Гонконг офшорная зона
Подборка наиболее важных документов по запросу Гонконг офшорная зона (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 252 "Расходы. Группировка расходов" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик - производитель лекарственных препаратов на территории РФ закупал сырье у поставщиков, зарегистрированных в офшорных зонах (Британские Виргинские Острова, Гонконг, Кипр, Объединенные Арабские Эмираты). Документооборот с указанными лицами, как установил суд, является формальным, использован обществом в целях завышения закупочных цен и расходов по налогу на прибыль. Инспекция на основании информации, размещенной на сайте, установила, что цены на сырье, экспортируемое из Индии, согласно информации индийских таможен, значительно ниже цен, заявленных налогоплательщиком по контрактам с посредниками, находящимися в офшорных зонах. Кроме того, инспекция установила, что налогоплательщик заключил с одной из офшорных компаний договор займа, право требования по которому было уступлено ею учредителю налогоплательщика, после чего учредитель простил долг налогоплательщику. Налоговый орган пришел к выводу, что заемные средства, полученные налогоплательщиком, в действительности являются его собственными денежными средствами, проведенными через расчетные счета компаний-трейдеров, в связи с чем суммы начисленных процентов по договору займа учтены в составе расходов неправомерно. Суд указал, что налогоплательщик, вовлекая офшорных посредников в схему поставки, таким образом существенно увеличивал стоимость закупаемых товаров, а затем за счет операций по получению займа и прощения долга по нему учредителем вернул себе торговую наценку. По мнению суда, указанные действия привели к неправомерному снижению налоговых обязательств налогоплательщика по налогу на прибыль; суд признал правомерным доначисление налога на прибыль.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик - производитель лекарственных препаратов на территории РФ закупал сырье у поставщиков, зарегистрированных в офшорных зонах (Британские Виргинские Острова, Гонконг, Кипр, Объединенные Арабские Эмираты). Документооборот с указанными лицами, как установил суд, является формальным, использован обществом в целях завышения закупочных цен и расходов по налогу на прибыль. Инспекция на основании информации, размещенной на сайте, установила, что цены на сырье, экспортируемое из Индии, согласно информации индийских таможен, значительно ниже цен, заявленных налогоплательщиком по контрактам с посредниками, находящимися в офшорных зонах. Кроме того, инспекция установила, что налогоплательщик заключил с одной из офшорных компаний договор займа, право требования по которому было уступлено ею учредителю налогоплательщика, после чего учредитель простил долг налогоплательщику. Налоговый орган пришел к выводу, что заемные средства, полученные налогоплательщиком, в действительности являются его собственными денежными средствами, проведенными через расчетные счета компаний-трейдеров, в связи с чем суммы начисленных процентов по договору займа учтены в составе расходов неправомерно. Суд указал, что налогоплательщик, вовлекая офшорных посредников в схему поставки, таким образом существенно увеличивал стоимость закупаемых товаров, а затем за счет операций по получению займа и прощения долга по нему учредителем вернул себе торговую наценку. По мнению суда, указанные действия привели к неправомерному снижению налоговых обязательств налогоплательщика по налогу на прибыль; суд признал правомерным доначисление налога на прибыль.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Контролируемые сделки и взаимозависимые лица: вопросы правоприменительной практики
(Тория Р.А., Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 2)Споры в части трансфертного ценообразования являются одними из интересных и значимых в правоприменительной практике. Первым делом, связанным с контролируемыми сделками и трансфертным ценообразованием, после изменений налогового законодательства считается спор с участием ЗАО "Нефтяная компания "Дулисьма", дело N А40-123426/16-140-106 <15>, который рассматривался в Арбитражном суде г. Москвы. Стоит отметить, что редко Арбитражный суд г. Москвы текст решения делит на разделы, в данном случае суд подробно обосновал каждый раздел и обстоятельства дела. Федеральной налоговой службой (далее - Служба) на основании уведомления налогоплательщика была проведена проверка в соответствии с разд. V.1 Кодекса. Сделки между ЗАО "Нефтяная компания "Дулисьма" и иностранной компанией, зарегистрированной в Гонконге, считались контролируемыми по двум основаниям: 1) внешняя торговля нефтью; 2) на момент проверки Гонконг считался офшорной зоной. Для данных сделок приоритетным является метод ценообразования - метод последующей реализации, который выбрал налогоплательщик. Налоговый орган использовал метод сопоставимых рыночных цен. Сложность применения метода последующей реализации заключается в необходимости использования информации из общедоступных источников при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами и лицами, не являющимися взаимозависимыми. Также необходима информация о наличии информации о конечных покупателях товара и ценах последующей реализации. В данном споре налогоплательщиком не представлены данные о конечных покупателях, ценах последующей реализации, а грузополучателями являлись различные банки. Также отсутствовала информация в общедоступных источниках. Сложность применения метода сопоставимых рыночных цен заключается в том, что необходимо наличие сопоставимой сделки по идентичным или однородным товарам, а также исчерпывающей информации о такой сделке. Сопоставимой может являться сделка, заключенная между налогоплательщиком и лицом, не являющимся взаимозависимым с налогоплательщиком. На запрос Службы компания представила информацию об отсутствии таких сделок. Для определения рыночной цены налоговым органом был получен ответ от информационно-ценового агентства Platt's, в котором указано о допустимости использования котировок при определении рыночных цен. По результатам анализа документов, информации, котировок агентства Platt's Служба пришла к выводу, что рыночной ценой является котировка на нефть сорта "Дубай" плюс дифференциал. При сопоставлении цен выявлено отклонение на 4,23%, что является существенным. Арбитражный суд г. Москвы признал решение налогового органа и выбор метода ценообразования обоснованными.
