Границ земельного участка не установлены мкд
Подборка наиболее важных документов по запросу Границ земельного участка не установлены мкд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 55.25 "Обязанности лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения" Градостроительного кодекса РФ"Проверяя позицию административного ответчика Мэрии города Магадана, суд апелляционной инстанции руководствовался пунктами 13 и 14 части 2 статьи 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 37 статьи 1, частью 9 статьи 55.25 Градостроительного кодекса РФ и указал, что границы земельных участков под рассматриваемыми многоквартирными домами не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, в связи с чем на собственников помещений в указанных многоквартирных домах распространяются исключения, предусмотренные частью 9 статьи 55.25 Градостроительного кодекса РФ, а потому у них нет обязанности принимать участие в содержании прилегающих территорий.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 55.25 "Обязанности лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения" Градостроительного кодекса РФПоскольку судом установлено и подтверждается материалами дела (л.д. 56, 120 т. 1), что границы земельных участков многоквартирных домов <адрес N 1> и <адрес N 3> не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, то на указанные дома распространяются исключения для собственников или иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, предусмотренные частью 9 статьи 55.25 ГрК РФ, по содержании территории, прилегающей к соответствующим объектам.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как уточняются границы земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Отдельных правил для уточнения границ земельного участка под многоквартирным домом не установлено, поэтому такая процедура проводится в общем порядке.
(КонсультантПлюс, 2025)Отдельных правил для уточнения границ земельного участка под многоквартирным домом не установлено, поэтому такая процедура проводится в общем порядке.
Статья: О рекомендациях по обеспечению комплексного развития территорий в период действия Закона N 494-ФЗ
(Трутнев Э.К.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 4)- чтобы администрация зафиксировала свое обязательство не уменьшать размеры и не изменять установленные границы земельных участков существующих, но "не участвующих" МКД при утверждении документации по планировке территорий развития;
(Трутнев Э.К.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 4)- чтобы администрация зафиксировала свое обязательство не уменьшать размеры и не изменять установленные границы земельных участков существующих, но "не участвующих" МКД при утверждении документации по планировке территорий развития;
Нормативные акты
Определение Верховного Суда РФ от 24.05.2011 N КАС11-226
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 10.03.2011 N ГКПИ10-1653, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими примечания 15 к форме кадастрового паспорта земельного участка, утв. Приказом Минюста РФ от 18.02.2008 N 32, и первого предложения примечания 14 к форме кадастровой выписки о земельном участке, утв. Приказом Минюста РФ от 19.03.2008 N 66>М.Н. и Ш., являющиеся собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими примечания 15 к приложению N 3 к Приказу N 32 и первого предложения примечания 14 к приложению N 1 к Приказу N 66. В подтверждение заявления указали, что оспариваемые положения, предписывающие указывать в форме кадастрового паспорта земельного участка и форме кадастровой выписки о земельном участке, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, противоречат Федеральному закону "О государственном кадастре недвижимости", пункту 5 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2000 г. N 660, и препятствуют им (заявителям) реализовать норму, содержащуюся в части 2 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", о передаче бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен дом. Наличие в кадастровом паспорте земельного участка или в кадастровой выписке о земельном участке отметки "Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства" препятствует владельцам земельных участков зарегистрировать свои права на них, дает возможность органам местного самоуправления перераспределять эти участки по своему усмотрению.
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 10.03.2011 N ГКПИ10-1653, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими примечания 15 к форме кадастрового паспорта земельного участка, утв. Приказом Минюста РФ от 18.02.2008 N 32, и первого предложения примечания 14 к форме кадастровой выписки о земельном участке, утв. Приказом Минюста РФ от 19.03.2008 N 66>М.Н. и Ш., являющиеся собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими примечания 15 к приложению N 3 к Приказу N 32 и первого предложения примечания 14 к приложению N 1 к Приказу N 66. В подтверждение заявления указали, что оспариваемые положения, предписывающие указывать в форме кадастрового паспорта земельного участка и форме кадастровой выписки о земельном участке, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, противоречат Федеральному закону "О государственном кадастре недвижимости", пункту 5 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2000 г. N 660, и препятствуют им (заявителям) реализовать норму, содержащуюся в части 2 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", о передаче бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен дом. Наличие в кадастровом паспорте земельного участка или в кадастровой выписке о земельном участке отметки "Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства" препятствует владельцам земельных участков зарегистрировать свои права на них, дает возможность органам местного самоуправления перераспределять эти участки по своему усмотрению.
