Ходатайство о переводе земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Ходатайство о переводе земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 63.1 "Особенности осуществления лесовосстановления и лесоразведения отдельными категориями лиц" ЛК РФ"В связи с этим, подавая заявление о регистрации права аренды, дополнительного соглашения к договору, Компания фактически заявила об изменении целевого назначения земельного участка. Отсутствие отдельного ходатайства об изменении целевого назначения земельного участка в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий не исключает выполнение обязательств лесопользователя, установленных нормами Лесного кодекса, в том числе в части обязательств по лесовосстановлению."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 63.1 "Особенности осуществления лесовосстановления и лесоразведения отдельными категориями лиц" ЛК РФ"Выше отмечено, что отсутствие отдельного ходатайства об изменении целевого назначения земельного участка в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий не исключает выполнение обязательств лесопользователя, установленных нормами ЛК РФ, в том числе в части обязательств по лесовосстановлению. Это следует и из последней редакции части 2 статьи 63.1 ЛК РФ, в которой говорится о лицах, в интересах которых осуществляется перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе без принятия решения о переводе земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перевод земель промышленности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (ч. 1 ст. 2 Закона о переводе земель).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (ч. 1 ст. 2 Закона о переводе земель).
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"2. Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются:
(ред. от 25.12.2023)
"О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"2. Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются:
Приказ Минприроды России от 25.12.2018 N 684
(ред. от 03.05.2024)
"Об утверждении содержания ходатайства о переводе земель лесного фонда в другую категорию и состава прилагаемых к нему документов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 11.04.2019 N 54338)Зарегистрировано в Минюсте России 11 апреля 2019 г. N 54338
(ред. от 03.05.2024)
"Об утверждении содержания ходатайства о переводе земель лесного фонда в другую категорию и состава прилагаемых к нему документов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 11.04.2019 N 54338)Зарегистрировано в Минюсте России 11 апреля 2019 г. N 54338
Статья: Перевод земель сельскохозяйственного назначения для целей недропользования: правоприменительная практика
(Салиева Р.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 9)1) о признании незаконным отказа в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения для недропользования". Например, в Верховном Суде РФ рассмотрена кассационная жалоба Министерства имущественных отношений Амурской области о пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным отказа в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения для недропользования <4>. Верховным Судом отказано Министерству имущественных отношений Амурской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, так как предприниматель является надлежащим лицом, которое вправе обратиться за переводом земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения для недропользования". Также признан незаконным отказ в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения для недропользования" по ряду других требований, при этом выявлены разные основания признания отказа незаконным: а) Департамент не доказал наличие оснований, препятствующих переводу участков в иную категорию при фактическом наличии на данных участках месторождения строительных песков <5>; б) правообладатель лицензии на право пользования недрами вправе требовать перевода участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли другой категории, предполагающей реализацию права пользования недрами, актуальными документами территориального планирования в отношении спорных участков установлена производственная зона для дальнейшего перевода участков в иные категории земель; в) Генеральным планом в отношении спорного земельного участка установлена территориальная зона - недропользование, определены виды разрешенного использования земельного участка <6> и другие <7>;
(Салиева Р.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 9)1) о признании незаконным отказа в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения для недропользования". Например, в Верховном Суде РФ рассмотрена кассационная жалоба Министерства имущественных отношений Амурской области о пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным отказа в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения для недропользования <4>. Верховным Судом отказано Министерству имущественных отношений Амурской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, так как предприниматель является надлежащим лицом, которое вправе обратиться за переводом земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения для недропользования". Также признан незаконным отказ в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения для недропользования" по ряду других требований, при этом выявлены разные основания признания отказа незаконным: а) Департамент не доказал наличие оснований, препятствующих переводу участков в иную категорию при фактическом наличии на данных участках месторождения строительных песков <5>; б) правообладатель лицензии на право пользования недрами вправе требовать перевода участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли другой категории, предполагающей реализацию права пользования недрами, актуальными документами территориального планирования в отношении спорных участков установлена производственная зона для дальнейшего перевода участков в иные категории земель; в) Генеральным планом в отношении спорного земельного участка установлена территориальная зона - недропользование, определены виды разрешенного использования земельного участка <6> и другие <7>;
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- ходатайство о переводе земельного участка из одной категории в другую (см. Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую").
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- ходатайство о переводе земельного участка из одной категории в другую (см. Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую").
Статья: О некоторых проблемах, возникающих при заключении и исполнении договора аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Отвечая на эти вопросы, следует акцентировать внимание на различиях в правовом регулировании действий недропользователей в зависимости от того, образован ли уже земельный участок. В первом случае заинтересованное лицо обращается с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, и в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, должно содержаться указание на необходимость его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка в случае, если цель его использования не соответствует категории земель, из которых такой земельный участок подлежит образованию. Также решение о предварительном согласовании является основанием для обращения заявителя без доверенности в органы государственной власти или органы местного самоуправления с ходатайством о переводе земельного участка из одной категории в другую (пункты 10 и 10.1 статьи 39.15 ЗК РФ). Срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года, и в течение этого периода уполномоченный орган обязан отказывать в предоставлении такого земельного участка любому другому лицу (пункт 22 статьи 39.16 ЗК РФ). Анализ приведенных законодательных норм позволяет сделать вывод о том, что в указанной ситуации право недропользователя на будущее заключение договора аренды земельного участка максимально защищено - предоставлено достаточно времени и правомочий для перевода участка в необходимую категорию, закреплены гарантии от возможного предоставления его третьим лицам.
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Отвечая на эти вопросы, следует акцентировать внимание на различиях в правовом регулировании действий недропользователей в зависимости от того, образован ли уже земельный участок. В первом случае заинтересованное лицо обращается с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, и в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, должно содержаться указание на необходимость его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка в случае, если цель его использования не соответствует категории земель, из которых такой земельный участок подлежит образованию. Также решение о предварительном согласовании является основанием для обращения заявителя без доверенности в органы государственной власти или органы местного самоуправления с ходатайством о переводе земельного участка из одной категории в другую (пункты 10 и 10.1 статьи 39.15 ЗК РФ). Срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года, и в течение этого периода уполномоченный орган обязан отказывать в предоставлении такого земельного участка любому другому лицу (пункт 22 статьи 39.16 ЗК РФ). Анализ приведенных законодательных норм позволяет сделать вывод о том, что в указанной ситуации право недропользователя на будущее заключение договора аренды земельного участка максимально защищено - предоставлено достаточно времени и правомочий для перевода участка в необходимую категорию, закреплены гарантии от возможного предоставления его третьим лицам.