(Тория Р.А., Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 2)Споры в части трансфертного ценообразования являются одними из интересных и значимых в правоприменительной практике. Первым делом, связанным с контролируемыми сделками и трансфертным ценообразованием, после изменений налогового законодательства считается спор с участием ЗАО "Нефтяная компания "Дулисьма", дело N А40-123426/16-140-106 <15>, который рассматривался в Арбитражном суде г. Москвы. Стоит отметить, что редко Арбитражный суд г. Москвы текст решения делит на разделы, в данном случае суд подробно обосновал каждый раздел и обстоятельства дела. Федеральной налоговой службой (далее - Служба) на основании уведомления налогоплательщика была проведена проверка в соответствии с разд. V.1 Кодекса. Сделки между ЗАО "Нефтяная компания "Дулисьма" и иностранной компанией, зарегистрированной в Гонконге, считались контролируемыми по двум основаниям: 1) внешняя торговля нефтью; 2) на момент проверки Гонконг считался офшорной зоной. Для данных сделок приоритетным является метод ценообразования - метод последующей реализации, который выбрал налогоплательщик. Налоговый орган использовал метод сопоставимых рыночных цен. Сложность применения метода последующей реализации заключается в необходимости использования информации из общедоступных источников при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами и лицами, не являющимися взаимозависимыми. Также необходима информация о наличии информации о конечных покупателях товара и ценах последующей реализации. В данном споре налогоплательщиком не представлены данные о конечных покупателях, ценах последующей реализации, а грузополучателями являлись различные банки. Также отсутствовала информация в общедоступных источниках. Сложность применения метода сопоставимых рыночных цен заключается в том, что необходимо наличие сопоставимой сделки по идентичным или однородным товарам, а также исчерпывающей информации о такой сделке. Сопоставимой может являться сделка, заключенная между налогоплательщиком и лицом, не являющимся взаимозависимым с налогоплательщиком. На запрос Службы компания представила информацию об отсутствии таких сделок. Для определения рыночной цены налоговым органом был получен ответ от информационно-ценового агентства Platt's, в котором указано о допустимости использования котировок при определении рыночных цен. По результатам анализа документов, информации, котировок агентства Platt's Служба пришла к выводу, что рыночной ценой является котировка на нефть сорта "Дубай" плюс дифференциал. При сопоставлении цен выявлено отклонение на 4,23%, что является существенным. Арбитражный суд г. Москвы признал решение налогового органа и выбор метода ценообразования обоснованными.
Статья: Налоговое право КНР на современном этапе и налоговые вызовы платформенной экономики
(Килинкарова Е.В.)
("Закон", 2024, N 11)Существование нескольких налоговых систем в КНР находит отражение и в отечественном нормативно-правовом регулировании. У Российской Федерации есть Соглашения об избежании двойного налогообложения с КНР (2014) и Гонконгом (2016), тогда как Макао и Тайвань, напротив, регулярно оказываются в разных черных списках. В частности, они включены в Перечень офшорных зон Министерства финансов РФ <10>. Ранее Гонконг также входил в этот список, однако спустя некоторое время после подписания Соглашения об избежании двойного налогообложения был из него исключен <11>.
(Килинкарова Е.В.)
