Границы участка не установлены
Подборка наиболее важных документов по запросу Границы участка не установлены (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 304 ГК РФ "Защита прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения"1.2.1.6. Даже если границы земельных участков не установлены в соответствии с действующим законодательством, их собственники вправе предъявить негаторный иск в защиту своих прав (позиция ВС РФ) >>>
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 6 "Объекты земельных отношений" ЗК РФ"Однако истцы не оформили на себя право собственности на земельный участок, обращения о регистрации прав на земельный участок под домом истцов, как и документы - основание возникновения права в Управлении Росреестра отсутствуют, сведений о ранее возникших правах на указанный земельный участок в Управлении Росреестра не имеется, земельный участок, на котором расположен дом истцов, был поставлен на государственный кадастровый учет без принятия Комитетом решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, границы участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, в связи с чем, при постановке на кадастровый учет земельного участка ответчиков согласования с истцами смежных границ не требовалось.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как провести межевание земельного участка?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Межевание проводится, если границы земельного участка не установлены (в том числе если сведения о его границах отсутствуют в ЕГРН, не соответствуют требованиям законодательства к описанию их местоположения или при наличии ошибки в их описании), при получении гражданами новых земельных участков, купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка и т.д.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Межевание проводится, если границы земельного участка не установлены (в том числе если сведения о его границах отсутствуют в ЕГРН, не соответствуют требованиям законодательства к описанию их местоположения или при наличии ошибки в их описании), при получении гражданами новых земельных участков, купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка и т.д.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)Предприниматель П. обратился в арбитражный суд с иском к предпринимателю Б. о признании отсутствующим права собственности на его земельный участок в части наложения границ на земельный участок П., признании границ земельного участка Б. не установленными в соответствии с требованиями законодательства, а площади декларированной и подлежащей уточнению при межевании, установлении общей межевой границы между этими земельными участками, внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о координатах поворотных точек границ земельного участка Б.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)Предприниматель П. обратился в арбитражный суд с иском к предпринимателю Б. о признании отсутствующим права собственности на его земельный участок в части наложения границ на земельный участок П., признании границ земельного участка Б. не установленными в соответствии с требованиями законодательства, а площади декларированной и подлежащей уточнению при межевании, установлении общей межевой границы между этими земельными участками, внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о координатах поворотных точек границ земельного участка Б.
"Обзор судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)В реестре объектов недвижимости содержатся сведения о данном земельном участке, как о ранее учтенном, а также о том, что границы данного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)В реестре объектов недвижимости содержатся сведения о данном земельном участке, как о ранее учтенном, а также о том, что границы данного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Ситуация: Каков порядок увеличения площади земельного участка, принадлежащего гражданину, за счет государственных или муниципальных земель?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Под комплексными кадастровыми работами понимаются кадастровые работы, которые выполняются за счет бюджетных средств одновременно в отношении, в частности, всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов земельных участков, либо кадастровые работы, выполняемые за счет внебюджетных средств независимо от кадастрового деления, в частности, на территории СНТ или ГСК, если сведения ЕГРН о таких участках не соответствуют установленным требованиям к описанию местоположения границ (ч. 1 ст. 42.1, ч. 1 ст. 42.2, ч. 1, 2 ст. 42.11 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Под комплексными кадастровыми работами понимаются кадастровые работы, которые выполняются за счет бюджетных средств одновременно в отношении, в частности, всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов земельных участков, либо кадастровые работы, выполняемые за счет внебюджетных средств независимо от кадастрового деления, в частности, на территории СНТ или ГСК, если сведения ЕГРН о таких участках не соответствуют установленным требованиям к описанию местоположения границ (ч. 1 ст. 42.1, ч. 1 ст. 42.2, ч. 1, 2 ст. 42.11 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Статья: Негаторно-правовая защита в спорах о признании недействительными результатов кадастровых работ и установления местоположения границ земельных участков
(Нургалеева Ю.Р.)
("Современное право", 2024, N 10)Споры о признании недействительными результатов кадастровых работ и установлении местоположения границ земельных участков считаются негаторными исками. В Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20.10.2015 N 14-КГ15-7 выражена правовая позиция, согласно которой в случае неустановления границ земельных участков собственники вправе предъявить негаторный иск в защиту своих прав <2>.
(Нургалеева Ю.Р.)
("Современное право", 2024, N 10)Споры о признании недействительными результатов кадастровых работ и установлении местоположения границ земельных участков считаются негаторными исками. В Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20.10.2015 N 14-КГ15-7 выражена правовая позиция, согласно которой в случае неустановления границ земельных участков собственники вправе предъявить негаторный иск в защиту своих прав <2>.
Готовое решение: Как уточняются границы земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Отдельных правил для уточнения границ земельного участка под многоквартирным домом не установлено, поэтому такая процедура проводится в общем порядке.
