Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетним
Подборка наиболее важных документов по запросу Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетним (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Профилактика правонарушений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних согласно ст. 1 Закона о профилактике правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних согласно ст. 1 Закона о профилактике правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)2) участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, указанными в ст. 5 данного Закона, если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)2) участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, указанными в ст. 5 данного Закона, если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В отношении отдельных несовершеннолетних может проводиться индивидуальная профилактическая работа наставниками из числа граждан, включенных в реестр наставников, привлекаемых для индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, или организациями из числа организаций, включенных в реестр организаций, участвующих в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В отношении отдельных несовершеннолетних может проводиться индивидуальная профилактическая работа наставниками из числа граждан, включенных в реестр наставников, привлекаемых для индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, или организациями из числа организаций, включенных в реестр организаций, участвующих в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2024 N 20
"О некоторых вопросах, возникающих в практике судов общей юрисдикции при рассмотрении административных дел, связанных с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел, в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа (главы 31.2 и 31.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации)"При удовлетворении административного иска о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания либо о продлении срока пребывания в нем в резолютивной части решения суда выводы о сроке содержания несовершеннолетнего в данном центре должны быть изложены таким образом, чтобы свести к минимуму ограничение прав и свобод несовершеннолетнего, но при этом обеспечить достижение целей помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания, например: на срок до передачи несовершеннолетнего законным представителям, но не более 30 суток; на срок до передачи несовершеннолетнего уполномоченному должностному лицу учебного учреждения закрытого типа, но не более 30 суток (применительно к несовершеннолетним, самовольно ушедшим из таких учреждений); на срок, необходимый для проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, но не более 30 суток (в целях предупреждения совершения несовершеннолетним повторно общественно опасного деяния); на срок до получения путевки в учебное учреждение закрытого типа, но не более 30 суток. Указанный срок исчисляется со дня помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания.
"О некоторых вопросах, возникающих в практике судов общей юрисдикции при рассмотрении административных дел, связанных с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел, в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа (главы 31.2 и 31.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации)"При удовлетворении административного иска о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания либо о продлении срока пребывания в нем в резолютивной части решения суда выводы о сроке содержания несовершеннолетнего в данном центре должны быть изложены таким образом, чтобы свести к минимуму ограничение прав и свобод несовершеннолетнего, но при этом обеспечить достижение целей помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания, например: на срок до передачи несовершеннолетнего законным представителям, но не более 30 суток; на срок до передачи несовершеннолетнего уполномоченному должностному лицу учебного учреждения закрытого типа, но не более 30 суток (применительно к несовершеннолетним, самовольно ушедшим из таких учреждений); на срок, необходимый для проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, но не более 30 суток (в целях предупреждения совершения несовершеннолетним повторно общественно опасного деяния); на срок до получения путевки в учебное учреждение закрытого типа, но не более 30 суток. Указанный срок исчисляется со дня помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Органы опеки и попечительства, наряду с комиссиями по делам несовершеннолетних участвуют в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними. Их компетенция распространяется на случаи, если несовершеннолетние являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей. Кроме того, органы опеки и попечительства осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Органы опеки и попечительства, наряду с комиссиями по делам несовершеннолетних участвуют в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними. Их компетенция распространяется на случаи, если несовершеннолетние являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей. Кроме того, органы опеки и попечительства осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
Статья: Перспективы совершенствования деятельности участковых инспекторов милиции в Республике Беларусь
(Федчук И.Л., Янчин В.О.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)Основные положения Инструкции включили в себя почти все обязанности УИМ, частично - оперуполномоченного уголовного розыска (к примеру, не определена обязанность по раскрытию преступлений прошлых лет), функция участкового инспектора ИДН лишь обозначена (в части индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними).
(Федчук И.Л., Янчин В.О.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)Основные положения Инструкции включили в себя почти все обязанности УИМ, частично - оперуполномоченного уголовного розыска (к примеру, не определена обязанность по раскрытию преступлений прошлых лет), функция участкового инспектора ИДН лишь обозначена (в части индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними).
Статья: Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)КДН с согласия несовершеннолетнего и его родителей или иных законных представителей назначает наставника из числа граждан, включенных в реестр наставников, привлекаемых для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, и (или) организацию из числа организаций, включенных в реестр организаций, участвующих в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (п. 11 ст. 8.2 Закона о профилактике правонарушений несовершеннолетних).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)КДН с согласия несовершеннолетнего и его родителей или иных законных представителей назначает наставника из числа граждан, включенных в реестр наставников, привлекаемых для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, и (или) организацию из числа организаций, включенных в реестр организаций, участвующих в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (п. 11 ст. 8.2 Закона о профилактике правонарушений несовершеннолетних).
Статья: Наставник в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2025, N 6)Закон предусматривает формирование реестра наставников, которых назначает комиссия по делам несовершеннолетних и защите прав с согласия несовершеннолетнего и его родителей. Отмечено, что наставник осуществляет индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними в целях устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетнего, содействия получению им образования и обеспечению его досуга.
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2025, N 6)Закон предусматривает формирование реестра наставников, которых назначает комиссия по делам несовершеннолетних и защите прав с согласия несовершеннолетнего и его родителей. Отмечено, что наставник осуществляет индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними в целях устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетнего, содействия получению им образования и обеспечению его досуга.
Статья: Массовые беспорядки в условиях воспитательной колонии и их профилактика
(Фадеева С.А., Вилкова А.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 2)К числу основных объективных факторов, которые провоцируют массовые беспорядки <2>, в воспитательных колониях обычно относят: неправомерные действия администрации; слабое владение оперативной обстановкой; недостаточную индивидуально-профилактическую работу с несовершеннолетними, обладающими лидерскими навыками и склонными к активным асоциальным проявлениям; ненадлежащий надзор; формирование деструктивной субкультуры; недостаточное внимание к вопросам воспитания и ресоциализации несовершеннолетних и мн. др.
(Фадеева С.А., Вилкова А.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 2)К числу основных объективных факторов, которые провоцируют массовые беспорядки <2>, в воспитательных колониях обычно относят: неправомерные действия администрации; слабое владение оперативной обстановкой; недостаточную индивидуально-профилактическую работу с несовершеннолетними, обладающими лидерскими навыками и склонными к активным асоциальным проявлениям; ненадлежащий надзор; формирование деструктивной субкультуры; недостаточное внимание к вопросам воспитания и ресоциализации несовершеннолетних и мн. др.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Так, например, согласно ст. 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 ноября 2016 г. N 79-гоз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственным полномочием по контролю за исполнением правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Пунктом 11.1 ст. 2 Закона ХМАО-Югры от 20 июля 2007 г. N 114-гоз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству" предусмотрено осуществление органами местного самоуправления надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с федеральным законодательством; осуществление контроля за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка (детей). В соответствии с Законом ХМАО-Югры от 12 октября 2005 г. N 74-гоз "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию и осуществлению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" органы местного самоуправления должны контролировать выполнение планов индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними детьми, находящимися в социально опасном положении.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Так, например, согласно ст. 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 ноября 2016 г. N 79-гоз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственным полномочием по контролю за исполнением правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Пунктом 11.1 ст. 2 Закона ХМАО-Югры от 20 июля 2007 г. N 114-гоз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству" предусмотрено осуществление органами местного самоуправления надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с федеральным законодательством; осуществление контроля за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка (детей). В соответствии с Законом ХМАО-Югры от 12 октября 2005 г. N 74-гоз "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию и осуществлению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" органы местного самоуправления должны контролировать выполнение планов индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними детьми, находящимися в социально опасном положении.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)В настоящее время региональные долгосрочные программы содействия занятости молодежи на период до 2030 г. с соответствующим финансированием приняты в 82 субъектах Российской Федерации <1>. В указанных программах под молодежью понимается социально-демографическая группа населения от 14 до 35 лет, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Также определяются категории молодых граждан, которым предоставляются меры поддержки в целях содействия их трудоустройству. Так, например, региональной долгосрочной программой "Содействие занятости молодежи в Московской области на период до 2030 года" предусмотрены: поддержка в обеспечении занятости несовершеннолетних, которые не учатся и не работают, в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится индивидуальная профилактическая работа; привлечение к трудовой деятельности несовершеннолетних граждан, в том числе получающих пенсию по потере кормильца, детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; оказание помощи в начале осуществления предпринимательской деятельности молодежи из числа граждан, признанных в установленном порядке безработными, и др.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)В настоящее время региональные долгосрочные программы содействия занятости молодежи на период до 2030 г. с соответствующим финансированием приняты в 82 субъектах Российской Федерации <1>. В указанных программах под молодежью понимается социально-демографическая группа населения от 14 до 35 лет, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Также определяются категории молодых граждан, которым предоставляются меры поддержки в целях содействия их трудоустройству. Так, например, региональной долгосрочной программой "Содействие занятости молодежи в Московской области на период до 2030 года" предусмотрены: поддержка в обеспечении занятости несовершеннолетних, которые не учатся и не работают, в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится индивидуальная профилактическая работа; привлечение к трудовой деятельности несовершеннолетних граждан, в том числе получающих пенсию по потере кормильца, детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; оказание помощи в начале осуществления предпринимательской деятельности молодежи из числа граждан, признанных в установленном порядке безработными, и др.
