Государственные гарантии государственных гражданских служащих
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственные гарантии государственных гражданских служащих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Пенсия за выслугу лет в системе государственных гарантий государственных гражданских служащих Республики Коми
(Попова В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)"Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1
(Попова В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)"Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1
Статья: Право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения как дополнительная государственная гарантия государственных гражданских служащих Российской Федерации: проблемы реализации
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)"Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)"Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 N 185
(ред. от 14.02.2025)
"Вопросы Министерства финансов Российской Федерации"системы оплаты труда и пенсионного обеспечения федеральных государственных служащих (за исключением федеральных государственных гражданских служащих), судей и иных лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, социальных гарантий федеральных государственных служащих (за исключением федеральных государственных гражданских служащих), судей и иных лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
(ред. от 14.02.2025)
"Вопросы Министерства финансов Российской Федерации"системы оплаты труда и пенсионного обеспечения федеральных государственных служащих (за исключением федеральных государственных гражданских служащих), судей и иных лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, социальных гарантий федеральных государственных служащих (за исключением федеральных государственных гражданских служащих), судей и иных лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
"Договор о Евразийском экономическом союзе"
(Подписан в г. Астане 29.05.2014)
(ред. от 25.05.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024)54. Период работы должностных лиц и сотрудников Комиссии и Суда Союза включается в стаж государственной (государственной гражданской) службы государства-члена, гражданами которого они являются, для установления социальных гарантий в период прохождения государственной (государственной гражданской) службы и для назначения пенсии за выслугу лет государственных служащих (федеральных государственных гражданских служащих).
(Подписан в г. Астане 29.05.2014)
(ред. от 25.05.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024)54. Период работы должностных лиц и сотрудников Комиссии и Суда Союза включается в стаж государственной (государственной гражданской) службы государства-члена, гражданами которого они являются, для установления социальных гарантий в период прохождения государственной (государственной гражданской) службы и для назначения пенсии за выслугу лет государственных служащих (федеральных государственных гражданских служащих).
Статья: Как получить от государства компенсацию за нарушенные трудовые права
(Шакирова Э.)
("Трудовое право", 2021, N 2)Работникам предоставляются гарантии и компенсации при исполнении ими государственных или общественных обязанностей. Согласно п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона города Москвы от 26.01.2005 N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы" компенсация за неиспользованную санаторно-курортную путевку является дополнительной государственной гарантией гражданских служащих. Следовательно, выплаченная государственным служащим г. Москвы сумма за неиспользованную санаторно-курортную путевку непосредственно связана с выполнением ими трудовых обязанностей, представляет собой компенсацию и не подлежит обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование (Постановление ФАС Московского округа от 26.03.2012 по делу N А40-89277/11-20-386).
(Шакирова Э.)
("Трудовое право", 2021, N 2)Работникам предоставляются гарантии и компенсации при исполнении ими государственных или общественных обязанностей. Согласно п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона города Москвы от 26.01.2005 N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы" компенсация за неиспользованную санаторно-курортную путевку является дополнительной государственной гарантией гражданских служащих. Следовательно, выплаченная государственным служащим г. Москвы сумма за неиспользованную санаторно-курортную путевку непосредственно связана с выполнением ими трудовых обязанностей, представляет собой компенсацию и не подлежит обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование (Постановление ФАС Московского округа от 26.03.2012 по делу N А40-89277/11-20-386).
Статья: Гарантии при увольнении государственных и муниципальных служащих по инициативе представителя нанимателя (руководителя)
(Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)Не следует думать, что все эти категории лиц останутся без соответствующих гарантий, если они проходят государственную службу. Несомненно, ст. 261 ТК РФ, закрепляющая данные гарантии, будет распространяться и на государственных служащих. Во-первых, в силу логики ст. 73 Закона о государственной гражданской службе (как и аналогичных положений иных законов, регулирующих служебные отношения на других видах государственной службы), которая устанавливает субсидиарное применение трудового законодательства в тех случаях, когда не предусматривается специальное правовое регулирование данного вопроса в служебном законодательстве. Во-вторых, на необходимость соблюдения данных гарантий неоднократно обращал внимание Конституционный Суд РФ <9>. В-третьих, в Постановлении Пленума ВС РФ от 28 января 2014 г. N 1 "О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних" прямо указывается, что предусмотренные трудовым законодательством гарантии в отношении лиц с семейными обязанностями распространяются на гражданских и муниципальных служащих, на сотрудников государственных органов, служб и учреждений, в которых предусмотрена правоохранительная служба.
(Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)Не следует думать, что все эти категории лиц останутся без соответствующих гарантий, если они проходят государственную службу. Несомненно, ст. 261 ТК РФ, закрепляющая данные гарантии, будет распространяться и на государственных служащих. Во-первых, в силу логики ст. 73 Закона о государственной гражданской службе (как и аналогичных положений иных законов, регулирующих служебные отношения на других видах государственной службы), которая устанавливает субсидиарное применение трудового законодательства в тех случаях, когда не предусматривается специальное правовое регулирование данного вопроса в служебном законодательстве. Во-вторых, на необходимость соблюдения данных гарантий неоднократно обращал внимание Конституционный Суд РФ <9>. В-третьих, в Постановлении Пленума ВС РФ от 28 января 2014 г. N 1 "О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних" прямо указывается, что предусмотренные трудовым законодательством гарантии в отношении лиц с семейными обязанностями распространяются на гражданских и муниципальных служащих, на сотрудников государственных органов, служб и учреждений, в которых предусмотрена правоохранительная служба.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)12. Оптимизация численности государственных гражданских служащих.
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)12. Оптимизация численности государственных гражданских служащих.
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)- не учтены личные обстоятельства истца, при которых было совершено нарушение и которые носят уважительный характер (например: "при увольнении не были учтены обстоятельства, что истица является многодетной матерью, на момент увольнения находилась в отпуске по уходу за несовершеннолетним сыном... и находилась с ним... на стационарном лечении" <44>. Согласно ст. 37 ч. 3 "О государственной гражданской службе РФ", гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период пребывания гражданского служащего в отпуске и в период его отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью менее сроков, указанных в п. 8.1 ч. 1 настоящей статьи, а также в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода. Таким образом, в ч. 3 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" для государственных гражданских служащих установлен запрет увольнения по инициативе представителя нанимателя в период их пребывания в отпуске. Данный вывод суда основан на разъяснениях Конституционного Суда РФ в Постановлении от 6 декабря 2012 г. N 31-П "По делу о проверке конституционности пункта 4 части 1 статьи 33 и подпункта "а" пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Л.А. Пугиевой" указал, что в ч. 3 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно которым, для государственных служащих установлена гарантия в виде запрета увольнения по инициативе представителя нанимателя в период пребывания в отпуске, в том числе в отпуске по беременности и родам.
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)- не учтены личные обстоятельства истца, при которых было совершено нарушение и которые носят уважительный характер (например: "при увольнении не были учтены обстоятельства, что истица является многодетной матерью, на момент увольнения находилась в отпуске по уходу за несовершеннолетним сыном... и находилась с ним... на стационарном лечении" <44>. Согласно ст. 37 ч. 3 "О государственной гражданской службе РФ", гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период пребывания гражданского служащего в отпуске и в период его отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью менее сроков, указанных в п. 8.1 ч. 1 настоящей статьи, а также в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода. Таким образом, в ч. 3 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" для государственных гражданских служащих установлен запрет увольнения по инициативе представителя нанимателя в период их пребывания в отпуске. Данный вывод суда основан на разъяснениях Конституционного Суда РФ в Постановлении от 6 декабря 2012 г. N 31-П "По делу о проверке конституционности пункта 4 части 1 статьи 33 и подпункта "а" пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Л.А. Пугиевой" указал, что в ч. 3 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно которым, для государственных служащих установлена гарантия в виде запрета увольнения по инициативе представителя нанимателя в период пребывания в отпуске, в том числе в отпуске по беременности и родам.
