Государственная регистрация объектов культурного наследия
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственная регистрация объектов культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 7 "Состав и правила ведения Единого государственного реестра недвижимости" Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости""Руководствуясь положениями статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), разъяснениями, содержащимися в пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", установив, что изменение количества окон по фасадной части здания произведено с нарушением установленного порядка, суд первой инстанции пришел к выводу, что действия Управления, выраженные во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об уточнении поэтажного плана с кадастровым номером 73:24:041903:629, по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Гончарова, д. 38/8, пом. 1-го этажа 28, 30 - 32, 35, 36, 106, 107, 131, 2021-10-05, в части внесения графической части технического плана помещения, на которой указаны 4 оконных заполнения, являются незаконными."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Основное различие между указанными договорами проводится по признаку возмездности, который предопределяет особенности регулирования прав и обязанностей сторон в том и другом договорах, пределы ответственности и т.п. Регистрировать нужно только договоры ссуды объектов культурного наследия и договоры ссуды земельных участков, заключенные на год и более (п. 3 ст. 689 ГК РФ, п. 2 ст. 609 ГК РФ, ч. 9 ст. 51 Закона о государственной регистрации недвижимости, п. 2 ст. 26 ЗК РФ). Согласно ч. 9 комментируемой статьи при государственной регистрации безвозмездного пользования (ссуды) объектом культурного наследия, включенным в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также во всех иных случаях, предусмотренных законом, когда договор безвозмездного пользования (ссуды) недвижимым имуществом подлежит государственной регистрации, применяются правила, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Основное различие между указанными договорами проводится по признаку возмездности, который предопределяет особенности регулирования прав и обязанностей сторон в том и другом договорах, пределы ответственности и т.п. Регистрировать нужно только договоры ссуды объектов культурного наследия и договоры ссуды земельных участков, заключенные на год и более (п. 3 ст. 689 ГК РФ, п. 2 ст. 609 ГК РФ, ч. 9 ст. 51 Закона о государственной регистрации недвижимости, п. 2 ст. 26 ЗК РФ). Согласно ч. 9 комментируемой статьи при государственной регистрации безвозмездного пользования (ссуды) объектом культурного наследия, включенным в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также во всех иных случаях, предусмотренных законом, когда договор безвозмездного пользования (ссуды) недвижимым имуществом подлежит государственной регистрации, применяются правила, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи.
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)9. К государственной регистрации безвозмездного пользования (ссуды) объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленным объектом культурного наследия, иным объектом недвижимого имущества, безвозмездное пользование (ссуда) которым подлежит государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, применяются правила, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)9. К государственной регистрации безвозмездного пользования (ссуды) объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленным объектом культурного наследия, иным объектом недвижимого имущества, безвозмездное пользование (ссуда) которым подлежит государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, применяются правила, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)3) в срок не более чем пять рабочих дней со дня государственной регистрации права на объект культурного наследия, земельный участок в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, и сделок с ними представляет на безвозмездной основе в федеральный орган охраны объектов культурного наследия документ, содержащий сведения:
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)3) в срок не более чем пять рабочих дней со дня государственной регистрации права на объект культурного наследия, земельный участок в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, и сделок с ними представляет на безвозмездной основе в федеральный орган охраны объектов культурного наследия документ, содержащий сведения:
Статья: Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом (ст. 170 УК Российской Федерации): актуальное толкование и пути совершенствования
(Шишко И.В., Богданова И.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 4)Следует обратить внимание на то, что норма о регистрации аренды расположена в статье, посвященной особенностям государственной регистрации не только аренды недвижимого имущества, но и найма жилого помещения и безвозмездного пользования (ссуды) недвижимым имуществом. В отличие от аренды требование о государственной регистрации найма сформулировано более точно. В частности, в силу п. 2 ст. 674 ГК РФ "ограничение (обременение) права собственности на жилое помещение, возникающее на основании договора найма такого жилого помещения, заключенного на срок не менее года, подлежит государственной регистрации", а к договорам безвозмездного пользования (ссуды) недвижимыми объектами культурного наследия применяются правила, предусмотренные ст. 609 ГК РФ о договоре аренды (п. 3 ст. 689 ГК РФ).
