Грузоотправитель и грузополучатель одно лицо
Подборка наиболее важных документов по запросу Грузоотправитель и грузополучатель одно лицо (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2024 N 12АП-5082/2024 по делу N А57-9122/2024
Требование: О взыскании неустойки за просрочку доставки груза.
Решение: Требование удовлетворено в части.По смыслу приведенных норм права, перевозчик обязан уплатить пени за просрочку доставки грузов одному из управомоченных лиц - грузоотправителю или грузополучателю. При этом положения Устава не регламентируют очередность удовлетворения требований грузоотправителя и грузополучателя в случаях предъявлениям ими претензий к перевозчику по одним и тем же спорным перевозкам.
Требование: О взыскании неустойки за просрочку доставки груза.
Решение: Требование удовлетворено в части.По смыслу приведенных норм права, перевозчик обязан уплатить пени за просрочку доставки грузов одному из управомоченных лиц - грузоотправителю или грузополучателю. При этом положения Устава не регламентируют очередность удовлетворения требований грузоотправителя и грузополучателя в случаях предъявлениям ими претензий к перевозчику по одним и тем же спорным перевозкам.
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2024 N 01АП-9054/2022 по делу N А43-13147/2022
Требование: О взыскании пени за просрочку доставки грузов по железнодорожным накладным.
Решение: Требование удовлетворено в части.По смыслу приведенных норм права, перевозчик обязан уплатить пени за просрочку доставки грузов одному из управомоченных лиц - грузоотправителю или грузополучателю. При этом положения Устава не регламентируют очередность удовлетворения требований грузоотправителя и грузополучателя в случаях предъявлениям ими претензий к перевозчику по одним и тем же спорным перевозкам.
Требование: О взыскании пени за просрочку доставки грузов по железнодорожным накладным.
Решение: Требование удовлетворено в части.По смыслу приведенных норм права, перевозчик обязан уплатить пени за просрочку доставки грузов одному из управомоченных лиц - грузоотправителю или грузополучателю. При этом положения Устава не регламентируют очередность удовлетворения требований грузоотправителя и грузополучателя в случаях предъявлениям ими претензий к перевозчику по одним и тем же спорным перевозкам.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О характере обязательства по грузовой перевозке, в котором грузоотправитель не является получателем груза
(Романов О.Е.)
("Хозяйство и право", 2025, N 1)Относительно правовых связей, возникающих вследствие договора перевозки, где грузоотправитель и грузополучатель не совпадают в одном лице, в целом принято выделять пять концептуальных трактовок, согласно которым договор грузовой перевозки понимается: 1) как соглашение о вручении исполнения третьему лицу; 2) как соглашение особого рода, в котором грузополучатель выступает самостоятельным субъектом; 3) как соглашение, в котором грузоотправитель и грузополучатель вместе олицетворяют одну из сторон возникающего обязательства; 4) как трехстороннее соглашение с участием грузополучателя; 5) как договор в пользу третьего лица. Рассмотрим их с некоторой подробностью.
(Романов О.Е.)
("Хозяйство и право", 2025, N 1)Относительно правовых связей, возникающих вследствие договора перевозки, где грузоотправитель и грузополучатель не совпадают в одном лице, в целом принято выделять пять концептуальных трактовок, согласно которым договор грузовой перевозки понимается: 1) как соглашение о вручении исполнения третьему лицу; 2) как соглашение особого рода, в котором грузополучатель выступает самостоятельным субъектом; 3) как соглашение, в котором грузоотправитель и грузополучатель вместе олицетворяют одну из сторон возникающего обязательства; 4) как трехстороннее соглашение с участием грузополучателя; 5) как договор в пользу третьего лица. Рассмотрим их с некоторой подробностью.
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)1. В п. 1 комментируемой статьи дается определение договора перевозки груза. Из данного определения следует, что договор перевозки груза является реальным, поскольку к моменту возникновения обязанности перевезти груз он уже передан перевозчику. Объектом перевозки являются изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления, принятые в установленном порядке для перевозки. Договор перевозки груза относится к договорам в пользу третьего лица (ст. 430 Кодекса). Сторонами данного договора являются грузоотправитель и перевозчик. Грузополучатель - третье лицо. При этом законодательство не исключается возможности совпадения грузоотправителя и грузополучателя в одном лице. Договор перевозки груза возмездный - грузоотправитель обязан уплатить установленную на основании нормативных актов или соглашения сторон плату. В какой форме должна предоставляться плата, не указано. Когда регулирование тарифов на перевозку осуществляется законодательством, плата за перевозку должна вноситься только в денежном выражении.