Решение Верховного Суда РФ от 10.03.2011 N ГКПИ10-1653
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими примечания 15 к форме кадастрового паспорта земельного участка, утв. Приказом Минюста РФ от 18.02.2008 N 32, и первого предложения примечания 14 к форме кадастровой выписки о земельном участке, утв. Приказом Минюста РФ от 19.03.2008 N 66>М.Н. и Ш., являющиеся собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании примечания 15 к приложению N 3 к Приказу N 32 и первого предложения примечания 14 к приложению N 1 к Приказу N 66 недействующими. В заявлении указано, что оспариваемые предписания противоречат положениям Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", пункту 5 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2000 г. N 660, и препятствуют заявителям реализовать норму, содержащуюся в части 2 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", о передаче бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом. Наличие в кадастровом паспорте земельного участка или в кадастровой выписке о земельном участке отметок "Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства" не позволяет владельцам земельных участков зарегистрировать свои права на них, а органам местного самоуправления дает возможность перераспределять эти участки по своему усмотрению.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими примечания 15 к форме кадастрового паспорта земельного участка, утв. Приказом Минюста РФ от 18.02.2008 N 32, и первого предложения примечания 14 к форме кадастровой выписки о земельном участке, утв. Приказом Минюста РФ от 19.03.2008 N 66>М.Н. и Ш., являющиеся собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании примечания 15 к приложению N 3 к Приказу N 32 и первого предложения примечания 14 к приложению N 1 к Приказу N 66 недействующими. В заявлении указано, что оспариваемые предписания противоречат положениям Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", пункту 5 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2000 г. N 660, и препятствуют заявителям реализовать норму, содержащуюся в части 2 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", о передаче бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом. Наличие в кадастровом паспорте земельного участка или в кадастровой выписке о земельном участке отметок "Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства" не позволяет владельцам земельных участков зарегистрировать свои права на них, а органам местного самоуправления дает возможность перераспределять эти участки по своему усмотрению.
Статья: Соотношение правовых механизмов участия граждан в обеспечении комфортной среды по месту их проживания: правовые конструкции "придомовая территория" и "прилегающая территория"
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 11)Одновременно с этим есть субъекты Российской Федерации, в которых прилегающая территория определяется в границах придомовой территории, то есть в границах земельного участка, входящего в соответствии с жилищным законодательством в состав общего имущества в МКД (Хабаровский край, Брянская, Саратовская, Тверская и Тульская области). Этот подход означает, что фактически прилегающая территория для МКД не устанавливается.
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 11)Одновременно с этим есть субъекты Российской Федерации, в которых прилегающая территория определяется в границах придомовой территории, то есть в границах земельного участка, входящего в соответствии с жилищным законодательством в состав общего имущества в МКД (Хабаровский край, Брянская, Саратовская, Тверская и Тульская области). Этот подход означает, что фактически прилегающая территория для МКД не устанавливается.
Статья: Правовое регулирование использования прилегающих территорий: вопросы теории и практики
(Анисимов А.П., Исакова Ю.И., Працко Г.С.)
("Юрист", 2023, N 9)Принимая такое решение, коллегиальный орган и судебные инстанции исходили в том числе из того, что работы по благоустройству и содержанию прилегающих территорий многоквартирных домов осуществляют собственники помещений в многоквартирном доме либо лицо, ими уполномоченное. Между тем границы территории земельного участка, прилегающего к дому N 22, не установлены, земельный участок не конкретизирован, его план-схема отсутствует. Согласно ст. 40 - 42 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) правом на использование земельных участков наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. Из этого следует, что федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанности по содержанию иных территорий, кроме участков, находящихся в их собственности (владении). Возложение на собственников, владельцев, пользователей недвижимости обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона, либо на основании договора. Соответствующий правовой подход выражен Верховным Судом РФ в Обзоре судебной практики N 4 (2018) (п. 7). В нарушение требований ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не получили должной проверки и оценки суда доводы общества о том, что правовой статус территории, на которой было выявлено вменяемое обществу правонарушение, установлен не был. Равным образом не выяснен и вопрос о лице, обязанном исполнять требования по надлежащему содержанию данной территории. В связи с этим принятые решения подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение судье Кировского районного суда города Самары <10>.
(Анисимов А.П., Исакова Ю.И., Працко Г.С.)
("Юрист", 2023, N 9)Принимая такое решение, коллегиальный орган и судебные инстанции исходили в том числе из того, что работы по благоустройству и содержанию прилегающих территорий многоквартирных домов осуществляют собственники помещений в многоквартирном доме либо лицо, ими уполномоченное. Между тем границы территории земельного участка, прилегающего к дому N 22, не установлены, земельный участок не конкретизирован, его план-схема отсутствует. Согласно ст. 40 - 42 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) правом на использование земельных участков наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. Из этого следует, что федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанности по содержанию иных территорий, кроме участков, находящихся в их собственности (владении). Возложение на собственников, владельцев, пользователей недвижимости обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона, либо на основании договора. Соответствующий правовой подход выражен Верховным Судом РФ в Обзоре судебной практики N 4 (2018) (п. 7). В нарушение требований ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не получили должной проверки и оценки суда доводы общества о том, что правовой статус территории, на которой было выявлено вменяемое обществу правонарушение, установлен не был. Равным образом не выяснен и вопрос о лице, обязанном исполнять требования по надлежащему содержанию данной территории. В связи с этим принятые решения подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение судье Кировского районного суда города Самары <10>.
