Государственная программа «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков»
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственная программа «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Цифровые финансовые активы: налоговые последствия хозяйственных операций
(Садовская Т.Д., Попкова Ж.Г.)
("Финансовое право", 2023, N 9)<3> Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 01.10.2021 N 2765-р) // СПС "Гарант"; паспорт национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика РФ" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7) // СПС "КонсультантПлюс"; Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 320 "Об утверждении государственной программы РФ "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" // СПС "КонсультантПлюс"; поручение Правительства РФ "О решениях по итогам стратегической сессии по развитию отечественной финансовой системы" от 13 сентября 2022 г. // СПС "КонсультантПлюс"; Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2022 г. N 4355-р "Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 г." // СПС "КонсультантПлюс"; Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 г. и период 2024 и 2025 годов (разработаны Банком России) // СПС "КонсультантПлюс"; Финансовый рынок: новые задачи в современных условиях (доклад для общественных консультаций, 2022 г.). URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/139354/financial_market_20220804.pdf (дата обращения: 01.07.2023).
(Садовская Т.Д., Попкова Ж.Г.)
("Финансовое право", 2023, N 9)<3> Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 01.10.2021 N 2765-р) // СПС "Гарант"; паспорт национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика РФ" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7) // СПС "КонсультантПлюс"; Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 320 "Об утверждении государственной программы РФ "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" // СПС "КонсультантПлюс"; поручение Правительства РФ "О решениях по итогам стратегической сессии по развитию отечественной финансовой системы" от 13 сентября 2022 г. // СПС "КонсультантПлюс"; Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2022 г. N 4355-р "Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 г." // СПС "КонсультантПлюс"; Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 г. и период 2024 и 2025 годов (разработаны Банком России) // СПС "КонсультантПлюс"; Финансовый рынок: новые задачи в современных условиях (доклад для общественных консультаций, 2022 г.). URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/139354/financial_market_20220804.pdf (дата обращения: 01.07.2023).
Статья: Правовой инструментарий достижения сбалансированности бюджета: новые акценты и тренды
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2023, N 2)<27> В приложении N 1 к Государственной программе РФ "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" (в редакции Постановления Правительства РФ от 20.12.2020 N 2386) установлен уровень структурного дефицита федерального бюджета в 2022 - 2024 гг. в размере не более 0,5% ВВП, что соответствует количественным ограничениям, применяемым в международной практике.
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2023, N 2)<27> В приложении N 1 к Государственной программе РФ "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" (в редакции Постановления Правительства РФ от 20.12.2020 N 2386) установлен уровень структурного дефицита федерального бюджета в 2022 - 2024 гг. в размере не более 0,5% ВВП, что соответствует количественным ограничениям, применяемым в международной практике.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.11.2024 N 419-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"Государственная программа Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков"
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"Государственная программа Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков"
Статья: О дивидендной политике компаний с государственным участием
(Павлов А.Ю., Данилов И.А.)
("Финансовое право", 2022, N 9)Пока проблему предлагается разрешать в рамках подпрограммы "Управление федеральным имуществом" государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 320 <11>, где изначально был установлен такой показатель, как "доля хозяйственных обществ, права акционера (участника) в которых осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, обеспечивших перечисление дивидендных выплат (распределение прибыли между участниками) в размере не менее 50 процентов чистой прибыли, в общем количестве таких хозяйственных обществ" с плановыми значениями на период до 2024 г., когда этому показателю должны были соответствовать 95% компаний с государственным участием. Однако в 2021 г. эти показатели были скорректированы и в качестве программной цели было сформулировано "обеспечение к 2030 году роста доходов от дивидендных выплат хозяйственных обществ, права акционера (участника) в которых осуществляет Росимущество, не менее чем в 2,5 раза (к уровню 2021 года)" <12>.
(Павлов А.Ю., Данилов И.А.)
("Финансовое право", 2022, N 9)Пока проблему предлагается разрешать в рамках подпрограммы "Управление федеральным имуществом" государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 320 <11>, где изначально был установлен такой показатель, как "доля хозяйственных обществ, права акционера (участника) в которых осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, обеспечивших перечисление дивидендных выплат (распределение прибыли между участниками) в размере не менее 50 процентов чистой прибыли, в общем количестве таких хозяйственных обществ" с плановыми значениями на период до 2024 г., когда этому показателю должны были соответствовать 95% компаний с государственным участием. Однако в 2021 г. эти показатели были скорректированы и в качестве программной цели было сформулировано "обеспечение к 2030 году роста доходов от дивидендных выплат хозяйственных обществ, права акционера (участника) в которых осуществляет Росимущество, не менее чем в 2,5 раза (к уровню 2021 года)" <12>.
