Индексация заработной платы в локальном акте
Подборка наиболее важных документов по запросу Индексация заработной платы в локальном акте (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Индексация заработной платы
(КонсультантПлюс, 2025)"...Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований об индексации заработной платы и установлении должностного оклада... суд... указал, что индексация заработной платы производилась на основании локальных нормативных актов ответчика, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, при этом обоснованно исходил из того, что в период отпуска по уходу за ребенком... [работник - ред.] не работал, ему не ставились индивидуальные цели, аттестация не проводилась, поэтому на... [работника - ред.] распространяется действие приказов об индексации, которые увеличивали базовое вознаграждение в размере 1% (одного процента) для всех остальных работников Компании, оснований для увеличения... базового вознаграждения в размере 1% не имелось..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований об индексации заработной платы и установлении должностного оклада... суд... указал, что индексация заработной платы производилась на основании локальных нормативных актов ответчика, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, при этом обоснованно исходил из того, что в период отпуска по уходу за ребенком... [работник - ред.] не работал, ему не ставились индивидуальные цели, аттестация не проводилась, поэтому на... [работника - ред.] распространяется действие приказов об индексации, которые увеличивали базовое вознаграждение в размере 1% (одного процента) для всех остальных работников Компании, оснований для увеличения... базового вознаграждения в размере 1% не имелось..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Являюсь сотрудником ООО "..." с июня 2023 г. На октябрь 2024 г. ни разу не была проведена индексация зарплаты. Локальные нормативные акты, регулирующие порядок индексации зарплаты в компании, отсутствуют. Обязан ли работодатель произвести индексацию? В каком размере? В какие сроки?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2024)"Сайт проекта "Открытая Инспекция Труда" https://онлайнинспекция.рф", 2024
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2024)"Сайт проекта "Открытая Инспекция Труда" https://онлайнинспекция.рф", 2024
Вопрос: В ООО планируется ввести изменения в порядок индексации зарплаты, регламентированный внутренним локальным нормативным актом. Одним из изменений является введение округления до полных сотен рублей. Правомерно ли это?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: В ООО планируется ввести изменения в порядок индексации зарплаты, регламентированный внутренним локальным нормативным актом. Одним из изменений является введение округления до полных сотен рублей. Например, у работника ежемесячная зарплата составляет 50 075,52 руб., в результате индексации на 10% его зарплата становится 55 083,07 руб. В результате округления размер его ежемесячной зарплаты станет 55 100,00 руб. Правомерно ли такое округление ежемесячной зарплаты в рамках индексации?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: В ООО планируется ввести изменения в порядок индексации зарплаты, регламентированный внутренним локальным нормативным актом. Одним из изменений является введение округления до полных сотен рублей. Например, у работника ежемесячная зарплата составляет 50 075,52 руб., в результате индексации на 10% его зарплата становится 55 083,07 руб. В результате округления размер его ежемесячной зарплаты станет 55 100,00 руб. Правомерно ли такое округление ежемесячной зарплаты в рамках индексации?
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)10. При разрешении споров работников с организациями-работодателями, не получающими бюджетного финансирования, по поводу индексации заработной платы подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающие системы оплаты труда, порядок индексации заработной платы работников в таких организациях.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)10. При разрешении споров работников с организациями-работодателями, не получающими бюджетного финансирования, по поводу индексации заработной платы подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающие системы оплаты труда, порядок индексации заработной платы работников в таких организациях.
Статья: К вопросу о роли правовых норм по оплате труда в преодолении бедности населения России
(Бондарева Э.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 3)По поводу размера индексации (установлен он законодателем или нет) существуют разные точки зрения. Например, в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации <20> отмечается, что индексация - это увеличение заработной платы работников на уровень инфляции, при этом работодатель вправе дополнительно увеличить размер заработной платы отдельным категориям работников. Такое понимание размера индексации можно встретить и в решениях суда, например Красноярский краевой суд <21> высказал правовую позицию о том, что более низкий, чем индекс потребительских цен, размер индексации не обеспечивает повышения реального содержания заработной платы и не соответствует смыслу установленных законом гарантий. И с этой позицией вполне можно согласиться. Однако подходы Министерства труда и социальной защиты РФ и Красноярского краевого суда не согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации <22>, который, частности, отметил, что работодатели, не относящиеся к бюджетной сфере, вправе самостоятельно устанавливать размеры индексации. Позиция Конституционного Суда заключается в том, что размер, порядок и условия предоставления индексации определяются при заключении коллективного договора или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации <23> также разъясняется, что при разрешении споров работников с организациями-работодателями, не получающими бюджетного финансирования, по поводу индексации заработной платы подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, порядок индексации заработной платы работников в таких организациях. То есть в правоприменительной и судебной практике считается, что причиной проведения процедуры индексации является рост потребительских цен на товары и услуги, но размер индексации напрямую не связывается с индексом роста цен. Размер индексации определяется законодательством для государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и актами социального партнерства для работодателей, не финансируемых из бюджета.
(Бондарева Э.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 3)По поводу размера индексации (установлен он законодателем или нет) существуют разные точки зрения. Например, в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации <20> отмечается, что индексация - это увеличение заработной платы работников на уровень инфляции, при этом работодатель вправе дополнительно увеличить размер заработной платы отдельным категориям работников. Такое понимание размера индексации можно встретить и в решениях суда, например Красноярский краевой суд <21> высказал правовую позицию о том, что более низкий, чем индекс потребительских цен, размер индексации не обеспечивает повышения реального содержания заработной платы и не соответствует смыслу установленных законом гарантий. И с этой позицией вполне можно согласиться. Однако подходы Министерства труда и социальной защиты РФ и Красноярского краевого суда не согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации <22>, который, частности, отметил, что работодатели, не относящиеся к бюджетной сфере, вправе самостоятельно устанавливать размеры индексации. Позиция Конституционного Суда заключается в том, что размер, порядок и условия предоставления индексации определяются при заключении коллективного договора или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации <23> также разъясняется, что при разрешении споров работников с организациями-работодателями, не получающими бюджетного финансирования, по поводу индексации заработной платы подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, порядок индексации заработной платы работников в таких организациях. То есть в правоприменительной и судебной практике считается, что причиной проведения процедуры индексации является рост потребительских цен на товары и услуги, но размер индексации напрямую не связывается с индексом роста цен. Размер индексации определяется законодательством для государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и актами социального партнерства для работодателей, не финансируемых из бюджета.
Ситуация: Обязан ли работодатель индексировать заработную плату?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если работодатель не соблюдает положения коллективного договора, соглашения, локальных нормативных актов об индексации зарплаты, его действия можно обжаловать в Государственную инспекцию труда соответствующего субъекта РФ, прокуратуру, а также в суд (ст. ст. 352, 353 ТК РФ; ст. 10 Закона от 17.01.1992 N 2202-1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если работодатель не соблюдает положения коллективного договора, соглашения, локальных нормативных актов об индексации зарплаты, его действия можно обжаловать в Государственную инспекцию труда соответствующего субъекта РФ, прокуратуру, а также в суд (ст. ст. 352, 353 ТК РФ; ст. 10 Закона от 17.01.1992 N 2202-1).
Статья: Отражение конституционно-правовых принципов регулирования оплаты труда в решениях Конституционного Суда Российской Федерации
(Коршунова Т.Ю., Каменская С.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 4)В дальнейшем Верховный Суд РФ уточнил свою позицию, указав, что работодатель должен закрепить в локальных нормативных актах механизм индексации заработной платы или иной способ ее повышения <20>.
(Коршунова Т.Ю., Каменская С.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 4)В дальнейшем Верховный Суд РФ уточнил свою позицию, указав, что работодатель должен закрепить в локальных нормативных актах механизм индексации заработной платы или иной способ ее повышения <20>.
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Так, в одном трудовом споре суд отказал работнику в ежегодной индексации заработной платы, поскольку в соответствии с локальными актами работодателя периодичность индексации составляла один раз в три года (Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 10.08.2023 N 88-7170/2023).
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Так, в одном трудовом споре суд отказал работнику в ежегодной индексации заработной платы, поскольку в соответствии с локальными актами работодателя периодичность индексации составляла один раз в три года (Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 10.08.2023 N 88-7170/2023).
Статья: Комментарий к Письму Роструда от 05.07.2024 N 2141-ТЗ <Об издании приказа об индексации заработной платы задним числом и перерасчете зарплаты работников, уволившихся до издания такого приказа>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 16)В соответствии с ч. 7 ст. 12 ТК РФ локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Локальный нормативный акт содержит следующие признаки: неоднократность применения, наличие волевого содержания, внутриорганизационный характер, распространение на неопределенный круг лиц. Поэтому обеспечить индексацию заработной платы локальным нормативным актом задним числом нельзя.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 16)В соответствии с ч. 7 ст. 12 ТК РФ локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Локальный нормативный акт содержит следующие признаки: неоднократность применения, наличие волевого содержания, внутриорганизационный характер, распространение на неопределенный круг лиц. Поэтому обеспечить индексацию заработной платы локальным нормативным актом задним числом нельзя.
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)"Государственной инспекцией труда выявлены нарушения трудового законодательства, в частности положений статьи 134 ТК РФ. По результатам проверки Обществу выдано предписание - установить порядок проведения индексации заработной платы локальными нормативными актами. По мнению суда, выявленные в ходе проверки нарушения трудового законодательства носят бесспорный характер; предписание ГИТ прав и законных интересов работодателя не нарушает" (Кассационное определение Четвертого КСОЮ от 24.12.2020 N 88а-24666/2020).
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)"Государственной инспекцией труда выявлены нарушения трудового законодательства, в частности положений статьи 134 ТК РФ. По результатам проверки Обществу выдано предписание - установить порядок проведения индексации заработной платы локальными нормативными актами. По мнению суда, выявленные в ходе проверки нарушения трудового законодательства носят бесспорный характер; предписание ГИТ прав и законных интересов работодателя не нарушает" (Кассационное определение Четвертого КСОЮ от 24.12.2020 N 88а-24666/2020).
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Это означает, что работодатель не может уклониться от закрепления в локальном нормативном акте или коллективном договоре порядка индексации заработной платы. Однако закон не ограничивает работодателей внебюджетной сферы ни в периодичности индексации (закон не обязывает работодателя проводить ее ежегодно), ни в коэффициенте, на который нужно повышать заработную плату. На практике величина коэффициента индексации может зависеть от разнообразных показателей.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Это означает, что работодатель не может уклониться от закрепления в локальном нормативном акте или коллективном договоре порядка индексации заработной платы. Однако закон не ограничивает работодателей внебюджетной сферы ни в периодичности индексации (закон не обязывает работодателя проводить ее ежегодно), ни в коэффициенте, на который нужно повышать заработную плату. На практике величина коэффициента индексации может зависеть от разнообразных показателей.