Государственная служба прекращается по инициативе нанимателя
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственная служба прекращается по инициативе нанимателя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры, связанные с наймом специализированных жилых помещений: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)2. Споры по инициативе Наймодателя или Управляющей (Ресурсоснабжающей) организации
(КонсультантПлюс, 2025)2. Споры по инициативе Наймодателя или Управляющей (Ресурсоснабжающей) организации
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Гарантии при увольнении государственных и муниципальных служащих по инициативе представителя нанимателя (руководителя)
(Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)Аналогичные сложности можно видеть в Законе о государственной гражданской службе. Так, его п. 8 ч. 1 ст. 37 относит к увольнению по инициативе представителя нанимателя прекращение допуска к государственной тайне, если исполнение должностных обязанностей требует такого допуска. В трудовом законодательстве это основание увольнения относится к прекращению трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Однако, как отмечается в юридической литературе, "поскольку порядок увольнения гражданского служащего в связи с прекращением допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, регулируется специальной нормой закона, в этих случаях общая норма (п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ) не должна применяться" <6>. Возникает парадоксальная ситуация: расторгнуть служебный контракт с лицами, названными в ст. 261 ТК РФ (женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до 14 лет, и т.п.), а также с лицами, пребывающими в отпуске или состоянии временной нетрудоспособности, невозможно, но "при этом выполнение служебных обязанностей, связанных с информацией, составляющей государственную тайну, также невозможно" <7>.
(Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)Аналогичные сложности можно видеть в Законе о государственной гражданской службе. Так, его п. 8 ч. 1 ст. 37 относит к увольнению по инициативе представителя нанимателя прекращение допуска к государственной тайне, если исполнение должностных обязанностей требует такого допуска. В трудовом законодательстве это основание увольнения относится к прекращению трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Однако, как отмечается в юридической литературе, "поскольку порядок увольнения гражданского служащего в связи с прекращением допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, регулируется специальной нормой закона, в этих случаях общая норма (п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ) не должна применяться" <6>. Возникает парадоксальная ситуация: расторгнуть служебный контракт с лицами, названными в ст. 261 ТК РФ (женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до 14 лет, и т.п.), а также с лицами, пребывающими в отпуске или состоянии временной нетрудоспособности, невозможно, но "при этом выполнение служебных обязанностей, связанных с информацией, составляющей государственную тайну, также невозможно" <7>.
Статья: Дисциплинарная эффективность запретов, связанных с государственной гражданской службой: "утиный тест" (duck-test)
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Однако все эти гарантии предоставляются гражданскому служащему лишь при расторжении служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Основания увольнения по инициативе представителя нанимателя исчерпывающим образом перечислены в ст. 37 Закона о государственной гражданской службе ("Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя"), и среди них не называется нарушение запретов, связанных с государственной гражданской службой. Иными словами, формально-юридически такое основание прекращения служебного контракта, как несоблюдение запретов, не является основанием увольнения по инициативе представителя нанимателя, а значит, и предусмотренные законом гарантии гражданскому служащему в данном случае не применяются.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Однако все эти гарантии предоставляются гражданскому служащему лишь при расторжении служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Основания увольнения по инициативе представителя нанимателя исчерпывающим образом перечислены в ст. 37 Закона о государственной гражданской службе ("Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя"), и среди них не называется нарушение запретов, связанных с государственной гражданской службой. Иными словами, формально-юридически такое основание прекращения служебного контракта, как несоблюдение запретов, не является основанием увольнения по инициативе представителя нанимателя, а значит, и предусмотренные законом гарантии гражданскому служащему в данном случае не применяются.
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2012 года"Заявитель оспорил законоположения, определяющие, что в случае отказа государственного гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации, предложенных при сокращении должностей государственной гражданской службы, государственный гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с государственной гражданской службы; в этом случае служебный контракт с ним прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 данного Федерального закона. Были оспорены также нормативные положения, содержащие основания и порядок расторжения служебного контракта с государственным гражданским служащим по инициативе представителя нанимателя, а также предусматривающие такое общее основание прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения, как отказ государственного гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы, а также непредоставление ему в этих случаях иной должности государственной гражданской службы.
Постановление Конституционного Суда РФ от 06.12.2012 N 31-П
"По делу о проверке конституционности пункта 4 части 1 статьи 33 и подпункта "а" пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Л.А. Пугиевой"4.1. Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, регулируются Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", которым предусмотрены основания и порядок увольнения с государственной гражданской службы, в том числе по инициативе представителя нанимателя, а также гарантии, предоставляемые государственным гражданским служащим в случае расторжения с ними служебного контракта. Статья 33 данного Федерального закона среди общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения государственного гражданского служащего от замещаемой должности и увольнения с государственной гражданской службы в пункте 4 части 1 называет расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, а статья 37 предоставляет представителю нанимателя право уволить государственного гражданского служащего за виновные действия, в том числе за такое однократное грубое нарушение государственным гражданским служащим должностных обязанностей, как прогул (подпункт "а" пункта 3 части 1).
"По делу о проверке конституционности пункта 4 части 1 статьи 33 и подпункта "а" пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Л.А. Пугиевой"4.1. Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, регулируются Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", которым предусмотрены основания и порядок увольнения с государственной гражданской службы, в том числе по инициативе представителя нанимателя, а также гарантии, предоставляемые государственным гражданским служащим в случае расторжения с ними служебного контракта. Статья 33 данного Федерального закона среди общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения государственного гражданского служащего от замещаемой должности и увольнения с государственной гражданской службы в пункте 4 части 1 называет расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, а статья 37 предоставляет представителю нанимателя право уволить государственного гражданского служащего за виновные действия, в том числе за такое однократное грубое нарушение государственным гражданским служащим должностных обязанностей, как прогул (подпункт "а" пункта 3 части 1).
Статья: Законодательная эклектика оснований прекращения служебных отношений: проблемы терминологии и не только
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Например, в ст. 41 предусматривается, что служебный контракт расторгается в связи с прекращением гражданства Российской Федерации или наличием гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства. Заметим, что в данном случае речь идет не о прекращении, а о расторжении служебного контракта, да еще содержится указание, что такое расторжение осуществляется "по решению представителя нанимателя". Тем не менее использование слова "расторгается", а не "может быть расторгнут", как в ст. 37 (расторжение служебного контакта по инициативе представителя нанимателя), позволяет отнести данное правило к императивным основаниям прекращения служебного контракта.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Например, в ст. 41 предусматривается, что служебный контракт расторгается в связи с прекращением гражданства Российской Федерации или наличием гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства. Заметим, что в данном случае речь идет не о прекращении, а о расторжении служебного контракта, да еще содержится указание, что такое расторжение осуществляется "по решению представителя нанимателя". Тем не менее использование слова "расторгается", а не "может быть расторгнут", как в ст. 37 (расторжение служебного контакта по инициативе представителя нанимателя), позволяет отнести данное правило к императивным основаниям прекращения служебного контракта.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- не допускается расторжение контракта с государственным служащим по инициативе представителя нанимателя, за исключением расторжения контракта в связи с упразднением государственного органа (органа публичной власти федеральной территории) или в связи с истечением срока действия контракта;
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- не допускается расторжение контракта с государственным служащим по инициативе представителя нанимателя, за исключением расторжения контракта в связи с упразднением государственного органа (органа публичной власти федеральной территории) или в связи с истечением срока действия контракта;
Статья: Представление подложных документов и заведомо ложных сведений (непредставление сведений) как ограничение, дисциплинарный проступок и коррупционное правонарушение
(Чаннов С.Е., Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)К сожалению, такое "задвоение" оснований увольнения является для нашего законодательства о государственной службе делом обычным и характерным именно в отношении ограничений, связанных с государственной службой <2>. В данном случае увольнение за несоблюдение ограничений (п. 13 ст. 33) и расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя в соответствии с п. 7 ст. 37 Закона о гражданской службе выступают как равноправные основания прекращения служебного правоотношения и совершенно неясно, на какую статью необходимо ссылаться в трудовой книжке и приказе об увольнении.
(Чаннов С.Е., Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)К сожалению, такое "задвоение" оснований увольнения является для нашего законодательства о государственной службе делом обычным и характерным именно в отношении ограничений, связанных с государственной службой <2>. В данном случае увольнение за несоблюдение ограничений (п. 13 ст. 33) и расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя в соответствии с п. 7 ст. 37 Закона о гражданской службе выступают как равноправные основания прекращения служебного правоотношения и совершенно неясно, на какую статью необходимо ссылаться в трудовой книжке и приказе об увольнении.
Статья: К проблеме увольнения по утрате доверия с государственной службы
(Куракин А.В., Косенкова Н.Г., Попова О.В.)
("Современное право", 2024, N 1)Увольнение с государственной службы является юридическим фактом прекращения служебных правоотношений. Увольнение со службы может быть осуществлено по собственному желанию служащего, по ситуации, которая не зависит от сторон служебного правоотношения, а также по инициативе представителя нанимателя, в частности по утрате доверия. Иными словами, утрата доверия - это недоверие. Категории "доверие" и "недоверие" между собой диалектически взаимосвязаны. А.В. Купрейченко, например, считает, что "доверие и недоверие к определенным людям, группам, системам ценностей, нормам, идеям и т.д. выражают не только текущее состояние отношений с этими объектами, но и направленность субъекта на интенсификацию, углубление отношений, сближение с ними или, напротив, избегание или уничтожение их" [8, с. 46].
(Куракин А.В., Косенкова Н.Г., Попова О.В.)
("Современное право", 2024, N 1)Увольнение с государственной службы является юридическим фактом прекращения служебных правоотношений. Увольнение со службы может быть осуществлено по собственному желанию служащего, по ситуации, которая не зависит от сторон служебного правоотношения, а также по инициативе представителя нанимателя, в частности по утрате доверия. Иными словами, утрата доверия - это недоверие. Категории "доверие" и "недоверие" между собой диалектически взаимосвязаны. А.В. Купрейченко, например, считает, что "доверие и недоверие к определенным людям, группам, системам ценностей, нормам, идеям и т.д. выражают не только текущее состояние отношений с этими объектами, но и направленность субъекта на интенсификацию, углубление отношений, сближение с ними или, напротив, избегание или уничтожение их" [8, с. 46].
Статья: Из зала суда: увольнение в связи с утратой доверия
(Петрова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 6)Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) предусматривает следующие общие основания для прекращения служебного контракта с государственным гражданским служащим:
(Петрова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 6)Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) предусматривает следующие общие основания для прекращения служебного контракта с государственным гражданским служащим:
Статья: Проблемы прекращения служебных отношений в связи с достижением предельного возраста
(Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)Как представляется, эта же аргументация применима и в случае прекращения служебного контракта в связи с достижением предельного возраста: если он расторгается "по решению представителя нанимателя", т.е. последний по своему усмотрению решает, продолжить служебные отношения или прекратить их, то и увольнение осуществляется именно по инициативе представителя нанимателя.
(Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)Как представляется, эта же аргументация применима и в случае прекращения служебного контракта в связи с достижением предельного возраста: если он расторгается "по решению представителя нанимателя", т.е. последний по своему усмотрению решает, продолжить служебные отношения или прекратить их, то и увольнение осуществляется именно по инициативе представителя нанимателя.
Готовое решение: Как расторгнуть срочный служебный контракт
(КонсультантПлюс, 2025)в срок окончания полномочий госслужащего категории "руководители" или "помощники (советники)". Это следует из ч. 4 ст. 35 Закона о государственной гражданской службе;
(КонсультантПлюс, 2025)в срок окончания полномочий госслужащего категории "руководители" или "помощники (советники)". Это следует из ч. 4 ст. 35 Закона о государственной гражданской службе;
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Исковые требования мотивирует тем, что приказом Госкомрегистра истец Ш. был принят на государственную гражданскую службу и назначен на должность государственной гражданской службы заведующего Белогорским районным отделом Госкомрегистра, о чем с ним заключен служебный контракт, который продлевался приказами Госкомрегистра и дополнительными соглашениями. Приказом Госкомрегистра действие служебного контракта прекращено, истец Ш. освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы заведующего Белогорским районным отделом Госкомрегистра и уволен с государственной гражданской службы. Основанием принятия приказа об увольнении является доклад по результатам проверки соблюдения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов; пояснения Ш. и решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Госкомрегистра, на которые имеется ссылка в приказе. В трудовую книжку истца Ш. со ссылкой на приказ была внесена запись о прекращении действия служебного контракта, освобождении от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнении с государственной гражданской службы в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 59.2, ст. 59.3, п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции).
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Исковые требования мотивирует тем, что приказом Госкомрегистра истец Ш. был принят на государственную гражданскую службу и назначен на должность государственной гражданской службы заведующего Белогорским районным отделом Госкомрегистра, о чем с ним заключен служебный контракт, который продлевался приказами Госкомрегистра и дополнительными соглашениями. Приказом Госкомрегистра действие служебного контракта прекращено, истец Ш. освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы заведующего Белогорским районным отделом Госкомрегистра и уволен с государственной гражданской службы. Основанием принятия приказа об увольнении является доклад по результатам проверки соблюдения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов; пояснения Ш. и решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Госкомрегистра, на которые имеется ссылка в приказе. В трудовую книжку истца Ш. со ссылкой на приказ была внесена запись о прекращении действия служебного контракта, освобождении от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнении с государственной гражданской службы в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 59.2, ст. 59.3, п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции).
Статья: Административная ответственность субъектов контрольно-надзорной деятельности
(Селезнев В.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)<27> В соответствии со ст. 83 ТК РФ и ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" дисквалификация рассматривается в числе не зависящих от воли сторон обстоятельств, являющихся основанием для прекращения, соответственно, трудового договора или служебного контракта. Часть 1 ст. 19 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусматривает, что в случае дисквалификации трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе нанимателя (работодателя).
(Селезнев В.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)<27> В соответствии со ст. 83 ТК РФ и ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" дисквалификация рассматривается в числе не зависящих от воли сторон обстоятельств, являющихся основанием для прекращения, соответственно, трудового договора или служебного контракта. Часть 1 ст. 19 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусматривает, что в случае дисквалификации трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе нанимателя (работодателя).
Готовое решение: Как расторгнуть служебный контракт (уволить госслужащего)
(КонсультантПлюс, 2025)Основания для расторжения и прекращения служебного контракта перечислены в ч. 1, 1.1 ст. 33 Закона о государственной гражданской службе.
(КонсультантПлюс, 2025)Основания для расторжения и прекращения служебного контракта перечислены в ч. 1, 1.1 ст. 33 Закона о государственной гражданской службе.