Государственная Дума избирается сроком на
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственная Дума избирается сроком на (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Избирательные комиссии в механизме защиты политической конкуренции в Российской Федерации
(Галстян Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)Здесь хотелось бы обратить особое внимание на ЦИК РФ, поскольку порядок ее взаимоотношений с федеральными органами власти, как представляется, в наибольшей степени отражает институциональные проблемы обеспечения независимости избирательных комиссий. Так, состоящая из 15 членов ЦИК РФ формируется путем назначения в ее состав по 5 членов Президентом РФ, Государственной Думой РФ и Советом Федерации РФ (ч. 4 ст. 21 Закона N 67-ФЗ). При этом ЦИК РФ организовывает федеральные выборы, по итогам которых определяется состав Государственной Думы РФ нового созыва и вновь избранный глава государства. Хотя срок полномочий ЦИК РФ составляет пять лет и равен сроку, на который избирается Государственная Дума РФ, но не превышает шестилетний срок полномочий Президента РФ. Это означает, что конкретное лицо, занимающее должность главы государства, неизбежно участвует в определении состава избирательной комиссии, которая будет осуществлять организацию очередных выборов президента. Опираясь на принцип формирования Совета Федерации, половина состава которого в силу принадлежности к исполнительной власти субъектов РФ непосредственно контролируется Президентом РФ, Б.Л. Вишневский отмечает, что даже в случае оппозиционной Президенту Государственной Думы РФ Президент гарантированно сохраняет контроль над ЦИК РФ <18>. О том, что единственным потенциальным противовесом главе государства в вопросе независимости ЦИК РФ является Государственная Дума РФ, свидетельствует и укрепление положения Президента РФ в Совете Федерации РФ по итогам внесенных в 2014 г. <19> и 2020 г. <20> поправок к Основному Закону страны. Так, глава государства получил право стать пожизненным сенатором при прекращении полномочий в связи с истечением срока пребывания в должности или досрочно в случае отставки (п. "б" ч. 2 ст. 95 Конституции РФ), а также право назначения до 30 представителей РФ в Совете Федерации РФ, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно (п. "в" ч. 2 ст. 95 Конституции РФ). Из этого следует, что существенное участие Президента РФ в формировании ЦИК РФ не дает оснований полагать, что на сегодня данный орган может быть объективной и нейтральной стороной, способной беспристрастно подходить к вопросам защиты политической конкуренции в масштабе избирательной системы всей страны, в первую очередь на федеральных выборах.
(Галстян Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)Здесь хотелось бы обратить особое внимание на ЦИК РФ, поскольку порядок ее взаимоотношений с федеральными органами власти, как представляется, в наибольшей степени отражает институциональные проблемы обеспечения независимости избирательных комиссий. Так, состоящая из 15 членов ЦИК РФ формируется путем назначения в ее состав по 5 членов Президентом РФ, Государственной Думой РФ и Советом Федерации РФ (ч. 4 ст. 21 Закона N 67-ФЗ). При этом ЦИК РФ организовывает федеральные выборы, по итогам которых определяется состав Государственной Думы РФ нового созыва и вновь избранный глава государства. Хотя срок полномочий ЦИК РФ составляет пять лет и равен сроку, на который избирается Государственная Дума РФ, но не превышает шестилетний срок полномочий Президента РФ. Это означает, что конкретное лицо, занимающее должность главы государства, неизбежно участвует в определении состава избирательной комиссии, которая будет осуществлять организацию очередных выборов президента. Опираясь на принцип формирования Совета Федерации, половина состава которого в силу принадлежности к исполнительной власти субъектов РФ непосредственно контролируется Президентом РФ, Б.Л. Вишневский отмечает, что даже в случае оппозиционной Президенту Государственной Думы РФ Президент гарантированно сохраняет контроль над ЦИК РФ <18>. О том, что единственным потенциальным противовесом главе государства в вопросе независимости ЦИК РФ является Государственная Дума РФ, свидетельствует и укрепление положения Президента РФ в Совете Федерации РФ по итогам внесенных в 2014 г. <19> и 2020 г. <20> поправок к Основному Закону страны. Так, глава государства получил право стать пожизненным сенатором при прекращении полномочий в связи с истечением срока пребывания в должности или досрочно в случае отставки (п. "б" ч. 2 ст. 95 Конституции РФ), а также право назначения до 30 представителей РФ в Совете Федерации РФ, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно (п. "в" ч. 2 ст. 95 Конституции РФ). Из этого следует, что существенное участие Президента РФ в формировании ЦИК РФ не дает оснований полагать, что на сегодня данный орган может быть объективной и нейтральной стороной, способной беспристрастно подходить к вопросам защиты политической конкуренции в масштабе избирательной системы всей страны, в первую очередь на федеральных выборах.
