Ходатайство о переводе земель сельскохозяйственного назначения
Подборка наиболее важных документов по запросу Ходатайство о переводе земель сельскохозяйственного назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2023 N 17АП-2710/2023-ГК по делу N А50-22888/2022
Требование: О признании незаконным приказа органа по управлению имуществом и градостроительной деятельности об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую.
Решение: Судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставлено без изменения.Вопреки позиции заявителя, то обстоятельство, что размещение стоянки на прилегающей территории рядом с придорожным кафе в иных местах невозможно, так как с двух сторон от кафе расположены другие объекты не является безусловным основанием для удовлетворения ходатайства о переводе из одной категорию в другую, так как при разрешении вопроса о возможности перевода земельного участка должны быть установлены объективные обстоятельства, свидетельствующие об исключительности конкретного случая, а, учитывая, что судом не были установлены такие объективные обстоятельства, принимая во внимание, что основным принципом оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение их целевого использования и то, что земли сельскохозяйственных угодий подлежат особой охране, по мнению суда апелляционной инстанции, перевод спорных земельных участков из одной категории в другую в данном случае не допустим.
Требование: О признании незаконным приказа органа по управлению имуществом и градостроительной деятельности об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую.
Решение: Судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставлено без изменения.Вопреки позиции заявителя, то обстоятельство, что размещение стоянки на прилегающей территории рядом с придорожным кафе в иных местах невозможно, так как с двух сторон от кафе расположены другие объекты не является безусловным основанием для удовлетворения ходатайства о переводе из одной категорию в другую, так как при разрешении вопроса о возможности перевода земельного участка должны быть установлены объективные обстоятельства, свидетельствующие об исключительности конкретного случая, а, учитывая, что судом не были установлены такие объективные обстоятельства, принимая во внимание, что основным принципом оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение их целевого использования и то, что земли сельскохозяйственных угодий подлежат особой охране, по мнению суда апелляционной инстанции, перевод спорных земельных участков из одной категории в другую в данном случае не допустим.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перевод земель сельскохозяйственного назначения для целей недропользования: правоприменительная практика
(Салиева Р.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 9)1) о признании незаконным отказа в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения для недропользования". Например, в Верховном Суде РФ рассмотрена кассационная жалоба Министерства имущественных отношений Амурской области о пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным отказа в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения для недропользования <4>. Верховным Судом отказано Министерству имущественных отношений Амурской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, так как предприниматель является надлежащим лицом, которое вправе обратиться за переводом земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения для недропользования". Также признан незаконным отказ в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения для недропользования" по ряду других требований, при этом выявлены разные основания признания отказа незаконным: а) Департамент не доказал наличие оснований, препятствующих переводу участков в иную категорию при фактическом наличии на данных участках месторождения строительных песков <5>; б) правообладатель лицензии на право пользования недрами вправе требовать перевода участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли другой категории, предполагающей реализацию права пользования недрами, актуальными документами территориального планирования в отношении спорных участков установлена производственная зона для дальнейшего перевода участков в иные категории земель; в) Генеральным планом в отношении спорного земельного участка установлена территориальная зона - недропользование, определены виды разрешенного использования земельного участка <6> и другие <7>;
(Салиева Р.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 9)1) о признании незаконным отказа в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения для недропользования". Например, в Верховном Суде РФ рассмотрена кассационная жалоба Министерства имущественных отношений Амурской области о пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным отказа в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения для недропользования <4>. Верховным Судом отказано Министерству имущественных отношений Амурской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, так как предприниматель является надлежащим лицом, которое вправе обратиться за переводом земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения для недропользования". Также признан незаконным отказ в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения для недропользования" по ряду других требований, при этом выявлены разные основания признания отказа незаконным: а) Департамент не доказал наличие оснований, препятствующих переводу участков в иную категорию при фактическом наличии на данных участках месторождения строительных песков <5>; б) правообладатель лицензии на право пользования недрами вправе требовать перевода участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли другой категории, предполагающей реализацию права пользования недрами, актуальными документами территориального планирования в отношении спорных участков установлена производственная зона для дальнейшего перевода участков в иные категории земель; в) Генеральным планом в отношении спорного земельного участка установлена территориальная зона - недропользование, определены виды разрешенного использования земельного участка <6> и другие <7>;
Статья: Перевод земель промышленности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности РФ, и уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в отношении иных земель (ч. 2 ст. 2 Закона о переводе земель).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности РФ, и уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в отношении иных земель (ч. 2 ст. 2 Закона о переводе земель).
