Государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 01.12.2023 N 66а-1995/2023 (УИД 34OS0000-01-2023-000084-07)
Процессуальные вопросы: Принято определение о возвращении апелляционной жалобы.
Решение: Определение оставлено без изменения.Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 7 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", следует, что на основании части 4 статьи 38 КАС РФ административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. Суд привлекает к участию в деле иных лиц, права и обязанности которых могут быть затронуты решением суда. Например, собственника, сособственника, бывшего собственника, соарендатора объекта недвижимости (статья 47 и часть 3 статьи 247 КАС РФ).
Процессуальные вопросы: Принято определение о возвращении апелляционной жалобы.
Решение: Определение оставлено без изменения.Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 7 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", следует, что на основании части 4 статьи 38 КАС РФ административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. Суд привлекает к участию в деле иных лиц, права и обязанности которых могут быть затронуты решением суда. Например, собственника, сособственника, бывшего собственника, соарендатора объекта недвижимости (статья 47 и часть 3 статьи 247 КАС РФ).
Апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 26.09.2023 N 66а-982/2023 (УИД 66OS0000-01-2022-001145-82)
Процессуальные вопросы: Принято определение о частичном возмещении расходов на оплату услуг представителя, расходов по уплате государственной пошлины, расходов на проведение оценки.
Решение: Определение оставлено без изменения.Согласно положениям статей 24.18, 24.19 Закона об оценочной деятельности и разъяснениям, содержащимся в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанным в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Процессуальные вопросы: Принято определение о частичном возмещении расходов на оплату услуг представителя, расходов по уплате государственной пошлины, расходов на проведение оценки.
Решение: Определение оставлено без изменения.Согласно положениям статей 24.18, 24.19 Закона об оценочной деятельности и разъяснениям, содержащимся в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанным в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как оспорить кадастровую стоимость объекта недвижимости, чтобы она была установлена в размере рыночной
(КонсультантПлюс, 2025)В п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2015 N 28 указано, что административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной должны являться орган, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости, и госорган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. При применении данных разъяснений необходимо учитывать, что они приняты до вступления в силу Закона о кадастровой оценке и изменений в Кодексе административного судопроизводства РФ и не учитывают данные нововведения. Поэтому они применяются в части, не противоречащей законодательству. В случае если в исковом заявлении не указан надлежащий административный ответчик, суд должен с согласия истца заменить ненадлежащего ответчика надлежащим. В отсутствие такого согласия суд может сам привлечь надлежащее лицо как дополнительного административного ответчика. Оставить административное исковое заявление без движения суд в этой ситуации не вправе - это возможно лишь тогда, когда в заявлении не приведена вся необходимая информация об ответчике (ч. 1 ст. 43, п. 3 ч. 2 ст. 125, ч. 1, 4 ст. 246 КАС РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)В п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2015 N 28 указано, что административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной должны являться орган, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости, и госорган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. При применении данных разъяснений необходимо учитывать, что они приняты до вступления в силу Закона о кадастровой оценке и изменений в Кодексе административного судопроизводства РФ и не учитывают данные нововведения. Поэтому они применяются в части, не противоречащей законодательству. В случае если в исковом заявлении не указан надлежащий административный ответчик, суд должен с согласия истца заменить ненадлежащего ответчика надлежащим. В отсутствие такого согласия суд может сам привлечь надлежащее лицо как дополнительного административного ответчика. Оставить административное исковое заявление без движения суд в этой ситуации не вправе - это возможно лишь тогда, когда в заявлении не приведена вся необходимая информация об ответчике (ч. 1 ст. 43, п. 3 ч. 2 ст. 125, ч. 1, 4 ст. 246 КАС РФ).
Статья: Спор об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости жилого помещения (квартиры) (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Надлежащими административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости квартиры в размере рыночной являются государственный орган (орган местного самоуправления), утвердивший результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Надлежащими административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости квартиры в размере рыночной являются государственный орган (орган местного самоуправления), утвердивший результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости"7. В силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 г. на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости"7. В силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 г. на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ
(ред. от 14.02.2024)
"Об оценочной деятельности в Российской Федерации"В рамках ведения фонда данных государственной кадастровой оценки орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, проводит анализ соответствия отчета требованиям к отчету в части, определенной порядком ведения фонда данных государственной кадастровой оценки и предоставления сведений из этого фонда.
