Государственную власть в Российской федерации осуществляет
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственную власть в Российской федерации осуществляет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 10 Конституции РФ"При этом, один из основополагающих принципов конституционного строя Российской Федерации закреплен в статье 10 Конституции Российской Федерации, а именно государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная) самостоятельна и независима в реализации своих полномочий; ни одна из ветвей власти не может принять на себя осуществление функций другой ветви власти. Все государственные органы действуют в рамках своей компетенции."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации" Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации""По смыслу пункта 3 части 1 статьи 8 Закона N 273-ФЗ, пункта 13 части 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Какие органы государственной власти не относятся к структуре федеральных органов исполнительной власти?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 1 ст. 11 Конституции РФ государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 1 ст. 11 Конституции РФ государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ.
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в единой системе публичной власти в Российской Федерации осуществляют в конституционно установленных пределах свои полномочия и несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность, а также обеспечивают соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов и осуществляемой ими деятельности.
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в единой системе публичной власти в Российской Федерации осуществляют в конституционно установленных пределах свои полномочия и несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность, а также обеспечивают соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов и осуществляемой ими деятельности.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)7. После получения заключений органов местного самоуправления высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет подготовку сводного заключения на проект схемы территориального планирования Российской Федерации, которое может содержать положение либо о согласии с проектом схемы территориального планирования Российской Федерации либо о несогласии с таким проектом с обоснованием принятого решения.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)7. После получения заключений органов местного самоуправления высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет подготовку сводного заключения на проект схемы территориального планирования Российской Федерации, которое может содержать положение либо о согласии с проектом схемы территориального планирования Российской Федерации либо о несогласии с таким проектом с обоснованием принятого решения.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В отдельных субъектах РФ региональными законами в силу ч. 1.2 ст. 17 Закона N 131-ФЗ перераспределены полномочия между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ, а вернее, вопрос местного значения - муниципальный лесной контроль (как, впрочем, и земельный <1>, жилищный <2>) изъят из ведения муниципалитетов. Муниципальный контроль, называясь при этом именно муниципальным (что весьма спорно <3>), осуществляется региональными контрольно-надзорными органами и государственными учреждениями <4>. В судебной практике встречаются дела, когда органы государственной власти субъектов РФ осуществляют муниципальный контроль без соответствующего законодательного сопровождения перераспределения полномочий <5>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В отдельных субъектах РФ региональными законами в силу ч. 1.2 ст. 17 Закона N 131-ФЗ перераспределены полномочия между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ, а вернее, вопрос местного значения - муниципальный лесной контроль (как, впрочем, и земельный <1>, жилищный <2>) изъят из ведения муниципалитетов. Муниципальный контроль, называясь при этом именно муниципальным (что весьма спорно <3>), осуществляется региональными контрольно-надзорными органами и государственными учреждениями <4>. В судебной практике встречаются дела, когда органы государственной власти субъектов РФ осуществляют муниципальный контроль без соответствующего законодательного сопровождения перераспределения полномочий <5>.
Статья: Продление и изменение разрешений и лицензий в сфере обращения лекарственных средств в 2023 году
(Казаков Е.С.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Такой Перечень ведется Росздравнадзором <2>. Установлено, что этот Перечень основан на информации, предоставляемой федеральными органами исполнительной власти (в отношении организаций <3>, предусмотренных <4> абз. 2 пп. "а" п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности <5>), и органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими полномочия в сфере охраны здоровья, на основании лицензии на медицинскую деятельность без внесения изменений в реестр лицензий.
(Казаков Е.С.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Такой Перечень ведется Росздравнадзором <2>. Установлено, что этот Перечень основан на информации, предоставляемой федеральными органами исполнительной власти (в отношении организаций <3>, предусмотренных <4> абз. 2 пп. "а" п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности <5>), и органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими полномочия в сфере охраны здоровья, на основании лицензии на медицинскую деятельность без внесения изменений в реестр лицензий.
Статья: Органы конституционной юстиции и прокуратуры в обеспечении единства правового пространства России
(Евдокимов В.Б., Игонина Н.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Возможно, оперативному рассмотрению дел указанных категорий будет способствовать создание на региональном уровне конституционных (уставных) советов, действующих при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ, осуществляющих экспертно-консультативную деятельность, предварительный, текущий конституционный нормоконтроль <15>, которые только начали создаваться на субфедеральном уровне. Такие советы не относятся к судебным органам, их решения имеют рекомендательный, а не обязательный характер, их следует воспринимать в парадигме контрольных, совещательных, надзорных органов, которым подходит конституционно (уставно)-правовое производство <16>. Однако данный компенсаторный механизм в форме конституционных советов, способный уменьшить количество обращений в Конституционный Суд, не позволит принципиально решить проблемы Конституционного Судопроизводства, связанные с необходимостью своевременного рассмотрения дел.
(Евдокимов В.Б., Игонина Н.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Возможно, оперативному рассмотрению дел указанных категорий будет способствовать создание на региональном уровне конституционных (уставных) советов, действующих при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ, осуществляющих экспертно-консультативную деятельность, предварительный, текущий конституционный нормоконтроль <15>, которые только начали создаваться на субфедеральном уровне. Такие советы не относятся к судебным органам, их решения имеют рекомендательный, а не обязательный характер, их следует воспринимать в парадигме контрольных, совещательных, надзорных органов, которым подходит конституционно (уставно)-правовое производство <16>. Однако данный компенсаторный механизм в форме конституционных советов, способный уменьшить количество обращений в Конституционный Суд, не позволит принципиально решить проблемы Конституционного Судопроизводства, связанные с необходимостью своевременного рассмотрения дел.
Статья: Идеи профессора С.С. Алексеева и наука гражданского процессуального права
(Ярков В.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 3)Во-первых, учение профессора С.С. Алексеева применительно к процессуальному праву оказалось удивительно улавливающим перспективу развития нашего общества и его поступательное движение. Например, идея о разграничении процесса и юридических процедур и их несовместимости ввиду принципиальных различий впоследствии на новом витке развития нашего общества оказалась плодотворной. Она была высказана в период, когда в нашем обществе еще не звучала идея о разделении властей и особом месте судебной власти среди государственных органов. В настоящее время подход профессора С.С. Алексеева оказался полностью оправданным. Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Теперь суд в связи с реализацией принципа разделения властей занял совершенно иное место в правовой системе, поэтому включать третейские суды, органы нотариата в систему гражданского процессуального права вряд ли возможно.
(Ярков В.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 3)Во-первых, учение профессора С.С. Алексеева применительно к процессуальному праву оказалось удивительно улавливающим перспективу развития нашего общества и его поступательное движение. Например, идея о разграничении процесса и юридических процедур и их несовместимости ввиду принципиальных различий впоследствии на новом витке развития нашего общества оказалась плодотворной. Она была высказана в период, когда в нашем обществе еще не звучала идея о разделении властей и особом месте судебной власти среди государственных органов. В настоящее время подход профессора С.С. Алексеева оказался полностью оправданным. Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Теперь суд в связи с реализацией принципа разделения властей занял совершенно иное место в правовой системе, поэтому включать третейские суды, органы нотариата в систему гражданского процессуального права вряд ли возможно.
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Приказ Минприроды России от 8 апреля 2022 г. N 258
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Приказ Минприроды России от 8 апреля 2022 г. N 258
Статья: Изъятие служебного жилья у депутатов: анализ споров
(Гуринова Е.)
("Жилищное право", 2023, N 7)Депутат - представитель избирателей. В этом качестве депутат согласно действующему законодательству наделяется рядом прав и обязанностей, позволяющих ему быть активным участником осуществления государственной власти в Российской Федерации или ее субъекте.
(Гуринова Е.)
("Жилищное право", 2023, N 7)Депутат - представитель избирателей. В этом качестве депутат согласно действующему законодательству наделяется рядом прав и обязанностей, позволяющих ему быть активным участником осуществления государственной власти в Российской Федерации или ее субъекте.
Статья: Государственные функции
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Статья: Государственная Дума
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Россия - государство с республиканской формой правления, государственная власть в котором осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. ст. 1, 10 Конституции РФ). Представительным и законодательным органом РФ является Федеральное Собрание - парламент России, который наравне с Президентом, Правительством и судами РФ осуществляет государственную власть (ст. ст. 11, 94 Конституции РФ) и согласно ч. 1 ст. 95 Конституции РФ состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Государственную Думу Федерального Собрания РФ (далее - ГД) еще называют нижней палатой парламента, и она играет особую роль в законодательном процессе.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Россия - государство с республиканской формой правления, государственная власть в котором осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. ст. 1, 10 Конституции РФ). Представительным и законодательным органом РФ является Федеральное Собрание - парламент России, который наравне с Президентом, Правительством и судами РФ осуществляет государственную власть (ст. ст. 11, 94 Конституции РФ) и согласно ч. 1 ст. 95 Конституции РФ состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Государственную Думу Федерального Собрания РФ (далее - ГД) еще называют нижней палатой парламента, и она играет особую роль в законодательном процессе.
Статья: О месте прокуратуры в системе государственной власти Российской Федерации
(Карпов Н.Н.)
("Законность", 2022, N 1)В соответствии со ст. 10, 11 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственная власть в стране осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством и судами РФ.
(Карпов Н.Н.)
("Законность", 2022, N 1)В соответствии со ст. 10, 11 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственная власть в стране осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством и судами РФ.