Инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих
Подборка наиболее важных документов по запросу Инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 11 "Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц" Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения""Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закрепляет обязанность граждан, а также индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (абзац второй статьи 10 и абзац второй статьи 11). К числу обязательных для выполнения постановлений относятся, в частности, выдаваемые главными государственными санитарными врачами и их заместителями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац пятый подпункта 6 пункта 1 статьи 51).
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11 "Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц" Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения""Сообразно закрепленному в Федеральном законе "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" принципу приоритета профилактики в сфере охраны здоровья, который обеспечивается в том числе путем осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (пункт 8 статьи 4 и пункт 2 статьи 12), Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" устанавливает обязанность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (абзацы первый и второй статьи 10, абзацы первый и второй статьи 11). К числу обязательных для выполнения постановлений относятся, в частности, выдаваемые главными государственными санитарными врачами и их заместителями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац пятый подпункта 6 пункта 1 статьи 51). Норма, уполномочивающая главных государственных санитарных врачей и их заместителей выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям, т.е. при угрозе возникновения и распространения инфекционных болезней, которые включены в перечень, утвержденный в установленном порядке, закреплена также в Федеральном законе "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (пункты 1 и 2 статьи 10). При этом Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 к числу инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, отнесена коронавирусная инфекция (2019-nCoV)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что нужно знать о трудовой деятельности работников, имеющих разрешение на работу
(КонсультантПлюс, 2025)форма бланка медзаключения о наличии (отсутствии) инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
(КонсультантПлюс, 2025)форма бланка медзаключения о наличии (отсутствии) инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Ситуация: В каких случаях отказывают в выдаче листка нетрудоспособности?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и введении главным государственным санитарным врачом и его заместителем ограничительных мероприятий (карантина) в организации, которую посещает ребенок, листок нетрудоспособности оформляется по уходу за ребенком до 7 лет, посещающим дошкольную образовательную организацию. То есть, если ребенку уже исполнилось 7 лет, в оформлении больничного в указанном случае отказывают (п. 53 Порядка).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и введении главным государственным санитарным врачом и его заместителем ограничительных мероприятий (карантина) в организации, которую посещает ребенок, листок нетрудоспособности оформляется по уходу за ребенком до 7 лет, посещающим дошкольную образовательную организацию. То есть, если ребенку уже исполнилось 7 лет, в оформлении больничного в указанном случае отказывают (п. 53 Порядка).
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)18. Иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в целях, не связанных с осуществлением трудовой деятельности, на срок, превышающий девяносто календарных дней, за исключением лиц, не позднее одного года, предшествующего дню въезда в Российскую Федерацию, прошедших медицинское освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или Федеральным законом "О беженцах", в течение девяноста календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию обязаны пройти медицинское освидетельствование на наличие или отсутствие факта употребления ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), в медицинских организациях, находящихся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, и представить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел непосредственно, либо в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, либо через подведомственное предприятие или уполномоченную организацию медицинские документы, подтверждающие отсутствие факта употребления ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, медицинские документы, подтверждающие отсутствие у них инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и сертификат об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
(ред. от 31.07.2025)
