Государственный кадастр месторождений
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственный кадастр месторождений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 30. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 30. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых
Статья: Значение комплексной геолого-экономической оценки для определения правового режима и дальнейшего использования отходов недропользования
(Прощалыгин Р.А.)
("Юрист", 2024, N 9)После начала разработки месторождения и образования отходов недропользования, включая вскрышные и вмещающие породы, на предоставленном в пользование участке недр хозяйствующий субъект будет обязан провести ГЭО данных отходов. В случае получения по результатам ГЭО интерпретированной геологической информации о содержащихся полезных ископаемых <11> место хранения отходов недропользования становится объектом геологического учета. При этом осуществляется учет полезных ископаемых, а не массы отходов производства. Полученная информация подлежит включению в федеральный фонд геологической информации или фонд геологической информации субъектов РФ <12> при наличии общераспространенных полезных ископаемых. В дальнейшем данная информация должна быть включена в реестр единого фонда геологической информации о недрах и может использоваться в целях ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых <13>, а также для проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых с целью постановки на государственный баланс <14>. При этом недропользователь должен обладать преимущественным правом на добычу соответствующих полезных ископаемых из отходов недропользования, без проведения конкурсных процедур.
(Прощалыгин Р.А.)
("Юрист", 2024, N 9)После начала разработки месторождения и образования отходов недропользования, включая вскрышные и вмещающие породы, на предоставленном в пользование участке недр хозяйствующий субъект будет обязан провести ГЭО данных отходов. В случае получения по результатам ГЭО интерпретированной геологической информации о содержащихся полезных ископаемых <11> место хранения отходов недропользования становится объектом геологического учета. При этом осуществляется учет полезных ископаемых, а не массы отходов производства. Полученная информация подлежит включению в федеральный фонд геологической информации или фонд геологической информации субъектов РФ <12> при наличии общераспространенных полезных ископаемых. В дальнейшем данная информация должна быть включена в реестр единого фонда геологической информации о недрах и может использоваться в целях ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых <13>, а также для проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых с целью постановки на государственный баланс <14>. При этом недропользователь должен обладать преимущественным правом на добычу соответствующих полезных ископаемых из отходов недропользования, без проведения конкурсных процедур.
Нормативные акты
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Статья 30. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Статья 30. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых
Приказ Минприроды России от 20.05.2021 N 350
(с изм. от 17.04.2025)
"Об утверждении Порядка составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.10.2021 N 65520)Зарегистрировано в Минюсте России 21 октября 2021 г. N 65520
(с изм. от 17.04.2025)
"Об утверждении Порядка составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.10.2021 N 65520)Зарегистрировано в Минюсте России 21 октября 2021 г. N 65520
Статья: Правовые способы обеспечения прав недропользователей на землю: проблемы современной практики
(Шепелева Н.М.)
("Закон", 2024, N 5)При таком состоянии правового регулирования открытым остается вопрос: кто и на какой стадии определяет возможность осуществления недропользования в пределах соответствующего земельного участка? Предположительно он мог бы разрешаться, в частности, на этапе территориального планирования. Так, согласно п. 2.7 Приказа Минэкономразвития России N 460 <23> при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований отраслевые федеральные органы должны в рамках своей компетенции проверять проекты документов территориального планирования (схем, генпланов) на предмет расположения участков недр, предоставленных в пользование, а также месторождений и проявлений полезных ископаемых, учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых, государственным кадастром месторождений. Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, установление правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований, разработка и реализация местных программ землепользования. Логично, что отдельные вопросы планирования использования земель (еще до предоставления права пользования недрами) могут решаться на уровне муниципальных образований или регионов. Однако, во-первых, процедуры планирования землепользования и формирования перечней участков недр осуществляются, как указывалось выше, независимо друг от друга, в том числе и в сфере реализации управленческих функций органов. Во-вторых, предусмотренная градостроительным законодательством процедура планирования землепользования оставляет без внимания не учтенные госбалансом месторождения и проявления полезных ископаемых. Кроме прочего, вышеуказанные предложения трудноприменимы к действующему порядку установления, изменения границ участков недр (особенно уже предоставленных в пользование) <24> и осуществления отдельных видов недропользования (например, для поиска новых месторождений полезных ископаемых). Отсутствуют необходимые полномочия в сфере недропользования и у муниципальных органов. Несмотря на то что ст. 1.1 Закона о недрах закреплено право органов местного самоуправления регулировать отношения недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий, таковые в Законе <25> отсутствуют; нет соответствующей конкретизации вопросов местного значения, связанных с использованием недр, и в Законе об общих принципах организации местного самоуправления <26>. При этом в практике встречаются случаи, когда суды указывают муниципалитетам на "должную осведомленность" о нахождении на их территории месторождений либо о проведении работ по добыче полезных ископаемых <27>.
(Шепелева Н.М.)
("Закон", 2024, N 5)При таком состоянии правового регулирования открытым остается вопрос: кто и на какой стадии определяет возможность осуществления недропользования в пределах соответствующего земельного участка? Предположительно он мог бы разрешаться, в частности, на этапе территориального планирования. Так, согласно п. 2.7 Приказа Минэкономразвития России N 460 <23> при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований отраслевые федеральные органы должны в рамках своей компетенции проверять проекты документов территориального планирования (схем, генпланов) на предмет расположения участков недр, предоставленных в пользование, а также месторождений и проявлений полезных ископаемых, учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых, государственным кадастром месторождений. Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, установление правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований, разработка и реализация местных программ землепользования. Логично, что отдельные вопросы планирования использования земель (еще до предоставления права пользования недрами) могут решаться на уровне муниципальных образований или регионов. Однако, во-первых, процедуры планирования землепользования и формирования перечней участков недр осуществляются, как указывалось выше, независимо друг от друга, в том числе и в сфере реализации управленческих функций органов. Во-вторых, предусмотренная градостроительным законодательством процедура планирования землепользования оставляет без внимания не учтенные госбалансом месторождения и проявления полезных ископаемых. Кроме прочего, вышеуказанные предложения трудноприменимы к действующему порядку установления, изменения границ участков недр (особенно уже предоставленных в пользование) <24> и осуществления отдельных видов недропользования (например, для поиска новых месторождений полезных ископаемых). Отсутствуют необходимые полномочия в сфере недропользования и у муниципальных органов. Несмотря на то что ст. 1.1 Закона о недрах закреплено право органов местного самоуправления регулировать отношения недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий, таковые в Законе <25> отсутствуют; нет соответствующей конкретизации вопросов местного значения, связанных с использованием недр, и в Законе об общих принципах организации местного самоуправления <26>. При этом в практике встречаются случаи, когда суды указывают муниципалитетам на "должную осведомленность" о нахождении на их территории месторождений либо о проведении работ по добыче полезных ископаемых <27>.
Статья: Сравнительная характеристика правового режима отходов недропользования в странах СНГ
(Бесланеева М.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 4)Включение техногенных месторождений в государственный фонд недр прямо предусмотрено и в ст. 5 Кодекса Украины от 27 июля 1994 г. N 132/94-ВР "О недрах" <16> (далее - Кодекс Украины о недрах). Техногенными месторождениями полезных ископаемых признаются места скопления отходов добычи, обогащения и переработки минерального сырья, запасы которых оценены и имеют промышленное значение, а также объекты, возникшие в результате потерь при хранении, транспортировке и использовании продуктов переработки минерального сырья. Такие месторождения, запасы и проявления полезных ископаемых подлежат учету в государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственном балансе запасов полезных ископаемых.
(Бесланеева М.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 4)Включение техногенных месторождений в государственный фонд недр прямо предусмотрено и в ст. 5 Кодекса Украины от 27 июля 1994 г. N 132/94-ВР "О недрах" <16> (далее - Кодекс Украины о недрах). Техногенными месторождениями полезных ископаемых признаются места скопления отходов добычи, обогащения и переработки минерального сырья, запасы которых оценены и имеют промышленное значение, а также объекты, возникшие в результате потерь при хранении, транспортировке и использовании продуктов переработки минерального сырья. Такие месторождения, запасы и проявления полезных ископаемых подлежат учету в государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственном балансе запасов полезных ископаемых.
Статья: Юридические признаки и дефиниция отходов недропользования
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 5)Данное обстоятельство позволяет сформулировать второй признак отходов недропользования - экономически обоснованная возможность извлечения полезных ископаемых и полезных компонентов. Это может быть установлено на основе проведенной комплексной геолого-экономической оценки содержащихся в отходах недропользования ресурсов недр, которые целесообразно и экономически выгодно добывать. При этом необходимо учитывать, что в условиях неустойчивой экономической ситуации в мире в момент определения объемов полезных ископаемых их добыча может быть нерентабельной, но через несколько лет ситуация может измениться в связи с развитием технологических процессов добычи, истощением природных ресурсов и ценой на мировом рынке. Полагаем, что в подобных случаях, исходя из рационального подхода и ресурсосбережения, содержащиеся в отходах недропользования полезные ископаемые должны быть учтены в государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых. В связи с чем представляются недопустимыми изменение правового режима таких отходов недропользования и отнесение их к числу отходов производства.
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 5)Данное обстоятельство позволяет сформулировать второй признак отходов недропользования - экономически обоснованная возможность извлечения полезных ископаемых и полезных компонентов. Это может быть установлено на основе проведенной комплексной геолого-экономической оценки содержащихся в отходах недропользования ресурсов недр, которые целесообразно и экономически выгодно добывать. При этом необходимо учитывать, что в условиях неустойчивой экономической ситуации в мире в момент определения объемов полезных ископаемых их добыча может быть нерентабельной, но через несколько лет ситуация может измениться в связи с развитием технологических процессов добычи, истощением природных ресурсов и ценой на мировом рынке. Полагаем, что в подобных случаях, исходя из рационального подхода и ресурсосбережения, содержащиеся в отходах недропользования полезные ископаемые должны быть учтены в государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых. В связи с чем представляются недопустимыми изменение правового режима таких отходов недропользования и отнесение их к числу отходов производства.
Статья: Нормативное закрепление принципов природоресурсного законодательства
(Минина Е.Л.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)Произошедшая впоследствии перестройка правового регулирования в рассматриваемой сфере общественных отношений привела к возникновению существенной дифференциации в статусе природных ресурсов - в частности, относительно допускаемых видов собственности и иных прав на каждый из них. Даже в таком вопросе, как ведение кадастров природных ресурсов, теоретическую и практическую основу которого в свое время блестяще разработала Е.Н. Колотинская <15>, современные горное, водное, лесное, земельное и фаунистическое законодательство существенно разошлись. Ведется государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный кадастр объектов животного мира; при этом систематизированный свод документированной информации о лесах представляет собой государственный лесной реестр, систематизированный свод документированных сведений о водных объектах - государственный водный реестр, а государственный земельный кадастр с 2008 г. больше не существует <16>.
(Минина Е.Л.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)Произошедшая впоследствии перестройка правового регулирования в рассматриваемой сфере общественных отношений привела к возникновению существенной дифференциации в статусе природных ресурсов - в частности, относительно допускаемых видов собственности и иных прав на каждый из них. Даже в таком вопросе, как ведение кадастров природных ресурсов, теоретическую и практическую основу которого в свое время блестяще разработала Е.Н. Колотинская <15>, современные горное, водное, лесное, земельное и фаунистическое законодательство существенно разошлись. Ведется государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный кадастр объектов животного мира; при этом систематизированный свод документированной информации о лесах представляет собой государственный лесной реестр, систематизированный свод документированных сведений о водных объектах - государственный водный реестр, а государственный земельный кадастр с 2008 г. больше не существует <16>.
Статья: Проблема определения правового режима отходов недропользования
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 1)Во-первых, в случае проведения ГЭО отходов недропользования и подтверждения наличия ресурсов недр, которые целесообразно и экономически выгодно добывать или использовать в промышленных или иных хозяйственных целях (положительный результат ГЭО), следует законодательно закрепить освобождение хозяйствующего субъекта от внесения платежей за НВОС в части размещения отходов производства и потребления. Это связано с тем, что по результатам ГЭО данные отходы недропользования нельзя отнести к категории "отходы производства" по причине наличия полезных (потребительских) свойств, возможности их дальнейшего использования и паспортизации в качестве техногенных месторождений, а также включению в государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых <12>.
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 1)Во-первых, в случае проведения ГЭО отходов недропользования и подтверждения наличия ресурсов недр, которые целесообразно и экономически выгодно добывать или использовать в промышленных или иных хозяйственных целях (положительный результат ГЭО), следует законодательно закрепить освобождение хозяйствующего субъекта от внесения платежей за НВОС в части размещения отходов производства и потребления. Это связано с тем, что по результатам ГЭО данные отходы недропользования нельзя отнести к категории "отходы производства" по причине наличия полезных (потребительских) свойств, возможности их дальнейшего использования и паспортизации в качестве техногенных месторождений, а также включению в государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых <12>.
Статья: Государственный земельный кадастр: миссия и судьба
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2023, N 5)В эти же 1990-е годы ситуация с исследуемым правовым институтом, как и судьбой других государственных кадастров природных ресурсов, резко меняется к худшему. Как пишет Е.Л. Минина: "Произошедшая впоследствии перестройка правового регулирования в рассматриваемой сфере общественных отношений привела к возникновению существенной дифференциации в статусе природных ресурсов - в частности, относительно допускаемых видов собственности и иных прав на каждый из них. Даже в таком вопросе, как ведение кадастров природных ресурсов, теоретическую и практическую основу которого в свое время блестяще разработала Е.Н. Колотинская, современные горное, водное, лесное, земельное и фаунистическое законодательства существенно разошлись. Ведется государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный кадастр объектов животного мира; при этом систематизированный свод документированной информации о лесах представляет собой государственный лесной реестр, систематизированный свод документированных сведений о водных объектах - государственный водный реестр <9>, а государственный земельный кадастр с 2008 г. больше не существует (выделено мною. - М.Б.)" <10>.
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2023, N 5)В эти же 1990-е годы ситуация с исследуемым правовым институтом, как и судьбой других государственных кадастров природных ресурсов, резко меняется к худшему. Как пишет Е.Л. Минина: "Произошедшая впоследствии перестройка правового регулирования в рассматриваемой сфере общественных отношений привела к возникновению существенной дифференциации в статусе природных ресурсов - в частности, относительно допускаемых видов собственности и иных прав на каждый из них. Даже в таком вопросе, как ведение кадастров природных ресурсов, теоретическую и практическую основу которого в свое время блестяще разработала Е.Н. Колотинская, современные горное, водное, лесное, земельное и фаунистическое законодательства существенно разошлись. Ведется государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный кадастр объектов животного мира; при этом систематизированный свод документированной информации о лесах представляет собой государственный лесной реестр, систематизированный свод документированных сведений о водных объектах - государственный водный реестр <9>, а государственный земельный кадастр с 2008 г. больше не существует (выделено мною. - М.Б.)" <10>.