Информационная безопасность в цифровой экономике
Подборка наиболее важных документов по запросу Информационная безопасность в цифровой экономике (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы реализации принципа достоверности информации в условиях цифровой трансформации
(Минбалеев А.В., Петровская О.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 4)<*> Статья подготовлена в рамках выполнения Государственного задания N 0136-2021-0042 "Правовое регулирование цифровой экономики, искусственного интеллекта, информационной безопасности".
(Минбалеев А.В., Петровская О.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 4)<*> Статья подготовлена в рамках выполнения Государственного задания N 0136-2021-0042 "Правовое регулирование цифровой экономики, искусственного интеллекта, информационной безопасности".
Статья: Правовое обеспечение международной информационной безопасности: проблемы и перспективы
(Полякова Т.А., Смирнов А.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 3)<*> Статья подготовлена в рамках выполнения Государственного задания N 0136-2021-0042 "Правовое регулирование цифровой экономики, искусственного интеллекта, информационной безопасности".
(Полякова Т.А., Смирнов А.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 3)<*> Статья подготовлена в рамках выполнения Государственного задания N 0136-2021-0042 "Правовое регулирование цифровой экономики, искусственного интеллекта, информационной безопасности".
Нормативные акты
Приказ Росстата от 13.02.2020 N 65
(ред. от 18.08.2025)
"Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта "Информационная безопасность" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"
(вместе с "Методикой расчета показателя "Доля населения, использовавшего отечественные средства защиты информации, по субъектам Российской Федерации (в процентах от общей численности населения, использовавшего сеть "Интернет" в течение последних 12 месяцев, соответствующего субъекта)")МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ред. от 18.08.2025)
"Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта "Информационная безопасность" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"
(вместе с "Методикой расчета показателя "Доля населения, использовавшего отечественные средства защиты информации, по субъектам Российской Федерации (в процентах от общей численности населения, использовавшего сеть "Интернет" в течение последних 12 месяцев, соответствующего субъекта)")МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Экономические стимулы обеспечения кибербезопасности для малого и среднего бизнеса
(Кудряшова Е.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 12)Ключевые слова: кибербезопасность, налог, налоговые каникулы, налоговые льготы, экономические стимулы, информационная безопасность, цифровая экономика, критическая информационная инфраструктура, безопасность, малый бизнес, метод оценки, сертификация, риск, цифровой риск, суверенитет.
(Кудряшова Е.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 12)Ключевые слова: кибербезопасность, налог, налоговые каникулы, налоговые льготы, экономические стимулы, информационная безопасность, цифровая экономика, критическая информационная инфраструктура, безопасность, малый бизнес, метод оценки, сертификация, риск, цифровой риск, суверенитет.
Статья: Пределы обработки больших объемов данных для целей получения информации о человеке: правовой аспект
(Гулемин А.Н.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2022, N 6)Ключевые слова: большие данные, персональные данные, обработка больших данных, информационные технологии, информационная безопасность, цифровая экономика.
(Гулемин А.Н.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2022, N 6)Ключевые слова: большие данные, персональные данные, обработка больших данных, информационные технологии, информационная безопасность, цифровая экономика.
Статья: Формы проявления коммерческой тайны в цифровой экономике
(Федоров П.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 1)В становлении и развитии цифровой экономики в нашей стране большую заинтересованность демонстрирует государство. Так, в целях решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере Правительством РФ была сформирована национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" <4>. В состав данной программы были включены следующие федеральные проекты: нормативное регулирование цифровой среды; кадры для цифровой экономики; информационная инфраструктура; информационная безопасность; цифровые технологии; цифровое государственное управление; искусственный интеллект; обеспечение доступа в Интернет за счет развития спутниковой связи; развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли.
(Федоров П.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 1)В становлении и развитии цифровой экономики в нашей стране большую заинтересованность демонстрирует государство. Так, в целях решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере Правительством РФ была сформирована национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" <4>. В состав данной программы были включены следующие федеральные проекты: нормативное регулирование цифровой среды; кадры для цифровой экономики; информационная инфраструктура; информационная безопасность; цифровые технологии; цифровое государственное управление; искусственный интеллект; обеспечение доступа в Интернет за счет развития спутниковой связи; развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли.
Статья: Правовое регулирование поддержки отечественных производителей квантовых коммуникаций
(Евсиков К.С.)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 3)Реализация предлагаемых нормотворческих инициатив позволит органам публичной власти оказывать поддержку отечественным производителям оборудования для квантовой коммуникации более эффективно. Это будет способствовать повышению уровня информационной безопасности в цифровой экономики и реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации к 2030 году.
(Евсиков К.С.)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 3)Реализация предлагаемых нормотворческих инициатив позволит органам публичной власти оказывать поддержку отечественным производителям оборудования для квантовой коммуникации более эффективно. Это будет способствовать повышению уровня информационной безопасности в цифровой экономики и реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации к 2030 году.
Статья: Российское законодательство, обеспечивающее развитие отраслей, использующих информационные и цифровые технологии
(Чердаков О.И.)
("Банковское право", 2023, N 4)<1> Аналитический отчет. Нормативные правовые акты в сфере информационной безопасности и цифровой экономики по итогам 2021 - 2022 гг. Экспертно-аналитический центр InfoWatch. 2023 г. URL: https://www.infowatch.ru/sites/default/files/analytics/files/zakonodatelstvo-v-sfere-informatsionnoy-bezopasnosti-i-tsifrovoy-ekonomiki.pdf (дата обращения: 12.07.2023).
(Чердаков О.И.)
("Банковское право", 2023, N 4)<1> Аналитический отчет. Нормативные правовые акты в сфере информационной безопасности и цифровой экономики по итогам 2021 - 2022 гг. Экспертно-аналитический центр InfoWatch. 2023 г. URL: https://www.infowatch.ru/sites/default/files/analytics/files/zakonodatelstvo-v-sfere-informatsionnoy-bezopasnosti-i-tsifrovoy-ekonomiki.pdf (дата обращения: 12.07.2023).
"Правовое регулирование внешней торговли услугами в цифровой экономике: монография"
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)В действующей Национальной программе "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7) выделяются федеральные проекты: нормативное регулирование цифровой среды, информационная инфраструктура, кадры для цифровой экономики, информационная безопасность, цифровые технологии и цифровое государственное управление.
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)В действующей Национальной программе "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7) выделяются федеральные проекты: нормативное регулирование цифровой среды, информационная инфраструктура, кадры для цифровой экономики, информационная безопасность, цифровые технологии и цифровое государственное управление.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Одной из проблем внедрения цифрового профиля государственного служащего является обеспечение безопасности и конфиденциальности данных - информационной безопасности. Цифровые профили государственных служащих находятся в зоне риска, обусловленного следующими обстоятельствами: во-первых, государственные служащие имеют стабильный доход, что вызывает заинтересованность злоумышленников; во-вторых, цифровой профиль государственного служащего аккумулирует сведения, обладание которыми позволяет потенциальным правонарушителям лучше спланировать нападение. К тому же при централизованной обработке персональных данных (принципиальное положение проекта федерального закона N 747513-7) утечка данных будет грозить всем государственным служащим. В данном контексте перспективным видится принятие не только технических мер защиты информации, но и мер организационно-правового характера. В частности, целесообразно рассмотреть вопрос о создании на базе межведомственной рабочей группы по противодействию информационной преступности <535> и рабочей группы "Информационная безопасность" АНО "Цифровая экономика" <536> специальных подгрупп по информационной безопасности цифрового профиля, на которые возложить функции выработки подходов к противодействию угрозам <537> безопасности цифрового профиля. Кроме того, предлагается рассмотреть вопрос относительно установления специфических статусных требований, запретов, ограничений и обязанностей в отношении лиц, администрирующих государственные информационные системы, работающие с цифровым профилем государственного служащего.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Одной из проблем внедрения цифрового профиля государственного служащего является обеспечение безопасности и конфиденциальности данных - информационной безопасности. Цифровые профили государственных служащих находятся в зоне риска, обусловленного следующими обстоятельствами: во-первых, государственные служащие имеют стабильный доход, что вызывает заинтересованность злоумышленников; во-вторых, цифровой профиль государственного служащего аккумулирует сведения, обладание которыми позволяет потенциальным правонарушителям лучше спланировать нападение. К тому же при централизованной обработке персональных данных (принципиальное положение проекта федерального закона N 747513-7) утечка данных будет грозить всем государственным служащим. В данном контексте перспективным видится принятие не только технических мер защиты информации, но и мер организационно-правового характера. В частности, целесообразно рассмотреть вопрос о создании на базе межведомственной рабочей группы по противодействию информационной преступности <535> и рабочей группы "Информационная безопасность" АНО "Цифровая экономика" <536> специальных подгрупп по информационной безопасности цифрового профиля, на которые возложить функции выработки подходов к противодействию угрозам <537> безопасности цифрового профиля. Кроме того, предлагается рассмотреть вопрос относительно установления специфических статусных требований, запретов, ограничений и обязанностей в отношении лиц, администрирующих государственные информационные системы, работающие с цифровым профилем государственного служащего.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Особое значение в преодолении цифрового неравенства имеют национальные стратегии, национальные программы и проекты Российской Федерации, нацеленные на создание не только устойчивой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, но и правовых условий для внедрения и использования инновационных технологий в сферах образования, занятости, цифровой экономики и цифрового государства. В состав Национальной программы "Цифровая экономика" входят шесть взаимосвязанных федеральных проектов, среди которых можно выделить: нормативное регулирование цифровой среды; развитие информационной инфраструктуры; подготовку кадров для цифровой экономики; обеспечение информационной безопасности; внедрение цифровых технологий, а также цифровое государственное управление <1>.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Особое значение в преодолении цифрового неравенства имеют национальные стратегии, национальные программы и проекты Российской Федерации, нацеленные на создание не только устойчивой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, но и правовых условий для внедрения и использования инновационных технологий в сферах образования, занятости, цифровой экономики и цифрового государства. В состав Национальной программы "Цифровая экономика" входят шесть взаимосвязанных федеральных проектов, среди которых можно выделить: нормативное регулирование цифровой среды; развитие информационной инфраструктуры; подготовку кадров для цифровой экономики; обеспечение информационной безопасности; внедрение цифровых технологий, а также цифровое государственное управление <1>.