Нормативные акты
Приказ Минсельхоза России от 17.05.2010 N 168
(ред. от 07.11.2022)
"Об описании содержания ходатайства о переводе находящихся в собственности Российской Федерации земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и составе прилагаемых к нему документов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2010 N 17773)Зарегистрировано в Минюсте России 12 июля 2010 г. N 17773
(ред. от 07.11.2022)
"Об описании содержания ходатайства о переводе находящихся в собственности Российской Федерации земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и составе прилагаемых к нему документов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2010 N 17773)Зарегистрировано в Минюсте России 12 июля 2010 г. N 17773
Статья: Оборот земель сельскохозяйственного назначения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков направляется заинтересованному лицу в течение 14 дней со дня принятия и может быть обжалован в суд (ч. 7, 8 ст. 3 Закона о переводе земель).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков направляется заинтересованному лицу в течение 14 дней со дня принятия и может быть обжалован в суд (ч. 7, 8 ст. 3 Закона о переводе земель).
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ практики вовлечения в хозяйственный оборот земельных ресурсов Российской Федерации в 2021 - 2022 годах и истекшем периоде 2023 года" (результаты мероприятия учитываются в рамках КОКМ "Анализ эффективности системы межбюджетных отношений")
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)За исследуемый период Минсельхозом России издано 17 распоряжений о переводе земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 320,4 га, Рослесхозом рассмотрено 917 ходатайств о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий, принято 95 распоряжений Правительства Российской Федерации о переводе земель лесного фонда общей площадью 680 тыс. га. По сведениям субъектов Российской Федерации, уполномоченными региональными органами и органами местного самоуправления из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществлялся перевод преимущественно в земли населенных пунктов (1 257 земельных участков площадью 1 864 тыс. га) <76>.
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)За исследуемый период Минсельхозом России издано 17 распоряжений о переводе земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 320,4 га, Рослесхозом рассмотрено 917 ходатайств о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий, принято 95 распоряжений Правительства Российской Федерации о переводе земель лесного фонда общей площадью 680 тыс. га. По сведениям субъектов Российской Федерации, уполномоченными региональными органами и органами местного самоуправления из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществлялся перевод преимущественно в земли населенных пунктов (1 257 земельных участков площадью 1 864 тыс. га) <76>.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, для правоприменителя позиция законодателя, отменившего требование о необходимости представления заключения государственной экологической экспертизы для принятия решения о переводе земельных участков из одной категории в другую, представляется не совсем понятной. Чем обусловлено соответствующее законодательное изменение: отсутствием необходимости проведения государственной экологической экспертизы проекта рекультивации земель для целей перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию или отсутствием необходимости представления заключения государственной экологической экспертизы в связи с тем, что соответствующий документ будет запрашиваться уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия? В последнем случае позиция законодателя будет не совсем убедительной, поскольку в перечне документов, представляемых к ходатайству о переводе земель, продолжают оставаться документы, которые также могут быть получены уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, для правоприменителя позиция законодателя, отменившего требование о необходимости представления заключения государственной экологической экспертизы для принятия решения о переводе земельных участков из одной категории в другую, представляется не совсем понятной. Чем обусловлено соответствующее законодательное изменение: отсутствием необходимости проведения государственной экологической экспертизы проекта рекультивации земель для целей перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию или отсутствием необходимости представления заключения государственной экологической экспертизы в связи с тем, что соответствующий документ будет запрашиваться уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия? В последнем случае позиция законодателя будет не совсем убедительной, поскольку в перечне документов, представляемых к ходатайству о переводе земель, продолжают оставаться документы, которые также могут быть получены уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия.
Вопрос: В каком порядке организации должны осуществлять лесовосстановление?
(Консультация эксперта, 2025)лицами, ходатайствующими об изменении границ лесопарковых зеленых поясов, - в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, которая не должна быть меньше площади исключаемых из состава лесопаркового зеленого пояса земель, не позднее чем через 1 год с даты принятия акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
(Консультация эксперта, 2025)лицами, ходатайствующими об изменении границ лесопарковых зеленых поясов, - в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, которая не должна быть меньше площади исключаемых из состава лесопаркового зеленого пояса земель, не позднее чем через 1 год с даты принятия акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.