Государственные гарантии оказания бесплатной медицинской помощи
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственные гарантии оказания бесплатной медицинской помощи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры, связанные с привлечением к административной ответственности за нарушения, посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (глава 6 КоАП РФ): Медицинская организация оспаривает привлечение к ответственности по ст. 6.30 КоАП РФ за невыполнение обязанности по информированию граждан о возможности получения бесплатной медицинской помощи в рамках государственных программ
(КонсультантПлюс, 2025)Например, когда Медицинская организация не выполнила обязанность по информированию граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи (например, не разместила эту информацию на своем стенде)
(КонсультантПлюс, 2025)Например, когда Медицинская организация не выполнила обязанность по информированию граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи (например, не разместила эту информацию на своем стенде)
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Обязательное медицинское страхование (ОМС). Часть 1: Споры, связанные с оказанием медицинских услуг в рамках ОМС: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: ст. 1064, § 2 гл. 59 ГК РФ, ст. ст. 10, 12, гл. 4 Закона об ОМС, ст. ст. 19, 21 Закона об охране здоровья, п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 N 17, п. п. 9 - 11, 14 Постановления Пленума ВС РФ от 26.01.2010 N 1, Порядок определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, п. 3 Порядка выбора медицинской организации в рамках программы госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: ст. 1064, § 2 гл. 59 ГК РФ, ст. ст. 10, 12, гл. 4 Закона об ОМС, ст. ст. 19, 21 Закона об охране здоровья, п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 N 17, п. п. 9 - 11, 14 Постановления Пленума ВС РФ от 26.01.2010 N 1, Порядок определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, п. 3 Порядка выбора медицинской организации в рамках программы госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Глава 10. ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ БЕСПЛАТНОГО
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Глава 10. ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ БЕСПЛАТНОГО
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 6.30. Невыполнение обязанностей об информировании граждан о получении медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
(ред. от 04.11.2025)Статья 6.30. Невыполнение обязанностей об информировании граждан о получении медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
Готовое решение: Как организовать и оформить дежурство на дому (кроме медработников)
(КонсультантПлюс, 2025)К особой категории работников, которым можно установить дежурство на дому, относятся, в частности, некоторые медицинские работники. Такое дежурство можно установить с их согласия, если медорганизация участвует в реализации программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в экстренной или неотложной форме. При таком дежурстве медработник находится дома, но его в период дежурства могут в любой момент вызвать на работу. При этом час дежурства приравнивается к получасу обычного рабочего времени. Это следует из ч. 4 - 6 ст. 350 ТК РФ, Письма Минтруда России от 28.11.2013 N 14-2-242.
(КонсультантПлюс, 2025)К особой категории работников, которым можно установить дежурство на дому, относятся, в частности, некоторые медицинские работники. Такое дежурство можно установить с их согласия, если медорганизация участвует в реализации программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в экстренной или неотложной форме. При таком дежурстве медработник находится дома, но его в период дежурства могут в любой момент вызвать на работу. При этом час дежурства приравнивается к получасу обычного рабочего времени. Это следует из ч. 4 - 6 ст. 350 ТК РФ, Письма Минтруда России от 28.11.2013 N 14-2-242.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В пункте 3 ст. 146 СК РФ также предусмотрено, что медицинское освидетельствование лиц, желающих взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей, оставшихся без попечения родителей, проводится в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Соответствующим документом является изданный на основании п. 1 Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2013 г. N 116 "О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" <112> Приказ Минздрава России от 18 июня 2014 г. N 290н <113>, которым утверждены:
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В пункте 3 ст. 146 СК РФ также предусмотрено, что медицинское освидетельствование лиц, желающих взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей, оставшихся без попечения родителей, проводится в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Соответствующим документом является изданный на основании п. 1 Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2013 г. N 116 "О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" <112> Приказ Минздрава России от 18 июня 2014 г. N 290н <113>, которым утверждены:
Ситуация: Может ли врач отказаться от лечения больного?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При оказании вам медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи вы имеете право на выбор медицинской организации и врача с учетом согласия врача. Лечащего врача может также назначить руководитель медицинской организации (ее подразделения). В случае требования пациента о замене лечащего врача руководитель медицинской организации (ее подразделения) должен помочь пациенту выбрать другого врача (ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 70 Закона N 323-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При оказании вам медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи вы имеете право на выбор медицинской организации и врача с учетом согласия врача. Лечащего врача может также назначить руководитель медицинской организации (ее подразделения). В случае требования пациента о замене лечащего врача руководитель медицинской организации (ее подразделения) должен помочь пациенту выбрать другого врача (ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 70 Закона N 323-ФЗ).
