Государственный земельный кадастр
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственный земельный кадастр (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 30 "Правила землепользования и застройки" Градостроительного кодекса РФ"Из совокупного толкования статей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые может осуществлять землепользователь на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне. Данные о правовом режиме земельного участка (категории земель, виде разрешенного использования) отражаются в правоустанавливающих документах и имеются в государственном земельном кадастре, поэтому налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляются на основании сведений государственного земельного кадастра."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 32 "Порядок утверждения правил землепользования и застройки" Градостроительного кодекса РФ"Из совокупного толкования статей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые может осуществлять землепользователь на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне. Данные о правовом режиме земельного участка (категории земель, виде разрешенного использования) отражаются в правоустанавливающих документах и имеются в государственном земельном кадастре, поэтому налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляются на основании сведений государственного земельного кадастра."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Государственный земельный кадастр: миссия и судьба
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2023, N 5)"Экологическое право", 2023, N 5
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2023, N 5)"Экологическое право", 2023, N 5
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 настоящего Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 настоящего Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Статья: Понятие недвижимости в Гражданском кодексе России (история, современность и перспективы развития)
(Козырь О.М., Сенчищев В.И.)
("Закон", 2025, N 1)<11> Нельзя не оговориться, что со ссылкой ровно на те же положения законодательства Конституционный Суд (КС) РФ пришел к гораздо более оптимистичному и прямо противоположному выводу о том, что "участки недр являются объектами гражданских прав", причем отличными от земельных участков (п. 2.1 Постановления КС РФ от 11.06.2024 N 29-П). Избегая полемики с позицией КС РФ, нельзя не отметить, во-первых, что категории "государственная собственность" и "право собственности государства" не всегда тождественны и первая из них может обнимать все, что относится к публичному домену. Во-вторых, весьма красноречивой представляется сделанная КС РФ ремарка об отвергнутом законодателем определении земельного участка, содержавшемся в ст. 1 утратившего силу Федерального закона от 2 января 2000 года N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", согласно которой "земельный участок - это часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, о воздушном пространстве и иными федеральными законами".
(Козырь О.М., Сенчищев В.И.)
("Закон", 2025, N 1)<11> Нельзя не оговориться, что со ссылкой ровно на те же положения законодательства Конституционный Суд (КС) РФ пришел к гораздо более оптимистичному и прямо противоположному выводу о том, что "участки недр являются объектами гражданских прав", причем отличными от земельных участков (п. 2.1 Постановления КС РФ от 11.06.2024 N 29-П). Избегая полемики с позицией КС РФ, нельзя не отметить, во-первых, что категории "государственная собственность" и "право собственности государства" не всегда тождественны и первая из них может обнимать все, что относится к публичному домену. Во-вторых, весьма красноречивой представляется сделанная КС РФ ремарка об отвергнутом законодателем определении земельного участка, содержавшемся в ст. 1 утратившего силу Федерального закона от 2 января 2000 года N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", согласно которой "земельный участок - это часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, о воздушном пространстве и иными федеральными законами".
Статья: О первом законе о "дачной амнистии"
(Ефимова Е.И.)
("Российский судья", 2025, N 4)Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" <1> (далее - Федеральный закон N 93-ФЗ) привнес изменения в 8 законодательных актов федерального компонента: в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 <2>, в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации <3> (далее - ГК РФ), в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <4> (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), в Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" <5>, в Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" <6> (далее - Федеральный закон N 28-ФЗ), в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации <7>, в Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" <8> (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), в Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" <9>, в Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" <10> (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ).
(Ефимова Е.И.)
("Российский судья", 2025, N 4)Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" <1> (далее - Федеральный закон N 93-ФЗ) привнес изменения в 8 законодательных актов федерального компонента: в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 <2>, в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации <3> (далее - ГК РФ), в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <4> (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), в Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" <5>, в Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" <6> (далее - Федеральный закон N 28-ФЗ), в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации <7>, в Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" <8> (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), в Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" <9>, в Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" <10> (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ).
Статья: Многоконтурный земельный участок (понятие, порядок образования, кадастровый учет)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ранее в соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (утратил силу с 17.05.2008) при осуществлении государственного кадастрового учета многоконтурному земельному участку присваивалось наименование "единое землепользование", а входящим в его состав земельным участкам - "обособленные" или "условные" земельные участки. При этом государственный кадастровый учет с присвоением отдельного кадастрового номера осуществлялся как в отношении многоконтурного земельного участка (единого землепользования), так и в отношении всех земельных участков, входящих в его состав (п. 1 Письма Минэкономразвития России от 16.01.2009 N 266-ИМ/Д23 "О многоконтурных земельных участках" (далее - Письмо N 266-ИМ/Д23)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ранее в соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (утратил силу с 17.05.2008) при осуществлении государственного кадастрового учета многоконтурному земельному участку присваивалось наименование "единое землепользование", а входящим в его состав земельным участкам - "обособленные" или "условные" земельные участки. При этом государственный кадастровый учет с присвоением отдельного кадастрового номера осуществлялся как в отношении многоконтурного земельного участка (единого землепользования), так и в отношении всех земельных участков, входящих в его состав (п. 1 Письма Минэкономразвития России от 16.01.2009 N 266-ИМ/Д23 "О многоконтурных земельных участках" (далее - Письмо N 266-ИМ/Д23)).
Статья: Гарантии достоверности сведений Единого государственного реестра недвижимости о земельных участках
(Волков Г.А.)
("Экологическое право", 2025, N 3)В Указе Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" <15> была предусмотрена регистрация свидетельств на право собственности на землю. С Указом Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 г. N 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость" <16> связана попытка создания единой системы регистрации документов. Организация ведения государственного земельного кадастра, регистрация и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость была возложена на Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах <17>.
(Волков Г.А.)
("Экологическое право", 2025, N 3)В Указе Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" <15> была предусмотрена регистрация свидетельств на право собственности на землю. С Указом Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 г. N 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость" <16> связана попытка создания единой системы регистрации документов. Организация ведения государственного земельного кадастра, регистрация и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость была возложена на Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах <17>.
Статья: К вопросу о договорном возложении инфраструктурной нагрузки на девелоперов
(Шемякин К.Н.)
("Закон", 2025, N 3)Так, в целях обеспечения строительства объектов социальной инфраструктуры при реализации проектов строительства жилой застройки, а также объектов инженерной инфраструктуры при реализации проектов нежилой застройки Градостроительно-земельной комиссией города (ГЗК) может быть принято решение о заключении инфраструктурного договора. Это право было легализовано внесением в Закон о статусе столицы <17> изменений, установивших особенности осуществления полномочий правительства Москвы в сфере градостроительной деятельности, однако практика навязывания застройщикам инфраструктурных договоров не нова для столицы. Как отмечает Фонд "Институт экономики города", договоры, определяющие инфраструктурную нагрузку в проектах жилой застройки (договоры участия в развитии социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры застраиваемой территории города Москвы), заключаются в Москве с 2021 года <18>. В частности, со ссылкой на закрепленные Законом о статусе столицы особенности установления состава, содержания, порядка разработки и утверждения документации по планировке территории вводится необходимость разработки так называемого плана реализации - материалов по обоснованию положения об очередности планируемого развития территории выбранного проектного решения развития территории <19>.
(Шемякин К.Н.)
("Закон", 2025, N 3)Так, в целях обеспечения строительства объектов социальной инфраструктуры при реализации проектов строительства жилой застройки, а также объектов инженерной инфраструктуры при реализации проектов нежилой застройки Градостроительно-земельной комиссией города (ГЗК) может быть принято решение о заключении инфраструктурного договора. Это право было легализовано внесением в Закон о статусе столицы <17> изменений, установивших особенности осуществления полномочий правительства Москвы в сфере градостроительной деятельности, однако практика навязывания застройщикам инфраструктурных договоров не нова для столицы. Как отмечает Фонд "Институт экономики города", договоры, определяющие инфраструктурную нагрузку в проектах жилой застройки (договоры участия в развитии социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры застраиваемой территории города Москвы), заключаются в Москве с 2021 года <18>. В частности, со ссылкой на закрепленные Законом о статусе столицы особенности установления состава, содержания, порядка разработки и утверждения документации по планировке территории вводится необходимость разработки так называемого плана реализации - материалов по обоснованию положения об очередности планируемого развития территории выбранного проектного решения развития территории <19>.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Нужно ли оформлять дополнительное соглашение, если меняется размер арендной платы в соответствии с предусмотренным механизмом в договоре аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно Положению с 01.07.2008 изменился порядок расчета размера арендной платы, который зависит от кадастровой стоимости земельного участка по сведениям государственного земельного кадастра и коэффициента, определяемого по виду разрешенного использования, - ставки арендной платы. Данная ставка арендной платы заменяет понятие ставки арендной платы, руб./кв. м, применявшееся до принятия Положения и указанное в заключенных договорах аренды.
