Ходатайство об установлении сервитута
Подборка наиболее важных документов по запросу Ходатайство об установлении сервитута (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 39.44 "Отказ в установлении публичного сервитута" ЗК РФБолее того, судом первой инстанции обоснованно учтено, что нормами главы V.7 Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрена обязанность лица, обратившегося с ходатайством об установлении публичного сервитута, получать согласие собственника."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Приказ Росреестра от 19 апреля 2022 г. N П/0150
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Приказ Росреестра от 19 апреля 2022 г. N П/0150
Готовое решение: Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)5. Как установить публичный сервитут в специальном порядке на основании ходатайства
(КонсультантПлюс, 2025)5. Как установить публичный сервитут в специальном порядке на основании ходатайства
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.41. Ходатайство об установлении публичного сервитута
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.41. Ходатайство об установлении публичного сервитута
Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"2. В целях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права аренды земельного участка на публичный сервитут лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, вправе обратиться с ходатайством об установлении публичного сервитута в соответствии с правилами, установленными главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации. В этом случае право постоянного (бессрочного) пользования или договор аренды земельного участка прекращается на основании решения об установлении публичного сервитута.
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"2. В целях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права аренды земельного участка на публичный сервитут лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, вправе обратиться с ходатайством об установлении публичного сервитута в соответствии с правилами, установленными главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации. В этом случае право постоянного (бессрочного) пользования или договор аренды земельного участка прекращается на основании решения об установлении публичного сервитута.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Однако и такой подход к "публичным сервитутам" был кардинально изменен (причем далеко не в лучшую сторону) при дополнении ЗК РФ новой гл. V.7, основной целью которой было объявлено "упрощение размещения линейных объектов" <490>. Благодаря этой законодательной новелле крупные компании - владельцы "линейных объектов" (связи, транспорта, энергетики, трубопроводов и т.п.) получили возможность при эксплуатации этих объектов не прибегать к выкупу у частных собственников земельных участков по рыночной стоимости (либо к установлению обычного сервитута в соответствии с п. 3 ст. 274 ГК РФ), а обратиться в уполномоченный орган публичной власти с ходатайством о принятии им решения об установлении публичного сервитута (ст. 39.39, 39.41 и 39.43 ЗК РФ) на частном земельном участке в пользу своей компании. Названный орган определяет и размер платы за пользование земельным участком, обремененным таким "сервитутом", после чего "публичный сервитуарий" высылает собственнику для подписания "соглашение с правообладателем об осуществлении публичного сервитута". При несогласии "правообладателя" (в том числе частного собственника земли) с условиями такого "соглашения" последний на основании п. 12 ст. 39.47 ЗК РФ вправе обратиться в суд с иском к сервитуарию "о понуждении к заключению соглашения об осуществлении публичного сервитута" (в котором сам истец никак не заинтересован!) либо обжаловать решение органа публичной власти об установлении такого "сервитута" <491>.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Однако и такой подход к "публичным сервитутам" был кардинально изменен (причем далеко не в лучшую сторону) при дополнении ЗК РФ новой гл. V.7, основной целью которой было объявлено "упрощение размещения линейных объектов" <490>. Благодаря этой законодательной новелле крупные компании - владельцы "линейных объектов" (связи, транспорта, энергетики, трубопроводов и т.п.) получили возможность при эксплуатации этих объектов не прибегать к выкупу у частных собственников земельных участков по рыночной стоимости (либо к установлению обычного сервитута в соответствии с п. 3 ст. 274 ГК РФ), а обратиться в уполномоченный орган публичной власти с ходатайством о принятии им решения об установлении публичного сервитута (ст. 39.39, 39.41 и 39.43 ЗК РФ) на частном земельном участке в пользу своей компании. Названный орган определяет и размер платы за пользование земельным участком, обремененным таким "сервитутом", после чего "публичный сервитуарий" высылает собственнику для подписания "соглашение с правообладателем об осуществлении публичного сервитута". При несогласии "правообладателя" (в том числе частного собственника земли) с условиями такого "соглашения" последний на основании п. 12 ст. 39.47 ЗК РФ вправе обратиться в суд с иском к сервитуарию "о понуждении к заключению соглашения об осуществлении публичного сервитута" (в котором сам истец никак не заинтересован!) либо обжаловать решение органа публичной власти об установлении такого "сервитута" <491>.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В целях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права аренды земельного участка на публичный сервитут лица, указанные в п. 1 настоящей статьи, вправе обратиться с ходатайством об установлении публичного сервитута в соответствии с правилами, установленными гл. V.7 Земельного кодекса Российской Федерации. В этом случае право постоянного (бессрочного) пользования или договор аренды земельного участка прекращается на основании решения об установлении публичного сервитута. Решение об установлении публичного сервитута является основанием для внесения записи в Единый государственный реестр недвижимости о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и прекращении аренды земельного участка.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В целях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права аренды земельного участка на публичный сервитут лица, указанные в п. 1 настоящей статьи, вправе обратиться с ходатайством об установлении публичного сервитута в соответствии с правилами, установленными гл. V.7 Земельного кодекса Российской Федерации. В этом случае право постоянного (бессрочного) пользования или договор аренды земельного участка прекращается на основании решения об установлении публичного сервитута. Решение об установлении публичного сервитута является основанием для внесения записи в Единый государственный реестр недвижимости о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и прекращении аренды земельного участка.
