Информация о результатах внутреннего финансового контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Информация о результатах внутреннего финансового контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Определение этапов внешнего и внутреннего финансового контроля
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)Федеральными стандартами внутреннего финансового аудита регламентирован порядок планирования внутреннего финансового аудита, включающий как годовое планирование мероприятий в целях составления плана проведения аудиторских мероприятий, так и планирование аудиторского мероприятия и формирование программы аудиторского мероприятия <5>. Проведение аудиторских мероприятий реализуется путем выполнения "группы профессиональных действий", включая действия по сбору аудиторских доказательств, формированию выводов и рекомендаций. В рамках реализации внутреннего финансового аудита осуществляется формирование завершающих документов (заключений, содержащих информацию о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, о надежности внутреннего финансового контроля, о достоверности бюджетной отчетности, а также предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента), принятие решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, составление и представление годовой отчетности о результатах внутреннего финансового аудита <6>.
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)Федеральными стандартами внутреннего финансового аудита регламентирован порядок планирования внутреннего финансового аудита, включающий как годовое планирование мероприятий в целях составления плана проведения аудиторских мероприятий, так и планирование аудиторского мероприятия и формирование программы аудиторского мероприятия <5>. Проведение аудиторских мероприятий реализуется путем выполнения "группы профессиональных действий", включая действия по сбору аудиторских доказательств, формированию выводов и рекомендаций. В рамках реализации внутреннего финансового аудита осуществляется формирование завершающих документов (заключений, содержащих информацию о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, о надежности внутреннего финансового контроля, о достоверности бюджетной отчетности, а также предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента), принятие решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, составление и представление годовой отчетности о результатах внутреннего финансового аудита <6>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)21. Информация о проведении контрольными органами в сфере закупок и органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля плановых и внеплановых проверок, об их результатах и выданных предписаниях, представлениях размещается в единой информационной системе и (или) реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений. Порядок ведения данного реестра, включающий в себя, в частности, перечень размещаемых документов и информации, сроки размещения таких документов и информации в данном реестре утверждаются Правительством Российской Федерации.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)21. Информация о проведении контрольными органами в сфере закупок и органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля плановых и внеплановых проверок, об их результатах и выданных предписаниях, представлениях размещается в единой информационной системе и (или) реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений. Порядок ведения данного реестра, включающий в себя, в частности, перечень размещаемых документов и информации, сроки размещения таких документов и информации в данном реестре утверждаются Правительством Российской Федерации.
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)5. В представлениях и предписаниях органа государственного (муниципального) финансового контроля не указывается информация о нарушениях, выявленных по результатам внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, при условии их устранения.
(ред. от 31.07.2025)5. В представлениях и предписаниях органа государственного (муниципального) финансового контроля не указывается информация о нарушениях, выявленных по результатам внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, при условии их устранения.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Отдельного внимания заслуживает государственная автоматизированная информационная система "Управление" (далее - ГАС "Управление", ГАСУ), которая была внедрена в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.12.2009 N 1088 "О государственной автоматизированной информационной системе "Управление" <1>. Федеральное казначейство не является оператором всей системы, одна из подсистем, центральная информационная подсистема "Контур", имеет другого оператора, а именно Федеральную службу охраны РФ. Фактически у системы два оператора, между которыми зоны ответственности разделены. Данная система является примером реализации бюджетного мониторинга со стороны Федерального казначейства, поскольку позволяет собирать, анализировать и контролировать реализацию государственных программ, выполнение приоритетных национальных проектов. Система состоит из двух частей: одна является открытой, которая находится в открытом доступе для всего общества, реализуя возможность осуществления публичного финансового контроля со стороны общества, другая - закрытая, которая содержит сведения, реестры, аналитические инструменты, позволяющие контролировать, формировать технологические карты межведомственного взаимодействия и на основе совокупности всех данных формировать и принимать обоснованные управленческие решения органами власти. ГАС "Управление" позволяет с учетом введенных финансовых показателей, а также отражения движения бюджетных средств анализировать процессы и осуществлять бюджетный мониторинг во всех секторах экономики, включая финансово-банковскую, социальную не только на уровне Федерации, но и субъектов РФ, а также обеспечивать реализацию внутреннего финансового (бюджетного) контроля с целью оценки эффективности финансового менеджмента органов государственной власти и местного самоуправления. На портале ГАС "Управление" также размещается информация, позволяющая видеть результаты контрольно-надзорной деятельности органов власти.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Отдельного внимания заслуживает государственная автоматизированная информационная система "Управление" (далее - ГАС "Управление", ГАСУ), которая была внедрена в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.12.2009 N 1088 "О государственной автоматизированной информационной системе "Управление" <1>. Федеральное казначейство не является оператором всей системы, одна из подсистем, центральная информационная подсистема "Контур", имеет другого оператора, а именно Федеральную службу охраны РФ. Фактически у системы два оператора, между которыми зоны ответственности разделены. Данная система является примером реализации бюджетного мониторинга со стороны Федерального казначейства, поскольку позволяет собирать, анализировать и контролировать реализацию государственных программ, выполнение приоритетных национальных проектов. Система состоит из двух частей: одна является открытой, которая находится в открытом доступе для всего общества, реализуя возможность осуществления публичного финансового контроля со стороны общества, другая - закрытая, которая содержит сведения, реестры, аналитические инструменты, позволяющие контролировать, формировать технологические карты межведомственного взаимодействия и на основе совокупности всех данных формировать и принимать обоснованные управленческие решения органами власти. ГАС "Управление" позволяет с учетом введенных финансовых показателей, а также отражения движения бюджетных средств анализировать процессы и осуществлять бюджетный мониторинг во всех секторах экономики, включая финансово-банковскую, социальную не только на уровне Федерации, но и субъектов РФ, а также обеспечивать реализацию внутреннего финансового (бюджетного) контроля с целью оценки эффективности финансового менеджмента органов государственной власти и местного самоуправления. На портале ГАС "Управление" также размещается информация, позволяющая видеть результаты контрольно-надзорной деятельности органов власти.