Нужно ли оформлять дополнительное соглашение, если меняется размер арендной платы в соответствии с предусмотренным механизмом в договоре аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно Положению с 01.07.2008 изменился порядок расчета размера арендной платы, который зависит от кадастровой стоимости земельного участка по сведениям государственного земельного кадастра и коэффициента, определяемого по виду разрешенного использования, - ставки арендной платы. Данная ставка арендной платы заменяет понятие ставки арендной платы, руб./кв. м, применявшееся до принятия Положения и указанное в заключенных договорах аренды.
Статья: Ранее учтенный земельный участок
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Внесение в государственный земельный кадастр, государственный кадастр недвижимости и в настоящее время в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости являлось и является самостоятельной процедурой, отличной от процедуры государственного кадастрового учета объекта недвижимости (Письмо Росреестра от 14.03.2025 N 13-00322/25 "О рассмотрении обращения").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Внесение в государственный земельный кадастр, государственный кадастр недвижимости и в настоящее время в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости являлось и является самостоятельной процедурой, отличной от процедуры государственного кадастрового учета объекта недвижимости (Письмо Росреестра от 14.03.2025 N 13-00322/25 "О рассмотрении обращения").
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)5. Абзацем 1 п. 5 комментируемой статьи установлено, что земельный участок отчуждается в соответствии с п. 1 - 4 данной статьи в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка. В прежней (первоначальной) редакции данного абзаца говорилось об определении границ на основании плана земельного участка, предоставляемого покупателем и удостоверенного органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра. Изменение внесено с 17 мая 2008 г. Федеральным законом от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ <257> в связи с принятием Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (наименование в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ) <258>.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)5. Абзацем 1 п. 5 комментируемой статьи установлено, что земельный участок отчуждается в соответствии с п. 1 - 4 данной статьи в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка. В прежней (первоначальной) редакции данного абзаца говорилось об определении границ на основании плана земельного участка, предоставляемого покупателем и удостоверенного органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра. Изменение внесено с 17 мая 2008 г. Федеральным законом от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ <257> в связи с принятием Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (наименование в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ) <258>.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кадастровый номер земельного участка, о котором говорится в п. 3 ч. 1 комментируемой статьи, - это уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер земельного участка, который присваивается ему при осуществлении кадастрового учета в соответствии с процедурой, установленной законодательством Российской Федерации, и сохраняется, пока данный земельный участок существует как единый объект зарегистрированного права (Приказ Госкомзема РФ от 22.11.1999 N 84 "О введении в действие документов по ведению государственного земельного кадастра" (ред. от 03.04.2001, с изм. от 06.08.2001)).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кадастровый номер земельного участка, о котором говорится в п. 3 ч. 1 комментируемой статьи, - это уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер земельного участка, который присваивается ему при осуществлении кадастрового учета в соответствии с процедурой, установленной законодательством Российской Федерации, и сохраняется, пока данный земельный участок существует как единый объект зарегистрированного права (Приказ Госкомзема РФ от 22.11.1999 N 84 "О введении в действие документов по ведению государственного земельного кадастра" (ред. от 03.04.2001, с изм. от 06.08.2001)).
"Бухгалтерский финансовый учет в сельском хозяйстве: Учебник"
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)Для регистрации земельного участка сельскохозяйственная организация подает в территориальный орган, ведущий земельный кадастр, следующие документы: заявку на государственный кадастровый учет; документы, устанавливающие право собственности на землю (договор купли-продажи, договор ренты и пожизненного содержания, договор безвозмездной передачи, судебное решение и т.д.); документы о межевании земельного участка (карта (план) земельного участка, подтверждающая границы и координаты на местности). При оформлении свидетельства о государственной регистрации земельного участка в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии представляют заявление о государственной регистрации, документы о праве собственности, кадастровый план земельного участка с указанием его кадастрового номера, квитанцию об уплате регистрационного сбора.
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)Для регистрации земельного участка сельскохозяйственная организация подает в территориальный орган, ведущий земельный кадастр, следующие документы: заявку на государственный кадастровый учет; документы, устанавливающие право собственности на землю (договор купли-продажи, договор ренты и пожизненного содержания, договор безвозмездной передачи, судебное решение и т.д.); документы о межевании земельного участка (карта (план) земельного участка, подтверждающая границы и координаты на местности). При оформлении свидетельства о государственной регистрации земельного участка в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии представляют заявление о государственной регистрации, документы о праве собственности, кадастровый план земельного участка с указанием его кадастрового номера, квитанцию об уплате регистрационного сбора.