Статья: Воспитание у курсантов ведомственных образовательных учреждений профессионально значимых качеств
(Вилкова А.В., Фадеева С.А., Лукашенко Д.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 1)Превентивными мерами для снижения нарушений порядка несовершеннолетними могут выступать: усиление индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, обладающими лидерскими навыками и склонными к активным асоциальным проявлениям; усиление надзора за признаками формирования деструктивной субкультуры; снижение уровня агрессии (в том числе психолого-педагогическими методами и технологиями); предупреждение дисциплинарных проступков и негативных отношенческих проявлений между самими несовершеннолетними, а также между несовершеннолетними и сотрудниками СИЗО.
(Вилкова А.В., Фадеева С.А., Лукашенко Д.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 1)Превентивными мерами для снижения нарушений порядка несовершеннолетними могут выступать: усиление индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, обладающими лидерскими навыками и склонными к активным асоциальным проявлениям; усиление надзора за признаками формирования деструктивной субкультуры; снижение уровня агрессии (в том числе психолого-педагогическими методами и технологиями); предупреждение дисциплинарных проступков и негативных отношенческих проявлений между самими несовершеннолетними, а также между несовершеннолетними и сотрудниками СИЗО.
Статья: Специализация судов и судей в судебных системах стран Евразийского экономического союза
(Аблаева Э.Б.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)Аналогичным образом не реализованы законопроекты, предусмотревшие возможность создания в России специализированных ювенальных или семейных судов. Все это вовсе не помешало в 2011 г. Пленуму ВС РФ постановить, что специализация судей по делам несовершеннолетних предполагает обеспечение профессиональной компетентности судей посредством обучения и переподготовки в области права, педагогики, социологии, подростковой психологии, криминологии, виктимологии. Пленум ВС РФ также постановил, что специализация судей по делам несовершеннолетних предполагает осуществление судопроизводства с применением ювенальных технологий и современных методик индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями <33>.
(Аблаева Э.Б.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)Аналогичным образом не реализованы законопроекты, предусмотревшие возможность создания в России специализированных ювенальных или семейных судов. Все это вовсе не помешало в 2011 г. Пленуму ВС РФ постановить, что специализация судей по делам несовершеннолетних предполагает обеспечение профессиональной компетентности судей посредством обучения и переподготовки в области права, педагогики, социологии, подростковой психологии, криминологии, виктимологии. Пленум ВС РФ также постановил, что специализация судей по делам несовершеннолетних предполагает осуществление судопроизводства с применением ювенальных технологий и современных методик индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями <33>.
Статья: К вопросу о содержании административно-правовых средств и способов обеспечения и защиты прав несовершеннолетних
(Михалева Г.Г.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)Несовершеннолетние выступают специальным субъектом административного права. В свою очередь, целью применения к ним мер административной ответственности и наказания является прежде всего не только восстановление социальной справедливости, но и возможность применения превентивных мер с целью выяснения причин и условий совершения правонарушения, а также разработка соответствующих профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и предотвращение повторных правонарушений. Этим как раз и призваны заниматься субъекты профилактики. Исправление несовершеннолетнего правонарушителя состоит по большому в применении субъектами профилактики счету методов убеждения и привития уважения к закону, обществу через все возможные средства и способы, реализуемые ими в процессе их деятельности и работы с данным подростком. Преодоление негативных последствий наказания в большинстве случаев должно рассматриваться как воспитательный эффект, именно здесь идет индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетним правонарушителем с точки зрения предупреждения негативных последствий, вызванных совершенным правонарушением.
(Михалева Г.Г.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)Несовершеннолетние выступают специальным субъектом административного права. В свою очередь, целью применения к ним мер административной ответственности и наказания является прежде всего не только восстановление социальной справедливости, но и возможность применения превентивных мер с целью выяснения причин и условий совершения правонарушения, а также разработка соответствующих профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и предотвращение повторных правонарушений. Этим как раз и призваны заниматься субъекты профилактики. Исправление несовершеннолетнего правонарушителя состоит по большому в применении субъектами профилактики счету методов убеждения и привития уважения к закону, обществу через все возможные средства и способы, реализуемые ими в процессе их деятельности и работы с данным подростком. Преодоление негативных последствий наказания в большинстве случаев должно рассматриваться как воспитательный эффект, именно здесь идет индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетним правонарушителем с точки зрения предупреждения негативных последствий, вызванных совершенным правонарушением.