Государственный контроль за деятельностью полиции
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственный контроль за деятельностью полиции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Верховного суда Удмуртской Республики от 18.11.2024 N 33а-4185/2024 (УИД 18RS0003-01-2024-007484-58)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О признании незаконным решения аттестационной комиссии в части отказа в даче согласия на замещение должности.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что в решении отсутствует мотивировка, отражающая конкретные обстоятельства, препятствующие исполнению им трудовых обязанностей в обществе. В ходе проведения проверки и подготовки заключения комиссия в нарушение законодательства не предоставила ему доступ к документам, использованным при его подготовке.
Решение: Отказано.Таким образом, З при работе в должности начальника пункта полиции вступал в правоотношения по роду деятельности с работниками АО "ЧМЗ", поскольку осуществлял функции государственного контроля в отношении АО "ЧМЗ", что создает предпосылки для возникновения конфликта интересов и коррупционных рисков, по смыслу статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О признании незаконным решения аттестационной комиссии в части отказа в даче согласия на замещение должности.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что в решении отсутствует мотивировка, отражающая конкретные обстоятельства, препятствующие исполнению им трудовых обязанностей в обществе. В ходе проведения проверки и подготовки заключения комиссия в нарушение законодательства не предоставила ему доступ к документам, использованным при его подготовке.
Решение: Отказано.Таким образом, З при работе в должности начальника пункта полиции вступал в правоотношения по роду деятельности с работниками АО "ЧМЗ", поскольку осуществлял функции государственного контроля в отношении АО "ЧМЗ", что создает предпосылки для возникновения конфликта интересов и коррупционных рисков, по смыслу статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Органы полиции Республики Корея
(Бирюков П.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 10)Статья посвящена проблемам функционирования полиции в Республике Корея (далее - РК, Республика). Приводится ряд документов, которые регулируют деятельность полиции Республики. Южнокорейская полиция находится в структуре Министерства государственного управления и безопасности. Автор анализирует структуру и компетенцию Национального полицейского агентства. В статье детально анализируется корейское законодательство о деятельности как общенациональной, так и автономной полиции. Показано, как государство контролирует полицию через национальный и автономный полицейский комитеты. Подчеркивается, что полиция выполняет как административные, так и оперативно-розыскные, уголовно-процессуальные действия. Автор характеризует нормы о статусе сотрудников полиции. Большое внимание уделяется ответственности офицеров полиции.
(Бирюков П.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 10)Статья посвящена проблемам функционирования полиции в Республике Корея (далее - РК, Республика). Приводится ряд документов, которые регулируют деятельность полиции Республики. Южнокорейская полиция находится в структуре Министерства государственного управления и безопасности. Автор анализирует структуру и компетенцию Национального полицейского агентства. В статье детально анализируется корейское законодательство о деятельности как общенациональной, так и автономной полиции. Показано, как государство контролирует полицию через национальный и автономный полицейский комитеты. Подчеркивается, что полиция выполняет как административные, так и оперативно-розыскные, уголовно-процессуальные действия. Автор характеризует нормы о статусе сотрудников полиции. Большое внимание уделяется ответственности офицеров полиции.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)1. Виды, существо и основания применения мер административного принуждения устанавливаются нормами административного права, содержащимися, в частности, в законодательстве о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле, о лицензировании отдельных видов деятельности, о полиции, об органах принудительного исполнения, об административных правонарушениях. При этом необходимо отметить, что принудительные меры, предусмотренные нормами не материального административного, а административно-процессуального права, связанные с обеспечением осуществления административного производства и административного судопроизводства, не могут быть отнесены к категории мер административного принуждения. Данные меры являются мерами административно-процессуального принуждения. К их числу следует отнести, например, предусмотренные главой 27 КоАП РФ меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, такие как доставление правонарушителя, осмотр помещений и территорий, изъятие вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей, привод. К категории мер административно-процессуального принуждения относятся и применяемые судами общей юрисдикции в рамках административного судопроизводства предусмотренные главами 7 и 11 КАС РФ меры предварительной защиты по административному иску и меры процессуального принуждения (удаление из зала судебного заседания, привод в суд, наложение судебного штрафа и другие).
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)1. Виды, существо и основания применения мер административного принуждения устанавливаются нормами административного права, содержащимися, в частности, в законодательстве о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле, о лицензировании отдельных видов деятельности, о полиции, об органах принудительного исполнения, об административных правонарушениях. При этом необходимо отметить, что принудительные меры, предусмотренные нормами не материального административного, а административно-процессуального права, связанные с обеспечением осуществления административного производства и административного судопроизводства, не могут быть отнесены к категории мер административного принуждения. Данные меры являются мерами административно-процессуального принуждения. К их числу следует отнести, например, предусмотренные главой 27 КоАП РФ меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, такие как доставление правонарушителя, осмотр помещений и территорий, изъятие вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей, привод. К категории мер административно-процессуального принуждения относятся и применяемые судами общей юрисдикции в рамках административного судопроизводства предусмотренные главами 7 и 11 КАС РФ меры предварительной защиты по административному иску и меры процессуального принуждения (удаление из зала судебного заседания, привод в суд, наложение судебного штрафа и другие).
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 05.04.2016 N 157
(ред. от 17.06.2019)
"Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации"б) до вступления в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, действуют нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов, регулирующие деятельность внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и полиции, а также определяющие порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности и порядок осуществления вневедомственной охраны;
(ред. от 17.06.2019)
"Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации"б) до вступления в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, действуют нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов, регулирующие деятельность внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и полиции, а также определяющие порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности и порядок осуществления вневедомственной охраны;
Приказ МВД России от 28.06.2022 N 468
(ред. от 28.08.2025)
"Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции"
(Зарегистрировано в Минюсте России 13.10.2022 N 70495)3. Признать не подлежащим применению приказ ФМС России и МВД России от 31 июля 2015 г. N 367/807 "Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников" <3>.
(ред. от 28.08.2025)
"Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции"
(Зарегистрировано в Минюсте России 13.10.2022 N 70495)3. Признать не подлежащим применению приказ ФМС России и МВД России от 31 июля 2015 г. N 367/807 "Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников" <3>.
Статья: О некоторых актуальных проблемах совершенствования общественного контроля в Российской Федерации
(Кононов А.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)<1> Гриб В.В. Актуальные проблемы правового развития института общественного контроля в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 11. С. 3 - 13; Зубарев С.М. Понятие и сущность общественного контроля за деятельностью государственных органов // Административное право и процесс. 2011. N 5. С. 7 - 13; Киричек Е.В. Взаимодействие полиции с институтами гражданского общества в организационно-правовом механизме обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: моногр. М.: Академия управления МВД России, 2013; Мартынов А.В. Современное состояние и перспективы развития системы общественного контроля в России // Административное право и процесс. 2014. N 10. С. 8 - 16.
(Кононов А.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)<1> Гриб В.В. Актуальные проблемы правового развития института общественного контроля в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 11. С. 3 - 13; Зубарев С.М. Понятие и сущность общественного контроля за деятельностью государственных органов // Административное право и процесс. 2011. N 5. С. 7 - 13; Киричек Е.В. Взаимодействие полиции с институтами гражданского общества в организационно-правовом механизме обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: моногр. М.: Академия управления МВД России, 2013; Мартынов А.В. Современное состояние и перспективы развития системы общественного контроля в России // Административное право и процесс. 2014. N 10. С. 8 - 16.
Статья: Интерпол - организация и ее нормативные акты в свете тенденции ужесточения подотчетности (accountability) в международном праве
(Самарин В.И.)
("Международное публичное и частное право", 2021, N 5)Интерпол отказывался заниматься "политическими" преступлениями, и его представители заявляли, что он не является "политической" организацией. Участие в делах, связанных с терроризмом, могло поставить под угрозу авторитет и автономию Интерпола и, как следствие, повысить его ответственность. Но в 1984 г. путем толкования ст. 3 Устава Интерпол дал себе возможность действовать в отношении дел, связанных с терроризмом <15>, и тем самым "открыл для себя гораздо больший бюджет и интерес, особенно со стороны американских чиновников, которые стали выбирать более активных кандидатов в организацию" <16>. В результате своего решения Интерпол столкнулся с растущим объемом обязанностей. Благодаря финансовой поддержке со стороны государств, последние смогли частично контролировать деятельность организации.
(Самарин В.И.)
("Международное публичное и частное право", 2021, N 5)Интерпол отказывался заниматься "политическими" преступлениями, и его представители заявляли, что он не является "политической" организацией. Участие в делах, связанных с терроризмом, могло поставить под угрозу авторитет и автономию Интерпола и, как следствие, повысить его ответственность. Но в 1984 г. путем толкования ст. 3 Устава Интерпол дал себе возможность действовать в отношении дел, связанных с терроризмом <15>, и тем самым "открыл для себя гораздо больший бюджет и интерес, особенно со стороны американских чиновников, которые стали выбирать более активных кандидатов в организацию" <16>. В результате своего решения Интерпол столкнулся с растущим объемом обязанностей. Благодаря финансовой поддержке со стороны государств, последние смогли частично контролировать деятельность организации.
Статья: Аутсорсинг государственных функций: сущность и практика реализации в России
(Овчинникова Ю.В., Кузьмин И.М.)
("Современное право", 2022, N 3)Например, технологический осмотр транспортных средств. До 2011 года эту услугу оказывало государство через специально уполномоченные органы (ГИБДД) с квалифицированным персоналом и необходимым оборудованием. Процедура осуществлялась под чутким контролем государства и проводилась "человеком в погонах" - госслужащим; владельцу транспортного средства выдавался специальный талон о пригодности автомобиля. С внесением изменений в Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", касающихся техосмотра, за государством остался лишь контроль за системой технического осмотра, а осуществлять его стали получившие лицензию коммерческие организации (в лучшем случае) и индивидуальные предприниматели. Освободившись от расходов на данную деятельность, государство не учло, что "приемники" тоже посчитают уместным кое-где сэкономить. Ведь для полного осмотра, в который включается проверка тормозной системы, внешних световых устройств, двигателя, рулевой системы, необходимо специальное оборудование, которое непросто приобрести. И вот уже в деятельности коммерческой организации по проведению техосмотра появился новый пункт расходов: приобретение и обеспечение спецсредств. Не все, но некоторые не очень ответственные предприниматели с целью извлечения большей выгоды стали просто исключать данный пункт расходов, а это способствовало росту коррупционных проявлений в субъектах и регионах Российской Федерации <1>.
(Овчинникова Ю.В., Кузьмин И.М.)
("Современное право", 2022, N 3)Например, технологический осмотр транспортных средств. До 2011 года эту услугу оказывало государство через специально уполномоченные органы (ГИБДД) с квалифицированным персоналом и необходимым оборудованием. Процедура осуществлялась под чутким контролем государства и проводилась "человеком в погонах" - госслужащим; владельцу транспортного средства выдавался специальный талон о пригодности автомобиля. С внесением изменений в Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", касающихся техосмотра, за государством остался лишь контроль за системой технического осмотра, а осуществлять его стали получившие лицензию коммерческие организации (в лучшем случае) и индивидуальные предприниматели. Освободившись от расходов на данную деятельность, государство не учло, что "приемники" тоже посчитают уместным кое-где сэкономить. Ведь для полного осмотра, в который включается проверка тормозной системы, внешних световых устройств, двигателя, рулевой системы, необходимо специальное оборудование, которое непросто приобрести. И вот уже в деятельности коммерческой организации по проведению техосмотра появился новый пункт расходов: приобретение и обеспечение спецсредств. Не все, но некоторые не очень ответственные предприниматели с целью извлечения большей выгоды стали просто исключать данный пункт расходов, а это способствовало росту коррупционных проявлений в субъектах и регионах Российской Федерации <1>.
Статья: О месте и роли Росгвардии в системе осуществления федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны
(Шеншин В.М.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 1)В целях реализации положений п. 1 ч. 2 ст. 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ разработан и 20 февраля 2018 г. утвержден заместителем директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующего войсками национальной гвардии Российской Федерации генерал-полковником полиции С.А. Лебедевым Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны. Указанный Перечень размещен на официальном сайте Росгвардии в сети Интернет в разделе "Государственный контроль (надзор)".
(Шеншин В.М.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 1)В целях реализации положений п. 1 ч. 2 ст. 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ разработан и 20 февраля 2018 г. утвержден заместителем директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующего войсками национальной гвардии Российской Федерации генерал-полковником полиции С.А. Лебедевым Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны. Указанный Перечень размещен на официальном сайте Росгвардии в сети Интернет в разделе "Государственный контроль (надзор)".
Статья: Органы судебной власти как объект общественного контроля в России: конституционно-правовые аспекты
(Савченко М.С., Куемжиева С.А., Гончаров В.В.)
("Мировой судья", 2021, N 1)Организация и осуществление общественного контроля в Российской Федерации в отношении ряда объектов затруднены в силу того, что они выведены из поля правового регулирования Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации". Так, согласно ч. 2 ст. 2 данного Федерального закона осуществление общественного контроля за деятельностью в области обеспечения обороны страны и безопасности государства, общественной безопасности и правопорядка, за деятельностью полиции, органов следствия, прокуратуры и судов, а также за деятельностью, связанной с исполнением наказаний, контролем за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, содержанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказанием психиатрической помощи, регулируется соответствующими федеральными законами. Это создает ряд проблем при организации и осуществлении общественного контроля за органами государственной власти, в том числе за судами.
(Савченко М.С., Куемжиева С.А., Гончаров В.В.)
("Мировой судья", 2021, N 1)Организация и осуществление общественного контроля в Российской Федерации в отношении ряда объектов затруднены в силу того, что они выведены из поля правового регулирования Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации". Так, согласно ч. 2 ст. 2 данного Федерального закона осуществление общественного контроля за деятельностью в области обеспечения обороны страны и безопасности государства, общественной безопасности и правопорядка, за деятельностью полиции, органов следствия, прокуратуры и судов, а также за деятельностью, связанной с исполнением наказаний, контролем за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, содержанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказанием психиатрической помощи, регулируется соответствующими федеральными законами. Это создает ряд проблем при организации и осуществлении общественного контроля за органами государственной власти, в том числе за судами.
Статья: Развитие учения И.И. Веремеенко о соотношении контрольно-надзорной и административно-юрисдикционной деятельности в области дорожного движения
(Антонов С.Н., Баканов К.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)<15> Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // СЗ РФ. 2008. N 52 (часть 1). Ст. 6249.
(Антонов С.Н., Баканов К.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)<15> Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // СЗ РФ. 2008. N 52 (часть 1). Ст. 6249.
Статья: Защита прокурором прав предпринимателей в сфере административной юрисдикции
(Бут Н.Д., Егупов Д.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 6)Прокуратурой г. Нальчика Кабардино-Балкарской Республики установлен факт проведения сотрудниками ОП N 2 УМВД России по городу внепроцессуальной проверки соблюдения ООО "Г..." требований трудового законодательства для выявления случаев трудоустройства граждан без оформления трудового договора. В целях пресечения фактов подмены сотрудниками полиции полномочий органов государственного контроля (надзора) начальнику отдела полиции внесено представление.
(Бут Н.Д., Егупов Д.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 6)Прокуратурой г. Нальчика Кабардино-Балкарской Республики установлен факт проведения сотрудниками ОП N 2 УМВД России по городу внепроцессуальной проверки соблюдения ООО "Г..." требований трудового законодательства для выявления случаев трудоустройства граждан без оформления трудового договора. В целях пресечения фактов подмены сотрудниками полиции полномочий органов государственного контроля (надзора) начальнику отдела полиции внесено представление.
Статья: Контроль за соблюдением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий): административно-правовая характеристика и пути совершенствования
(Евдокимов А.С., Надежкина Г.П.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)Третья системная проблема - отсутствие персонификации компетенции в отношении осуществления контроля АТЗ, т.е. отсутствие федерального органа государственной власти, в чьи полномочия входит его осуществление. В каждом из нормативных правовых актов, регламентирующих проведение контроля, данные полномочия возлагаются на межведомственную комиссию, возглавляет которую, как правило, представитель объекта. Безусловно, в состав комиссии входят представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ России), войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Росгвардия), органов внутренних дел (полиции) (далее - МВД России), в некоторых случаях и МЧС России (что, кстати, представляется весьма спорным, так как органы МЧС России осуществляют самостоятельный вид надзора - федеральный государственный пожарный надзор), однако в организационном контексте проверочная деятельность превращается в некоторое подобие внутриведомственного (внутриобъектового) локального контроля с факультативным участием государственных органов, так как деятельность последних по порядку участия в работе комиссий фактически не регламентирована <9>.
(Евдокимов А.С., Надежкина Г.П.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)Третья системная проблема - отсутствие персонификации компетенции в отношении осуществления контроля АТЗ, т.е. отсутствие федерального органа государственной власти, в чьи полномочия входит его осуществление. В каждом из нормативных правовых актов, регламентирующих проведение контроля, данные полномочия возлагаются на межведомственную комиссию, возглавляет которую, как правило, представитель объекта. Безусловно, в состав комиссии входят представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ России), войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Росгвардия), органов внутренних дел (полиции) (далее - МВД России), в некоторых случаях и МЧС России (что, кстати, представляется весьма спорным, так как органы МЧС России осуществляют самостоятельный вид надзора - федеральный государственный пожарный надзор), однако в организационном контексте проверочная деятельность превращается в некоторое подобие внутриведомственного (внутриобъектового) локального контроля с факультативным участием государственных органов, так как деятельность последних по порядку участия в работе комиссий фактически не регламентирована <9>.
Статья: Детерминанты криминогенной виктимизации юридических лиц
(Александрина Н.М.)
("Российский следователь", 2023, N 4)Также существенное влияние на криминальную виктимизацию юридических лиц оказывает ведение теневого бизнеса, о чем сообщили 27,5% респондентов. Помимо колоссального негативного воздействия на экономику государства в теневой экономике присутствует и виктимологический аспект хозяйствующих субъектов. Погоня за сиюминутной выгодой сопровождается включением организации в группу криминального риска и ограничением правоохранительных мер, связанных с защитой потерпевших. Выходя за рамки правового поля, пострадавшим юридическим лицам приходится решать вопросы без помощи правоохранительных органов, потому что существует реальная возможность перейти из статуса потерпевшего или свидетеля в статус преступника (например, лицо, незаконно обналичившее денежные средства через фирмы-однодневки, становится жертвой других мошенников, не отдавших им деньги или удержавших с них больший процент, чем было заранее обговорено. Писать заявление в полицию в таком случае потерпевшее лицо не будет, потому что само занималось незаконной деятельностью).
(Александрина Н.М.)
("Российский следователь", 2023, N 4)Также существенное влияние на криминальную виктимизацию юридических лиц оказывает ведение теневого бизнеса, о чем сообщили 27,5% респондентов. Помимо колоссального негативного воздействия на экономику государства в теневой экономике присутствует и виктимологический аспект хозяйствующих субъектов. Погоня за сиюминутной выгодой сопровождается включением организации в группу криминального риска и ограничением правоохранительных мер, связанных с защитой потерпевших. Выходя за рамки правового поля, пострадавшим юридическим лицам приходится решать вопросы без помощи правоохранительных органов, потому что существует реальная возможность перейти из статуса потерпевшего или свидетеля в статус преступника (например, лицо, незаконно обналичившее денежные средства через фирмы-однодневки, становится жертвой других мошенников, не отдавших им деньги или удержавших с них больший процент, чем было заранее обговорено. Писать заявление в полицию в таком случае потерпевшее лицо не будет, потому что само занималось незаконной деятельностью).
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)- в актах проверок ведения лесного хозяйства и лесопользования, проведенных должностными лицами органов государственного лесного надзора и контроля;
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)- в актах проверок ведения лесного хозяйства и лесопользования, проведенных должностными лицами органов государственного лесного надзора и контроля;