Имущественный вычет обманутым дольщикам
Подборка наиболее важных документов по запросу Имущественный вычет обманутым дольщикам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: ...По договору долевого участия в строительстве квартиры общей площадью 35 кв. м гражданин в 2011 г. в полном объеме (700 000 руб.) внес взносы организации-застройщику, но жилой объект не построен. По решению регионального органа власти гражданин признан обманутым дольщиком, и ему из бюджета в 2014 г. оплачено приобретение 35 кв. м иной жилплощади - 1 200 000 руб. (акт приема-передачи квартиры и свидетельство о регистрации права собственности получены в 2014 г.). Облагается ли НДФЛ данная выплата из бюджета на приобретение квартиры? Вправе ли налогоплательщик заявить имущественный вычет по НДФЛ в сумме 700 000 руб.?
(Консультация эксперта, 2014)Ответ: На наш взгляд, стоимость приобретения квартиры за счет средств регионального бюджета не облагается НДФЛ. Налогоплательщик не вправе заявить имущественный налоговый вычет по НДФЛ в размере своих расходов по договору долевого участия в строительстве квартиры, если жилой дом не был построен и гражданин был признан обманутым дольщиком, в связи с чем ему были предоставлены бюджетные средства на приобретение иной квартиры.
(Консультация эксперта, 2014)Ответ: На наш взгляд, стоимость приобретения квартиры за счет средств регионального бюджета не облагается НДФЛ. Налогоплательщик не вправе заявить имущественный налоговый вычет по НДФЛ в размере своих расходов по договору долевого участия в строительстве квартиры, если жилой дом не был построен и гражданин был признан обманутым дольщиком, в связи с чем ему были предоставлены бюджетные средства на приобретение иной квартиры.
Нормативные акты
показать больше документов"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5.6. В ч. 5.6 комментируемой статьи говорится об особенностях проведения государственной экспертизы проектной документации многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сведения о которых включены в единый реестр проблемных объектов в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". В данном случае речь идет о решении проблемы так называемых обманутых дольщиков, которые вложили денежные средства в строительство жилых домов, но жилые дома не были достроены, а строительные фирмы, возводившие их, обанкротились.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5.6. В ч. 5.6 комментируемой статьи говорится об особенностях проведения государственной экспертизы проектной документации многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сведения о которых включены в единый реестр проблемных объектов в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". В данном случае речь идет о решении проблемы так называемых обманутых дольщиков, которые вложили денежные средства в строительство жилых домов, но жилые дома не были достроены, а строительные фирмы, возводившие их, обанкротились.
Статья: Концепция универсальной защиты конституционного права граждан на жилище: системный взгляд на проблему через призму банкротства. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 22 августа 2022 года N 305-ЭС22-7163
(Сайфуллин Р.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 12)Таково общее правило. Между тем государство порой в том или ином виде оказывает содействие в решении проблем обманутых дольщиков. В большинстве случаев финансирование осуществляется за счет публично-правовой компании "Фонд развития территорий", фондов субъектов Российской Федерации, а также путем предоставления компенсационных участков (подп. 3.1 - 3.2 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ). Таким образом, при банкротстве застройщика (§ 7 главы IX Закона о банкротстве) в качестве источника финансирования также выступают бюджеты различных уровней, имущество публично-правовых образований или связанных с ними организаций. В таком случае в основе регулирования должны лежать принципы эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ), а также их адресности и целевого характера (ст. 38 БК РФ). Поэтому Российская Федерация, будучи социальным государством (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ), должна оказывать содействие в решении именно социальных, а не инвестиционных задач.
(Сайфуллин Р.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 12)Таково общее правило. Между тем государство порой в том или ином виде оказывает содействие в решении проблем обманутых дольщиков. В большинстве случаев финансирование осуществляется за счет публично-правовой компании "Фонд развития территорий", фондов субъектов Российской Федерации, а также путем предоставления компенсационных участков (подп. 3.1 - 3.2 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ). Таким образом, при банкротстве застройщика (§ 7 главы IX Закона о банкротстве) в качестве источника финансирования также выступают бюджеты различных уровней, имущество публично-правовых образований или связанных с ними организаций. В таком случае в основе регулирования должны лежать принципы эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ), а также их адресности и целевого характера (ст. 38 БК РФ). Поэтому Российская Федерация, будучи социальным государством (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ), должна оказывать содействие в решении именно социальных, а не инвестиционных задач.
Статья: Уголовно-правовая оценка преступлений в сфере долевого строительства
(Жилкин М.Г., Никонорова Ю.В.)
("Уголовное право", 2025, N 2)В статье проводится уголовно-правовая оценка преступлений в сфере долевого строительства в Российской Федерации. Авторы концентрируются на анализе проблемы "обманутых дольщиков", вызванной противоправными действиями застройщиков. В работе рассматривается ст. 200.3 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также обсуждаются вопросы квалификации преступлений, связанных с привлечением денежных средств граждан в проекты долевого строительства. Авторы предлагают пути устранения правоприменительных проблем и формулируют выводы, которые могут быть использованы органами следствия и судом для корректной квалификации общественно опасных деяний. Особое внимание уделяется судебно-следственной практике, демонстрирующей различные варианты квалификации в схожих ситуациях, что свидетельствует о неоднозначности существующих нормативных подходов.
(Жилкин М.Г., Никонорова Ю.В.)
("Уголовное право", 2025, N 2)В статье проводится уголовно-правовая оценка преступлений в сфере долевого строительства в Российской Федерации. Авторы концентрируются на анализе проблемы "обманутых дольщиков", вызванной противоправными действиями застройщиков. В работе рассматривается ст. 200.3 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также обсуждаются вопросы квалификации преступлений, связанных с привлечением денежных средств граждан в проекты долевого строительства. Авторы предлагают пути устранения правоприменительных проблем и формулируют выводы, которые могут быть использованы органами следствия и судом для корректной квалификации общественно опасных деяний. Особое внимание уделяется судебно-следственной практике, демонстрирующей различные варианты квалификации в схожих ситуациях, что свидетельствует о неоднозначности существующих нормативных подходов.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Введение с 01.01.2017 требования о сроке выдачи ГПЗУ вызвало неоднозначную позицию со стороны органов контроля в сфере строительства. Так, в практике имеются случаи отказа уполномоченного органа в выдаче разрешения на новые очереди строительства. При этом причинами отказа являются превышение 3 лет с момента выдачи ГПЗУ и отсутствие акта субъекта РФ об установлении срока переходного периода. Такая позиция является ошибочной в связи с тем, что новая норма предусматривает выдачу ГПЗУ по другой форме, и ее действие не может распространяться на период до вступления нормы в силу. При этом субъект РФ в соответствии с п. 1 ст. 9 Закона N 373-ФЗ может установить срок действия ранее выданных ГПЗУ в пределах от трех до восьми лет с 01.07.2017 (изначально с 01.01.2017, но потом срок был сдвинут). Большинство регионов воспользовалось своим правом и установило минимальный трехлетний срок действия старых ГПЗУ (с 01.01.2017 по 01.07.2020), но были исключения, когда срок действия "старых" ГПЗУ неоднократно продлевался на более позднее время, например, в Москве, Санкт-Петербурге срок действия установлен до 01.07.2021, в Приморском крае до 01.12.2021, в Рязанской области до 01.01.2024, а в ряде регионов для целей восстановления прав "обманутых" дольщиков срок действия старых ГПЗУ для строительства МКД установлен до 01.07.2023 (Московская область), до 01.01.2025 (на территории сельских поселений Нижегородской области). При этом в рамках мер поддержки при борьбе с коронавирусной инфекцией ГПЗУ, срок действия которых истекал в период с 06.04.2020 до 01.01.2022, были автоматически пролонгированы на один год (Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 (в ред. от 29.12.2021)). В дополнение к этому в апреле 2022 года Правительством РФ дополнительно на 1 год были продлены сроки использования указанной в градостроительном плане информации для целей подготовки проектной документации, выдачи разрешения на строительство и внесения в него изменений в случае, если указанный срок истекает в период с 13.04.2022 до 01.01.2023 (Постановление Правительства РФ от 02.04.2022 N 575).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Введение с 01.01.2017 требования о сроке выдачи ГПЗУ вызвало неоднозначную позицию со стороны органов контроля в сфере строительства. Так, в практике имеются случаи отказа уполномоченного органа в выдаче разрешения на новые очереди строительства. При этом причинами отказа являются превышение 3 лет с момента выдачи ГПЗУ и отсутствие акта субъекта РФ об установлении срока переходного периода. Такая позиция является ошибочной в связи с тем, что новая норма предусматривает выдачу ГПЗУ по другой форме, и ее действие не может распространяться на период до вступления нормы в силу. При этом субъект РФ в соответствии с п. 1 ст. 9 Закона N 373-ФЗ может установить срок действия ранее выданных ГПЗУ в пределах от трех до восьми лет с 01.07.2017 (изначально с 01.01.2017, но потом срок был сдвинут). Большинство регионов воспользовалось своим правом и установило минимальный трехлетний срок действия старых ГПЗУ (с 01.01.2017 по 01.07.2020), но были исключения, когда срок действия "старых" ГПЗУ неоднократно продлевался на более позднее время, например, в Москве, Санкт-Петербурге срок действия установлен до 01.07.2021, в Приморском крае до 01.12.2021, в Рязанской области до 01.01.2024, а в ряде регионов для целей восстановления прав "обманутых" дольщиков срок действия старых ГПЗУ для строительства МКД установлен до 01.07.2023 (Московская область), до 01.01.2025 (на территории сельских поселений Нижегородской области). При этом в рамках мер поддержки при борьбе с коронавирусной инфекцией ГПЗУ, срок действия которых истекал в период с 06.04.2020 до 01.01.2022, были автоматически пролонгированы на один год (Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 (в ред. от 29.12.2021)). В дополнение к этому в апреле 2022 года Правительством РФ дополнительно на 1 год были продлены сроки использования указанной в градостроительном плане информации для целей подготовки проектной документации, выдачи разрешения на строительство и внесения в него изменений в случае, если указанный срок истекает в период с 13.04.2022 до 01.01.2023 (Постановление Правительства РФ от 02.04.2022 N 575).
Статья: Обзор правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по налоговым спорам за декабрь 2024 - январь 2025 года
(Ядрихинский С.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 3)В целях налогообложения срок владения квартирой, полученной в качестве меры поддержки обманутого дольщика, подлежит исчислению с даты полной уплаты им ее стоимости по первоначальному договору с застройщиком, а не с даты предоставления Фондом поддержки обманутых дольщиков квартиры в целях восстановления нарушенного права, поскольку самостоятельная возмездная сделка по поводу приобретения квартиры с Фондом не заключалась.
(Ядрихинский С.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 3)В целях налогообложения срок владения квартирой, полученной в качестве меры поддержки обманутого дольщика, подлежит исчислению с даты полной уплаты им ее стоимости по первоначальному договору с застройщиком, а не с даты предоставления Фондом поддержки обманутых дольщиков квартиры в целях восстановления нарушенного права, поскольку самостоятельная возмездная сделка по поводу приобретения квартиры с Фондом не заключалась.
Статья: Эскроу. Реформа строительства и ипотеки
(Хлебников П.)
("Жилищное право", 2019, N 7)В 2017 - 2019 годах в России на уровне Правительства всерьез стали обсуждать вопросы обманутых дольщиков. Было решено сократить количество обманутых дольщиков. Выход нашли - эскроу-счета. На общем фоне социальной напряженности введение эскроу-счетов стало актуальной темой, как никогда. Что же это такое эскроу, какова выгода для всех сторон сделки? Как с их помощью снижается риск потерять квартиру, еще не став ее собственником, да еще и с кредитом...
(Хлебников П.)
("Жилищное право", 2019, N 7)В 2017 - 2019 годах в России на уровне Правительства всерьез стали обсуждать вопросы обманутых дольщиков. Было решено сократить количество обманутых дольщиков. Выход нашли - эскроу-счета. На общем фоне социальной напряженности введение эскроу-счетов стало актуальной темой, как никогда. Что же это такое эскроу, какова выгода для всех сторон сделки? Как с их помощью снижается риск потерять квартиру, еще не став ее собственником, да еще и с кредитом...
Вопрос: Облагаются ли НДФЛ компенсационные выплаты обманутым дольщикам?
("Официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2024)"Официальный сайт ФНС России https://www.nalog.gov.ru, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2024
("Официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2024)"Официальный сайт ФНС России https://www.nalog.gov.ru, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2024
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Отсутствие необходимости вносить указанные взносы вполне очевидно, поскольку Фонд развития территорий в данном случае выступает в качестве партнера по договору, который к тому же получает субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации. Он был создан для решения проблемы "обманутых дольщиков". Этот Фонд на определенных условиях выступает приобретателем имущества обанкротившихся застройщиков. Финансирование мероприятий по завершению строительства объектов осуществляется с использованием государственного имущества.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Отсутствие необходимости вносить указанные взносы вполне очевидно, поскольку Фонд развития территорий в данном случае выступает в качестве партнера по договору, который к тому же получает субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации. Он был создан для решения проблемы "обманутых дольщиков". Этот Фонд на определенных условиях выступает приобретателем имущества обанкротившихся застройщиков. Финансирование мероприятий по завершению строительства объектов осуществляется с использованием государственного имущества.
Вопрос: Об НДФЛ при получении участником долевого строительства возмещения, имущественном вычете по НДФЛ при уступке права требования по ДДУ и уменьшении доходов на расходы, связанные с приобретением права.
(Письмо Минфина России от 17.03.2023 N 03-04-05/23057)Вопрос: Об НДФЛ при получении участником долевого строительства возмещения, имущественном вычете по НДФЛ при уступке права требования по ДДУ и уменьшении доходов на расходы, связанные с приобретением права.
(Письмо Минфина России от 17.03.2023 N 03-04-05/23057)Вопрос: Об НДФЛ при получении участником долевого строительства возмещения, имущественном вычете по НДФЛ при уступке права требования по ДДУ и уменьшении доходов на расходы, связанные с приобретением права.