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)18. Иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в целях, не связанных с осуществлением трудовой деятельности, на срок, превышающий девяносто календарных дней, за исключением лиц, не позднее одного года, предшествующего дню въезда в Российскую Федерацию, прошедших медицинское освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или Федеральным законом "О беженцах", в течение девяноста календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию обязаны пройти медицинское освидетельствование на наличие или отсутствие факта употребления ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), в медицинских организациях, находящихся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, и представить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел непосредственно, либо в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, либо через подведомственное предприятие или уполномоченную организацию медицинские документы, подтверждающие отсутствие факта употребления ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, медицинские документы, подтверждающие отсутствие у них инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и сертификат об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
Ситуация: Каков правовой статус лиц без гражданства на территории РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Законодательством также предусмотрено, что для получения разрешения на временное проживание, разрешения на временное проживание в целях получения образования, вида на жительство, патента на временное осуществление трудовой деятельности, а также разрешения на работу по общему правилу потребуется пройти государственную дактилоскопическую регистрацию и получить медицинские документы, подтверждающие отсутствие факта употребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ и отсутствие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции. Такая же обязанность установлена в общем случае для прибывших в РФ лиц без гражданства на срок более 90 календарных дней (п. п. 13, 18 - 21 ст. 5, п. п. 4, 4.1, 4.2 ст. 6, пп. 1 п. 5 ст. 6.1, п. п. 3, 4 ст. 6.2, пп. 13 п. 1 ст. 7, п. 5.1 ст. 8, пп. 13 п. 1 ст. 9, п. 12 ст. 13, пп. 5 п. 2, пп. 6 п. 9 ст. 13.3, пп. 10 п. 9 ст. 18 Закона N 115-ФЗ; ст. 8 Закона от 14.07.2022 N 357-ФЗ; п. п. 5, 6 ст. 34 Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ; ст. 5, п. п. "л", "п", "х" ч. 1 ст. 9 Закона от 25.07.1998 N 128-ФЗ; пп. 53.9 п. 53, п. 104 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 11.06.2020 N 417; Разъяснения МВД России).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Законодательством также предусмотрено, что для получения разрешения на временное проживание, разрешения на временное проживание в целях получения образования, вида на жительство, патента на временное осуществление трудовой деятельности, а также разрешения на работу по общему правилу потребуется пройти государственную дактилоскопическую регистрацию и получить медицинские документы, подтверждающие отсутствие факта употребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ и отсутствие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции. Такая же обязанность установлена в общем случае для прибывших в РФ лиц без гражданства на срок более 90 календарных дней (п. п. 13, 18 - 21 ст. 5, п. п. 4, 4.1, 4.2 ст. 6, пп. 1 п. 5 ст. 6.1, п. п. 3, 4 ст. 6.2, пп. 13 п. 1 ст. 7, п. 5.1 ст. 8, пп. 13 п. 1 ст. 9, п. 12 ст. 13, пп. 5 п. 2, пп. 6 п. 9 ст. 13.3, пп. 10 п. 9 ст. 18 Закона N 115-ФЗ; ст. 8 Закона от 14.07.2022 N 357-ФЗ; п. п. 5, 6 ст. 34 Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ; ст. 5, п. п. "л", "п", "х" ч. 1 ст. 9 Закона от 25.07.1998 N 128-ФЗ; пп. 53.9 п. 53, п. 104 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 11.06.2020 N 417; Разъяснения МВД России).
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Законом N 52-ФЗ на граждан возлагаются обязанности выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статья 10). К числу таких обязательных актов относятся, в частности, постановления главных государственных санитарных врачей и их заместителей о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, о госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Если гражданин, инфицированный COVID-19 или контактировавший с таким лицом и обязанный в силу вынесенного в отношении его постановления, предписания соблюдать санитарно-эпидемиологические правила, в том числе определенные ограничения, умышленно их не выполняет (зная о своем заболевании или контакте с заболевшим, нарушает режим изоляции, посещает общественные места, пользуется общественным транспортом и т.п.), то в случае наступления общественно опасных последствий, указанных в диспозиции ст. 236 УК РФ, состоящих в причинной связи с допущенными им нарушениями санитарно-эпидемиологических правил, он несет уголовную ответственность по ст. 236 УК РФ, а при создании вследствие таких нарушений реальной угрозы наступления последствий в виде массового заболевания людей - по ч. 1 этой статьи <915>.
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Законом N 52-ФЗ на граждан возлагаются обязанности выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статья 10). К числу таких обязательных актов относятся, в частности, постановления главных государственных санитарных врачей и их заместителей о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, о госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Если гражданин, инфицированный COVID-19 или контактировавший с таким лицом и обязанный в силу вынесенного в отношении его постановления, предписания соблюдать санитарно-эпидемиологические правила, в том числе определенные ограничения, умышленно их не выполняет (зная о своем заболевании или контакте с заболевшим, нарушает режим изоляции, посещает общественные места, пользуется общественным транспортом и т.п.), то в случае наступления общественно опасных последствий, указанных в диспозиции ст. 236 УК РФ, состоящих в причинной связи с допущенными им нарушениями санитарно-эпидемиологических правил, он несет уголовную ответственность по ст. 236 УК РФ, а при создании вследствие таких нарушений реальной угрозы наступления последствий в виде массового заболевания людей - по ч. 1 этой статьи <915>.
Готовое решение: Как работодателю организовать работу в неблагоприятной эпидемиологической ситуации (из-за коронавируса COVID-19) (не актуализируется с 28.04.2023)
(КонсультантПлюс, 2023)Если есть угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ и их заместители вправе выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам (их отдельным группам) по эпидпоказаниям. В этом случае отказ от прививок влечет, соответственно, и отказ в приеме на работу, если та связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Такой вывод можно сделать из п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ, пп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, Письма Минтруда России от 04.03.2021 N 14-2/10/В-2314).
(КонсультантПлюс, 2023)Если есть угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ и их заместители вправе выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам (их отдельным группам) по эпидпоказаниям. В этом случае отказ от прививок влечет, соответственно, и отказ в приеме на работу, если та связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Такой вывод можно сделать из п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ, пп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, Письма Минтруда России от 04.03.2021 N 14-2/10/В-2314).
Ситуация: Как аннулируется вид на жительство в РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)является потребителем наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, либо страдает одним из инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, либо не имеет сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции, либо не представил выданные по результатам медицинского освидетельствования соответствующие медицинские документы;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)является потребителем наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, либо страдает одним из инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, либо не имеет сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции, либо не представил выданные по результатам медицинского освидетельствования соответствующие медицинские документы;
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)В экстраординарных условиях повышенные профессиональные риски медицинских работников компенсировались в соответствии с Указом Президента РФ от 06.05.2020 N 313 "О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников" (далее - Указ Президента РФ от 06.05.2020 N 313, названный Указ, Указ). В дальнейшем в связи со стабилизацией эпидемической ситуации и переводом медицинских работников на плановый режим работы названный Указ был отменен Указом Президента РФ от 15.07.2022 N 464, которым было предусмотрено исполнение в полном объеме обязательств по предоставлению дополнительных страховых гарантий по страховым случаям, наступившим (возникшим) до дня его вступления в силу (т.е. до 15.07.2022). Соответственно, несмотря на отмену Указа Президента РФ от 06.05.2020 N 313, его положения продолжают применяться при разрешении судами общей юрисдикции споров по вопросам назначения медицинским работникам страховых выплат, если право на них возникло в указанный период. Кроме того, значение Указа заключается в том, что им был установлен специальный механизм возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью медицинских работников, участвовавших в оказании медицинской помощи лицам, у которых было диагностировано инфекционное заболевание, не просто представляющее опасность для окружающих, но ранее неизвестное медицинской науке и практике. Можно предположить, что этот механизм, в целом показавший свою эффективность на начальном этапе преодоления эпидемии, может быть использован в дальнейшем при возникновении аналогичных ситуаций, тем более что ученые, принимая во внимание частоту появления новых патогенов в последние полвека, прогнозируют трехкратное увеличение риска пандемий <1>.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)В экстраординарных условиях повышенные профессиональные риски медицинских работников компенсировались в соответствии с Указом Президента РФ от 06.05.2020 N 313 "О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников" (далее - Указ Президента РФ от 06.05.2020 N 313, названный Указ, Указ). В дальнейшем в связи со стабилизацией эпидемической ситуации и переводом медицинских работников на плановый режим работы названный Указ был отменен Указом Президента РФ от 15.07.2022 N 464, которым было предусмотрено исполнение в полном объеме обязательств по предоставлению дополнительных страховых гарантий по страховым случаям, наступившим (возникшим) до дня его вступления в силу (т.е. до 15.07.2022). Соответственно, несмотря на отмену Указа Президента РФ от 06.05.2020 N 313, его положения продолжают применяться при разрешении судами общей юрисдикции споров по вопросам назначения медицинским работникам страховых выплат, если право на них возникло в указанный период. Кроме того, значение Указа заключается в том, что им был установлен специальный механизм возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью медицинских работников, участвовавших в оказании медицинской помощи лицам, у которых было диагностировано инфекционное заболевание, не просто представляющее опасность для окружающих, но ранее неизвестное медицинской науке и практике. Можно предположить, что этот механизм, в целом показавший свою эффективность на начальном этапе преодоления эпидемии, может быть использован в дальнейшем при возникновении аналогичных ситуаций, тем более что ученые, принимая во внимание частоту появления новых патогенов в последние полвека, прогнозируют трехкратное увеличение риска пандемий <1>.
Ситуация: Каков правовой статус иностранных граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Законодательством также предусмотрено, что для получения разрешения на временное проживание, разрешения на временное проживание в целях получения образования, вида на жительство, патента на временное осуществление трудовой деятельности, а также разрешения на работу по общему правилу потребуется пройти государственную дактилоскопическую регистрацию и получить медицинские документы, подтверждающие отсутствие факта употребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ и отсутствие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции. Такая же обязанность установлена в общем случае для прибывших в РФ иностранных граждан на срок более 90 календарных дней (п. п. 13, 18 - 21 ст. 5, п. п. 4, 4.1, 4.2 ст. 6, пп. 1 п. 5 ст. 6.1, п. п. 3, 4 ст. 6.2, пп. 13 п. 1 ст. 7, п. 5.1 ст. 8, пп. 13 п. 1 ст. 9, п. п. 4.6, 12 ст. 13, пп. 5 п. 2, пп. 6 п. 9 ст. 13.3, пп. 10 п. 9 ст. 18 Закона N 115-ФЗ; ст. 8 Закона от 14.07.2022 N 357-ФЗ; п. п. 5, 6 ст. 34 Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ; ст. 5, п. п. "л", "п", "х" ч. 1 ст. 9 Закона от 25.07.1998 N 128-ФЗ; пп. 53.9 п. 53, п. 104 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 11.06.2020 N 417; Разъяснения МВД России).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Законодательством также предусмотрено, что для получения разрешения на временное проживание, разрешения на временное проживание в целях получения образования, вида на жительство, патента на временное осуществление трудовой деятельности, а также разрешения на работу по общему правилу потребуется пройти государственную дактилоскопическую регистрацию и получить медицинские документы, подтверждающие отсутствие факта употребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ и отсутствие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции. Такая же обязанность установлена в общем случае для прибывших в РФ иностранных граждан на срок более 90 календарных дней (п. п. 13, 18 - 21 ст. 5, п. п. 4, 4.1, 4.2 ст. 6, пп. 1 п. 5 ст. 6.1, п. п. 3, 4 ст. 6.2, пп. 13 п. 1 ст. 7, п. 5.1 ст. 8, пп. 13 п. 1 ст. 9, п. п. 4.6, 12 ст. 13, пп. 5 п. 2, пп. 6 п. 9 ст. 13.3, пп. 10 п. 9 ст. 18 Закона N 115-ФЗ; ст. 8 Закона от 14.07.2022 N 357-ФЗ; п. п. 5, 6 ст. 34 Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ; ст. 5, п. п. "л", "п", "х" ч. 1 ст. 9 Закона от 25.07.1998 N 128-ФЗ; пп. 53.9 п. 53, п. 104 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 11.06.2020 N 417; Разъяснения МВД России).