Границы ранее учтенного земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Границы ранее учтенного земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 60 "Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения" ЗК РФ"Судом установлено, что оснований для повторного определения границ земельного участка с кадастровым номером N с учетом ранее проведенных кадастровых работ, которые были согласованы самим ответчиками по настоящему делу, не имелось. С 2004 года Местная администрация г.о. Нальчик и МКУ "Департамент городского имущества и земельных отношений Местной администрации г.о. Нальчик" как распорядители земель, расположенных на территории городского округа Нальчик не выявляли о наличие реестровой ошибки.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 46 "Особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории муниципального округа, территории городского округа" Градостроительного кодекса РФ"Соответственно изменение уникальных характеристик ранее сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, для целей строительства объектов недвижимости требует соблюдения процедуры подготовки документации по планировке территории, предусмотренной статьями 45, 46 ГрК РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как вносятся сведения в ЕГРН о ранее учтенном земельном участке и как он снимается с кадастрового учета
(КонсультантПлюс, 2025)Росреестр указал, что подготовка межевого плана в случае, предусмотренном ч. 5.1 ст. 69 Закона о госрегистрации недвижимости, должна осуществляться в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ ранее учтенного земельного участка, сведения о котором отсутствуют в ЕГРН (Письмо Росреестра от 14.03.2025 N 13-00322/25).
(КонсультантПлюс, 2025)Росреестр указал, что подготовка межевого плана в случае, предусмотренном ч. 5.1 ст. 69 Закона о госрегистрации недвижимости, должна осуществляться в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ ранее учтенного земельного участка, сведения о котором отсутствуют в ЕГРН (Письмо Росреестра от 14.03.2025 N 13-00322/25).
Статья: Цифровизация деятельности органов публичной власти в современной России
(Тищенко С.В., Брагова О.В., Кирсанова А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)7. Имеются случаи наложения границ ранее учтенных земельных участков на участки, поставленные на кадастровый учет в уточненных границах в соответствии с требованиями действующего законодательства. В связи с этим возникают земельные споры о границах, споры о реестровых ошибках, споры о признании результатов межевания недействительными, споры о праве или иные виды земельных споров, связанных с оспариванием сведений о земельных участках, содержащихся в ЕГРН. Несложно заключить, что установленное Законом понятие достоверности сведений ЕГРН в текстовой и графической формах об объектах недвижимости можно поставить под сомнение <12>.
(Тищенко С.В., Брагова О.В., Кирсанова А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)7. Имеются случаи наложения границ ранее учтенных земельных участков на участки, поставленные на кадастровый учет в уточненных границах в соответствии с требованиями действующего законодательства. В связи с этим возникают земельные споры о границах, споры о реестровых ошибках, споры о признании результатов межевания недействительными, споры о праве или иные виды земельных споров, связанных с оспариванием сведений о земельных участках, содержащихся в ЕГРН. Несложно заключить, что установленное Законом понятие достоверности сведений ЕГРН в текстовой и графической формах об объектах недвижимости можно поставить под сомнение <12>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 01.05.2016 N 119-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"10) о местоположении границ ранее учтенных земельных участков, а также земельных участков, на которых расположены ранее учтенные объекты недвижимости, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, но описание местоположения границ таких земельных участков не соответствует требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости").
(ред. от 31.07.2025)
"Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"10) о местоположении границ ранее учтенных земельных участков, а также земельных участков, на которых расположены ранее учтенные объекты недвижимости, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, но описание местоположения границ таких земельных участков не соответствует требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости").
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)7) для внесения сведений о ранее учтенном лесном участке не представлен межевой план, либо форма и (или) содержание представленного межевого плана не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, либо границы ранее учтенного лесного участка пересекают границы земельного участка или другого лесного участка (за исключением случаев пересечения границ лесных участков, предназначенных для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, их неотъемлемых технологических частей), лесничества, сведения о местоположении границ которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)7) для внесения сведений о ранее учтенном лесном участке не представлен межевой план, либо форма и (или) содержание представленного межевого плана не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, либо границы ранее учтенного лесного участка пересекают границы земельного участка или другого лесного участка (за исключением случаев пересечения границ лесных участков, предназначенных для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, их неотъемлемых технологических частей), лесничества, сведения о местоположении границ которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;
Статья: Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- в ЕГРН отсутствует координатное описание границ ранее учтенных земельных участков;
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- в ЕГРН отсутствует координатное описание границ ранее учтенных земельных участков;
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Характеристики ранее учтенных земельных участков в полной мере или частично не соответствуют действующим положениям о государственной регистрации прав на недвижимое имущество. По общему правилу для совершения сделок с ранее учтенными земельными участками права на них и их границы должны быть оформлены в соответствии с Законом о регистрации недвижимости. Вместе с тем данные участки были образованы в соответствии с ранее действующим законодательством, поэтому права на них признаются действительными и подлежат защите в равной степени наряду с правами на иные участки в силу существующего подхода к регулированию длящихся отношений. Ранее учтенные земельные участки могут свободно использоваться в хозяйственном обороте, отдельные сделки с ними также допустимы, например, передача по наследству или краткосрочная аренда участка либо его части. Исследуемые участки также признаются объектами в публичных отношениях, в частности, подлежат налогообложению земельным налогом, такое разъяснение приведено в Письме Федеральной налоговой службы от 25 января 2021 г. N БС-4-21/764@ "О сведениях для составления сообщений об исчисленных налоговыми органами суммах земельного налога в отношении ранее учтенных земельных участков".
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Характеристики ранее учтенных земельных участков в полной мере или частично не соответствуют действующим положениям о государственной регистрации прав на недвижимое имущество. По общему правилу для совершения сделок с ранее учтенными земельными участками права на них и их границы должны быть оформлены в соответствии с Законом о регистрации недвижимости. Вместе с тем данные участки были образованы в соответствии с ранее действующим законодательством, поэтому права на них признаются действительными и подлежат защите в равной степени наряду с правами на иные участки в силу существующего подхода к регулированию длящихся отношений. Ранее учтенные земельные участки могут свободно использоваться в хозяйственном обороте, отдельные сделки с ними также допустимы, например, передача по наследству или краткосрочная аренда участка либо его части. Исследуемые участки также признаются объектами в публичных отношениях, в частности, подлежат налогообложению земельным налогом, такое разъяснение приведено в Письме Федеральной налоговой службы от 25 января 2021 г. N БС-4-21/764@ "О сведениях для составления сообщений об исчисленных налоговыми органами суммах земельного налога в отношении ранее учтенных земельных участков".
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Внесение сведений в данном случае осуществляется на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на такой земельный участок, а также межевого плана. При этом указание кадастрового номера земельного участка в межевом плане не требуется. Таким образом, не допускается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках, если их границы имеют пересечения с границами иных земельных участков, а также с границами муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Внесение сведений в данном случае осуществляется на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на такой земельный участок, а также межевого плана. При этом указание кадастрового номера земельного участка в межевом плане не требуется. Таким образом, не допускается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках, если их границы имеют пересечения с границами иных земельных участков, а также с границами муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств.
Статья: Признаки и свойства земельного участка как объекта земельных правоотношений
(Скворцова А.И.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Н.Г. Нарышева также справедливо подчеркивает <11> недостатки вышеуказанного подхода, который иногда затруднительно применить на практике: возможно уточнение границ земельного участка (ст. 43 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" <12>). Кроме того, сведения о границах ранее учтенных земельных участков могут быть не внесены в реестр.
(Скворцова А.И.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Н.Г. Нарышева также справедливо подчеркивает <11> недостатки вышеуказанного подхода, который иногда затруднительно применить на практике: возможно уточнение границ земельного участка (ст. 43 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" <12>). Кроме того, сведения о границах ранее учтенных земельных участков могут быть не внесены в реестр.
