Государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 25 "Основания для возврата заявления и документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, без рассмотрения" Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости""Указанная норма права не содержит такого основания для возврата документов без рассмотрения как подача заявления о государственной регистрации права без одновременного подачи заявления об осуществлении государственного кадастрового учета."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4. В ч. 4 комментируемой статьи перечислены случаи, когда осуществляется только государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4. В ч. 4 комментируемой статьи перечислены случаи, когда осуществляется только государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета.
Статья: Обзор правовых позиций Федеральной нотариальной палаты по отдельным вопросам, возникшим в нотариальной практике в 2021 году
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Одновременно с этим следует учитывать, что пунктом 5 части 3 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" закреплено право нотариуса подавать заявление о государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета при государственной регистрации права на объект недвижимости, возникшего на основании любой нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, либо по заявлению любой стороны нотариально удостоверенной сделки. Содержание указанной нормы соотносится с положениями статьи 15 Основ, согласно которым нотариус наделен правом представлять в установленных федеральным законом случаях и порядке заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые документы в орган регистрации прав.
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Одновременно с этим следует учитывать, что пунктом 5 части 3 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" закреплено право нотариуса подавать заявление о государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета при государственной регистрации права на объект недвижимости, возникшего на основании любой нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, либо по заявлению любой стороны нотариально удостоверенной сделки. Содержание указанной нормы соотносится с положениями статьи 15 Основ, согласно которым нотариус наделен правом представлять в установленных федеральным законом случаях и порядке заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые документы в орган регистрации прав.
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. Государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с:
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. Государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с:
<Письмо> Росреестра от 16.12.2020 N 14-17819/20@
<О государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета>ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
<О государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета>ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)В п. п. 4, 4.1 ч. 2 ст. 15 Закона N 218-ФЗ установлено, что при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению:
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)В п. п. 4, 4.1 ч. 2 ст. 15 Закона N 218-ФЗ установлено, что при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению:
Статья: Создание нового объекта недвижимости: публичное и гражданское законодательство
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2022, N 4)С термином "изменение характеристик" более или менее ясно, он заимствован из совокупности градостроительного и регистрационного законодательства и означает реконструкцию, меняющую параметры первоначального объекта, требующую изменения данных, содержащихся в ЕГРН. На первый взгляд, не ясна формулировка п. 3 ст. 141.3 ГК РФ, согласно которой изменение характеристик здания или сооружения не влечет образования новых зданий или сооружений, если иное не установлено законом. То есть согласно новой редакции ГК РФ в результате реконструкции новый объект недвижимости появиться не может. Вместе с тем, как уже говорилось выше, вопрос о возникновении нового объекта недвижимости в результате реконструкции до появления главы 6.1 ГК РФ являлся прерогативой Закона N 218-ФЗ, который в п. 1 ч. 5 ст. 14 указывает, что государственный кадастровый учет без одновременной государственной регистрации прав осуществляется в связи с созданием или реконструкцией объекта недвижимости (за исключением случаев, если в результате реконструкции объекта недвижимости образованы новые объекты недвижимости). Таким образом, в тексте Закона N 218-ФЗ прямо говорится о возможности образования нового объекта недвижимости в результате реконструкции. Естественно, возникает вопрос: коллизия норм ГК РФ и Закона N 218-ФЗ реальная или мнимая? Для ответа на этот вопрос можно воспользоваться диспозитивностью формулировки п. 3 ст. 141.3 ГК РФ "если иное не установлено законом". Если рассматривать п. 3 ст. 141.3 ГК РФ в контексте ч. 6 ст. 40 Закона N 218-ФЗ, то можно прийти к выводу, что коллизия мнимая. Согласно ч. 6 ст. 40 если ранее был осуществлен государственный кадастровый учет расположенных в здании, сооружении помещений, машино-мест, при государственном кадастровом учете изменений характеристик здания, сооружения, в результате реконструкции которых изменены параметры здания, сооружения (количество этажей, площадь, высота, произведены надстройка, перестройка), одновременно осуществляется государственный кадастровый учет помещений, машино-мест в связи с созданием или образованием новых помещений, машино-мест, расположенных в реконструируемом здании, сооружении. Таким образом, согласно данной норме в результате изменения характеристик здания, сооружения, в котором вещные права зарегистрированы на помещения, машино-места, нового здания, сооружения как объекта недвижимости не возникает, а возникают новые помещения, машино-места. Если же вещные права зарегистрированы на здание, сооружение, то в результате изменения их характеристик образуются новые здания, помещения.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2022, N 4)С термином "изменение характеристик" более или менее ясно, он заимствован из совокупности градостроительного и регистрационного законодательства и означает реконструкцию, меняющую параметры первоначального объекта, требующую изменения данных, содержащихся в ЕГРН. На первый взгляд, не ясна формулировка п. 3 ст. 141.3 ГК РФ, согласно которой изменение характеристик здания или сооружения не влечет образования новых зданий или сооружений, если иное не установлено законом. То есть согласно новой редакции ГК РФ в результате реконструкции новый объект недвижимости появиться не может. Вместе с тем, как уже говорилось выше, вопрос о возникновении нового объекта недвижимости в результате реконструкции до появления главы 6.1 ГК РФ являлся прерогативой Закона N 218-ФЗ, который в п. 1 ч. 5 ст. 14 указывает, что государственный кадастровый учет без одновременной государственной регистрации прав осуществляется в связи с созданием или реконструкцией объекта недвижимости (за исключением случаев, если в результате реконструкции объекта недвижимости образованы новые объекты недвижимости). Таким образом, в тексте Закона N 218-ФЗ прямо говорится о возможности образования нового объекта недвижимости в результате реконструкции. Естественно, возникает вопрос: коллизия норм ГК РФ и Закона N 218-ФЗ реальная или мнимая? Для ответа на этот вопрос можно воспользоваться диспозитивностью формулировки п. 3 ст. 141.3 ГК РФ "если иное не установлено законом". Если рассматривать п. 3 ст. 141.3 ГК РФ в контексте ч. 6 ст. 40 Закона N 218-ФЗ, то можно прийти к выводу, что коллизия мнимая. Согласно ч. 6 ст. 40 если ранее был осуществлен государственный кадастровый учет расположенных в здании, сооружении помещений, машино-мест, при государственном кадастровом учете изменений характеристик здания, сооружения, в результате реконструкции которых изменены параметры здания, сооружения (количество этажей, площадь, высота, произведены надстройка, перестройка), одновременно осуществляется государственный кадастровый учет помещений, машино-мест в связи с созданием или образованием новых помещений, машино-мест, расположенных в реконструируемом здании, сооружении. Таким образом, согласно данной норме в результате изменения характеристик здания, сооружения, в котором вещные права зарегистрированы на помещения, машино-места, нового здания, сооружения как объекта недвижимости не возникает, а возникают новые помещения, машино-места. Если же вещные права зарегистрированы на здание, сооружение, то в результате изменения их характеристик образуются новые здания, помещения.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Лица, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав, определены в ст. 15 комментируемого Закона, в т.ч.: при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно (ч. 1); при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав (ч. 2); при осуществлении государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета (ч. 3).
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Лица, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав, определены в ст. 15 комментируемого Закона, в т.ч.: при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно (ч. 1); при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав (ч. 2); при осуществлении государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета (ч. 3).