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)1. В п. 1 комментируемой статьи дается определение договора перевозки груза. Из данного определения следует, что договор перевозки груза является реальным, поскольку к моменту возникновения обязанности перевезти груз он уже передан перевозчику. Объектом перевозки являются изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления, принятые в установленном порядке для перевозки. Договор перевозки груза относится к договорам в пользу третьего лица (ст. 430 Кодекса). Сторонами данного договора являются грузоотправитель и перевозчик. Грузополучатель - третье лицо. При этом законодательство не исключается возможности совпадения грузоотправителя и грузополучателя в одном лице. Договор перевозки груза возмездный - грузоотправитель обязан уплатить установленную на основании нормативных актов или соглашения сторон плату. В какой форме должна предоставляться плата, не указано. Когда регулирование тарифов на перевозку осуществляется законодательством, плата за перевозку должна вноситься только в денежном выражении.
Нормативные акты
"Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств"
(Заключено в г. Ялте 20.11.2009)
(ред. от 08.06.2023)Допускается, что грузоотправителем и грузополучателем может быть одно и то же физическое лицо;
(Заключено в г. Ялте 20.11.2009)
(ред. от 08.06.2023)Допускается, что грузоотправителем и грузополучателем может быть одно и то же физическое лицо;
"Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)4. Иски перевозчиков или буксировщиков к пассажирам, грузоотправителям, грузополучателям, отправителям буксируемых объектов и получателям буксируемых объектов, другим юридическим и физическим лицам, возникающие в связи с осуществлением перевозок грузов, пассажиров и их багажа, буксировки буксируемых объектов, могут быть предъявлены в течение одного года со дня наступления события, послужившего основанием предъявления таких исков.
(ред. от 24.06.2025)4. Иски перевозчиков или буксировщиков к пассажирам, грузоотправителям, грузополучателям, отправителям буксируемых объектов и получателям буксируемых объектов, другим юридическим и физическим лицам, возникающие в связи с осуществлением перевозок грузов, пассажиров и их багажа, буксировки буксируемых объектов, могут быть предъявлены в течение одного года со дня наступления события, послужившего основанием предъявления таких исков.
Статья: Транспортный договор как основание возникновения транспортного обязательства
(Паулова Е.О.)
("Транспортное право", 2022, N 4)Что касается понятия транспортного обязательства, то попытки его сформулировать неоднократно предпринимались отечественными цивилистами, обращавшимися к сфере транспортного права. Так, Г.П. Савичев определил транспортное обязательство "как обязательство, в силу которого одно лицо - перевозчик (эксплуатант) обязуется совершить в пользу другого лица - грузоотправителя, грузополучателя, пассажира, владельца багажа или грузобагажа - определенные юридические или фактические действия по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, а другое лицо - оплатить оказанные услуги в размере, установленном законодательством или соглашением сторон" <12>. Данное определение имеет ряд недостатков, часть из которых обусловлена изменениями, произошедшими на рынке транспортных услуг, и они не могут быть поставлены в упрек автору. В настоящее время расширился круг субъектов как на стороне должника (владельцы транспортных инфраструктур, операторы подвижного состава, операторы морских портов и др.), так и на стороне кредитора (отправители порожних вагонов, перевозчики <13>). Следует также отметить, что услуги по транспортировке по версии Г.П. Савичева также выпали из сферы транспортного обязательства. С.Ю. Морозов также отметил, что в данном определении неоправданно исключается возможность совершения в рамках обязательства одновременно и фактических, и юридических действий, а также в нем речь идет лишь об услугах, связанных с перевозкой, но не о самой перевозке <14>.
(Паулова Е.О.)
("Транспортное право", 2022, N 4)Что касается понятия транспортного обязательства, то попытки его сформулировать неоднократно предпринимались отечественными цивилистами, обращавшимися к сфере транспортного права. Так, Г.П. Савичев определил транспортное обязательство "как обязательство, в силу которого одно лицо - перевозчик (эксплуатант) обязуется совершить в пользу другого лица - грузоотправителя, грузополучателя, пассажира, владельца багажа или грузобагажа - определенные юридические или фактические действия по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, а другое лицо - оплатить оказанные услуги в размере, установленном законодательством или соглашением сторон" <12>. Данное определение имеет ряд недостатков, часть из которых обусловлена изменениями, произошедшими на рынке транспортных услуг, и они не могут быть поставлены в упрек автору. В настоящее время расширился круг субъектов как на стороне должника (владельцы транспортных инфраструктур, операторы подвижного состава, операторы морских портов и др.), так и на стороне кредитора (отправители порожних вагонов, перевозчики <13>). Следует также отметить, что услуги по транспортировке по версии Г.П. Савичева также выпали из сферы транспортного обязательства. С.Ю. Морозов также отметил, что в данном определении неоправданно исключается возможность совершения в рамках обязательства одновременно и фактических, и юридических действий, а также в нем речь идет лишь об услугах, связанных с перевозкой, но не о самой перевозке <14>.