Статья: Реформа Жилищного кодекса Российской Федерации: новая парадигма в определении кондоминиума
(Усольцева Н.А., Усольцев Ю.М.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 5)Но есть важный момент: во многих населенных пунктах процесс закрепления земельных участков за многоквартирными домами (в статусе придомовой территории), построенными и введенными в эксплуатацию по ранее действовавшему законодательству, не закончен, и земля осталась в публичной собственности <13>. И если права собственников помещений на землю не оформлены в установленном порядке, иногда происходит удивительная трансформация - земельный участок может менять границы, перемещаться, и при этом собственники помещений даже не будут оповещаться об этом. Складывается любопытная ситуация: есть право собственности на помещение, возможно, право собственности на земельный участок, и где-то здесь присутствует некое право собственности на все остальное общее имущество, и зачастую его собственники даже не могут сказать, что конкретно входит в состав общего имущества и в каких границах <14>.
(Усольцева Н.А., Усольцев Ю.М.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 5)Но есть важный момент: во многих населенных пунктах процесс закрепления земельных участков за многоквартирными домами (в статусе придомовой территории), построенными и введенными в эксплуатацию по ранее действовавшему законодательству, не закончен, и земля осталась в публичной собственности <13>. И если права собственников помещений на землю не оформлены в установленном порядке, иногда происходит удивительная трансформация - земельный участок может менять границы, перемещаться, и при этом собственники помещений даже не будут оповещаться об этом. Складывается любопытная ситуация: есть право собственности на помещение, возможно, право собственности на земельный участок, и где-то здесь присутствует некое право собственности на все остальное общее имущество, и зачастую его собственники даже не могут сказать, что конкретно входит в состав общего имущества и в каких границах <14>.
Статья: О некоторых вопросах рассмотрения споров, связанных с поставкой коммунальных ресурсов на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов
(Бобарыкина О.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)По общему правилу, вытекающему из части 1 статьи 36 ЖК РФ, пунктов 1, 2, 5, 6, 8 Правил N 491, состав общего имущества определяется собственниками помещений в МКД. В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы горячего водоснабжения и отопления, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации одного МКД, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен этот МКД. Внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены МКД (Определение Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ) от 26.12.2016 N 308-ЭС16-7314).
(Бобарыкина О.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)По общему правилу, вытекающему из части 1 статьи 36 ЖК РФ, пунктов 1, 2, 5, 6, 8 Правил N 491, состав общего имущества определяется собственниками помещений в МКД. В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы горячего водоснабжения и отопления, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации одного МКД, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен этот МКД. Внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены МКД (Определение Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ) от 26.12.2016 N 308-ЭС16-7314).
Вопрос: Может ли заявитель за границами принадлежащего ему земельного участка сам осуществить строительство сетей водоснабжения и водоотведения?
("Официальный сайт ФАС России", 2023)По обращению заявителя к исполнителю точка подключения многоквартирного дома в договоре о подключении определяется на границе земельного участка заявителя при условии согласования с исполнителем.
("Официальный сайт ФАС России", 2023)По обращению заявителя к исполнителю точка подключения многоквартирного дома в договоре о подключении определяется на границе земельного участка заявителя при условии согласования с исполнителем.
Вопрос: Можно ли разделить земельный участок, находящийся под многоквартирным домом?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Суд может отказать в разделе участка, установив, что в границах спорного земельного участка расположены несколько многоквартирных домов, их расположение представляет собой единый, замкнутый контур с проездом; эти многоквартирные дома имеют общую социальную и инженерную инфраструктуру, наземные автопарковки общего пользования; решение о разделении земельного участка, на котором расположены многоквартирные дома, будет противоречить существующему благоустройству придомовой территории и приведет к ухудшению комфортных условий проживания и свободного использования жителями дворовой территории и общих элементов благоустройства (Определение Верховного Суда РФ от 22.10.2021 N 307-ЭС21-19001 по делу N А42-5028/2020).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Суд может отказать в разделе участка, установив, что в границах спорного земельного участка расположены несколько многоквартирных домов, их расположение представляет собой единый, замкнутый контур с проездом; эти многоквартирные дома имеют общую социальную и инженерную инфраструктуру, наземные автопарковки общего пользования; решение о разделении земельного участка, на котором расположены многоквартирные дома, будет противоречить существующему благоустройству придомовой территории и приведет к ухудшению комфортных условий проживания и свободного использования жителями дворовой территории и общих элементов благоустройства (Определение Верховного Суда РФ от 22.10.2021 N 307-ЭС21-19001 по делу N А42-5028/2020).