Государственная корпорация роснано
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственная корпорация роснано (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой статус квалифицированных инвесторов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- государственная корпорация "Российская корпорация нанотехнологий", а также юридическое лицо, возникшее в результате ее реорганизации;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- государственная корпорация "Российская корпорация нанотехнологий", а также юридическое лицо, возникшее в результате ее реорганизации;
Статья: Развитие системы юридических лиц в Гражданском кодексе РФ 1994 года
(Суханов Е.А.)
("Закон", 2025, N 1)Особого разговора заслуживают государственные корпорации и публично-правовые компании, статус которых как юридических лиц во многом выведен из-под действия общих норм ГК РФ о юридических лицах и в основном регулируется специальными законами (а некоторых публично-правовых компаний - президентскими указами). Прежде всего следует отметить, что речь идет об унитарных, а не о корпоративных организациях, созданных исключительно Российской Федерацией за счет своего имущества <25>, причем лишь их часть можно считать некоммерческими юридическими лицами в смысле п. 1 ст. 50 ГК РФ. Первой госкорпорацией в 2003 году стало Агентство по страхованию вкладов, в 2007 году было создано сразу шесть госкорпораций: Внешэкономбанк (Банк развития, ВЭБ РФ), Фонд содействия реформированию ЖКХ, Ростехнологии и Росатом (впоследствии госкорпорация "Олимпстрой" была ликвидирована в связи с достижением целей создания, а госкорпорация "Роснано" преобразована в акционерное общество). Позднее к ним добавились госкорпорация "Роскосмос" и государственная компания "Росавтодор" (отличающаяся от госкорпорации только тем, что получила федеральное имущество не в собственность, а в "доверительное управление" на 49 лет).
(Суханов Е.А.)
("Закон", 2025, N 1)Особого разговора заслуживают государственные корпорации и публично-правовые компании, статус которых как юридических лиц во многом выведен из-под действия общих норм ГК РФ о юридических лицах и в основном регулируется специальными законами (а некоторых публично-правовых компаний - президентскими указами). Прежде всего следует отметить, что речь идет об унитарных, а не о корпоративных организациях, созданных исключительно Российской Федерацией за счет своего имущества <25>, причем лишь их часть можно считать некоммерческими юридическими лицами в смысле п. 1 ст. 50 ГК РФ. Первой госкорпорацией в 2003 году стало Агентство по страхованию вкладов, в 2007 году было создано сразу шесть госкорпораций: Внешэкономбанк (Банк развития, ВЭБ РФ), Фонд содействия реформированию ЖКХ, Ростехнологии и Росатом (впоследствии госкорпорация "Олимпстрой" была ликвидирована в связи с достижением целей создания, а госкорпорация "Роснано" преобразована в акционерное общество). Позднее к ним добавились госкорпорация "Роскосмос" и государственная компания "Росавтодор" (отличающаяся от госкорпорации только тем, что получила федеральное имущество не в собственность, а в "доверительное управление" на 49 лет).
Нормативные акты
Справочная информация: "Структура и функции федеральных органов исполнительной власти и управления"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Государственная корпорация "Российская корпорация нанотехнологий"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Государственная корпорация "Российская корпорация нанотехнологий"
Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)
"О рынке ценных бумаг"9.1) государственная корпорация "Российская корпорация нанотехнологий", а также юридическое лицо, возникшее в результате ее реорганизации;
(ред. от 27.10.2025)
"О рынке ценных бумаг"9.1) государственная корпорация "Российская корпорация нанотехнологий", а также юридическое лицо, возникшее в результате ее реорганизации;
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Часть 4 комментируемой статьи также предусматривает право Агентства открывать банковские счета в кредитных организациях на территории России в порядке, установленном законодательством РФ. Данное положение введено с 19 мая 2013 г. Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 81-ФЗ <146>, принятым по вопросу возможности открытия Агентством банковских счетов. Как отмечалось разработчиками проекта указанного Закона, предлагается внести изменение в ч. 4 комментируемой статьи, закрепив предусмотренное пунктом 3 ст. 3 Закона о НКО право НКО в установленном порядке открывать счета в банках на территории России и за ее пределами; аналогичные положения содержатся в федеральных законах, предусматривающих создание других государственных корпораций, например в ст. 2 Федерального закона "О Российской корпорации нанотехнологий", ст. 3 Федерального закона "О банке развития"; указанная норма необходима для развития ССВ в целях реализации положений ст. 38 комментируемого Закона в части инвестирования временно свободных денежных средств ФОСВ в ценные бумаги иностранных эмитентов; кроме того, законопроект предоставит возможность Агентству открывать валютные счета в российских банках, что позволит Агентству приобретать еврооблигации, в том числе эмитированные Россией, характеризующиеся более высокой ликвидностью.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Часть 4 комментируемой статьи также предусматривает право Агентства открывать банковские счета в кредитных организациях на территории России в порядке, установленном законодательством РФ. Данное положение введено с 19 мая 2013 г. Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 81-ФЗ <146>, принятым по вопросу возможности открытия Агентством банковских счетов. Как отмечалось разработчиками проекта указанного Закона, предлагается внести изменение в ч. 4 комментируемой статьи, закрепив предусмотренное пунктом 3 ст. 3 Закона о НКО право НКО в установленном порядке открывать счета в банках на территории России и за ее пределами; аналогичные положения содержатся в федеральных законах, предусматривающих создание других государственных корпораций, например в ст. 2 Федерального закона "О Российской корпорации нанотехнологий", ст. 3 Федерального закона "О банке развития"; указанная норма необходима для развития ССВ в целях реализации положений ст. 38 комментируемого Закона в части инвестирования временно свободных денежных средств ФОСВ в ценные бумаги иностранных эмитентов; кроме того, законопроект предоставит возможность Агентству открывать валютные счета в российских банках, что позволит Агентству приобретать еврооблигации, в том числе эмитированные Россией, характеризующиеся более высокой ликвидностью.
Статья: Экономический анализ права: спорные вопросы теории и практики
(Белых В.С.)
("Предпринимательское право", 2021, N 4)Главная причина, мешающая принятию закона, - это якобы отсутствие стыковочных узлов между положениями законопроекта и ГК РФ. Законопроект об инновационной деятельности оторван от идеологии, понятийного аппарата части четвертой ГК РФ. На наш взгляд, не менее важной причиной служит экономическая составляющая закона. Под этот закон необходимы глобальные финансовые ресурсы. Где их взять? У госкорпорации "Ростех" или же обратиться за помощью к госкорпорации "Роснано"?
(Белых В.С.)
("Предпринимательское право", 2021, N 4)Главная причина, мешающая принятию закона, - это якобы отсутствие стыковочных узлов между положениями законопроекта и ГК РФ. Законопроект об инновационной деятельности оторван от идеологии, понятийного аппарата части четвертой ГК РФ. На наш взгляд, не менее важной причиной служит экономическая составляющая закона. Под этот закон необходимы глобальные финансовые ресурсы. Где их взять? У госкорпорации "Ростех" или же обратиться за помощью к госкорпорации "Роснано"?
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Таким образом, неспособность государственных органов и государственных организаций вести хозяйственную деятельность в том объеме, который необходим для достижения поставленных государством задач, а также недостаточная эффективность коммерческих организаций для реализации публичных целей явились предпосылками поиска новых моделей участия государства в обороте посредством создаваемых им юридических лиц. В связи с этим была предусмотрена возможность учреждения государственных корпораций (далее - госкорпорации) на основании специально принимаемого федерального закона с целью осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Форма государственной корпорации включена в перечень некоммерческих организаций в связи с принятием Федерального закона от 8 июля 1999 г. N 140-ФЗ "О внесении дополнения в федеральный закон "О некоммерческих организациях" <36>. В период с 2003 по 2015 гг. было создано девять госкорпораций <37>. В подчинении некоторых из них находятся хозяйственные общества, государственные унитарные предприятия <38>. Являясь юридическими лицами, госкорпорации вправе осуществлять самостоятельное управление переданными государством пакетами акций акционерных обществ, реализовывать права акционера вне общеобязательных публичных процедур. Например, при создании госкорпорации "Росатом" в качестве имущественного взноса государства переданы 100% акций открытого акционерного общества "Атомный энергопромышленный комплекс", в уставный капитал которого, в свою очередь, были переданы государственные пакеты акций большинства акционерных обществ атомной энергетики и промышленности. В госкорпорацию "Ростех" в качестве имущественного взноса Российской Федерации также переданы акции более 200 открытых акционерных обществ, а также акции преобразуемых в акционерные общества федеральных государственных унитарных предприятий <39>. Органами управления госкорпорации являются наблюдательный совет, генеральный директор и правление. Специальным законом о создании госкорпорации ей могут делегироваться отдельные государственные полномочия <40>. Однако в процессе деятельности данных юридических лиц выявились системные несовершенства их правовой конструкции. Так, при проверках их деятельности в 2009 г. Генеральной прокуратурой РФ, осуществленных по поручению Президента РФ, было выявлено нерациональное использование госкорпорациями переданного государством имущества и финансовых средств, а также незаконное распоряжение имуществом. Это стало возможным вследствие недостатков правового статуса госкорпораций и, как следствие, - непрозрачности их деятельности, нецелевого использования выделенных средств, недостаточных возможностей контроля за ней со стороны государства. Данные факторы являлись предметом обсуждений как в средствах массовой информации <41>, так и в научной литературе <42>. В Концепции развития гражданского законодательства РФ предлагалось законодательно исключить возможность создания госкорпораций. Президент РФ в Послании Федеральному Собранию от 12.11.2009 также отметил, что данная форма в современных условиях бесперспективна. Так, Президент РФ отметил: "Корпорации, которые имеют определенные законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством. В дальнейшем они или сохранятся в государственном секторе... или будут реализованы частным инвесторам" <43>. Как следствие были даны поручения подготовить предложения о порядке и сроках реорганизации действующих в конкурентной среде госкорпораций в акционерные общества <44>. Но такая реорганизация была осуществлена лишь в отношении двух госкорпораций (Российская корпорация нанотехнологий <45> и Государственная корпорация "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" <46>). Другие же госкорпорации, за исключением одной, ликвидированной в связи с достижением целей деятельности и решением поставленных перед ней задач <47>, продолжают функционировать.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Таким образом, неспособность государственных органов и государственных организаций вести хозяйственную деятельность в том объеме, который необходим для достижения поставленных государством задач, а также недостаточная эффективность коммерческих организаций для реализации публичных целей явились предпосылками поиска новых моделей участия государства в обороте посредством создаваемых им юридических лиц. В связи с этим была предусмотрена возможность учреждения государственных корпораций (далее - госкорпорации) на основании специально принимаемого федерального закона с целью осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Форма государственной корпорации включена в перечень некоммерческих организаций в связи с принятием Федерального закона от 8 июля 1999 г. N 140-ФЗ "О внесении дополнения в федеральный закон "О некоммерческих организациях" <36>. В период с 2003 по 2015 гг. было создано девять госкорпораций <37>. В подчинении некоторых из них находятся хозяйственные общества, государственные унитарные предприятия <38>. Являясь юридическими лицами, госкорпорации вправе осуществлять самостоятельное управление переданными государством пакетами акций акционерных обществ, реализовывать права акционера вне общеобязательных публичных процедур. Например, при создании госкорпорации "Росатом" в качестве имущественного взноса государства переданы 100% акций открытого акционерного общества "Атомный энергопромышленный комплекс", в уставный капитал которого, в свою очередь, были переданы государственные пакеты акций большинства акционерных обществ атомной энергетики и промышленности. В госкорпорацию "Ростех" в качестве имущественного взноса Российской Федерации также переданы акции более 200 открытых акционерных обществ, а также акции преобразуемых в акционерные общества федеральных государственных унитарных предприятий <39>. Органами управления госкорпорации являются наблюдательный совет, генеральный директор и правление. Специальным законом о создании госкорпорации ей могут делегироваться отдельные государственные полномочия <40>. Однако в процессе деятельности данных юридических лиц выявились системные несовершенства их правовой конструкции. Так, при проверках их деятельности в 2009 г. Генеральной прокуратурой РФ, осуществленных по поручению Президента РФ, было выявлено нерациональное использование госкорпорациями переданного государством имущества и финансовых средств, а также незаконное распоряжение имуществом. Это стало возможным вследствие недостатков правового статуса госкорпораций и, как следствие, - непрозрачности их деятельности, нецелевого использования выделенных средств, недостаточных возможностей контроля за ней со стороны государства. Данные факторы являлись предметом обсуждений как в средствах массовой информации <41>, так и в научной литературе <42>. В Концепции развития гражданского законодательства РФ предлагалось законодательно исключить возможность создания госкорпораций. Президент РФ в Послании Федеральному Собранию от 12.11.2009 также отметил, что данная форма в современных условиях бесперспективна. Так, Президент РФ отметил: "Корпорации, которые имеют определенные законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством. В дальнейшем они или сохранятся в государственном секторе... или будут реализованы частным инвесторам" <43>. Как следствие были даны поручения подготовить предложения о порядке и сроках реорганизации действующих в конкурентной среде госкорпораций в акционерные общества <44>. Но такая реорганизация была осуществлена лишь в отношении двух госкорпораций (Российская корпорация нанотехнологий <45> и Государственная корпорация "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" <46>). Другие же госкорпорации, за исключением одной, ликвидированной в связи с достижением целей деятельности и решением поставленных перед ней задач <47>, продолжают функционировать.
Статья: Правовые формы реализации гражданской правосубъектности государства
(Суханов Е.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 1)<33> Первоначально в эту группу входила и госкорпорация "Роснано", впоследствии преобразованная в акционерное общество с решающим государственным участием.
(Суханов Е.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 1)<33> Первоначально в эту группу входила и госкорпорация "Роснано", впоследствии преобразованная в акционерное общество с решающим государственным участием.