Ситуация: Каковы особенности договора на оказание платных медицинских услуг?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим также, что пациенту предоставляется в доступной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи бесплатно в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Отказ пациента от заключения договора не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых без взимания платы в рамках указанных программ государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи (п. 7 Правил; п. 4 Памятки, направленной Письмом Минздрава России от 22.12.2023 N 31-2/И/2-24207).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим также, что пациенту предоставляется в доступной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи бесплатно в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Отказ пациента от заключения договора не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых без взимания платы в рамках указанных программ государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи (п. 7 Правил; п. 4 Памятки, направленной Письмом Минздрава России от 22.12.2023 N 31-2/И/2-24207).
Ситуация: Что делать в случае навязывания платных медицинских услуг?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отказ пациента от заключения договора не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых такому пациенту без взимания платы в рамках указанных программ государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи (ч. 6 ст. 84 Закона N 323-ФЗ; п. 4 Памятки, направленной Письмом Минздрава России от 22.12.2023 N 31-2/И/2-24207).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отказ пациента от заключения договора не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых такому пациенту без взимания платы в рамках указанных программ государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи (ч. 6 ст. 84 Закона N 323-ФЗ; п. 4 Памятки, направленной Письмом Минздрава России от 22.12.2023 N 31-2/И/2-24207).
Статья: Медицинская помощь больше не услуга? (законодательные и правоприменительные проблемы, связанные с введением примечания к ст. 238 УК РФ)
(Крылова Н.Е., Степанов П.П.)
("Уголовное право", 2025, N 8)На противоречивость судебной практики обращали внимание многие исследователи, предлагавшие свои критерии разграничения преступлений против личности и небезопасного оказания услуг в сфере медицинской деятельности. Различие указанных составов усматривалось ими в том, оказывается медицинским работником медицинская услуга или медицинская помощь <14>; при этом к области применения ст. 238 УК РФ предлагалось относить только предоставление возмездных медицинских услуг вне "государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи" <15>. Авторы обращали внимание на отличия в объекте и объективной стороне этих преступлений, в частности на то, что применительно к ст. 238 УК РФ следует говорить о создании угрозы или реальном причинении вреда неопределенно широкому кругу лиц, а не отдельному потерпевшему, исходя из объекта этого преступления - здоровья населения. Объективная же сторона, по мнению некоторых авторов, различается у этих преступлений по тому, причиняется ли вред пациенту непосредственно (ч. 2 ст. 109, ч. 2 ст. 118 УК РФ), либо действия (бездействие) медицинского работника лишь создают условия для причинения вреда, т.е. не "причиняют" вред, а "влекут" причинение вреда (ст. 238 УК РФ) <16>. В целом обобщение правоприменительной практики, проведенное специалистами в области уголовного права, показало, что в действительности критерием разграничения названных преступлений выступают объект и субъективная сторона преступления <17>, <18>, <19>.
(Крылова Н.Е., Степанов П.П.)
("Уголовное право", 2025, N 8)На противоречивость судебной практики обращали внимание многие исследователи, предлагавшие свои критерии разграничения преступлений против личности и небезопасного оказания услуг в сфере медицинской деятельности. Различие указанных составов усматривалось ими в том, оказывается медицинским работником медицинская услуга или медицинская помощь <14>; при этом к области применения ст. 238 УК РФ предлагалось относить только предоставление возмездных медицинских услуг вне "государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи" <15>. Авторы обращали внимание на отличия в объекте и объективной стороне этих преступлений, в частности на то, что применительно к ст. 238 УК РФ следует говорить о создании угрозы или реальном причинении вреда неопределенно широкому кругу лиц, а не отдельному потерпевшему, исходя из объекта этого преступления - здоровья населения. Объективная же сторона, по мнению некоторых авторов, различается у этих преступлений по тому, причиняется ли вред пациенту непосредственно (ч. 2 ст. 109, ч. 2 ст. 118 УК РФ), либо действия (бездействие) медицинского работника лишь создают условия для причинения вреда, т.е. не "причиняют" вред, а "влекут" причинение вреда (ст. 238 УК РФ) <16>. В целом обобщение правоприменительной практики, проведенное специалистами в области уголовного права, показало, что в действительности критерием разграничения названных преступлений выступают объект и субъективная сторона преступления <17>, <18>, <19>.