Статья: Лента Мебиуса российского законодательства
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2021, N 11)Несколько сложнее дело обстоит с наследованием. Если у наследодателя был документ, из которого следует, что земельный участок входит в состав наследственной массы (был предоставлен наследодателю на праве собственности или праве пожизненного наследуемого владения), но права на него не были зарегистрированы и он не был поставлен на кадастровый учет, нотариус не вправе отказать наследнику в выдаче свидетельства о наследстве из опасения, что Росреестр откажет в регистрации. В идеале было бы желательно, чтобы на основании правоустанавливающего документа наследодателя нотариус выдавал свидетельство о наследстве, а наследники подавали бы в Росреестр заявление о постановке на государственный кадастровый учет и регистрации прав на наследуемый земельный участок. Косвенным образом об этом говорит и ЗК РФ, указывая, что индивидуально-определенными характеристиками должен обладать земельный участок, являющийся объектом отношений, регулируемых ЗК РФ, а наследственные отношения ЗК РФ не регулирует. Однако на практике большинство нотариусов не выдают свидетельство о наследстве на земельный участок, пока он не будет поставлен наследником на государственный кадастровый учет, ссылаясь на п. 5 ч. 3 ст. 15 Закона о государственной регистрации недвижимости, в соответствии с которым государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению нотариуса при государственной регистрации права на объект недвижимости, возникшего на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом действия. Сложно представить, что под "иным совершаемым нотариусом действием" законодатель понимает оформление наследства с выдачей свидетельства о наследстве. Вместе с тем приходится констатировать, что применительно к земельным участкам, входящим в состав наследственной массы, наблюдается коллизия гражданского и регистрационного законодательства.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2021, N 11)Несколько сложнее дело обстоит с наследованием. Если у наследодателя был документ, из которого следует, что земельный участок входит в состав наследственной массы (был предоставлен наследодателю на праве собственности или праве пожизненного наследуемого владения), но права на него не были зарегистрированы и он не был поставлен на кадастровый учет, нотариус не вправе отказать наследнику в выдаче свидетельства о наследстве из опасения, что Росреестр откажет в регистрации. В идеале было бы желательно, чтобы на основании правоустанавливающего документа наследодателя нотариус выдавал свидетельство о наследстве, а наследники подавали бы в Росреестр заявление о постановке на государственный кадастровый учет и регистрации прав на наследуемый земельный участок. Косвенным образом об этом говорит и ЗК РФ, указывая, что индивидуально-определенными характеристиками должен обладать земельный участок, являющийся объектом отношений, регулируемых ЗК РФ, а наследственные отношения ЗК РФ не регулирует. Однако на практике большинство нотариусов не выдают свидетельство о наследстве на земельный участок, пока он не будет поставлен наследником на государственный кадастровый учет, ссылаясь на п. 5 ч. 3 ст. 15 Закона о государственной регистрации недвижимости, в соответствии с которым государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению нотариуса при государственной регистрации права на объект недвижимости, возникшего на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом действия. Сложно представить, что под "иным совершаемым нотариусом действием" законодатель понимает оформление наследства с выдачей свидетельства о наследстве. Вместе с тем приходится констатировать, что применительно к земельным участкам, входящим в состав наследственной массы, наблюдается коллизия гражданского и регистрационного законодательства.
Статья: Обновлены правила перевода помещений из жилого в нежилое и наоборот
(Зеленая У.)
("Жилищное право", 2024, N 3)Также в часть 2 этой статьи вносятся изменения и дополняются еще одним пунктом, когда при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению:
(Зеленая У.)
("Жилищное право", 2024, N 3)Также в часть 2 этой статьи вносятся изменения и дополняются еще одним пунктом, когда при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению:
"Доверительное управление наследственным имуществом: монография"
("Проспект", 2025)Согласно п. 3 ч. 3 ст. 15 названного Закона государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не предусмотрено законом. То есть после учреждения доверительного управления наследством в виде недвижимости нотариус и доверительный управляющий должны обратиться в уполномоченный орган (Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии) с заявлением о регистрации передачи объекта договора в доверительное управление.
("Проспект", 2025)Согласно п. 3 ч. 3 ст. 15 названного Закона государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не предусмотрено законом. То есть после учреждения доверительного управления наследством в виде недвижимости нотариус и доверительный управляющий должны обратиться в уполномоченный орган (Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии) с заявлением о регистрации передачи объекта договора в доверительное управление.