Статья: Нормативное правовое регулирование государственной закупочной сферы в период пандемии COVID-19
(Габбасова В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)<7> Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 320 (ред. от 30.12.2020) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" // СЗ РФ. 2014. N 18 (часть III). Ст. 2166; Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 316 (ред. от 18.12.2020) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" // СЗ РФ. 2014. N 18 (часть II). С. 2162.
(Габбасова В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)<7> Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 320 (ред. от 30.12.2020) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" // СЗ РФ. 2014. N 18 (часть III). Ст. 2166; Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 316 (ред. от 18.12.2020) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" // СЗ РФ. 2014. N 18 (часть II). С. 2162.
Статья: Структура системы бюджетного права в условиях цифровой реальности
(Леонов А.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 3)В целях обеспечения реализации расширенных полномочий Федерального казначейства РФ законодатель также внес изменения в целый ряд федеральных законов иной отраслевой принадлежности <17>. Представляется, что это не первое и не последнее реформирование функциональных задач Федерального казначейства РФ, его учетные, платежные, информационные и контрольные функции подвергаются реформированию в целях перехода от управления бюджетными расходами к управлению результатами уже достаточно продолжительное время <18> в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", принятой 15 апреля 2014 г. <19>.
(Леонов А.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 3)В целях обеспечения реализации расширенных полномочий Федерального казначейства РФ законодатель также внес изменения в целый ряд федеральных законов иной отраслевой принадлежности <17>. Представляется, что это не первое и не последнее реформирование функциональных задач Федерального казначейства РФ, его учетные, платежные, информационные и контрольные функции подвергаются реформированию в целях перехода от управления бюджетными расходами к управлению результатами уже достаточно продолжительное время <18> в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", принятой 15 апреля 2014 г. <19>.
Статья: Инициативное бюджетирование как новая категория бюджетного права
(Рыбакова С.В.)
("Финансовое право", 2022, N 5)Появление термина "инициативное бюджетирование" на уровне государственного регулирования связано с началом реализации в рамках государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков на 2017 год и на плановый период 2018 - 2019 годов", подпрограмма 3 которой "Обеспечение открытости и прозрачности управления общественными финансами" включала Основное мероприятие 3.2 "Реализация проекта "Бюджет для граждан" (Мероприятие 3.2.3 "Разработка проекта Программы развития инициативного бюджетирования в Российской Федерации на среднесрочный период", Контрольное мероприятие 3.2.3.1 "Утверждение Правительственной комиссией по координации деятельности открытого правительства проекта Программы развития инициативного бюджетирования в Российской Федерации на среднесрочный период") <14>.
(Рыбакова С.В.)
("Финансовое право", 2022, N 5)Появление термина "инициативное бюджетирование" на уровне государственного регулирования связано с началом реализации в рамках государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков на 2017 год и на плановый период 2018 - 2019 годов", подпрограмма 3 которой "Обеспечение открытости и прозрачности управления общественными финансами" включала Основное мероприятие 3.2 "Реализация проекта "Бюджет для граждан" (Мероприятие 3.2.3 "Разработка проекта Программы развития инициативного бюджетирования в Российской Федерации на среднесрочный период", Контрольное мероприятие 3.2.3.1 "Утверждение Правительственной комиссией по координации деятельности открытого правительства проекта Программы развития инициативного бюджетирования в Российской Федерации на среднесрочный период") <14>.
Статья: Финансовая культура как составная часть бюджетно-правового статуса гражданина
(Замаратский Л.А.)
("Финансовое право", 2025, N 8)Так, в настоящее время вовлечение институтов гражданского общества в бюджетный процесс определено в качестве целевого ориентира направления (подпрограммы) "Повышение качества управления бюджетным процессом и эффективности управления общественными финансами" Государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 320 (в ред. от 17.09.2024) <1>.
(Замаратский Л.А.)
("Финансовое право", 2025, N 8)Так, в настоящее время вовлечение институтов гражданского общества в бюджетный процесс определено в качестве целевого ориентира направления (подпрограммы) "Повышение качества управления бюджетным процессом и эффективности управления общественными финансами" Государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 320 (в ред. от 17.09.2024) <1>.
Статья: Эффективность использования институтами развития бюджетных средств
(Савин Д.А.)
("Финансовое право", 2023, N 3)<5> В частности, в законодательство были внесены изменения, предполагающие переход к программно-целевому бюджетированию (Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" // СЗ РФ. 2013. N 19. Ст. 2331), Правительством РФ был образован специальный координационный орган для обеспечения согласованных действий федеральных органов власти и органов власти субъектов в целях решения вопросов повышения эффективности бюджетных расходов (Постановление Правительства РФ от 26 августа 2014 г. N 855 (ред. от 27.11.2018) "О Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов" // СЗ РФ. 2014. N 36. Ст. 4846), в рамках одной из государственных программ утверждена отдельная подпрограмма "Обеспечение долгосрочной устойчивости федерального бюджета и повышение эффективности управления общественными финансами" (Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 320 (ред. от 25.04.2020) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" // СЗ РФ. 2014. N 18 (часть III). Ст. 2166), был принят комплексный программный документ, посвященный теме повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на пятилетний период (Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. N 2593-р "Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года" // СЗ РФ. 2014. N 2 (часть II). Ст. 219), был создан такой правовой инструмент, как казначейское сопровождение (Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 244-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия пункта 4 статьи 242.17 Бюджетного кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2021. N 27 (часть I). Ст. 5072).
(Савин Д.А.)
("Финансовое право", 2023, N 3)<5> В частности, в законодательство были внесены изменения, предполагающие переход к программно-целевому бюджетированию (Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" // СЗ РФ. 2013. N 19. Ст. 2331), Правительством РФ был образован специальный координационный орган для обеспечения согласованных действий федеральных органов власти и органов власти субъектов в целях решения вопросов повышения эффективности бюджетных расходов (Постановление Правительства РФ от 26 августа 2014 г. N 855 (ред. от 27.11.2018) "О Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов" // СЗ РФ. 2014. N 36. Ст. 4846), в рамках одной из государственных программ утверждена отдельная подпрограмма "Обеспечение долгосрочной устойчивости федерального бюджета и повышение эффективности управления общественными финансами" (Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 320 (ред. от 25.04.2020) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" // СЗ РФ. 2014. N 18 (часть III). Ст. 2166), был принят комплексный программный документ, посвященный теме повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на пятилетний период (Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. N 2593-р "Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года" // СЗ РФ. 2014. N 2 (часть II). Ст. 219), был создан такой правовой инструмент, как казначейское сопровождение (Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 244-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия пункта 4 статьи 242.17 Бюджетного кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2021. N 27 (часть I). Ст. 5072).
Готовое решение: Каковы полномочия органов власти по распоряжению публичными земельными участками и правила распоряжения ими
(КонсультантПлюс, 2025)Например, в подпрограмме "Управление федеральным имуществом" госпрограммы РФ "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" предусмотрено, что можно повысить качество управления федеральным имуществом и увеличить доходы от его использования, в том числе если сформировать оптимальный состав федеральной недвижимости.
(КонсультантПлюс, 2025)Например, в подпрограмме "Управление федеральным имуществом" госпрограммы РФ "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" предусмотрено, что можно повысить качество управления федеральным имуществом и увеличить доходы от его использования, в том числе если сформировать оптимальный состав федеральной недвижимости.
Статья: Национальные проекты: от управленческих решений до документа стратегического развития
(Садовская Т.Д.)
("Финансовое право", 2022, N 8)<20> См., например: Программа по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, Государственная программа РФ "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков".
(Садовская Т.Д.)
("Финансовое право", 2022, N 8)<20> См., например: Программа по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, Государственная программа РФ "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков".
Статья: Понятие и признаки территориальных преференциальных режимов: конституционно-правовые аспекты институционализации и финансового регулирования
(Онищенко К.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)Так, в утвержденной Правительством РФ государственной программе Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" в составе основных нерешенных проблем в сфере управления общественными финансами указывается на "отсутствие формализованного подхода отбора резидентов и создания территорий с преференциальными режимами" <9>. Задачи по систематизации мер и созданию прозрачных механизмов государственной поддержки, оказываемых инвесторам, на территориях с особым режимом ведения предпринимательской деятельности, а также формированию нового механизма развития территорий с особым режимом ведения предпринимательской деятельности и переформатированию действующих площадок с преференциальными условиями ведения деятельности с учетом нового механизма отнесены к первоочередным в рамках основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2024 г. <10>.
(Онищенко К.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)Так, в утвержденной Правительством РФ государственной программе Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" в составе основных нерешенных проблем в сфере управления общественными финансами указывается на "отсутствие формализованного подхода отбора резидентов и создания территорий с преференциальными режимами" <9>. Задачи по систематизации мер и созданию прозрачных механизмов государственной поддержки, оказываемых инвесторам, на территориях с особым режимом ведения предпринимательской деятельности, а также формированию нового механизма развития территорий с особым режимом ведения предпринимательской деятельности и переформатированию действующих площадок с преференциальными условиями ведения деятельности с учетом нового механизма отнесены к первоочередным в рамках основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2024 г. <10>.
"Контроль за деятельностью акционерного общества: правовое регулирование: монография"
(Патенкова В.Ю.)
("Юстицинформ", 2023)26. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 320 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" // СЗ РФ. 2014. N 18 (часть III). Ст. 2166.
(Патенкова В.Ю.)
("Юстицинформ", 2023)26. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 320 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" // СЗ РФ. 2014. N 18 (часть III). Ст. 2166.