("Закон", 2024, N 11)Существование нескольких налоговых систем в КНР находит отражение и в отечественном нормативно-правовом регулировании. У Российской Федерации есть Соглашения об избежании двойного налогообложения с КНР (2014) и Гонконгом (2016), тогда как Макао и Тайвань, напротив, регулярно оказываются в разных черных списках. В частности, они включены в Перечень офшорных зон Министерства финансов РФ <10>. Ранее Гонконг также входил в этот список, однако спустя некоторое время после подписания Соглашения об избежании двойного налогообложения был из него исключен <11>.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2018 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)С 1 января 2018 года Гонконг исключается из списка офшорных зон Минфина России
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)С 1 января 2018 года Гонконг исключается из списка офшорных зон Минфина России
Решение Ставропольского УФАС России от 15.08.2025 по делу N 026/06/106-1821/2025
Обстоятельства: В антимонопольный орган поступило обращение с жалобой от общества на действия Заказчика по факту осуществления закупки лекарственного препарата. Заявитель считает, что его заявка была отклонена неправомерно, так как он не соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, а именно имеет в составе учредителей офшорную компанию.
Решение: Признать жалобу необоснованной.Данный отчет был сформирован с предупреждением о том, что обнаружены признаки принадлежности организации к офшорным зонам, что было видно и в перечне к Приказу Минфина России от 26.05.2022 N 83н, а именно позиция 14: Китайская Народная Республика: Специальный административный район Гонконг (Сянган).
Обстоятельства: В антимонопольный орган поступило обращение с жалобой от общества на действия Заказчика по факту осуществления закупки лекарственного препарата. Заявитель считает, что его заявка была отклонена неправомерно, так как он не соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, а именно имеет в составе учредителей офшорную компанию.
Решение: Признать жалобу необоснованной.Данный отчет был сформирован с предупреждением о том, что обнаружены признаки принадлежности организации к офшорным зонам, что было видно и в перечне к Приказу Минфина России от 26.05.2022 N 83н, а именно позиция 14: Китайская Народная Республика: Специальный административный район Гонконг (Сянган).
"Как избежать ошибок при налоговом планировании. Налоговые санкции"
(Соловьев И.Н.)
("Налоговый вестник", 2002)Так, граждане Милованов и Сергеев при участии представителя часового завода в Москве Алтуфьева совместно с представителями швейцарской фирмы "NI Inc." учредили фирму "ВТ Трейдинг" (ВВТ), зарегистрировав ее в офшорной зоне - княжестве Лихтенштейн. Указанные лица заключили с данной фирмой более 20 внешнеторговых контрактов, по которым часовой завод экспортировал в Гонконг часовые механизмы по заниженным ценам на сумму свыше 4,3 млн долл. Фактическая же сумма реализации с учетом мировых цен (согласно расчету) составила свыше 6 млн долл. Разница в размере свыше 1,7 млн долл. была распределена между учредителями ВВТ, а часть прибыли в размере около 700 тыс. долл. (учитывая размер доли завода в капитале фирмы ВВТ - 51%) была сокрыта от налогообложения. Часть указанной валюты израсходована на личные цели руководителей и лечение их родственников в Швейцарии. Кроме этого, ВВТ не возвращено экспортной валютной выручки в размере 350 тыс. долл. Всего по результатам документальной проверки в совокупности с другими нарушениями доначислено в бюджет свыше 3,6 млн руб.
(Соловьев И.Н.)
("Налоговый вестник", 2002)Так, граждане Милованов и Сергеев при участии представителя часового завода в Москве Алтуфьева совместно с представителями швейцарской фирмы "NI Inc." учредили фирму "ВТ Трейдинг" (ВВТ), зарегистрировав ее в офшорной зоне - княжестве Лихтенштейн. Указанные лица заключили с данной фирмой более 20 внешнеторговых контрактов, по которым часовой завод экспортировал в Гонконг часовые механизмы по заниженным ценам на сумму свыше 4,3 млн долл. Фактическая же сумма реализации с учетом мировых цен (согласно расчету) составила свыше 6 млн долл. Разница в размере свыше 1,7 млн долл. была распределена между учредителями ВВТ, а часть прибыли в размере около 700 тыс. долл. (учитывая размер доли завода в капитале фирмы ВВТ - 51%) была сокрыта от налогообложения. Часть указанной валюты израсходована на личные цели руководителей и лечение их родственников в Швейцарии. Кроме этого, ВВТ не возвращено экспортной валютной выручки в размере 350 тыс. долл. Всего по результатам документальной проверки в совокупности с другими нарушениями доначислено в бюджет свыше 3,6 млн руб.