Статья: Депутат
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Закон о выборах депутатов Государственной Думы) выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является третье воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Закон о выборах депутатов Государственной Думы) выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является третье воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва.
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет <20>.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет <20>.
Статья: Парламент Российской Федерации: эволюция организации и функционирования
(Сайбулаева С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)В соответствии с положениями Основного Закона 1993 г. Государственная Дума избиралась на четыре года. Но осенью 2008 г. были приняты поправки к Конституции <8>, вступившие в силу с января 2009 г., согласно которым срок полномочий созыва нижней палаты парламента составляет пять лет. В настоящее время формирование нижней палаты российского парламента регулируется Конституцией России и федеральным законодательством. В поисках оптимальной (для специфики государственно-правового устройства России) формулы порядок формирования Государственной Думы подвергался неоднократному реформированию, в течение данного процесса был осуществлен переход от смешанной к пропорциональной избирательной системе, а затем вновь установлен смешанный порядок формирования нижней палаты российского парламента <9>. Объем полномочий нижней палаты парламента, достаточно стандартный и стабильный, претерпел изменения с принятием поправок к Конституции в 2020 г. Так, на наш взгляд, замена полномочий, определяемых как "согласие на предложенную Президентом РФ кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ", на "утверждение по представлению Президента РФ кандидатуры Председателя Правительства РФ" сокращает объем полномочий Государственной Думы, так как формулировка "утверждение" предполагает отсутствие альтернативного варианта поведения и скорее представляет собой некую формальную процедуру.
(Сайбулаева С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)В соответствии с положениями Основного Закона 1993 г. Государственная Дума избиралась на четыре года. Но осенью 2008 г. были приняты поправки к Конституции <8>, вступившие в силу с января 2009 г., согласно которым срок полномочий созыва нижней палаты парламента составляет пять лет. В настоящее время формирование нижней палаты российского парламента регулируется Конституцией России и федеральным законодательством. В поисках оптимальной (для специфики государственно-правового устройства России) формулы порядок формирования Государственной Думы подвергался неоднократному реформированию, в течение данного процесса был осуществлен переход от смешанной к пропорциональной избирательной системе, а затем вновь установлен смешанный порядок формирования нижней палаты российского парламента <9>. Объем полномочий нижней палаты парламента, достаточно стандартный и стабильный, претерпел изменения с принятием поправок к Конституции в 2020 г. Так, на наш взгляд, замена полномочий, определяемых как "согласие на предложенную Президентом РФ кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ", на "утверждение по представлению Президента РФ кандидатуры Председателя Правительства РФ" сокращает объем полномочий Государственной Думы, так как формулировка "утверждение" предполагает отсутствие альтернативного варианта поведения и скорее представляет собой некую формальную процедуру.
Статья: К вопросу о порядке формирования, составе и структуре Конституционного Собрания Российской Федерации
(Малофеев К.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 4)В законопроекте достаточно подробно расписаны различные процедурные моменты <10>. Так, указывается, что выборы членов Конституционного Собрания РФ назначаются Президентом РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня голосования и подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через два дня после его принятия. Непосредственное выдвижение кандидатов в члены Конституционного Собрания РФ может быть осуществлено путем выдвижения их политическими партиями, имеющими право участвовать в выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ. Федеральный список кандидатов не разбивается на части. В нем должно быть не менее 150 и не более 300 кандидатов. Сроки совершения избирательных действий, установленные законодательством о выборах, могут быть сокращены не более чем наполовину по решению ЦИК РФ.
(Малофеев К.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 4)В законопроекте достаточно подробно расписаны различные процедурные моменты <10>. Так, указывается, что выборы членов Конституционного Собрания РФ назначаются Президентом РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня голосования и подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через два дня после его принятия. Непосредственное выдвижение кандидатов в члены Конституционного Собрания РФ может быть осуществлено путем выдвижения их политическими партиями, имеющими право участвовать в выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ. Федеральный список кандидатов не разбивается на части. В нем должно быть не менее 150 и не более 300 кандидатов. Сроки совершения избирательных действий, установленные законодательством о выборах, могут быть сокращены не более чем наполовину по решению ЦИК РФ.
Статья: Закономерности современных конституционных правоотношений
(Лунгу Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)В-четвертых, конституционные правоотношения занимают центральное место в системе правоотношений. Они охватывают наиболее важные общественные отношения, оказывающие прямо или косвенно влияние на большинство правоотношений в Российской Федерации. Например, получение на выборах в Государственную Думу РФ большинства мандатов позволило поднять в Российской Федерации в кратчайшие сроки пенсионный возраст. Отсутствие конституционного контроля над деятельностью Правительства РФ позволило ему фактически не выполнять задачи, поставленные Президентом РФ и закрепленные в национальных проектах и госпрограммах, в том числе и в социальной сфере. Необходимость качественной реализации конституционных правоотношений прослеживается в Указе Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" <17>, в котором, в соответствии с гуманистическими, социальными и экономическими основами конституционного строя, определены цели и задачи органов исполнительной власти на среднесрочную перспективу.
(Лунгу Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)В-четвертых, конституционные правоотношения занимают центральное место в системе правоотношений. Они охватывают наиболее важные общественные отношения, оказывающие прямо или косвенно влияние на большинство правоотношений в Российской Федерации. Например, получение на выборах в Государственную Думу РФ большинства мандатов позволило поднять в Российской Федерации в кратчайшие сроки пенсионный возраст. Отсутствие конституционного контроля над деятельностью Правительства РФ позволило ему фактически не выполнять задачи, поставленные Президентом РФ и закрепленные в национальных проектах и госпрограммах, в том числе и в социальной сфере. Необходимость качественной реализации конституционных правоотношений прослеживается в Указе Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" <17>, в котором, в соответствии с гуманистическими, социальными и экономическими основами конституционного строя, определены цели и задачи органов исполнительной власти на среднесрочную перспективу.
Статья: О соотношении государственного (политического) режима с иными элементами формы государства
(Кондрашев А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 6)<2> Не секрет, что в России, несмотря на значительные полномочия Государственной Думы, даже парламентская оппозиция не может реально противодействовать инициативам, исходящим от администрации Президента и правящей партии, в силу тотального контроля за лидерами всех парламентских партий. Этот контроль достигается с использованием различных методов: от обычного убеждения до запугивания возбуждением уголовных дел в отношении родственников и близких людей и прямых материальных выгод. Например, ЛДПР получила на функционирование частного, патронируемого лидером партии так называемого Института мировых цивилизаций более 1,5 млрд рублей из федерального бюджета.
(Кондрашев А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 6)<2> Не секрет, что в России, несмотря на значительные полномочия Государственной Думы, даже парламентская оппозиция не может реально противодействовать инициативам, исходящим от администрации Президента и правящей партии, в силу тотального контроля за лидерами всех парламентских партий. Этот контроль достигается с использованием различных методов: от обычного убеждения до запугивания возбуждением уголовных дел в отношении родственников и близких людей и прямых материальных выгод. Например, ЛДПР получила на функционирование частного, патронируемого лидером партии так называемого Института мировых цивилизаций более 1,5 млрд рублей из федерального бюджета.
Статья: Управление многоквартирным домом с привлечением иных управляющих субъектов, формы управления многоквартирным домом
(Курочкин И.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)19 марта 2025 г. был зарегистрирован законопроект N 868907-8 "О внесении изменений в ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части совершенствования управления многоквартирными домами) <20>. Законопроект о внесении изменений в ст. 162 ЖК РФ направлен на устранение правовых коллизий, связанных с краткосрочностью договора управления новостройками между застройщиком и управляющей организацией. Проблема заключается в том, что действующий трехмесячный срок недостаточен для решения ключевых задач: заселения собственников, завершения приемки квартир и формирования волеизъявления жильцов по выбору управляющей организации. Это приводит к автоматической пролонгации договора, судебным спорам о легитимности полномочий управляющей организации и вынужденному выбору управляющей компании через конкурсные процедуры местными властями, что не всегда соответствует интересам собственников. Решение предполагает увеличение срока договора управления до одного года, что позволит обеспечить стабильность в критический период: завершение "донастройки" инженерных систем, формирование экономически обоснованного тарифа на содержание жилья и организацию общего собрания собственников.
(Курочкин И.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)19 марта 2025 г. был зарегистрирован законопроект N 868907-8 "О внесении изменений в ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части совершенствования управления многоквартирными домами) <20>. Законопроект о внесении изменений в ст. 162 ЖК РФ направлен на устранение правовых коллизий, связанных с краткосрочностью договора управления новостройками между застройщиком и управляющей организацией. Проблема заключается в том, что действующий трехмесячный срок недостаточен для решения ключевых задач: заселения собственников, завершения приемки квартир и формирования волеизъявления жильцов по выбору управляющей организации. Это приводит к автоматической пролонгации договора, судебным спорам о легитимности полномочий управляющей организации и вынужденному выбору управляющей компании через конкурсные процедуры местными властями, что не всегда соответствует интересам собственников. Решение предполагает увеличение срока договора управления до одного года, что позволит обеспечить стабильность в критический период: завершение "донастройки" инженерных систем, формирование экономически обоснованного тарифа на содержание жилья и организацию общего собрания собственников.
