Граждане, имеющие допуск к государственной тайне, могут быть ограничены в правах
Подборка наиболее важных документов по запросу Граждане, имеющие допуск к государственной тайне, могут быть ограничены в правах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Устав АО с советом директоров
(КонсультантПлюс, 2025)...Доводы... о том, что требование... устава... противоречит п. 6, 21 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, а также ограничивает права кандидатов в члены совета директоров, не принимаются во внимание кассационной коллегией, поскольку основаны на неверном толковании положений устава и норм действующего законодательства..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Доводы... о том, что требование... устава... противоречит п. 6, 21 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, а также ограничивает права кандидатов в члены совета директоров, не принимаются во внимание кассационной коллегией, поскольку основаны на неверном толковании положений устава и норм действующего законодательства..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каков порядок выезда за границу военнослужащих и лиц, имевших доступ к гостайне?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Выезд из РФ гражданина РФ, допущенного или ранее допускавшегося к государственной тайне, право которого на выезд из РФ заведомо для него ограничено в соответствии с законодательством РФ о государственной тайне, влечет уголовную ответственность (ч. 1, 3, 4 ст. 283.2 УК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Выезд из РФ гражданина РФ, допущенного или ранее допускавшегося к государственной тайне, право которого на выезд из РФ заведомо для него ограничено в соответствии с законодательством РФ о государственной тайне, влечет уголовную ответственность (ч. 1, 3, 4 ст. 283.2 УК РФ).
Статья: Механизм реализации конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь в судебных процессах: обзор практики Конституционного Суда РФ
(Долидзе Т.Ю.)
("Российская юстиция", 2020, N 12)Впервые после конституционной реформы 1993 г. вопрос о содержании конституционного права на юридическую помощь применительно к уголовному процессу был поставлен перед Конституционным Судом РФ в 1996 г. по делу о проверке конституционности законодательства о государственной тайне <4>. Суд решал вопрос о возможности отстранения адвоката от участия в качестве защитника по уголовному делу ввиду отсутствия у него специального допуска к государственной тайне. При вынесении итогового постановления Конституционный Суд РФ установил, что сам по себе режим государственной тайны является необходимым в демократическом обществе, но его обеспечение должно осуществляться надлежащими конституционно-правовыми средствами. Ограничивая возможность подзащитных приглашать адвокатов из числа лиц, которые получают допуск к государственной тайне вследствие решений органов безопасности, т.е. фактически стороны обвинения, законодатель чрезмерно нарушает конституционный баланс конкурирующих норм и ценностей. Обвиняемые и подозреваемые имеют право на выбор адвоката по уголовному делу вне зависимости от наличия или отсутствия допуска к государственной тайне. В современном уголовно-процессуальном законе соответствующая запись имеется. Однако до 1996 г. право граждан на юридическую помощь по уголовным делам необоснованно ограничивалось по такому основанию, как допуск к государственной тайне <5>.
(Долидзе Т.Ю.)
("Российская юстиция", 2020, N 12)Впервые после конституционной реформы 1993 г. вопрос о содержании конституционного права на юридическую помощь применительно к уголовному процессу был поставлен перед Конституционным Судом РФ в 1996 г. по делу о проверке конституционности законодательства о государственной тайне <4>. Суд решал вопрос о возможности отстранения адвоката от участия в качестве защитника по уголовному делу ввиду отсутствия у него специального допуска к государственной тайне. При вынесении итогового постановления Конституционный Суд РФ установил, что сам по себе режим государственной тайны является необходимым в демократическом обществе, но его обеспечение должно осуществляться надлежащими конституционно-правовыми средствами. Ограничивая возможность подзащитных приглашать адвокатов из числа лиц, которые получают допуск к государственной тайне вследствие решений органов безопасности, т.е. фактически стороны обвинения, законодатель чрезмерно нарушает конституционный баланс конкурирующих норм и ценностей. Обвиняемые и подозреваемые имеют право на выбор адвоката по уголовному делу вне зависимости от наличия или отсутствия допуска к государственной тайне. В современном уголовно-процессуальном законе соответствующая запись имеется. Однако до 1996 г. право граждан на юридическую помощь по уголовным делам необоснованно ограничивалось по такому основанию, как допуск к государственной тайне <5>.
Нормативные акты
Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1
(ред. от 08.08.2024)
"О государственной тайне"Статья 24. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне
(ред. от 08.08.2024)
"О государственной тайне"Статья 24. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне
Постановление Правительства РФ от 07.02.2024 N 132
(ред. от 08.07.2025)
"Об утверждении Правил допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне"51. В случае если при прекращении допуска гражданина к государственной тайне принято решение об ограничении его в праве на выезд из Российской Федерации, предусмотренное статьей 24 Закона Российской Федерации "О государственной тайне", или срок указанного ограничения по ранее принятому в организации такому решению не истек, заполняется позиция 5 карточки допуска (форма 1), где указываются реквизиты принятого решения, наименование организации, должностное лицо которой приняло такое решение, и срок действия ограничения.
(ред. от 08.07.2025)
"Об утверждении Правил допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне"51. В случае если при прекращении допуска гражданина к государственной тайне принято решение об ограничении его в праве на выезд из Российской Федерации, предусмотренное статьей 24 Закона Российской Федерации "О государственной тайне", или срок указанного ограничения по ранее принятому в организации такому решению не истек, заполняется позиция 5 карточки допуска (форма 1), где указываются реквизиты принятого решения, наименование организации, должностное лицо которой приняло такое решение, и срок действия ограничения.
Статья: Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14 июля 2022 года N 260-ФЗ
(Ермолович Я.Н.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 11)Состав преступления окончен с момента пересечения Государственной границы Российской Федерации с прохождением пограничного контроля в пунктах пропуска в порядке, предусмотренном ст. 11 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 (в редакции от 30 декабря 2021 г.), либо с момента пересечения Государственной границы вне таких пунктов. В последнем случае дополнительной квалификации по ст. 322 УК РФ не требуется, поскольку исходя из диспозиции ч. 1 ст. 322 УК РФ этот состав преступления является общей нормой, а ч. 1 ст. 283.2 УК РФ - специальной. Рассматриваемое преступление совершается исключительно с прямым умыслом, о чем свидетельствует указание в диспозиции ч. 1 ст. 283.2 УК РФ на заведомость совершаемого правонарушения. Рассматриваемое преступление отнесено к категории преступлений небольшой тяжести. Субъект преступления - специальный - гражданин Российской Федерации, допущенный или ранее допускавшийся к государственной тайне, право которого на выезд из Российской Федерации ограничено.
(Ермолович Я.Н.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 11)Состав преступления окончен с момента пересечения Государственной границы Российской Федерации с прохождением пограничного контроля в пунктах пропуска в порядке, предусмотренном ст. 11 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 (в редакции от 30 декабря 2021 г.), либо с момента пересечения Государственной границы вне таких пунктов. В последнем случае дополнительной квалификации по ст. 322 УК РФ не требуется, поскольку исходя из диспозиции ч. 1 ст. 322 УК РФ этот состав преступления является общей нормой, а ч. 1 ст. 283.2 УК РФ - специальной. Рассматриваемое преступление совершается исключительно с прямым умыслом, о чем свидетельствует указание в диспозиции ч. 1 ст. 283.2 УК РФ на заведомость совершаемого правонарушения. Рассматриваемое преступление отнесено к категории преступлений небольшой тяжести. Субъект преступления - специальный - гражданин Российской Федерации, допущенный или ранее допускавшийся к государственной тайне, право которого на выезд из Российской Федерации ограничено.
"Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Постатейный комментарий"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В п. 3 комментируемой статьи особо подчеркивается, что засекречивание заявки, поданной иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом, не допускается. Таким образом, заявки на секретные изобретения, поступившие в Роспатент от указанных заявителей, должны возвращаться им без рассмотрения. Наличие подобного правила обусловлено наличием абз. 4 ст. 10 Закона о государственной тайне, согласно которому не может быть ограничено право собственности на информацию иностранных организаций и иностранных граждан, если эта информация получена (разработана) ими без нарушения законодательства Российской Федерации. Норма о том, что засекречивание заявок, поданных иностранными гражданами или иностранными юридическими лицами, не допускается, корреспондирует с нормой, изложенной в ст. 10 Закона о государственной тайне, согласно которой не может быть ограничено право собственности на информацию иностранных организаций и иностранных граждан, если эта информация получена (разработана) ими без нарушения законодательства Российской Федерации.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В п. 3 комментируемой статьи особо подчеркивается, что засекречивание заявки, поданной иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом, не допускается. Таким образом, заявки на секретные изобретения, поступившие в Роспатент от указанных заявителей, должны возвращаться им без рассмотрения. Наличие подобного правила обусловлено наличием абз. 4 ст. 10 Закона о государственной тайне, согласно которому не может быть ограничено право собственности на информацию иностранных организаций и иностранных граждан, если эта информация получена (разработана) ими без нарушения законодательства Российской Федерации. Норма о том, что засекречивание заявок, поданных иностранными гражданами или иностранными юридическими лицами, не допускается, корреспондирует с нормой, изложенной в ст. 10 Закона о государственной тайне, согласно которой не может быть ограничено право собственности на информацию иностранных организаций и иностранных граждан, если эта информация получена (разработана) ими без нарушения законодательства Российской Федерации.
Вопрос: В каком порядке ведется секретное делопроизводство в организации?
(Консультация эксперта, 2025)Следует учесть, что предусмотренный ст. 21 Закона N 5485-1 порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне в периоды мобилизации, действия чрезвычайного или военного положения может быть изменен Президентом РФ (ч. 9 ст. 21 Закона N 5485-1).
(Консультация эксперта, 2025)Следует учесть, что предусмотренный ст. 21 Закона N 5485-1 порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне в периоды мобилизации, действия чрезвычайного или военного положения может быть изменен Президентом РФ (ч. 9 ст. 21 Закона N 5485-1).
Ситуация: Как осуществляется допуск к государственной тайне?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Особый порядок оформления допуска к гостайне предусмотрен, в частности, для граждан РФ, являющихся адвокатами (за исключением лиц, имеющих гражданство (подданство) иностранного государства, или лиц, включенных в реестр иностранных агентов) и участвующих в судопроизводстве по делам, содержащим сведения, составляющие гостайну, - на период их участия в судопроизводстве. Так, оформление их допуска к гостайне заключается в ознакомлении их с нормами законодательства РФ о гостайне, предусматривающими ответственность за его нарушение и возможное временное ограничение их права на выезд из РФ, о чем у них берется соответствующая подписка. При этом проверочные мероприятия не проводятся (ч. 1, 3, 4 ст. 21.1 Закона N 5485-1; п. 39 Правил).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Особый порядок оформления допуска к гостайне предусмотрен, в частности, для граждан РФ, являющихся адвокатами (за исключением лиц, имеющих гражданство (подданство) иностранного государства, или лиц, включенных в реестр иностранных агентов) и участвующих в судопроизводстве по делам, содержащим сведения, составляющие гостайну, - на период их участия в судопроизводстве. Так, оформление их допуска к гостайне заключается в ознакомлении их с нормами законодательства РФ о гостайне, предусматривающими ответственность за его нарушение и возможное временное ограничение их права на выезд из РФ, о чем у них берется соответствующая подписка. При этом проверочные мероприятия не проводятся (ч. 1, 3, 4 ст. 21.1 Закона N 5485-1; п. 39 Правил).
Статья: Совершенствование уголовно-правовых средств реализации уголовной ответственности военнослужащих (научно-практический комментарий к Федеральному закону "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 23 марта 2024 г. N 64-ФЗ)
(Ермолович Я.Н.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 6)Кроме того, в список включены такие преступления, как контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов - преступление небольшой тяжести, незаконное проникновение на охраняемый объект - преступление средней тяжести, нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - неосторожное преступление, разглашение государственной тайны - может быть неосторожным преступлением, а при наличии умысла без отягчающих обстоятельств является преступлением средней тяжести (ч. 1 ст. 283 УК РФ), выезд из Российской Федерации гражданина Российской Федерации, допущенного или ранее допускавшегося к государственной тайне, право которого на выезд из Российской Федерации заведомо для него ограничено в соответствии с законодательством о государственной тайне, а равно незаконные перемещение или пересылка носителей, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, за пределы Российской Федерации - преступления небольшой тяжести, утрата документов, содержащих государственную тайну, - неосторожное преступление небольшой тяжести. Лица, совершившие эти преступления, не могут быть призваны на военную службу по мобилизации, а лицо, совершившее убийство с особой жестокостью или общеопасным способом или по найму и т.п., может.
(Ермолович Я.Н.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 6)Кроме того, в список включены такие преступления, как контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов - преступление небольшой тяжести, незаконное проникновение на охраняемый объект - преступление средней тяжести, нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - неосторожное преступление, разглашение государственной тайны - может быть неосторожным преступлением, а при наличии умысла без отягчающих обстоятельств является преступлением средней тяжести (ч. 1 ст. 283 УК РФ), выезд из Российской Федерации гражданина Российской Федерации, допущенного или ранее допускавшегося к государственной тайне, право которого на выезд из Российской Федерации заведомо для него ограничено в соответствии с законодательством о государственной тайне, а равно незаконные перемещение или пересылка носителей, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, за пределы Российской Федерации - преступления небольшой тяжести, утрата документов, содержащих государственную тайну, - неосторожное преступление небольшой тяжести. Лица, совершившие эти преступления, не могут быть призваны на военную службу по мобилизации, а лицо, совершившее убийство с особой жестокостью или общеопасным способом или по найму и т.п., может.
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 5)"...Режим секретности сведений, составляющих государственную тайну, направлен на ее сохранение, не предполагает свободного доступа к таким сведениям каждого гражданина, а потому лишение должностного лица права доступа к таким сведениям - при наличии обстоятельств, создающих угрозу для их защиты, - не может рассматриваться как неоправданное ограничение прав и свобод человека и гражданина. Уполномоченные органы и должностные лица, принимая решение о прекращении допуска того или иного лица к государственной тайне, и суды при оценке правомерности такого решения должны учитывать все обстоятельства, наличие которых позволяет сделать вывод об имеющейся угрозе безопасности государства и о необходимости защиты сведений, составляющих государственную тайну (Определения Конституционного Суда РФ от 15 января 2015 года N 25-О, от 23 июня 2015 года N 1538-О, от 28 января 2016 года N 62-О, от 24 февраля 2022 года N 450-О и др.). Соответственно, решение о прекращении допуска должностного лица к государственной тайне как мера обеспечения режима секретности сведений, составляющих государственную тайну, может применяться с учетом его объективной обоснованности, направленности на конституционно значимые цели и соразмерности этим целям".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 5)"...Режим секретности сведений, составляющих государственную тайну, направлен на ее сохранение, не предполагает свободного доступа к таким сведениям каждого гражданина, а потому лишение должностного лица права доступа к таким сведениям - при наличии обстоятельств, создающих угрозу для их защиты, - не может рассматриваться как неоправданное ограничение прав и свобод человека и гражданина. Уполномоченные органы и должностные лица, принимая решение о прекращении допуска того или иного лица к государственной тайне, и суды при оценке правомерности такого решения должны учитывать все обстоятельства, наличие которых позволяет сделать вывод об имеющейся угрозе безопасности государства и о необходимости защиты сведений, составляющих государственную тайну (Определения Конституционного Суда РФ от 15 января 2015 года N 25-О, от 23 июня 2015 года N 1538-О, от 28 января 2016 года N 62-О, от 24 февраля 2022 года N 450-О и др.). Соответственно, решение о прекращении допуска должностного лица к государственной тайне как мера обеспечения режима секретности сведений, составляющих государственную тайну, может применяться с учетом его объективной обоснованности, направленности на конституционно значимые цели и соразмерности этим целям".
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)В соответствии со ст. 21 Закона о государственной тайне допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)В соответствии со ст. 21 Закона о государственной тайне допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает: