Государственная культурная политика
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственная культурная политика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Современные проблемы реализации государственной национальной политики Российской Федерации: правовой аспект
(Андриченко Л.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)<4> См. Указы Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики", от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" и др.
(Андриченко Л.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)<4> См. Указы Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики", от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" и др.
Нормативные акты
"Параллельный импорт и исчерпание исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Сотрудничество в сфере развития национальной промышленности и импортозамещение: монография"
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Ивлиев Г.П., кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Российской Федерации, профессор Высшей школы государственной культурной политики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, президент Евразийского патентного ведомства Евразийской патентной организации, действительный государственный советник 1-го класса;
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Ивлиев Г.П., кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Российской Федерации, профессор Высшей школы государственной культурной политики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, президент Евразийского патентного ведомства Евразийской патентной организации, действительный государственный советник 1-го класса;
"Налогообложение в области спорта: Учебное пособие для магистратуры"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)Государство способствует развитию физической культуры и спорта, государственная политика в указанной области осуществляется посредством годовой программы. Закон предусматривает, что Правительство РА вносит на рассмотрение Национального собрания РА годовую программу в составе проекта государственного бюджета с отражением суммы ее финансирования в расходах государственного бюджета (ст. 4 Закона РА "О физической культуре").
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)Государство способствует развитию физической культуры и спорта, государственная политика в указанной области осуществляется посредством годовой программы. Закон предусматривает, что Правительство РА вносит на рассмотрение Национального собрания РА годовую программу в составе проекта государственного бюджета с отражением суммы ее финансирования в расходах государственного бюджета (ст. 4 Закона РА "О физической культуре").
Статья: Суверенитет России: смысловое ядро и методология исследования в современных условиях
(Кабышев С.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)6. Одним из определяющих для обеспечения суверенитета России является идейно-смысловой, ценностно-мировоззренческий фактор. В соответствии с изменениями, внесенными в январе 2023 г. в Основы государственной культурной политики (утверждены Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808), категориальный аппарат Основ дополнен понятием культурного суверенитета, под которым понимается совокупность социально-культурных факторов, позволяющих народу и государству формировать свою идентичность, избегать социально-психологической и культурной зависимости от внешнего влияния, быть защищенными от деструктивного идеологического и информационного воздействия, сохранять историческую память, придерживаться традиционных российских духовно-нравственных ценностей. При этом целеполагание государственной культурной политики, согласно Основам, определяется обеспечением приоритетного культурного и гуманитарного развития как основы экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны. Соответственно, категория культурного суверенитета характеризует факторы единого и неделимого суверенитета государства, относящиеся к его социокультурным, ценностно-мировоззренческим, социально-психологическим предпосылкам. Понимание исключительной важности культурной обусловленности государственного суверенитета в современных условиях должно находить адекватное отражение в конституционно-правовой науке, предполагает переход на новый уровень качества доктрины российского конституционализма. Российская юриспруденция в целом должна сосредоточиться на формировании целостной конституционной стратегии суверенного развития российской государственности, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях и приоритетах прогресса, на сопряжении свободы, справедливости и патриотизма.
(Кабышев С.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)6. Одним из определяющих для обеспечения суверенитета России является идейно-смысловой, ценностно-мировоззренческий фактор. В соответствии с изменениями, внесенными в январе 2023 г. в Основы государственной культурной политики (утверждены Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808), категориальный аппарат Основ дополнен понятием культурного суверенитета, под которым понимается совокупность социально-культурных факторов, позволяющих народу и государству формировать свою идентичность, избегать социально-психологической и культурной зависимости от внешнего влияния, быть защищенными от деструктивного идеологического и информационного воздействия, сохранять историческую память, придерживаться традиционных российских духовно-нравственных ценностей. При этом целеполагание государственной культурной политики, согласно Основам, определяется обеспечением приоритетного культурного и гуманитарного развития как основы экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны. Соответственно, категория культурного суверенитета характеризует факторы единого и неделимого суверенитета государства, относящиеся к его социокультурным, ценностно-мировоззренческим, социально-психологическим предпосылкам. Понимание исключительной важности культурной обусловленности государственного суверенитета в современных условиях должно находить адекватное отражение в конституционно-правовой науке, предполагает переход на новый уровень качества доктрины российского конституционализма. Российская юриспруденция в целом должна сосредоточиться на формировании целостной конституционной стратегии суверенного развития российской государственности, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях и приоритетах прогресса, на сопряжении свободы, справедливости и патриотизма.
Статья: К вопросу о принципах государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации: приглашение к научной дискуссии
(Берлизов М.П.)
("Административное право и процесс", 2024, N 10)<5> Сагитов С.Т. О принципах государственной культурной политики // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2016. N 3. С. 15 - 26.
(Берлизов М.П.)
("Административное право и процесс", 2024, N 10)<5> Сагитов С.Т. О принципах государственной культурной политики // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2016. N 3. С. 15 - 26.
Статья: Культура мира: конституционно-правовое обеспечение
(Тетерин А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 9)В Основах государственной культурной политики <15> нет прямых упоминаний о "гражданском мире и согласии", "культуре мира", хотя постановка цели укрепления общероссийской гражданской идентичности, единства и сплоченности российского общества по своему содержанию предполагает и определение механизмов формирования такого единства в сфере культуры. Эта задача должна решаться в рамках образовательной и воспитательной деятельности, поэтому важно не только создать концептуальную культурно-образовательную основу, но и обеспечить координацию деятельности органов публичной власти, гражданского общества для формирования культуры мира.
(Тетерин А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 9)В Основах государственной культурной политики <15> нет прямых упоминаний о "гражданском мире и согласии", "культуре мира", хотя постановка цели укрепления общероссийской гражданской идентичности, единства и сплоченности российского общества по своему содержанию предполагает и определение механизмов формирования такого единства в сфере культуры. Эта задача должна решаться в рамках образовательной и воспитательной деятельности, поэтому важно не только создать концептуальную культурно-образовательную основу, но и обеспечить координацию деятельности органов публичной власти, гражданского общества для формирования культуры мира.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Примечательно, что в последнее время государственная политика по сохранению российских духовно-нравственных ценностей, в том числе и в области русского языка, языков народов Российской Федерации, приобрела совершенно иные акценты <1>. "Защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации, обеспечение соблюдения норм современного русского литературного языка (в том числе недопущение нецензурной лексики) и противодействие излишнему использованию иностранной лексики" обозначены как особое направление и в новой редакции Основ государственной культурной политики <2>. Во исполнение новых принципов был внесен ряд изменений и в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" <3>.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Примечательно, что в последнее время государственная политика по сохранению российских духовно-нравственных ценностей, в том числе и в области русского языка, языков народов Российской Федерации, приобрела совершенно иные акценты <1>. "Защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации, обеспечение соблюдения норм современного русского литературного языка (в том числе недопущение нецензурной лексики) и противодействие излишнему использованию иностранной лексики" обозначены как особое направление и в новой редакции Основ государственной культурной политики <2>. Во исполнение новых принципов был внесен ряд изменений и в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" <3>.
Статья: Защита прав композиторов при публичном исполнении музыкального произведения
(Куропацкая Е.Г.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7)В юридической литературе отмечается несправедливость наличия права на вознаграждение при публичном исполнении аудиовизуального произведения только у композитора из всех авторов, внесших свой творческий вклад в создание аудиовизуального произведения. Не только наличие дополнительных прав, предоставленных композитору, но и диспозитивность норм, регулирующих договорные отношения, ограничение ответственности автора при нарушении обязательств при создании произведения представляются излишними, в первую очередь по экономическим причинам, во вторую - по дифференциации правового регулирования. Однако в статье доказывается, что, предоставляя особые правовые преференции композиторам, государство обеспечивает высокий уровень академического искусства и выполняет свои обязательства в реализации государственной культурной политики.
(Куропацкая Е.Г.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7)В юридической литературе отмечается несправедливость наличия права на вознаграждение при публичном исполнении аудиовизуального произведения только у композитора из всех авторов, внесших свой творческий вклад в создание аудиовизуального произведения. Не только наличие дополнительных прав, предоставленных композитору, но и диспозитивность норм, регулирующих договорные отношения, ограничение ответственности автора при нарушении обязательств при создании произведения представляются излишними, в первую очередь по экономическим причинам, во вторую - по дифференциации правового регулирования. Однако в статье доказывается, что, предоставляя особые правовые преференции композиторам, государство обеспечивает высокий уровень академического искусства и выполняет свои обязательства в реализации государственной культурной политики.
Статья: Об уточнении подхода к разработке мер административного регулирования, применяемых в целях охраны объектов культурного наследия
(Прокошева Е.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Статья посвящена вопросам охраны объектов культурного наследия как важнейшему направлению административного регулирования на федеральном и региональном уровнях, являющемуся одним из приоритетов государственной политики в связи с принятием Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года <*>. Целью настоящего исследования является выработка предложений по повышению эффективности мер административного регулирования во избежание угрозы исчезновения исторически ценных объектов культуры, архитектуры и градостроительства, значительная часть которых находится в неудовлетворительном состоянии. С использованием аналитического, системного, сравнительно-правового методов автором проводится разбор и классификация мер по охране памятников истории и культуры, применяемых в отдельных субъектах Российской Федерации: Нижегородской, Калининградской, Томской областях, Республике Татарстан, на основе которого делается вывод о необходимости комплексного и стандартизированного подхода к регулированию охраны объектов культурного наследия на федеральном уровне на основе внедрения наиболее успешного регионального опыта в целях обеспечения гарантий права граждан на доступ к культурным ценностям. Автор также приходит к выводу о необходимости изменения законодательного подхода к объектам культурного наследия как к объектам инвестиций в целях их активного вовлечения в экономическую и общественную жизнь.
(Прокошева Е.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Статья посвящена вопросам охраны объектов культурного наследия как важнейшему направлению административного регулирования на федеральном и региональном уровнях, являющемуся одним из приоритетов государственной политики в связи с принятием Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года <*>. Целью настоящего исследования является выработка предложений по повышению эффективности мер административного регулирования во избежание угрозы исчезновения исторически ценных объектов культуры, архитектуры и градостроительства, значительная часть которых находится в неудовлетворительном состоянии. С использованием аналитического, системного, сравнительно-правового методов автором проводится разбор и классификация мер по охране памятников истории и культуры, применяемых в отдельных субъектах Российской Федерации: Нижегородской, Калининградской, Томской областях, Республике Татарстан, на основе которого делается вывод о необходимости комплексного и стандартизированного подхода к регулированию охраны объектов культурного наследия на федеральном уровне на основе внедрения наиболее успешного регионального опыта в целях обеспечения гарантий права граждан на доступ к культурным ценностям. Автор также приходит к выводу о необходимости изменения законодательного подхода к объектам культурного наследия как к объектам инвестиций в целях их активного вовлечения в экономическую и общественную жизнь.
"Правовая норма в системе социальных регуляторов"
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)<3> См., например: Указ Президента РФ от 29.05.2020 N 344 "Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года" // СЗ РФ. 2020. N 22. Ст. 3475; Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года" // СЗ РФ. 2017. N 17. Ст. 2546; распоряжение Правительства РФ от 17.01.2020 N 20-р "Об утверждении Стратегии развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года" // СЗ РФ. 2020. N 4. Ст. 410; распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 N 326-р "Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года" // СЗ РФ. 2016. N 11. Ст. 1552.
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)<3> См., например: Указ Президента РФ от 29.05.2020 N 344 "Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года" // СЗ РФ. 2020. N 22. Ст. 3475; Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года" // СЗ РФ. 2017. N 17. Ст. 2546; распоряжение Правительства РФ от 17.01.2020 N 20-р "Об утверждении Стратегии развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года" // СЗ РФ. 2020. N 4. Ст. 410; распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 N 326-р "Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года" // СЗ РФ. 2016. N 11. Ст. 1552.
Статья: Социальный спрос на уголовно-правовую охрану исторического и культурного наследия как фактор, оказывающий влияние на уголовно-правовую политику в указанной сфере
(Халиков И.А.)
("Российский следователь", 2024, N 3)<2> Востряков Л.Е. Государственная культурная политика: от патерналистской к партнерской модели? // Управленческое консультирование. 2011. N 4. С. 141 - 155.
(Халиков И.А.)
("Российский следователь", 2024, N 3)<2> Востряков Л.Е. Государственная культурная политика: от патерналистской к партнерской модели? // Управленческое консультирование. 2011. N 4. С. 141 - 155.