(ред. от 14.02.2024)
"Об оценочной деятельности в Российской Федерации"В рамках ведения фонда данных государственной кадастровой оценки орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, проводит анализ соответствия отчета требованиям к отчету в части, определенной порядком ведения фонда данных государственной кадастровой оценки и предоставления сведений из этого фонда.
Статья: Спор об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Надлежащими административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости участка в размере рыночной являются государственный орган (орган местного самоуправления), утвердивший результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Надлежащими административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости участка в размере рыночной являются государственный орган (орган местного самоуправления), утвердивший результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Статья: Спор об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка (на основании судебной практики Московского областного суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Надлежащими административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости участка в размере рыночной являются государственный орган (орган местного самоуправления), утвердивший результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Надлежащими административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости участка в размере рыночной являются государственный орган (орган местного самоуправления), утвердивший результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)При решении указанных вопросов необходимо учитывать предусмотренные Кодексом особенности отдельных категорий административных дел. Так, к участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего в качестве второго административного ответчика привлекается соответствующий орган, в котором исполняет свои обязанности соответствующее лицо (ч. 2 ст. 221). В административном деле о защите избирательных прав или права на участие в референдуме Российской Федерации может привлекаться Центральная избирательная комиссия в лице своего представителя для дачи заключения по этому делу, за исключением случае участия этого органа в качестве административного ответчика или заинтересованного лица (ч. 7 ст. 243). По административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости к участию привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам данной категории суд также вправе рассмотреть вопрос о привлечении иных лиц, чьи права могут быть затронуты решением суда (ч. 2 - 3 ст. 247). Например, собственника, сособственника, бывшего собственника, соарендатора объекта недвижимости <1>.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)При решении указанных вопросов необходимо учитывать предусмотренные Кодексом особенности отдельных категорий административных дел. Так, к участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего в качестве второго административного ответчика привлекается соответствующий орган, в котором исполняет свои обязанности соответствующее лицо (ч. 2 ст. 221). В административном деле о защите избирательных прав или права на участие в референдуме Российской Федерации может привлекаться Центральная избирательная комиссия в лице своего представителя для дачи заключения по этому делу, за исключением случае участия этого органа в качестве административного ответчика или заинтересованного лица (ч. 7 ст. 243). По административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости к участию привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам данной категории суд также вправе рассмотреть вопрос о привлечении иных лиц, чьи права могут быть затронуты решением суда (ч. 2 - 3 ст. 247). Например, собственника, сособственника, бывшего собственника, соарендатора объекта недвижимости <1>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Широкое, не ограниченное рамками закона использование органами местного самоуправления права оспаривать в судебном порядке результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе в случае ее установления в размере рыночной стоимости, влияло бы на соотношение интересов участников оценочных и налоговых правоотношений и в любом случае не способствовало бы ни определенности в объеме налоговых обязательств, ни стабильности в земельных, кадастровых и бюджетных правоотношениях, нарушая условное равновесие между интересами налогоплательщиков - граждан и организаций, вынужденных в силу указанных причин отказываться от обращения к доступным им средствам защиты, и фискально-бюджетными интересами местного самоуправления <1>. Как указал Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 30.06.2015 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (п. 7 Постановления).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Широкое, не ограниченное рамками закона использование органами местного самоуправления права оспаривать в судебном порядке результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе в случае ее установления в размере рыночной стоимости, влияло бы на соотношение интересов участников оценочных и налоговых правоотношений и в любом случае не способствовало бы ни определенности в объеме налоговых обязательств, ни стабильности в земельных, кадастровых и бюджетных правоотношениях, нарушая условное равновесие между интересами налогоплательщиков - граждан и организаций, вынужденных в силу указанных причин отказываться от обращения к доступным им средствам защиты, и фискально-бюджетными интересами местного самоуправления <1>. Как указал Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 30.06.2015 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (п. 7 Постановления).