Ситуация: Что такое земельный сервитут и как он устанавливается?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Срок сервитута определяется соглашением сторон, а срок публичного сервитута - решением о его установлении на основании срока, указанного в ходатайстве об установлении. Срок сервитута (в том числе публичного) в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель (п. 7 ст. 23, ст. 39.45 ЗК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Срок сервитута определяется соглашением сторон, а срок публичного сервитута - решением о его установлении на основании срока, указанного в ходатайстве об установлении. Срок сервитута (в том числе публичного) в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель (п. 7 ст. 23, ст. 39.45 ЗК РФ).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Публичный сервитут в специальном порядке устанавливается решением исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления на основании ходатайства об установлении публичного сервитута (п. 1 ст. 39.39, ст. 39.41 ЗК РФ).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Публичный сервитут в специальном порядке устанавливается решением исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления на основании ходатайства об установлении публичного сервитута (п. 1 ст. 39.39, ст. 39.41 ЗК РФ).
Статья: Государственное управление на стадии установления публичного сервитута
(Ушакова А.П.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)Процедура установления публичного сервитута начинается по инициативе заинтересованного лица, планирующего размещение или эксплуатацию объектов инфраструктуры <1> либо проведение некоторых видов временных работ, перечисленных в подп. 2 и 5 ст. 39.37 ЗК РФ. Это лицо подает ходатайство об установлении публичного сервитута. Важнейшим содержательным элементом ходатайства является обоснование необходимости установления публичного сервитута, которое должно содержать отсылки к утвержденной ранее технической документации (например, к проекту планировки территории), а в случаях, когда разработки такой документации для размещения планируемого объекта по законодательству не требуется, в ходатайстве приводятся расчеты и доводы, подтверждающие целесообразность предлагаемого способа установления публичного сервитута. К ходатайству прилагается предлагаемый заинтересованным лицом проект границ испрашиваемого публичного сервитута. Получив ходатайство, уполномоченный орган проводит проверку соблюдения законодательных требований к планируемой деятельности, предполагаемому обладателю публичного сервитута и представленным им документам. Если все требования соблюдены, уполномоченный орган публикует сообщение о планируемом установлении публичного сервитута и выявляет правообладателей земельных участков в границах публичного сервитута. Далее принимается административный акт - решение об установлении публичного сервитута. О принятом решении уведомляется целый ряд лиц: заявитель (получивший статус обладателя публичного сервитута), а также все выявленные правообладатели земельных участков. Кроме того, уполномоченный орган направляет копию решения в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество (Росреестр) для внесения сведений о публичном сервитуте и его границах в реестр границ в составе ЕГРН. Публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в ЕГРН (ч. 8 ст. 39.43 ЗК РФ). Этот момент можно считать моментом завершения процедуры установления публичного сервитута и начала процесса его осуществления.
(Ушакова А.П.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)Процедура установления публичного сервитута начинается по инициативе заинтересованного лица, планирующего размещение или эксплуатацию объектов инфраструктуры <1> либо проведение некоторых видов временных работ, перечисленных в подп. 2 и 5 ст. 39.37 ЗК РФ. Это лицо подает ходатайство об установлении публичного сервитута. Важнейшим содержательным элементом ходатайства является обоснование необходимости установления публичного сервитута, которое должно содержать отсылки к утвержденной ранее технической документации (например, к проекту планировки территории), а в случаях, когда разработки такой документации для размещения планируемого объекта по законодательству не требуется, в ходатайстве приводятся расчеты и доводы, подтверждающие целесообразность предлагаемого способа установления публичного сервитута. К ходатайству прилагается предлагаемый заинтересованным лицом проект границ испрашиваемого публичного сервитута. Получив ходатайство, уполномоченный орган проводит проверку соблюдения законодательных требований к планируемой деятельности, предполагаемому обладателю публичного сервитута и представленным им документам. Если все требования соблюдены, уполномоченный орган публикует сообщение о планируемом установлении публичного сервитута и выявляет правообладателей земельных участков в границах публичного сервитута. Далее принимается административный акт - решение об установлении публичного сервитута. О принятом решении уведомляется целый ряд лиц: заявитель (получивший статус обладателя публичного сервитута), а также все выявленные правообладатели земельных участков. Кроме того, уполномоченный орган направляет копию решения в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество (Росреестр) для внесения сведений о публичном сервитуте и его границах в реестр границ в составе ЕГРН. Публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в ЕГРН (ч. 8 ст. 39.43 ЗК РФ). Этот момент можно считать моментом завершения процедуры установления публичного сервитута и начала процесса его осуществления.
Статья: Особенности установления публичного сервитута в целях размещения инженерных сооружений
(Малинникова А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)Также особенностью, отличающей публичный сервитут, устанавливаемый в соответствии с главой V.7 ЗК РФ, является отсутствие необходимости обосновывать невозможность использования одного объекта недвижимости без обременения другого, поскольку документы, которыми может быть обоснована необходимость установления публичного сервитута, исчерпывающим образом указаны в пункте 1 статьи 39.41 ЗК РФ и Приказе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19 апреля 2022 года N П/0150 "Об утверждении требований к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута" (далее - Требования). Так, исходя из цели, для которой требуется установление публичного сервитута, в качестве обоснования необходимости его установления в ходатайстве могут быть указаны:
(Малинникова А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)Также особенностью, отличающей публичный сервитут, устанавливаемый в соответствии с главой V.7 ЗК РФ, является отсутствие необходимости обосновывать невозможность использования одного объекта недвижимости без обременения другого, поскольку документы, которыми может быть обоснована необходимость установления публичного сервитута, исчерпывающим образом указаны в пункте 1 статьи 39.41 ЗК РФ и Приказе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19 апреля 2022 года N П/0150 "Об утверждении требований к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута" (далее - Требования). Так, исходя из цели, для которой требуется установление публичного сервитута, в качестве обоснования необходимости его установления в ходатайстве могут быть указаны: