Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Незаконная предпринимательская деятельность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Одним из важнейших признаков предпринимательской деятельности в данном определении выступает государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, носящая в отличие от иных существенных признаков (рисковый характер деятельности, систематическое получение прибыли и т.д.) формальный характер.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Одним из важнейших признаков предпринимательской деятельности в данном определении выступает государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, носящая в отличие от иных существенных признаков (рисковый характер деятельности, систематическое получение прибыли и т.д.) формальный характер.
Статья: Правоспособность исключенного из ЕГРЮЛ юридического лица
(Лаптев В.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 8)<25> См.: Трофимова Е.В. Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности: цели, задачи и правовые проблемы // Предпринимательское право. Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом". 2012. N 2. С. 59 - 65.
(Лаптев В.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 8)<25> См.: Трофимова Е.В. Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности: цели, задачи и правовые проблемы // Предпринимательское право. Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом". 2012. N 2. С. 59 - 65.
Нормативные акты
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50
"Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)"Нормы Кодекса о ликвидации юридического лица не могут быть применены в отношении граждан - предпринимателей в силу особенностей их правового положения как субъектов предпринимательской деятельности. Эти особенности учтены в Законе РСФСР "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью" и в Положении о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 08.07.94 N 1482. В названных актах предусмотрены случаи и основания аннулирования свидетельств о государственной регистрации физических лиц в качестве предпринимателей и прекращении в связи с этим их предпринимательской деятельности, проводившейся на основании соответствующих регистрационных свидетельств. Процедура ликвидации юридического лица (следующая за принятием решения о его ликвидации) здесь не применима.
"Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)"Нормы Кодекса о ликвидации юридического лица не могут быть применены в отношении граждан - предпринимателей в силу особенностей их правового положения как субъектов предпринимательской деятельности. Эти особенности учтены в Законе РСФСР "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью" и в Положении о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 08.07.94 N 1482. В названных актах предусмотрены случаи и основания аннулирования свидетельств о государственной регистрации физических лиц в качестве предпринимателей и прекращении в связи с этим их предпринимательской деятельности, проводившейся на основании соответствующих регистрационных свидетельств. Процедура ликвидации юридического лица (следующая за принятием решения о его ликвидации) здесь не применима.
Федеральный закон от 07.05.2013 N 78-ФЗ
(ред. от 14.10.2024)
"Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации"1. Уполномоченный в субъекте Российской Федерации рассматривает жалобы субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных в органе, осуществляющем государственную регистрацию на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и жалобы субъектов предпринимательской деятельности, права и законные интересы которых были нарушены на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (далее также - заявители), на решения или действия (бездействие) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, нарушающие права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности.
(ред. от 14.10.2024)
"Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации"1. Уполномоченный в субъекте Российской Федерации рассматривает жалобы субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных в органе, осуществляющем государственную регистрацию на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и жалобы субъектов предпринимательской деятельности, права и законные интересы которых были нарушены на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (далее также - заявители), на решения или действия (бездействие) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, нарушающие права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью"
(том 2)
(под ред. И.С. Шиткиной)
("Статут", 2021)По состоянию на 1 марта 1998 г. порядок регистрации определялся Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации". Согласно п. 6 данного Положения для государственной регистрации представлялись заявление, составленное по установленной форме, и документ об уплате регистрационного сбора. В случае преобразования общества (товарищества), вызванного необходимостью приведения его формы в соответствие с новым законодательством, уплаты регистрационного сбора и представления документа о его уплате не требовалось.
(том 2)
(под ред. И.С. Шиткиной)
("Статут", 2021)По состоянию на 1 марта 1998 г. порядок регистрации определялся Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации". Согласно п. 6 данного Положения для государственной регистрации представлялись заявление, составленное по установленной форме, и документ об уплате регистрационного сбора. В случае преобразования общества (товарищества), вызванного необходимостью приведения его формы в соответствие с новым законодательством, уплаты регистрационного сбора и представления документа о его уплате не требовалось.
Статья: К вопросу о праве граждан на осуществление предпринимательской деятельности
(Лебедева Е.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 11)В связи с этим весьма неоднозначными представляются позиции судов, указывающих на то, что "государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, являясь условием реализации права на осуществление предпринимательской деятельности, в содержательном плане входит в категорию "правоспособность" <5>. В данном случае наблюдается противоречие. С одной стороны, суд соглашается с тем, что право на занятие предпринимательской деятельности является частью правоспособности (которая в силу закона возникает с момента рождения), а с другой стороны, суд отмечает, что требуется государственная регистрация статуса субъекта предпринимательской деятельности (что фактически влечет возможность реализации этого права не с момента рождения, а с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого лица).
(Лебедева Е.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 11)В связи с этим весьма неоднозначными представляются позиции судов, указывающих на то, что "государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, являясь условием реализации права на осуществление предпринимательской деятельности, в содержательном плане входит в категорию "правоспособность" <5>. В данном случае наблюдается противоречие. С одной стороны, суд соглашается с тем, что право на занятие предпринимательской деятельности является частью правоспособности (которая в силу закона возникает с момента рождения), а с другой стороны, суд отмечает, что требуется государственная регистрация статуса субъекта предпринимательской деятельности (что фактически влечет возможность реализации этого права не с момента рождения, а с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого лица).
Статья: Обжалование извещений органов ЗАГС об отказе в совершении регистрационных и иных юридически значимых действий при осуществлении судебного контроля в гражданском и административном судопроизводстве
(Лобурев С.Н.)
("Российский судья", 2021, N 12)Федеральная налоговая служба в части осуществления государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности - решение об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, в государственной регистрации изменений и дополнений в учредительные документы юридических лиц <3>.
(Лобурев С.Н.)
("Российский судья", 2021, N 12)Федеральная налоговая служба в части осуществления государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности - решение об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, в государственной регистрации изменений и дополнений в учредительные документы юридических лиц <3>.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)1) регулятивная административно-публичная деятельность, целью осуществления которой является нормативно-правовое или правоприменительное обеспечение предоставления (возложения) и реализации (использования и исполнения) их прав и обязанностей (установление правил оказания различных гражданско-правовых и публичных услуг, правил получения государственных льгот, социальной помощи, оказание публичных услуг социально-культурного характера, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности и т.п.);
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)1) регулятивная административно-публичная деятельность, целью осуществления которой является нормативно-правовое или правоприменительное обеспечение предоставления (возложения) и реализации (использования и исполнения) их прав и обязанностей (установление правил оказания различных гражданско-правовых и публичных услуг, правил получения государственных льгот, социальной помощи, оказание публичных услуг социально-культурного характера, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности и т.п.);
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью"
(том 1)
(под ред. И.С. Шиткиной)
("Статут", 2021)Необходимость указания на вид нормативного правового акта (закон) была вызвана тем обстоятельством, что на момент принятия Закона об ООО порядок государственной регистрации регламентировался подзаконным нормативным правовым актом - Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации". Это создавало теоретические и практические проблемы реализации принципа верховенства закона, закрепленного в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ. Прямое указание на то, что отношения по государственной регистрации юридических лиц могут регламентироваться законом, исключает возможность "подзаконного нормотворчества" <1>. Это придает большую определенность правовому регулированию отношений по созданию юридических лиц, предоставляет участникам правовых отношений гарантии от произвола чиновников. В дальнейшем нормы ст. 13 Закона об ООО и ст. 13 Закона об АО были повторены в ст. 51 ГК РФ.
(том 1)
(под ред. И.С. Шиткиной)
("Статут", 2021)Необходимость указания на вид нормативного правового акта (закон) была вызвана тем обстоятельством, что на момент принятия Закона об ООО порядок государственной регистрации регламентировался подзаконным нормативным правовым актом - Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации". Это создавало теоретические и практические проблемы реализации принципа верховенства закона, закрепленного в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ. Прямое указание на то, что отношения по государственной регистрации юридических лиц могут регламентироваться законом, исключает возможность "подзаконного нормотворчества" <1>. Это придает большую определенность правовому регулированию отношений по созданию юридических лиц, предоставляет участникам правовых отношений гарантии от произвола чиновников. В дальнейшем нормы ст. 13 Закона об ООО и ст. 13 Закона об АО были повторены в ст. 51 ГК РФ.