"Частное право в странах бывшего СССР: итоги 30-летия: сборник статей"
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)После вступления в силу 1 января 1995 г. части первой ГК РФ, буквально после новогодних праздников, С.А. Хохлов собрал совещание с целью мобилизации рабочей группы и окончательной доработки части второй ГК РФ для представления законопроекта Президенту РФ, затем в Государственную Думу и, более того, принятия его до выборов, которые должны были состояться в конце 1995 г. Это был огромный законопроект, включавший в себя более 600 статей и, кстати, предполагавший отмену тысяч действующих на тот момент различных нормативных актов. Уникальная уверенность в себе и коллегах, а также в правоте этого дела придала рабочей группе новые силы.
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)После вступления в силу 1 января 1995 г. части первой ГК РФ, буквально после новогодних праздников, С.А. Хохлов собрал совещание с целью мобилизации рабочей группы и окончательной доработки части второй ГК РФ для представления законопроекта Президенту РФ, затем в Государственную Думу и, более того, принятия его до выборов, которые должны были состояться в конце 1995 г. Это был огромный законопроект, включавший в себя более 600 статей и, кстати, предполагавший отмену тысяч действующих на тот момент различных нормативных актов. Уникальная уверенность в себе и коллегах, а также в правоте этого дела придала рабочей группе новые силы.
Статья: Публичная власть в субъектах РФ: понятие, принципы, система
(Лебедев В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 6)Число депутатов законодательного органа в новом законе также определяется в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта РФ (ч. 6 ст. 7 ФЗ-414). Содержание этой статьи полностью перенесено из ФЗ-184 (ч. 3 ст. 4). Все депутаты субъектов РФ официально замещают государственные должности независимо от того, работают они на постоянной основе или без отрыва от основной деятельности. Допускаются возможности дистанционной работы региональных парламентов (в том числе дистанционного голосования за принимаемые законы). Сенаторы и депутаты Государственной Думы от субъекта РФ, избранные как по партийным спискам, так и по одномандатным округам, смогут участвовать и выступать на заседаниях законодательного органа своего субъекта РФ. Установлен пятилетний срок полномочий регионального парламента.
(Лебедев В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 6)Число депутатов законодательного органа в новом законе также определяется в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта РФ (ч. 6 ст. 7 ФЗ-414). Содержание этой статьи полностью перенесено из ФЗ-184 (ч. 3 ст. 4). Все депутаты субъектов РФ официально замещают государственные должности независимо от того, работают они на постоянной основе или без отрыва от основной деятельности. Допускаются возможности дистанционной работы региональных парламентов (в том числе дистанционного голосования за принимаемые законы). Сенаторы и депутаты Государственной Думы от субъекта РФ, избранные как по партийным спискам, так и по одномандатным округам, смогут участвовать и выступать на заседаниях законодательного органа своего субъекта РФ. Установлен пятилетний срок полномочий регионального парламента.
Статья: Особый порядок уголовного судопроизводства России в отношении отдельной категории лиц и особенности нормативного регулирования их должностного иммунитета
(Ковтун Н.Н.)
("Российская юстиция", 2023, N 11)сенатора РФ, депутата Государственной Думы, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в РФ в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы (ч. 3 ст. 450 УПК).
(Ковтун Н.Н.)
("Российская юстиция", 2023, N 11)сенатора РФ, депутата Государственной Думы, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в РФ в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы (ч. 3 ст. 450 УПК).
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- прекращение гражданства РФ, приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- прекращение гражданства РФ, приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;
Статья: Правовое регулирование взаимоотношений Президента РФ с Федеральным Собранием
(Васильев В.Г.)
("Современное право", 2020, N 12)При этом Конституция РФ предусматривает ряд случаев, когда Государственная Дума не может быть распущена: по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции РФ, в течение года после ее избрания; с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения; в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ. В последней редакции Конституции РФ эта тема продолжена в новом п. 6 ст. 117, согласно которому Государственная Дума не может выразить недоверие Правительству РФ, а Правительство РФ не может ставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ в случаях, когда Государственная Дума не может быть распущена, а также в течение года после назначения Председателя Правительства РФ без утверждения его кандидатуры Государственной Думой [3].
(Васильев В.Г.)
("Современное право", 2020, N 12)При этом Конституция РФ предусматривает ряд случаев, когда Государственная Дума не может быть распущена: по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции РФ, в течение года после ее избрания; с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения; в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ. В последней редакции Конституции РФ эта тема продолжена в новом п. 6 ст. 117, согласно которому Государственная Дума не может выразить недоверие Правительству РФ, а Правительство РФ не может ставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ в случаях, когда Государственная Дума не может быть распущена, а также в течение года после назначения Председателя Правительства РФ без утверждения его кандидатуры Государственной Думой [3].