Индексация заработной платы конституция
Подборка наиболее важных документов по запросу Индексация заработной платы конституция (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 132 Конституции РФ"Отказывая в удовлетворении исковых требований А.И.А. и У. об обязании АМС Моздокского района РСО-Алания предусмотреть в местном бюджете на текущий финансовый год статью расходов на выплату недоначисленной заработной платы за период с 2017 по 2019 годы, индексацию заработной платы за 2020 год и на выплату недоначисленной заработной платы за 2021 год, суд первой инстанции исходил из того, что ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации, ст. 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ч. 10 ст. 35, ст. 52 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании Моздокский район Республики Северная Осетия - Алания, утвержденным решением Собрания представителей Моздокского района РСО-Алания от 15 декабря 2021 года N 435, Уставом муниципального образования Моздокский район Республики Северная Осетия - Алания, утвержденным решением Собрания представителей Моздокского района РСО-Алания N 162 от 09 июля 2019 года предусмотрено, что составление проекта районного бюджета - исключительная прерогатива АМС Моздокского района РСО-Алания, внесение предложений о формировании бюджета района на следующий год или внесении изменений уже в утвержденный бюджет, является правотворческой инициативой, а вмешательство суда в бюджетный процесс не предусмотрено в рамках гражданского процессуального законодательства."
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 06.12.2023 по делу N 33-17875/2023
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Взыскатель указал, что судебные акты не были исполнены, но судебный пристав-исполнитель вынес постановления об окончании исполнительных производств, что признано судом незаконным, но исполнительные производства не были возобновлены.
Решение: Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено.Учитывая, что при рассмотрении дела факт незаконного виновного бездействия судебного пристава-исполнителя нашел свое подтверждение, установленные по делу обстоятельства подтверждают наличие всех элементов правоотношения, с которыми нормы ст. ст. 1069, 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации связывают наступление ответственности государственного органа в виде компенсации морального вреда. Истец связывает ненадлежащее исполнение судебным приставом-исполнителем своих обязанностей, неполучение заявителем длительное время денежных средств в виде заработной платы, индексаций на данные суммы, право истца на получение вознаграждения за труд, гарантированное ст. 37 Конституции РФ, невозможность обеспечить себя полноценным питанием, приобретением вещей первой необходимости, в силу чего сказалось на физическом и на психическом состоянии истца, который испытывал нравственные страдания, негативные психо-эмоциональные эмоции, стрессы.
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Взыскатель указал, что судебные акты не были исполнены, но судебный пристав-исполнитель вынес постановления об окончании исполнительных производств, что признано судом незаконным, но исполнительные производства не были возобновлены.
Решение: Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено.Учитывая, что при рассмотрении дела факт незаконного виновного бездействия судебного пристава-исполнителя нашел свое подтверждение, установленные по делу обстоятельства подтверждают наличие всех элементов правоотношения, с которыми нормы ст. ст. 1069, 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации связывают наступление ответственности государственного органа в виде компенсации морального вреда. Истец связывает ненадлежащее исполнение судебным приставом-исполнителем своих обязанностей, неполучение заявителем длительное время денежных средств в виде заработной платы, индексаций на данные суммы, право истца на получение вознаграждения за труд, гарантированное ст. 37 Конституции РФ, невозможность обеспечить себя полноценным питанием, приобретением вещей первой необходимости, в силу чего сказалось на физическом и на психическом состоянии истца, который испытывал нравственные страдания, негативные психо-эмоциональные эмоции, стрессы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Индексация заработной платы: право или обязанность?
(Думнова К.В., Кулагина А.В., Прожерина К.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 1)Так, работник имеет право ознакомиться с данными актами и, соответственно, с условиями реализации государственной гарантии. Более того, работодатель обязан принимать соответствующие документы по индексации, поскольку он не вправе лишать работников предусмотренной законом гарантии и уклоняться от установления индексации <26>. В свою очередь, отсутствие установленного порядка индексации заработной платы не свидетельствует о приостановлении реализации прав работников, прямо вытекающих из Конституции РФ <27>.
(Думнова К.В., Кулагина А.В., Прожерина К.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 1)Так, работник имеет право ознакомиться с данными актами и, соответственно, с условиями реализации государственной гарантии. Более того, работодатель обязан принимать соответствующие документы по индексации, поскольку он не вправе лишать работников предусмотренной законом гарантии и уклоняться от установления индексации <26>. В свою очередь, отсутствие установленного порядка индексации заработной платы не свидетельствует о приостановлении реализации прав работников, прямо вытекающих из Конституции РФ <27>.
Готовое решение: Как оформить выход работника после окончания декретного отпуска - отпуска по уходу за ребенком
(КонсультантПлюс, 2025)Индексация распространяется на всех работников (ст. 134 ТК РФ, Определение Конституционного Суда РФ от 17.06.2010 N 913-О-О). Поэтому индексация зарплат всем работникам организации, за исключением одного, может быть расценена как дискриминация и может повлечь обращение данного работника в суд (п. 3 ст. 37 Конституции РФ, ч. 4 ст. 3, ч. 2 ст. 132 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Индексация распространяется на всех работников (ст. 134 ТК РФ, Определение Конституционного Суда РФ от 17.06.2010 N 913-О-О). Поэтому индексация зарплат всем работникам организации, за исключением одного, может быть расценена как дискриминация и может повлечь обращение данного работника в суд (п. 3 ст. 37 Конституции РФ, ч. 4 ст. 3, ч. 2 ст. 132 ТК РФ).
Нормативные акты
Решение Конституционного Суда РФ от 28.05.2013
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2013 года"13. В Определении от 25 февраля 2013 года N 280-О Конституционный Суд оценил нормативное содержание в том числе части второй статьи 5 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда". Воспроизведя ранее высказанную правовую позицию о том, что само по себе изменение критерия индексации сумм возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, не может рассматриваться как противоречащее Конституции Российской Федерации при условии соблюдения конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан (Постановление от 19 июня 2002 года N 11-П), Конституционный Суд подчеркнул, что отсутствие в оспоренных законоположениях какого-либо нового критерия индексации сумм возмещения вреда для граждан, которым оно исчисляется в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, не исключает обязанности причинителя вреда и суда рассматривать требования граждан об увеличении размеров указанных сумм на основании норм и принципов гражданского законодательства.
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2013 года"13. В Определении от 25 февраля 2013 года N 280-О Конституционный Суд оценил нормативное содержание в том числе части второй статьи 5 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда". Воспроизведя ранее высказанную правовую позицию о том, что само по себе изменение критерия индексации сумм возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, не может рассматриваться как противоречащее Конституции Российской Федерации при условии соблюдения конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан (Постановление от 19 июня 2002 года N 11-П), Конституционный Суд подчеркнул, что отсутствие в оспоренных законоположениях какого-либо нового критерия индексации сумм возмещения вреда для граждан, которым оно исчисляется в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, не исключает обязанности причинителя вреда и суда рассматривать требования граждан об увеличении размеров указанных сумм на основании норм и принципов гражданского законодательства.
"Обобщение судебной практики по вопросу индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы"
(утв. Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ)Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакциях от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев" механизм индексации сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации.
(утв. Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ)Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакциях от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев" механизм индексации сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации.
Статья: Роль конституционного правосудия в обеспечении благополучия человека
(Тарибо Е.В., Козленко М.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)Как известно, глава 3 Конституции РФ была дополнена рядом положений, которые на конституционном уровне закрепляют, что минимальный размер оплаты труда гарантируется государством не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, что формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом, и другими.
(Тарибо Е.В., Козленко М.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)Как известно, глава 3 Конституции РФ была дополнена рядом положений, которые на конституционном уровне закрепляют, что минимальный размер оплаты труда гарантируется государством не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, что формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом, и другими.
Статья: Конституционная реформа в России 2020 г.: позиции экспертного сообщества
(Берлявский Л.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 4)Ряд экспертов высказали замечания по поводу юридической техники авторов обсуждаемого законопроекта: некоторые поправки вводят в законодательство новые термины, но никак не объясняют их. Так, судьи будут совершать "поступки" вместо "проступков" (ст. 83), Президент - "занимать" должность, а не замещать ее (ст. 81), а предшественником России является не РСФСР или СССР, а "Союз ССР" (ст. 67.1), - перечисляет член Общественной палаты Калининградской области А. Елаев. Пенсии с зарплатами ждет "индексация", а не "повышение" (ст. 75) <6>.
(Берлявский Л.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 4)Ряд экспертов высказали замечания по поводу юридической техники авторов обсуждаемого законопроекта: некоторые поправки вводят в законодательство новые термины, но никак не объясняют их. Так, судьи будут совершать "поступки" вместо "проступков" (ст. 83), Президент - "занимать" должность, а не замещать ее (ст. 81), а предшественником России является не РСФСР или СССР, а "Союз ССР" (ст. 67.1), - перечисляет член Общественной палаты Калининградской области А. Елаев. Пенсии с зарплатами ждет "индексация", а не "повышение" (ст. 75) <6>.
