядок достигаются с помощью социальных и правовых регуляторов, включая институт административной ответственности как наиболее эффективное средство воздействия на поведение людей.
Статья: Обеспечение эффективности правового регулирования административной ответственности путем систематизации законодательства об административных правонарушениях
(Петракова М.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)<12> См. подробнее: Налоговое право: учебн. для вузов / под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Альпина Паблишер, 2015. 796 с.; Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М.: Спарк, 2000. 511 с.; Теория государств и права: учебн. для вузов / под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. 4-е изд. М.: Юрайт, 2020. С. 459; Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности: моногр. М.: Норма; ИНФРА-М, 2020. С. 155 - 245; Салищева Н.Г. Проблемы правового регулирования института административной ответственности в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2014. N 9. С. 9 - 22.
(Петракова М.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)<12> См. подробнее: Налоговое право: учебн. для вузов / под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Альпина Паблишер, 2015. 796 с.; Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М.: Спарк, 2000. 511 с.; Теория государств и права: учебн. для вузов / под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. 4-е изд. М.: Юрайт, 2020. С. 459; Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности: моногр. М.: Норма; ИНФРА-М, 2020. С. 155 - 245; Салищева Н.Г. Проблемы правового регулирования института административной ответственности в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2014. N 9. С. 9 - 22.
Статья: Актуальные проблемы привлечения к административной ответственности за нарушение законодательных требований к распространению интернет-рекламы
(Канунникова Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Несмотря на то что указанные материальные и процессуальные новеллы достаточно давно появились в российском законодательстве, сложность организации анализируемых процессов, вовлеченность в них большого количества участников значительно затянули процесс обеспечения реализации вышеназванных законодательных требований. Введение новых процессуальных отношений в сфере рекламы предполагает своевременное законодательное совершенствование нормативных положений, регламентирующих ответственность в указанном направлении. В данном контексте особое практическое значение приобретает институт административной ответственности, в рамках которого определяется объем правовых последствий, наступающих в случае совершения соответствующих правонарушений.
(Канунникова Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Несмотря на то что указанные материальные и процессуальные новеллы достаточно давно появились в российском законодательстве, сложность организации анализируемых процессов, вовлеченность в них большого количества участников значительно затянули процесс обеспечения реализации вышеназванных законодательных требований. Введение новых процессуальных отношений в сфере рекламы предполагает своевременное законодательное совершенствование нормативных положений, регламентирующих ответственность в указанном направлении. В данном контексте особое практическое значение приобретает институт административной ответственности, в рамках которого определяется объем правовых последствий, наступающих в случае совершения соответствующих правонарушений.
Статья: Административная ответственность юридических лиц в свете обоснованности и справедливости
(Нестеров В.М.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)<21> Об этом же говорит Соловей Ю.П.: "В современных экономических и политических условиях жизни российского общества, нецелесообразно сохранять институт административной ответственности юридических лиц, выступающий во многом неправовым и несоразмерным средством давления на бизнес". (Соловей Ю.П. Российское законодательство об административной ответственности нуждается в совершенствовании // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). 2014. N 2. С. 56 - 63.)
(Нестеров В.М.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)<21> Об этом же говорит Соловей Ю.П.: "В современных экономических и политических условиях жизни российского общества, нецелесообразно сохранять институт административной ответственности юридических лиц, выступающий во многом неправовым и несоразмерным средством давления на бизнес". (Соловей Ю.П. Российское законодательство об административной ответственности нуждается в совершенствовании // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). 2014. N 2. С. 56 - 63.)
Статья: Модель административной ответственности: под патронажем Н.Г. Салищевой и спустя годы
(Федорова Т.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)В этой связи мнение Н.Г. Салищевой было очень важным для ученых-административистов относительно корректировки дефиниций правового института административной ответственности, формирования направлений развития производства по делам об административных правонарушениях, а также наполнения процессуальными нормами деятельности органов административной юрисдикции.
(Федорова Т.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)В этой связи мнение Н.Г. Салищевой было очень важным для ученых-административистов относительно корректировки дефиниций правового института административной ответственности, формирования направлений развития производства по делам об административных правонарушениях, а также наполнения процессуальными нормами деятельности органов административной юрисдикции.
Статья: Характер взаимосвязи материальных и процессуальных норм института административной ответственности
(Кисин В.Р.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)"Административное право и процесс", 2021, N 11
(Кисин В.Р.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)"Административное право и процесс", 2021, N 11
Статья: Либерализация административной ответственности за правонарушения в экономической сфере
(Агамагомедова С.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)В статье рассмотрены такие современные тенденции развития института административной ответственности в экономической сфере, как либерализация и связанное с ней усиление индивидуализации при применении мер административного наказания. Выделены этапы и формы либерализации, обоснована ее связь с иными разновидностями взаимодействия государства с невластными субъектами в экономической сфере.
(Агамагомедова С.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)В статье рассмотрены такие современные тенденции развития института административной ответственности в экономической сфере, как либерализация и связанное с ней усиление индивидуализации при применении мер административного наказания. Выделены этапы и формы либерализации, обоснована ее связь с иными разновидностями взаимодействия государства с невластными субъектами в экономической сфере.
Статья: Соответствует ли Конституции Российской Федерации принцип федерализма в законодательном регулировании административной ответственности?
(Зокиров Т.З.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)В настоящей статье рассмотрены вопросы легитимности принципа федерализма в институте административной ответственности. Данный принцип выражается в разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по установлению и применению мер административной ответственности. Вместе с тем в административно-правовой науке высказаны сомнения в конституционности данного принципа. Приведены различные правовые позиции высших судов Российской Федерации и судов общей юрисдикции, а также мнения ведущих российских ученых-административистов по этому вопросу. Выдвигается несколько тезисов в поддержку конституционности принципа федерализма в административной ответственности. Аргументирована необходимость разделения принципов федерализма в материальном и процессуальном регулировании административной ответственности, связанная не только с несопоставимым содержанием таких принципов, но и с различными основаниями их конституционно-правовой легитимности. Определено, что наиболее устойчивой является конституционно-правовая легитимность принципа федерализма в процессуальном регулировании административной ответственности, по крайней мере в части возбуждения дел об административных правонарушениях должностными лицами юрисдикционных органов субъектов Российской Федерации. Обосновано, что в федеральном законодательстве, правоприменительной практике и административно-правовой науке допускаются некоторые неточности в толковании правовых позиций, содержащихся в определениях Конституционного Суда Российской Федерации, по вопросу легитимности принципов федерализма в материальном и процессуальном регулировании административной ответственности. Делаются выводы о признании Конституционным Судом Российской Федерации легитимности широкой конкурирующей компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области правового регулирования административной ответственности, а также о возможном существовании напрямую не названных в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в области законодательства об административных правонарушениях, некоторые элементы которых можно обнаружить при толковании ст. 1.3 и 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
(Зокиров Т.З.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)В настоящей статье рассмотрены вопросы легитимности принципа федерализма в институте административной ответственности. Данный принцип выражается в разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по установлению и применению мер административной ответственности. Вместе с тем в административно-правовой науке высказаны сомнения в конституционности данного принципа. Приведены различные правовые позиции высших судов Российской Федерации и судов общей юрисдикции, а также мнения ведущих российских ученых-административистов по этому вопросу. Выдвигается несколько тезисов в поддержку конституционности принципа федерализма в административной ответственности. Аргументирована необходимость разделения принципов федерализма в материальном и процессуальном регулировании административной ответственности, связанная не только с несопоставимым содержанием таких принципов, но и с различными основаниями их конституционно-правовой легитимности. Определено, что наиболее устойчивой является конституционно-правовая легитимность принципа федерализма в процессуальном регулировании административной ответственности, по крайней мере в части возбуждения дел об административных правонарушениях должностными лицами юрисдикционных органов субъектов Российской Федерации. Обосновано, что в федеральном законодательстве, правоприменительной практике и административно-правовой науке допускаются некоторые неточности в толковании правовых позиций, содержащихся в определениях Конституционного Суда Российской Федерации, по вопросу легитимности принципов федерализма в материальном и процессуальном регулировании административной ответственности. Делаются выводы о признании Конституционным Судом Российской Федерации легитимности широкой конкурирующей компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области правового регулирования административной ответственности, а также о возможном существовании напрямую не названных в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в области законодательства об административных правонарушениях, некоторые элементы которых можно обнаружить при толковании ст. 1.3 и 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.