Статья: Ранее учтенный земельный участок
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Внесение в ЕГРН сведений о ранее учтенном земельном участке в соответствии с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, за исключением заявления уполномоченного органа, представленного в результате выполнения мероприятий по обеспечению внесения в ЕГРН сведений о выявленных правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в соответствии со ст. 69.1 Закона о регистрации недвижимости, осуществляется на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на такой земельный участок, а также межевого плана. Указание кадастрового номера земельного участка в межевом плане не требуется. В указанном случае с учетом положений ч. 11 ст. 22, п. п. 20, 21, 25, 26, 27, 31, 32, 32.1, 43 и 45 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации недвижимости не допускается внесение в ЕГРН сведений о ранее учтенных земельных участках, если их границы имеют пересечения с границами иных земельных участков, а также с границами муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, если иное не предусмотрено федеральным законом. Внесение в ЕГРН сведений о ранее учтенных здании, сооружении, объекте незавершенного строительства, помещении, машино-месте в соответствии с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, за исключением заявления уполномоченного органа, представленного в результате выполнения мероприятий по обеспечению внесения в ЕГРН сведений о выявленных правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в соответствии со ст. 69.1 Закона о регистрации недвижимости, осуществляется на основании правоустанавливающего документа на такой объект недвижимости, а также технического плана. Указание кадастрового номера объекта недвижимости в техническом плане не требуется (ч. 5.1 ст. 69 Закона о регистрации недвижимости).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Внесение в ЕГРН сведений о ранее учтенном земельном участке в соответствии с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, за исключением заявления уполномоченного органа, представленного в результате выполнения мероприятий по обеспечению внесения в ЕГРН сведений о выявленных правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в соответствии со ст. 69.1 Закона о регистрации недвижимости, осуществляется на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на такой земельный участок, а также межевого плана. Указание кадастрового номера земельного участка в межевом плане не требуется. В указанном случае с учетом положений ч. 11 ст. 22, п. п. 20, 21, 25, 26, 27, 31, 32, 32.1, 43 и 45 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации недвижимости не допускается внесение в ЕГРН сведений о ранее учтенных земельных участках, если их границы имеют пересечения с границами иных земельных участков, а также с границами муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, если иное не предусмотрено федеральным законом. Внесение в ЕГРН сведений о ранее учтенных здании, сооружении, объекте незавершенного строительства, помещении, машино-месте в соответствии с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, за исключением заявления уполномоченного органа, представленного в результате выполнения мероприятий по обеспечению внесения в ЕГРН сведений о выявленных правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в соответствии со ст. 69.1 Закона о регистрации недвижимости, осуществляется на основании правоустанавливающего документа на такой объект недвижимости, а также технического плана. Указание кадастрового номера объекта недвижимости в техническом плане не требуется (ч. 5.1 ст. 69 Закона о регистрации недвижимости).
Статья: Основные направления совершенствования регистрационного законодательства: формирование реестрового права в России
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 8)Кроме того, с 2020 года правообладатели, чьи земельные участки не имеют точных сведений о местоположении границ в Реестре недвижимости и права на которые возникли до февраля 1998 года, могут столкнуться с тем, что на их участках может быть начато строительство объектов федерального, регионального или местного значения. В рамках реализации нового Закона <12> они могут быть восприняты как не закрепленные за кем-то, поэтому рекомендуется уточнить границы ранее учтенных земельных участков.
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 8)Кроме того, с 2020 года правообладатели, чьи земельные участки не имеют точных сведений о местоположении границ в Реестре недвижимости и права на которые возникли до февраля 1998 года, могут столкнуться с тем, что на их участках может быть начато строительство объектов федерального, регионального или местного значения. В рамках реализации нового Закона <12> они могут быть восприняты как не закрепленные за кем-то, поэтому рекомендуется уточнить границы ранее учтенных земельных участков.
Статья: Актуальные проблемы охраны окружающей среды в рамках территориального развития
(Кадомцева А.Е.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Исправить реестровую ошибку можно в административном и судебном порядке. Исправление осуществляется по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, а также на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. При судебном порядке необходимо обращаться в суд с исковым заявлением об определении местоположения границ ранее учтенного земельного участка и исправлении реестровой ошибки в определении наложения границ земельного участка. Подобные ошибки вызывают необходимость осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки с некоторыми особенностями и отступлениями от общих правил регистрации. Данные правила нашли свое отражение в ст. 60.2 Закона N 218-ФЗ. В соответствии с данной статьей, "если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка". Регистрирующий орган помещает в ЕГРН изменения по описанию местоположения границ и площади лесного участка для придания им аналогии с местоположением границ в межевом плане земельного участка. Последний предоставляется вместе с заявлением о государственном кадастровом учете для уточнения границ земельного участка или о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельный участок.
(Кадомцева А.Е.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Исправить реестровую ошибку можно в административном и судебном порядке. Исправление осуществляется по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, а также на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. При судебном порядке необходимо обращаться в суд с исковым заявлением об определении местоположения границ ранее учтенного земельного участка и исправлении реестровой ошибки в определении наложения границ земельного участка. Подобные ошибки вызывают необходимость осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки с некоторыми особенностями и отступлениями от общих правил регистрации. Данные правила нашли свое отражение в ст. 60.2 Закона N 218-ФЗ. В соответствии с данной статьей, "если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка". Регистрирующий орган помещает в ЕГРН изменения по описанию местоположения границ и площади лесного участка для придания им аналогии с местоположением границ в межевом плане земельного участка. Последний предоставляется вместе с заявлением о государственном кадастровом учете для уточнения границ земельного участка или о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельный участок.