Статья: Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- формирование предложений и рекомендаций по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры, в т.ч. по организации внутреннего финансового контроля;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- формирование предложений и рекомендаций по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры, в т.ч. по организации внутреннего финансового контроля;
Статья: Из зала суда: о применении нормы расхода топлив Минтранса
(Рябинин В.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)По итогам внеплановой выездной проверки комитетом в отношении учреждения вынесено представление, согласно которому в деятельности учреждения выявлены отдельные нарушения, в том числе в результате неверного применения базовых норм расхода топлива на два автомобиля учреждением в 2020 году излишне списаны ГСМ на общую сумму более 32 000 руб., источником приобретения которых являются средства областного бюджета. Учреждению предписано устранить выявленные нарушения и принять меры по устранению причин и условий, способствующих допущению нарушений, информацию о результатах исполнения представления направить в комитет внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области в месячный срок со дня получения представления.
(Рябинин В.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)По итогам внеплановой выездной проверки комитетом в отношении учреждения вынесено представление, согласно которому в деятельности учреждения выявлены отдельные нарушения, в том числе в результате неверного применения базовых норм расхода топлива на два автомобиля учреждением в 2020 году излишне списаны ГСМ на общую сумму более 32 000 руб., источником приобретения которых являются средства областного бюджета. Учреждению предписано устранить выявленные нарушения и принять меры по устранению причин и условий, способствующих допущению нарушений, информацию о результатах исполнения представления направить в комитет внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области в месячный срок со дня получения представления.
Статья: Пути повышения эффективности расходования бюджетных средств в таможенных органах на примере центрального таможенного управления
(Сычева А.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)Работа посвящена выявлению проблем, снижающих эффективность исполнения бюджета по расходам таможенных органов Российской Федерации, на примере Центрального таможенного управления. Установлено, что действующая система бюджетного управления сталкивается с проблемами несбалансированности плановых и кассовых показателей в течение финансового года, затяжными процедурами заключения государственных контрактов, формальным подходом к формированию бюджетных заявок и отсутствием сквозной интеграции ведомственных информационных систем с государственной интегрированной информационной системой "Электронный бюджет", что порождает риски технических ошибок и неосвоения ассигнований. Определено, что данные факторы снижают прозрачность и оперативность бюджетного процесса, а также ограничивают возможности таможенных органов по оптимизации расходных операций. В результате исследования обоснована необходимость создания открытой информационной базы финансовых показателей, сокращения сроков доведения лимитов бюджетных обязательств, автоматизации перераспределения неиспользованных средств с применением искусственного интеллекта, актуализации внутренних регламентов и внесения изменений в бюджетное законодательство. Сделан вывод, что комплексная цифровизация учета, усиление внутреннего финансового контроля и координация между Министерством финансов Российской Федерации, Федеральной таможенной службой и региональными таможенными управлениями позволят оптимизировать управление государственными финансами, а также повысить качество исполнения расходных полномочий.
(Сычева А.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)Работа посвящена выявлению проблем, снижающих эффективность исполнения бюджета по расходам таможенных органов Российской Федерации, на примере Центрального таможенного управления. Установлено, что действующая система бюджетного управления сталкивается с проблемами несбалансированности плановых и кассовых показателей в течение финансового года, затяжными процедурами заключения государственных контрактов, формальным подходом к формированию бюджетных заявок и отсутствием сквозной интеграции ведомственных информационных систем с государственной интегрированной информационной системой "Электронный бюджет", что порождает риски технических ошибок и неосвоения ассигнований. Определено, что данные факторы снижают прозрачность и оперативность бюджетного процесса, а также ограничивают возможности таможенных органов по оптимизации расходных операций. В результате исследования обоснована необходимость создания открытой информационной базы финансовых показателей, сокращения сроков доведения лимитов бюджетных обязательств, автоматизации перераспределения неиспользованных средств с применением искусственного интеллекта, актуализации внутренних регламентов и внесения изменений в бюджетное законодательство. Сделан вывод, что комплексная цифровизация учета, усиление внутреннего финансового контроля и координация между Министерством финансов Российской Федерации, Федеральной таможенной службой и региональными таможенными управлениями позволят оптимизировать управление государственными финансами, а также повысить качество исполнения расходных полномочий.
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)В связи с этим А.Н. Саунин отмечает, что анализ и мониторинг получаются исключительно методами внешнего государственного финансового контроля и при проведении внутреннего государственного финансового контроля они не применяются. Однако это противоречит общей теории финансового контроля, поскольку подготовку результатов любого контроля невозможно осуществить без анализа информации, полученной путем применения иных методов <109>.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)В связи с этим А.Н. Саунин отмечает, что анализ и мониторинг получаются исключительно методами внешнего государственного финансового контроля и при проведении внутреннего государственного финансового контроля они не применяются. Однако это противоречит общей теории финансового контроля, поскольку подготовку результатов любого контроля невозможно осуществить без анализа информации, полученной путем применения иных методов <109>.
Статья: О нарушениях в финансово-бюджетной сфере, выявляемых при реализации внутреннего государственного финансового контроля
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 8)Сегодня в системе ГФК основной вектор направлен на профилактику и предупреждение нарушений, постепенное внедрение методов предварительного контроля, позволяющих выявлять нарушения до совершения платежных операций, а также на оценку эффективности полученного результата. Переход к превентивной модели контроля предполагает повышение открытости информации о результатах проверок, а также информирование главных распорядителей бюджетных средств (далее - ГРБС) и органов местного самоуправления о типовых нарушениях законодательства в финансово-бюджетной сфере.
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 8)Сегодня в системе ГФК основной вектор направлен на профилактику и предупреждение нарушений, постепенное внедрение методов предварительного контроля, позволяющих выявлять нарушения до совершения платежных операций, а также на оценку эффективности полученного результата. Переход к превентивной модели контроля предполагает повышение открытости информации о результатах проверок, а также информирование главных распорядителей бюджетных средств (далее - ГРБС) и органов местного самоуправления о типовых нарушениях законодательства в финансово-бюджетной сфере.
Статья: Государственный финансовый контроль: современные вызовы и направления совершенствования
(Лукашов А.И.)
("Вопросы государственного и муниципального управления", 2023, N 1)При этом вопросы определения (разграничения) границ полномочий "горизонтальных" органов контроля, цифровизации внешней и внутренней среды контроля, совершенствование риск-ориентированного планирования с учетом функциональных особенностей используемых в бюджетном процессе информационных систем, а также результатов внутреннего финансового контроля и аудита, реинжиниринг подходов в рамках предварительного контроля в совокупности с расширением инструментария бюджетного мониторинга являются своего рода вызовами, с которыми сегодня сталкивается система ГФК в России. Именно перечисленные выше факторы позволят обеспечить трансформацию системы ГФК для повышения эффективности бюджетных расходов в условиях ограниченности финансовых ресурсов государства.
(Лукашов А.И.)
("Вопросы государственного и муниципального управления", 2023, N 1)При этом вопросы определения (разграничения) границ полномочий "горизонтальных" органов контроля, цифровизации внешней и внутренней среды контроля, совершенствование риск-ориентированного планирования с учетом функциональных особенностей используемых в бюджетном процессе информационных систем, а также результатов внутреннего финансового контроля и аудита, реинжиниринг подходов в рамках предварительного контроля в совокупности с расширением инструментария бюджетного мониторинга являются своего рода вызовами, с которыми сегодня сталкивается система ГФК в России. Именно перечисленные выше факторы позволят обеспечить трансформацию системы ГФК для повышения эффективности бюджетных расходов в условиях ограниченности финансовых ресурсов государства.
Вопрос: Об истребовании сведений и документов органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в рамках административного производства.
(Письмо Минфина России от 11.07.2024 N 02-09-10/64689)Учитывая изложенное, орган контроля при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля может запрашивать необходимую информацию для подтверждения и (или) установления фактов хозяйственной жизни объекта контроля в соответствии со статьей 269.3 БК РФ только в период проведения контрольного мероприятия.
(Письмо Минфина России от 11.07.2024 N 02-09-10/64689)Учитывая изложенное, орган контроля при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля может запрашивать необходимую информацию для подтверждения и (или) установления фактов хозяйственной жизни объекта контроля в соответствии со статьей 269.3 БК РФ только в период проведения контрольного мероприятия.