Статья: Гонконгские компании в международном налоговом планировании
(Штромвассер И.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)Недостатком гонконгской компании для целей налогового планирования в России является наличие Гонконга в так называемом "черном списке" Минфина РФ (Приказ Минфина РФ от 13 ноября 2007 г. N 108н "Об утверждении перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)").
(Штромвассер И.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)Недостатком гонконгской компании для целей налогового планирования в России является наличие Гонконга в так называемом "черном списке" Минфина РФ (Приказ Минфина РФ от 13 ноября 2007 г. N 108н "Об утверждении перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)").
Статья: Офшорная деятельность: вопросы правовой регламентации
(Павлов П.В.)
("Журнал российского права", 2011, N 5)офшорная зона Юго-Восточной Азии - Гонконг, Сингапур, Вануату и Науру - обслуживает страны Азиатско-Тихоокеанского региона (находится в одном часовом поясе с Токио).
(Павлов П.В.)
("Журнал российского права", 2011, N 5)офшорная зона Юго-Восточной Азии - Гонконг, Сингапур, Вануату и Науру - обслуживает страны Азиатско-Тихоокеанского региона (находится в одном часовом поясе с Токио).
Интервью: "Бегство" в офшоры: кто не успел - тот опоздал?
("Московский бухгалтер", 2014, N 8; "Консультант", 2014, N 15; "Практическая бухгалтерия", 2014, N 8)Примечание. Офшорные зоны - государства и территории, предоставляющие льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающие раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ). Их Перечень включает 42 наименования (Приказ Минфина России от 13.11.2007 N 108н). В том числе Острова Кайман, Специальный административный район Гонконг, Объединенные Арабские Эмираты.
("Московский бухгалтер", 2014, N 8; "Консультант", 2014, N 15; "Практическая бухгалтерия", 2014, N 8)Примечание. Офшорные зоны - государства и территории, предоставляющие льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающие раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ). Их Перечень включает 42 наименования (Приказ Минфина России от 13.11.2007 N 108н). В том числе Острова Кайман, Специальный административный район Гонконг, Объединенные Арабские Эмираты.
Вопрос: О признании контролируемыми сделок, стороной которых является лицо, место регистрации (жительства, налогового резидентства) которого - Гонконг.
(Письмо Минфина России от 16.11.2018 N 03-12-11/1/82814)При этом отмечается, что с 1 января 2018 года из Перечня исключен специальный административный район Гонконг (Сянган) (приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 ноября 2017 г. N 175н "О внесении изменения в Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 ноября 2007 г. N 108н").
(Письмо Минфина России от 16.11.2018 N 03-12-11/1/82814)При этом отмечается, что с 1 января 2018 года из Перечня исключен специальный административный район Гонконг (Сянган) (приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 ноября 2017 г. N 175н "О внесении изменения в Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 ноября 2007 г. N 108н").
"Налоговые аспекты трансфертного ценообразования: сравнительный анализ опыта России и зарубежных стран"
(Непесов К.А.)
("Волтерс Клувер", 2007)Как было отмечено ранее, страны, которые обладают свойствами офшорных зон, не "страдают" от трансфертного ценообразования. Основной целью в таких случаях является не сохранение налоговой базы вследствие ее "утечки" из национальной юрисдикции, а предотвращение случаев необоснованного использования налоговых преференций. Так, в Гонконге правила о трансфертных ценах используются налоговыми органами как средство увеличения иностранных инвестиций, в частности, путем предоставления права на корреспондирующее исправление в связи с корректировкой прибыли иностранного инвестора в стране резидентства <118>. Тем не менее национальное право Сингапура содержит общую норму против избежания налога, которая позволяет бороться также с трансфертным ценообразованием. Согласно этой норме налоговый орган вправе пересмотреть налоговые обязанности налогоплательщика, если целью или результатом конкретной сделки было получение "налоговой выгоды" (освобождение от налога, получение иных налоговых преимуществ). Однако она не применяется, если сделка была совершена, исходя из "добросовестных деловых причин" (bona fide commercial reasons), и не имела в качестве одной из основных своих целей избежание или минимизацию налогов. Нетрудно заметить этимологическую близость с аналогичной нормой законодательства Канады. Надо отметить, что рассмотренная правовая норма является основным орудием налоговой администрации против трансфертных цен <119>.
(Непесов К.А.)
("Волтерс Клувер", 2007)Как было отмечено ранее, страны, которые обладают свойствами офшорных зон, не "страдают" от трансфертного ценообразования. Основной целью в таких случаях является не сохранение налоговой базы вследствие ее "утечки" из национальной юрисдикции, а предотвращение случаев необоснованного использования налоговых преференций. Так, в Гонконге правила о трансфертных ценах используются налоговыми органами как средство увеличения иностранных инвестиций, в частности, путем предоставления права на корреспондирующее исправление в связи с корректировкой прибыли иностранного инвестора в стране резидентства <118>. Тем не менее национальное право Сингапура содержит общую норму против избежания налога, которая позволяет бороться также с трансфертным ценообразованием. Согласно этой норме налоговый орган вправе пересмотреть налоговые обязанности налогоплательщика, если целью или результатом конкретной сделки было получение "налоговой выгоды" (освобождение от налога, получение иных налоговых преимуществ). Однако она не применяется, если сделка была совершена, исходя из "добросовестных деловых причин" (bona fide commercial reasons), и не имела в качестве одной из основных своих целей избежание или минимизацию налогов. Нетрудно заметить этимологическую близость с аналогичной нормой законодательства Канады. Надо отметить, что рассмотренная правовая норма является основным орудием налоговой администрации против трансфертных цен <119>.
"Цены для целей налогообложения"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Семенихин В.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2019)- сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в Перечень установленный Приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н "Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)" (далее - Перечень N 108н), например Княжество Монако и тому подобные, в том числе и постоянное представительство российской организации в этом государстве (подпункт 3 пункта 1 статьи 105.14 НК РФ).
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Семенихин В.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2019)- сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в Перечень установленный Приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н "Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)" (далее - Перечень N 108н), например Княжество Монако и тому подобные, в том числе и постоянное представительство российской организации в этом государстве (подпункт 3 пункта 1 статьи 105.14 НК РФ).
Статья: Топ-5 изменений в сфере международного налогового планирования
(Кордюкова Н., Мандрашов Е.)
("ЭЖ-Юрист", 2017, N 50)Приказом Минфина России от 02.11.2017 N 175н внесены изменения в Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и/или не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утв. Приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н (далее - Перечень N 108н). Поправки предусматривают исключение из Перечня N 108н такой юрисдикции, как Гонконг. Можно говорить о следующих последствиях исключения с 2018 года данной юрисдикции из Перечня N 108н:
(Кордюкова Н., Мандрашов Е.)
("ЭЖ-Юрист", 2017, N 50)Приказом Минфина России от 02.11.2017 N 175н внесены изменения в Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и/или не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утв. Приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н (далее - Перечень N 108н). Поправки предусматривают исключение из Перечня N 108н такой юрисдикции, как Гонконг. Можно говорить о следующих последствиях исключения с 2018 года данной юрисдикции из Перечня N 108н:
Статья: Проблемы правового регулирования деятельности российских компаний, использующих офшорные зоны
(Сороковой А.В.)
("Современное право", 2013, N 4)Список Центрального банка Российской Федерации разделяет все офшорные юрисдикции на три категории: оншоры - наиболее респектабельные зоны, классические офшоры, наиболее неблагоприятные юрисдикции:
(Сороковой А.В.)
("Современное право", 2013, N 4)Список Центрального банка Российской Федерации разделяет все офшорные юрисдикции на три категории: оншоры - наиболее респектабельные зоны, классические офшоры, наиболее неблагоприятные юрисдикции:
Вопрос: ...Обязана ли организация в 2018 г. представить в ФНС России уведомление о контролируемых сделках, совершенных в 2017 г. с организацией, зарегистрированной в Гонконге?
(Консультация эксперта, 2018)Вопрос: Организация осуществляла в 2017 г. сделки с организацией, зарегистрированной в Гонконге. Данные сделки являлись контролируемыми (сумма доходов по сделкам превысила 60 млн руб.). С 1 января 2018 г. Гонконг исключен из списка офшорных зон. Обязана ли организация в 2018 г. представить в ФНС России уведомление о контролируемых сделках, совершенных в 2017 г.?
(Консультация эксперта, 2018)Вопрос: Организация осуществляла в 2017 г. сделки с организацией, зарегистрированной в Гонконге. Данные сделки являлись контролируемыми (сумма доходов по сделкам превысила 60 млн руб.). С 1 января 2018 г. Гонконг исключен из списка офшорных зон. Обязана ли организация в 2018 г. представить в ФНС России уведомление о контролируемых сделках, совершенных в 2017 г.?