(Шишко И.В., Богданова И.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 4)Следует обратить внимание на то, что норма о регистрации аренды расположена в статье, посвященной особенностям государственной регистрации не только аренды недвижимого имущества, но и найма жилого помещения и безвозмездного пользования (ссуды) недвижимым имуществом. В отличие от аренды требование о государственной регистрации найма сформулировано более точно. В частности, в силу п. 2 ст. 674 ГК РФ "ограничение (обременение) права собственности на жилое помещение, возникающее на основании договора найма такого жилого помещения, заключенного на срок не менее года, подлежит государственной регистрации", а к договорам безвозмездного пользования (ссуды) недвижимыми объектами культурного наследия применяются правила, предусмотренные ст. 609 ГК РФ о договоре аренды (п. 3 ст. 689 ГК РФ).
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В часть 9 комментируемой статьи вошла норма, аналогичная той, которая устанавливалась в п. 4 названной выше статьи 26 Закона 1997 г. о регистрации (пункт введен Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ) и согласно которой к государственной регистрации безвозмездного пользования (ссуды) объектом культурного наследия, включенным в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, выявленным объектом культурного наследия применяются правила, предусмотренные пунктами 1 - 3 этой статьи.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В часть 9 комментируемой статьи вошла норма, аналогичная той, которая устанавливалась в п. 4 названной выше статьи 26 Закона 1997 г. о регистрации (пункт введен Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ) и согласно которой к государственной регистрации безвозмездного пользования (ссуды) объектом культурного наследия, включенным в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, выявленным объектом культурного наследия применяются правила, предусмотренные пунктами 1 - 3 этой статьи.
Статья: Споры о последствиях несогласования существенных условий о требованиях в отношении объектов культурного наследия
(Александрова М.А., Скудицкая М.В.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)Приведенные положения были включены в текст Закона об ОКН в 2014 году и вступили в силу в январе 2015 года <2>. Данные положения стали частью большого массива новелл, направленных на совершенствование правовых механизмов охраны объектов культурного наследия и превенцию нарушений в этой сфере. Так, был существенно изменен подход законодателя к требованиям в отношении соответствующих объектов в целом и к требованиям, содержащимся в охранных обязательствах, в частности. Закон об ОКН в редакции до 2015 года содержал норму, согласно которой при государственной регистрации права собственности собственник принимал на себя указанные в охранном обязательстве обязанности по сохранению объекта культурного наследия (статья 48), а также норму, которая предусматривала, что обязательным условием заключения договора аренды объекта культурного наследия является охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия (статья 55). Системно толкуя указанные положения старой редакции Закона об ОКН, судебная практика квалифицировала охранные обязательства как гражданско-правовые договоры, обязательные для заключения. Поскольку охранное обязательство признавалось гражданско-правовой сделкой, в случае изменения собственника или пользователя объекта культурного наследия условия охранного обязательства на нового правообладателя автоматически не распространялись. По этой причине органы охраны вынуждены были постоянно понуждать правообладателей к заключению охранных обязательств в судебном порядке.
(Александрова М.А., Скудицкая М.В.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)Приведенные положения были включены в текст Закона об ОКН в 2014 году и вступили в силу в январе 2015 года <2>. Данные положения стали частью большого массива новелл, направленных на совершенствование правовых механизмов охраны объектов культурного наследия и превенцию нарушений в этой сфере. Так, был существенно изменен подход законодателя к требованиям в отношении соответствующих объектов в целом и к требованиям, содержащимся в охранных обязательствах, в частности. Закон об ОКН в редакции до 2015 года содержал норму, согласно которой при государственной регистрации права собственности собственник принимал на себя указанные в охранном обязательстве обязанности по сохранению объекта культурного наследия (статья 48), а также норму, которая предусматривала, что обязательным условием заключения договора аренды объекта культурного наследия является охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия (статья 55). Системно толкуя указанные положения старой редакции Закона об ОКН, судебная практика квалифицировала охранные обязательства как гражданско-правовые договоры, обязательные для заключения. Поскольку охранное обязательство признавалось гражданско-правовой сделкой, в случае изменения собственника или пользователя объекта культурного наследия условия охранного обязательства на нового правообладателя автоматически не распространялись. По этой причине органы охраны вынуждены были постоянно понуждать правообладателей к заключению охранных обязательств в судебном порядке.