(КонсультантПлюс, 2025)Отдельных правил для уточнения границ земельного участка под многоквартирным домом не установлено, поэтому такая процедура проводится в общем порядке.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Как отмечено в Письме Росреестра от 17 ноября 2020 г. N 13-00408/20 "О рассмотрении обращения" <369>, действующим законодательством не предусмотрено необходимости согласования местоположения границ земельных участков в случае, если смежными с земельным участком являются "земли"; при этом в случае, если в ЕГРН отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ смежного земельного участка или в связи с выполнением кадастровых работ уточняется местоположение отдельных частей границ смежного земельного участка, описание местоположения границ которого (в том числе при наличии координат характерных точек границ такого участка) не соответствуют установленным на основании комментируемого Закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (ч. 1 комментируемой статьи), или необходимо внесение изменения в такую общую границу (ч. 2 комментируемой статьи), согласование местоположения таких частей границ земельных участков является обязательным.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Как отмечено в Письме Росреестра от 17 ноября 2020 г. N 13-00408/20 "О рассмотрении обращения" <369>, действующим законодательством не предусмотрено необходимости согласования местоположения границ земельных участков в случае, если смежными с земельным участком являются "земли"; при этом в случае, если в ЕГРН отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ смежного земельного участка или в связи с выполнением кадастровых работ уточняется местоположение отдельных частей границ смежного земельного участка, описание местоположения границ которого (в том числе при наличии координат характерных точек границ такого участка) не соответствуют установленным на основании комментируемого Закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (ч. 1 комментируемой статьи), или необходимо внесение изменения в такую общую границу (ч. 2 комментируемой статьи), согласование местоположения таких частей границ земельных участков является обязательным.
Статья: Некоторые проблемы формирования эффективного механизма разрешения земельных споров в Республике Беларусь
(Шахрай И.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 6)Вместе с тем полагаем, что у заинтересованного лица всегда должно сохраняться гарантированное ст. 60 Конституции Республики Беларусь право на судебную защиту. Следует указать, что исторические особенности формирования белорусского земельного законодательства и практики его применения обусловили наличие значительного числа земельных участков, фактические границы которых не соответствуют юридическим либо не установлены на местности при помощи межевых знаков (согласно ст. 11 КоЗ допускается установление границы земельного участка по планово-картографическим материалам с точностью, определяемой их масштабами, без закрепления ее поворотных точек межевыми знаками на местности - такая граница именуется нефиксированной). Высшие судебные органы страны неоднократно указывали, что суду неподведомственно рассмотрение спора о границах земельных участков, не установленных на местности, ссылаясь при этом на отнесение установления границ земельных участков к компетенции исполнительных комитетов (п. 17 Постановления Президиума Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь от 25 сентября 2003 г. N 24 "Об обзоре практики применения судами правовых норм, регулирующих вопросы подведомственности споров хозяйственным судам", п. 15 Постановления Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 22 декабря 2011 г. N 9 "О практике рассмотрения судами земельных споров").
(Шахрай И.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 6)Вместе с тем полагаем, что у заинтересованного лица всегда должно сохраняться гарантированное ст. 60 Конституции Республики Беларусь право на судебную защиту. Следует указать, что исторические особенности формирования белорусского земельного законодательства и практики его применения обусловили наличие значительного числа земельных участков, фактические границы которых не соответствуют юридическим либо не установлены на местности при помощи межевых знаков (согласно ст. 11 КоЗ допускается установление границы земельного участка по планово-картографическим материалам с точностью, определяемой их масштабами, без закрепления ее поворотных точек межевыми знаками на местности - такая граница именуется нефиксированной). Высшие судебные органы страны неоднократно указывали, что суду неподведомственно рассмотрение спора о границах земельных участков, не установленных на местности, ссылаясь при этом на отнесение установления границ земельных участков к компетенции исполнительных комитетов (п. 17 Постановления Президиума Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь от 25 сентября 2003 г. N 24 "Об обзоре практики применения судами правовых норм, регулирующих вопросы подведомственности споров хозяйственным судам", п. 15 Постановления Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 22 декабря 2011 г. N 9 "О практике рассмотрения судами земельных споров").
"Комментарий к законодательству о наследовании. Часть 3 ГК РФ"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 3 ст. 27 Закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 3 ст. 27 Закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно п. 28 ч. 1 комментируемой статьи основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права являются случаи, когда размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков. Исключения их этого правила могут быть предусмотрены законом.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно п. 28 ч. 1 комментируемой статьи основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права являются случаи, когда размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков. Исключения их этого правила могут быть предусмотрены законом.
Статья: Спор об установлении границ земельного участка (об установлении местоположения границ земельного участка) (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Частью 8 ст. 39 Закона о кадастровой деятельности установлены лишь способы информирования правообладателей земельных участков о предстоящем согласовании местоположения границ земельного участка и не установлены условия, при которых границы земельного участка считаются согласованными. Такие условия установлены ч. 2, 3 ст. 40 Закона о кадастровой деятельности и ч. 2 ст. 43 Закона о регистрации недвижимости (Письмо Минэкономразвития России от 02.09.2019 N Д23и-29745).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Частью 8 ст. 39 Закона о кадастровой деятельности установлены лишь способы информирования правообладателей земельных участков о предстоящем согласовании местоположения границ земельного участка и не установлены условия, при которых границы земельного участка считаются согласованными. Такие условия установлены ч. 2, 3 ст. 40 Закона о кадастровой деятельности и ч. 2 ст. 43 Закона о регистрации недвижимости (Письмо Минэкономразвития России от 02.09.2019 N Д23и-29745).