Вопрос: Возникает ли обязанность налогового агента по налогу на прибыль у российской организации, заключившей договор об оказании услуг с иностранной организацией по организации доставки груза, его погрузки-разгрузки и документальному сопровождению с территории иностранного государства на территорию РФ?
(Консультация эксперта, 2023)По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 Гражданского кодекса РФ).
(Консультация эксперта, 2023)По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 Гражданского кодекса РФ).
Статья: Основные модели реализации требований солидарных кредиторов
(Косов А.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)Подавляющее большинство примеров солидарных требований в российском гражданском законодательстве и судебной практике имеют одно основание в виде договора. В частности, это требования о возврате суммы займа нескольким займодавцам, взыскании арендной платы в пользу сособственников, об оплате товара в случае поставки несколькими лицами. В таких примерах исключаются наличие у солидарных требований разных оснований и, соответственно, необходимость постановки соответствующей проблемы. В том незначительном количестве случаев, когда кредиторов с должником связывают разные договоры (отношения "грузоотправитель - грузоперевозчик - грузополучатель") или требование одного из кредиторов основано на прямом указании закона, например в соответствии с п. 1 ст. 670 ГК РФ требования лизингодателя и лизингополучателя к продавцу имущества - предмета лизинга, какие-либо особенности реализации требований к общему должнику не раскрываются. Попытки расширять основания возникновения активной солидарности за пределы случаев, прямо установленных законом или договором, также не предпринимаются, что обусловливается отмеченными недостатками активной множественности.
(Косов А.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)Подавляющее большинство примеров солидарных требований в российском гражданском законодательстве и судебной практике имеют одно основание в виде договора. В частности, это требования о возврате суммы займа нескольким займодавцам, взыскании арендной платы в пользу сособственников, об оплате товара в случае поставки несколькими лицами. В таких примерах исключаются наличие у солидарных требований разных оснований и, соответственно, необходимость постановки соответствующей проблемы. В том незначительном количестве случаев, когда кредиторов с должником связывают разные договоры (отношения "грузоотправитель - грузоперевозчик - грузополучатель") или требование одного из кредиторов основано на прямом указании закона, например в соответствии с п. 1 ст. 670 ГК РФ требования лизингодателя и лизингополучателя к продавцу имущества - предмета лизинга, какие-либо особенности реализации требований к общему должнику не раскрываются. Попытки расширять основания возникновения активной солидарности за пределы случаев, прямо установленных законом или договором, также не предпринимаются, что обусловливается отмеченными недостатками активной множественности.
Статья: Перемена лиц в обязательстве: наследие Российской империи
(Белов В.А.)
("Закон", 2021, NN 3, 4)Дубликат железнодорожной накладной первого типа, т.е. накладной "на имя определенного лица", или именной накладной, мог быть выдан либо на имя грузоотправителя, либо на имя грузополучателя; при этом чье бы имя он ни содержал, между грузоотправителем и грузополучателем дубликат накладной передавался путем простого вручения без особых о том надписей. Передача всех обязательственных прав из дубликата такой железнодорожной накладной от отправителя к получателю груза и обратно осуществлялась путем простого вручения дубликата во исполнение совершенной в отношении него сделки, направленной на смену его собственника, т.е. по правилам, установленным для безыменных бумаг (ст. 78 Общего устава РЖД; 1909/19). Но законным держателем дубликата именной железнодорожной накладной могло стать и третье лицо - не являющееся ни грузоотправителем, ни грузополучателем. Для этого оно должно было получить дубликат либо от грузоотправителя, либо от грузополучателя по передаточной надписи или особому акту, совершенному одним из них. Но возможность совершения такой надписи была небезусловной - передаточная надпись на третье лицо допускалась, лишь если она не ухудшала положения железной дороги.
(Белов В.А.)
("Закон", 2021, NN 3, 4)Дубликат железнодорожной накладной первого типа, т.е. накладной "на имя определенного лица", или именной накладной, мог быть выдан либо на имя грузоотправителя, либо на имя грузополучателя; при этом чье бы имя он ни содержал, между грузоотправителем и грузополучателем дубликат накладной передавался путем простого вручения без особых о том надписей. Передача всех обязательственных прав из дубликата такой железнодорожной накладной от отправителя к получателю груза и обратно осуществлялась путем простого вручения дубликата во исполнение совершенной в отношении него сделки, направленной на смену его собственника, т.е. по правилам, установленным для безыменных бумаг (ст. 78 Общего устава РЖД; 1909/19). Но законным держателем дубликата именной железнодорожной накладной могло стать и третье лицо - не являющееся ни грузоотправителем, ни грузополучателем. Для этого оно должно было получить дубликат либо от грузоотправителя, либо от грузополучателя по передаточной надписи или особому акту, совершенному одним из них. Но возможность совершения такой надписи была небезусловной - передаточная надпись на третье лицо допускалась, лишь если она не ухудшала положения железной дороги.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Перевозка регламентирована положениями гл. 40 части второй ГК РФ, в п. 1 ст. 785 которой определено, что по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Согласно абз. 1 ст. 787 указанной главы по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа;
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Перевозка регламентирована положениями гл. 40 части второй ГК РФ, в п. 1 ст. 785 которой определено, что по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Согласно абз. 1 ст. 787 указанной главы по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа;
Корреспонденция счетов: Как отражаются в учете организации-автоперевозчика получение груза и его передача грузополучателю? Какими первичными документами оформляются данные операции?..
(Консультация эксперта, 2025)Транспортная накладная составляется (формируется) на одну или несколько партий груза, перевозимых на одном транспортном средстве. Она составляется на бумажном носителе в трех экземплярах (оригиналах): для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика или формируется в виде электронной транспортной накладной. При отсутствии показателей в строках бумажной формы может быть проставлен прочерк. Документ подписывают грузоотправитель, грузополучатель (уполномоченное им лицо) и перевозчик. Водитель не вправе действовать от имени двух сторон договора перевозки. Такой порядок установлен п. 10 Правил <*>.
(Консультация эксперта, 2025)Транспортная накладная составляется (формируется) на одну или несколько партий груза, перевозимых на одном транспортном средстве. Она составляется на бумажном носителе в трех экземплярах (оригиналах): для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика или формируется в виде электронной транспортной накладной. При отсутствии показателей в строках бумажной формы может быть проставлен прочерк. Документ подписывают грузоотправитель, грузополучатель (уполномоченное им лицо) и перевозчик. Водитель не вправе действовать от имени двух сторон договора перевозки. Такой порядок установлен п. 10 Правил <*>.
"Справочник по доказыванию в арбитражном процессе"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)В силу п. 1 ст. 785 ГК РФ договор перевозки груза - это договор, в силу которого одна сторона - перевозчик обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а другая сторона - отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)В силу п. 1 ст. 785 ГК РФ договор перевозки груза - это договор, в силу которого одна сторона - перевозчик обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а другая сторона - отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Статья: Транспортная экспедиция или предоставление железнодорожного подвижного состава. Субъектный состав и исковая давность
(Белик И.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 4)Согласно п. 3 ст. 797 ГК срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Корреспондирует этому ст. 126 УЖТ, где указано, что иски перевозчиков к пассажирам, грузоотправителям (отправителям), грузополучателям (получателям), другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, могут быть предъявлены в арбитражный суд в течение года.
(Белик И.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 4)Согласно п. 3 ст. 797 ГК срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Корреспондирует этому ст. 126 УЖТ, где указано, что иски перевозчиков к пассажирам, грузоотправителям (отправителям), грузополучателям (получателям), другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, могут быть предъявлены в арбитражный суд в течение года.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Договор перевозки грузов. По договору перевозки груза одна сторона - перевозчик - обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а вторая сторона - отправитель груза - обязуется уплатить за перевозку установленную плату (ст. 785 ГК РФ).
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Договор перевозки грузов. По договору перевозки груза одна сторона - перевозчик - обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а вторая сторона - отправитель груза - обязуется уплатить за перевозку установленную плату (ст. 785 ГК РФ).
Статья: Проблемы правовой квалификации договора перевозок грузового такси
(Тощенко В.В.)
("Транспортное право", 2024, N 3)Отграничение договора перевозки грузов от договора фрахтования в отдельных случаях, т.е. в конкретных жизненных ситуациях, можно провести по критерию субъектного состава. Договор перевозки грузов всегда заключается в пользу третьего лица - грузополучателя. В договоре же фрахтования фрахтователь может заключить договор в пользу отправителя, с которым он не совпадает в одном лице. Грузополучатель в таких правоотношениях вообще не участвует. В случаях с грузовым такси, которое заказывается для собственных нужд, фрахтователь является одновременно и отправителем, и получателем груза.
(Тощенко В.В.)
("Транспортное право", 2024, N 3)Отграничение договора перевозки грузов от договора фрахтования в отдельных случаях, т.е. в конкретных жизненных ситуациях, можно провести по критерию субъектного состава. Договор перевозки грузов всегда заключается в пользу третьего лица - грузополучателя. В договоре же фрахтования фрахтователь может заключить договор в пользу отправителя, с которым он не совпадает в одном лице. Грузополучатель в таких правоотношениях вообще не участвует. В случаях с грузовым такси, которое заказывается для собственных нужд, фрахтователь является одновременно и отправителем, и получателем груза.