Статья: К вопросу о минимальном размере оплаты труда в странах БРИКС
(Шестерякова И.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4)В статье 7 Конституции Бразилии предусмотрено, что минимальная заработная плата устанавливается законом, должна быть достаточна для того, чтобы позволить трудящемуся покрыть элементарные жизненные потребности и потребности его семьи в отношении жилища, питания, образования, здравоохранения, досуга, одежды, гигиены, транспорта и социального страхования. Она индексируется в связи с ростом цен. Гарантируется всем работающим заработок не ниже установленного минимального размера оплаты труда (п. VII).
(Шестерякова И.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4)В статье 7 Конституции Бразилии предусмотрено, что минимальная заработная плата устанавливается законом, должна быть достаточна для того, чтобы позволить трудящемуся покрыть элементарные жизненные потребности и потребности его семьи в отношении жилища, питания, образования, здравоохранения, досуга, одежды, гигиены, транспорта и социального страхования. Она индексируется в связи с ростом цен. Гарантируется всем работающим заработок не ниже установленного минимального размера оплаты труда (п. VII).
Статья: Обзор некоторых поправок к Конституции Российской Федерации
(Коновалов А.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)Речь идет о дополнении ст. 75 Конституции РФ ч. 5, гарантирующей минимальный размер оплаты труда (далее по тексту - МРОТ) не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации и индексацию социальных пособий и иных социальных выплат в порядке, установленном федеральным законом; ч. 6, предусматривающей формирование системы пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений, регулярное осуществление индексации размера пенсий в порядке, установленном федеральным законом, и ч. 7, гарантирующей обязательное социальное страхование и адресную социальную поддержку.
(Коновалов А.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)Речь идет о дополнении ст. 75 Конституции РФ ч. 5, гарантирующей минимальный размер оплаты труда (далее по тексту - МРОТ) не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации и индексацию социальных пособий и иных социальных выплат в порядке, установленном федеральным законом; ч. 6, предусматривающей формирование системы пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений, регулярное осуществление индексации размера пенсий в порядке, установленном федеральным законом, и ч. 7, гарантирующей обязательное социальное страхование и адресную социальную поддержку.
Статья: Конституционализация социально-экономической сферы и социальное благополучие человека
(Садовникова Г.Д.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)Направленность на обеспечение социального благополучия человека очевидна в новой редакции ст. 75 Конституции об уважении труда граждан, обеспечения защиты их прав, о гарантировании минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, о принципах всеобщности, справедливости и солидарности поколений при формировании системы пенсионного обеспечения, о ежегодной индексации пенсий, гарантировании обязательного социального страхования, адресной социальной поддержки граждан и индексации социальных пособий и иных социальных выплат.
(Садовникова Г.Д.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)Направленность на обеспечение социального благополучия человека очевидна в новой редакции ст. 75 Конституции об уважении труда граждан, обеспечения защиты их прав, о гарантировании минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, о принципах всеобщности, справедливости и солидарности поколений при формировании системы пенсионного обеспечения, о ежегодной индексации пенсий, гарантировании обязательного социального страхования, адресной социальной поддержки граждан и индексации социальных пособий и иных социальных выплат.
Статья: Предпринимательское право как инструмент решения социальных задач современного общества (социальная функция предпринимательского права России)
(Губин Е.П.)
("Предпринимательское право", 2023, N 3)Н.В. Колотова отмечает: "Внесение в Конституцию РФ поправок социального характера касается как установления принципов социальной политики (повышения благосостояния граждан, уважения человека труда, социального партнерства, социальной солидарности и др.), так и уточнения и конкретизации социальных норм (адресность социальной поддержки, индексация социальных выплат, гарантии минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по стране и т.д.). Включение в конституционный текст этих новелл, содержащихся в ч. 5, 6, 7 ст. 75 и ст. 75.1, отчасти в п. "в", "в 1)", "в 2)", "е 1)", "е 4)", ч. 1 ст. 114, отвечает объективному процессу социализации конституций, который проходит во всем мире" <7>.
(Губин Е.П.)
("Предпринимательское право", 2023, N 3)Н.В. Колотова отмечает: "Внесение в Конституцию РФ поправок социального характера касается как установления принципов социальной политики (повышения благосостояния граждан, уважения человека труда, социального партнерства, социальной солидарности и др.), так и уточнения и конкретизации социальных норм (адресность социальной поддержки, индексация социальных выплат, гарантии минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по стране и т.д.). Включение в конституционный текст этих новелл, содержащихся в ч. 5, 6, 7 ст. 75 и ст. 75.1, отчасти в п. "в", "в 1)", "в 2)", "е 1)", "е 4)", ч. 1 ст. 114, отвечает объективному процессу социализации конституций, который проходит во всем мире" <7>.
Готовое решение: Кто признается высококвалифицированным иностранным специалистом
(КонсультантПлюс, 2025)Индексация является государственной гарантией по оплате труда и должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. Законом не установлено исключений в зависимости, в частности, от того, являются работники гражданами РФ или иностранцами, от размера их зарплаты. Если вы не распространите порядок индексации, установленный у вас, например, в локальном нормативном акте, на зарплату работников, являющихся высококвалифицированными иностранными специалистами, то для вас возможны, в частности, риски административной ответственности по ч. 1, 2 ст. 5.27 КоАП РФ. Также, полагаем, непроведение индексации в отношении только некоторых работников может быть расценено как дискриминация и может повлечь обращение данных работников в суд. Такие выводы следуют из ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, ч. 2, 4 ст. 3, ч. 5 ст. 11, ст. 130, ч. 2 ст. 132, ст. 134, ч. 1 ст. 327.1 ТК РФ, п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 4 Закона об иностранцах, Определения Конституционного Суда РФ от 17.06.2010 N 913-О-О, п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45.
(КонсультантПлюс, 2025)Индексация является государственной гарантией по оплате труда и должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. Законом не установлено исключений в зависимости, в частности, от того, являются работники гражданами РФ или иностранцами, от размера их зарплаты. Если вы не распространите порядок индексации, установленный у вас, например, в локальном нормативном акте, на зарплату работников, являющихся высококвалифицированными иностранными специалистами, то для вас возможны, в частности, риски административной ответственности по ч. 1, 2 ст. 5.27 КоАП РФ. Также, полагаем, непроведение индексации в отношении только некоторых работников может быть расценено как дискриминация и может повлечь обращение данных работников в суд. Такие выводы следуют из ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, ч. 2, 4 ст. 3, ч. 5 ст. 11, ст. 130, ч. 2 ст. 132, ст. 134, ч. 1 ст. 327.1 ТК РФ, п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 4 Закона об иностранцах, Определения Конституционного Суда РФ от 17.06.2010 N 913-О-О, п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45.
Статья: О соразмерности ограничений социально-экономических прав и свобод граждан
(Уваров А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)Поскольку с помощью вышеприведенных конституционных, международных и общетеоретических постулатов удается достигнуть понимания лишь ценностных ориентиров, которые необходимы при принятии законодательного или правоприменительного решения об ограничении компетентным государственным органом основных прав и свобод граждан <25>, возникает вопрос о том, существуют ли специальные, отраслевые ориентиры (ценности), связанные с определением соразмерности ограничений именно социально-экономических прав и свобод граждан? Думается, что такие ориентиры (ценности) заложены прежде всего в самой Конституции РФ. Кстати, принятые в 2020 г. поправки к Конституции РФ заметно обогатили арсенал этих ориентиров. Так, согласно ч. 5 ст. 75 Конституции РФ государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума, что корреспондирует с ч. 2 ст. 7 и ч. 3 ст. 37 Конституции РФ. В силу требований ч. 6 и 7 ст. 75 установлена индексация пенсий не реже одного раза в год и индексация социальных выплат, что является, по сути, дополнением ст. 39 Конституции РФ. Таким образом, теперь любые изменения текущего законодательства в сторону ограничений, если они будут связаны с оплатой труда, пенсиями, пособиями, будут иметь на конституционном уровне регулирования четкие, уже не только оценочные, но и конкретные эмпирические пределы (стандарты), которые нельзя будет нарушать. И это будет очевидно не только Конституционному Суду РФ, но и каждому гражданину. Конечно, такого рода конституционная конкретика является наилучшим способом для предотвращения всякого рода необоснованных ограничений социально-экономических прав и свобод граждан. Но помимо прямых есть и косвенные конституционные механизмы, которые можно задействовать в этих целях. Так, провозглашаемая в ст. 75.1 Конституции РФ цель устойчивого экономического роста и повышения благосостояния граждан предполагает государственные меры по поддержке этого благосостояния через социальное партнерство, экономическую, политическую и социальную солидарность. Это значит, что любые меры, ограничивающие или препятствующие развитию и функционированию этих форм взаимодействия (в том числе необоснованные ограничения каких-то социально-экономических прав), могут быть расценены Конституционным Судом РФ как противоречащие Конституции РФ.
(Уваров А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)Поскольку с помощью вышеприведенных конституционных, международных и общетеоретических постулатов удается достигнуть понимания лишь ценностных ориентиров, которые необходимы при принятии законодательного или правоприменительного решения об ограничении компетентным государственным органом основных прав и свобод граждан <25>, возникает вопрос о том, существуют ли специальные, отраслевые ориентиры (ценности), связанные с определением соразмерности ограничений именно социально-экономических прав и свобод граждан? Думается, что такие ориентиры (ценности) заложены прежде всего в самой Конституции РФ. Кстати, принятые в 2020 г. поправки к Конституции РФ заметно обогатили арсенал этих ориентиров. Так, согласно ч. 5 ст. 75 Конституции РФ государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума, что корреспондирует с ч. 2 ст. 7 и ч. 3 ст. 37 Конституции РФ. В силу требований ч. 6 и 7 ст. 75 установлена индексация пенсий не реже одного раза в год и индексация социальных выплат, что является, по сути, дополнением ст. 39 Конституции РФ. Таким образом, теперь любые изменения текущего законодательства в сторону ограничений, если они будут связаны с оплатой труда, пенсиями, пособиями, будут иметь на конституционном уровне регулирования четкие, уже не только оценочные, но и конкретные эмпирические пределы (стандарты), которые нельзя будет нарушать. И это будет очевидно не только Конституционному Суду РФ, но и каждому гражданину. Конечно, такого рода конституционная конкретика является наилучшим способом для предотвращения всякого рода необоснованных ограничений социально-экономических прав и свобод граждан. Но помимо прямых есть и косвенные конституционные механизмы, которые можно задействовать в этих целях. Так, провозглашаемая в ст. 75.1 Конституции РФ цель устойчивого экономического роста и повышения благосостояния граждан предполагает государственные меры по поддержке этого благосостояния через социальное партнерство, экономическую, политическую и социальную солидарность. Это значит, что любые меры, ограничивающие или препятствующие развитию и функционированию этих форм взаимодействия (в том числе необоснованные ограничения каких-то социально-экономических прав), могут быть расценены Конституционным Судом РФ как противоречащие Конституции РФ.
Статья: Конституция Российской Федерации: самобытность, стабильность и развитие (к 30-летию Основного Закона России)
(Хабриева Т.Я.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)Часть 5 ст. 75 Конституции РФ гарантирует минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, устанавливает принципы пенсионного обеспечения (всеобщности, справедливости и солидарности поколений), обязывает государство поддерживать его эффективное функционирование и индексировать пенсии не реже одного раза в год. Часть 7 ст. 75 гарантирует обязательное социальное страхование, адресную социальную поддержку граждан, индексацию социальных пособий и выплат. Наполнение Основного Закона соответствующими положениями стало результатом так называемой восходящей конституционной легитимации законодательных норм <35>. Например, принципы социального партнерства, ранее закрепленные в разд. II Трудового кодекса РФ, теперь зафиксированы в ст. 75.1 и 114 Конституции РФ.
(Хабриева Т.Я.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)Часть 5 ст. 75 Конституции РФ гарантирует минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, устанавливает принципы пенсионного обеспечения (всеобщности, справедливости и солидарности поколений), обязывает государство поддерживать его эффективное функционирование и индексировать пенсии не реже одного раза в год. Часть 7 ст. 75 гарантирует обязательное социальное страхование, адресную социальную поддержку граждан, индексацию социальных пособий и выплат. Наполнение Основного Закона соответствующими положениями стало результатом так называемой восходящей конституционной легитимации законодательных норм <35>. Например, принципы социального партнерства, ранее закрепленные в разд. II Трудового кодекса РФ, теперь зафиксированы в ст. 75.1 и 114 Конституции РФ.
Статья: О корреляции социально значимых потребностей и прожиточного минимума
(Иванчина Ю.В., Истомина Е.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)<2> Головина С.Ю. Индексация заработной платы как государственная гарантия по оплате труда работников // Российский юридический журнал. 2019. N 5(128). С. 144.
(Иванчина Ю.В., Истомина Е.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)<2> Головина С.Ю. Индексация заработной платы как государственная гарантия по оплате труда работников // Российский юридический журнал. 2019. N 5(128). С. 144.