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Похожий вопрос - о возможности распространения на государственных гражданских служащих гарантий, предусмотренных для лиц, работающих по трудовому договору, - возник и у гражданки Л.А. Пугиевой, которая также проходила государственную гражданскую службу и, будучи беременной, была уволена за прогул. Заявительница обратилась в суд с иском о восстановлении на службе, сославшись в обоснование своих требований на часть первую статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации, которая запрещает увольнять беременных женщин по инициативе работодателя практически по любым основаниям. Однако суд посчитал, что часть 3 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусматривает исчерпывающий перечень гарантий, предоставляемых государственным гражданским служащим при расторжении трудового договора по инициативе представителя нанимателя, не содержит запрета на увольнение беременных женщин, не находящихся в отпуске по беременности и родам, а норма Трудового кодекса Российской Федерации, не допускающая увольнение беременных женщин, на государственных гражданских служащих не распространяется.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Похожий вопрос - о возможности распространения на государственных гражданских служащих гарантий, предусмотренных для лиц, работающих по трудовому договору, - возник и у гражданки Л.А. Пугиевой, которая также проходила государственную гражданскую службу и, будучи беременной, была уволена за прогул. Заявительница обратилась в суд с иском о восстановлении на службе, сославшись в обоснование своих требований на часть первую статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации, которая запрещает увольнять беременных женщин по инициативе работодателя практически по любым основаниям. Однако суд посчитал, что часть 3 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусматривает исчерпывающий перечень гарантий, предоставляемых государственным гражданским служащим при расторжении трудового договора по инициативе представителя нанимателя, не содержит запрета на увольнение беременных женщин, не находящихся в отпуске по беременности и родам, а норма Трудового кодекса Российской Федерации, не допускающая увольнение беременных женщин, на государственных гражданских служащих не распространяется.
Статья: Ротация кадров в системе государственной гражданской службы
(Рузаева Е.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)- задачами ротации кадров как правового института являются: совершенствование законодательства в сфере регулирования служебных отношений государственных гражданских служащих; совершенствование механизма осуществления ротационных мероприятий; обеспечение государственных служащих необходимым комплексом гарантий для обеспечения его прав, свобод и законных интересов;
(Рузаева Е.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)- задачами ротации кадров как правового института являются: совершенствование законодательства в сфере регулирования служебных отношений государственных гражданских служащих; совершенствование механизма осуществления ротационных мероприятий; обеспечение государственных служащих необходимым комплексом гарантий для обеспечения его прав, свобод и законных интересов;
Статья: Дисциплинарная эффективность запретов, связанных с государственной гражданской службой: "утиный тест" (duck-test)
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Так, например, Промышленным районным судом г. Владикавказа РСО - Алания рассматривалось гражданское дело по исковому заявлению К. к Министерству РСО - Алания по вопросам национальных отношений об отмене приказа об увольнении и восстановлении на работе <4>. Истец был уволен на основании п. 14 ст. 33 Закона о государственной гражданской службе (нарушение запретов, связанных с государственной гражданской службой) за нарушение запрета, предусмотренного п. 10 ст. 17 Закона о государственной гражданской службе, - на публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности государственного органа. Суд восстановил К. на службе, обосновав свое решение в том числе нарушением порядка применения дисциплинарного взыскания и несоблюдением установленных Законом государственных гарантий при увольнении гражданского служащего по инициативе представителя нанимателя. В частности, суд указал, что объяснение у государственного служащего К. во время проведения служебной проверки не бралось и ответчиком не был составлен акт об отказе от дачи объяснений по выявленным фактам. Кроме того, увольнение истца было произведено в период его временной нетрудоспособности, что подтверждается больничным листом. Между тем согласно ч. 3 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период его отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Так, например, Промышленным районным судом г. Владикавказа РСО - Алания рассматривалось гражданское дело по исковому заявлению К. к Министерству РСО - Алания по вопросам национальных отношений об отмене приказа об увольнении и восстановлении на работе <4>. Истец был уволен на основании п. 14 ст. 33 Закона о государственной гражданской службе (нарушение запретов, связанных с государственной гражданской службой) за нарушение запрета, предусмотренного п. 10 ст. 17 Закона о государственной гражданской службе, - на публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности государственного органа. Суд восстановил К. на службе, обосновав свое решение в том числе нарушением порядка применения дисциплинарного взыскания и несоблюдением установленных Законом государственных гарантий при увольнении гражданского служащего по инициативе представителя нанимателя. В частности, суд указал, что объяснение у государственного служащего К. во время проведения служебной проверки не бралось и ответчиком не был составлен акт об отказе от дачи объяснений по выявленным фактам. Кроме того, увольнение истца было произведено в период его временной нетрудоспособности, что подтверждается больничным листом. Между тем согласно ч. 3 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период его отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью.