Голоса на собрании кредиторов
Подборка наиболее важных документов по запросу Голоса на собрании кредиторов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Исключение акционера из непубличного АО
(КонсультантПлюс, 2025)Исключают из непубличного АО акционера, который добивался банкротства общества, создавал видимость задолженности у общества с целью получения большинства голосов на собрании кредиторов, голосовал за признание общества банкротом, причинил обществу убытки
(КонсультантПлюс, 2025)Исключают из непубличного АО акционера, который добивался банкротства общества, создавал видимость задолженности у общества с целью получения большинства голосов на собрании кредиторов, голосовал за признание общества банкротом, причинил обществу убытки
Важнейшая практика по ст. 313 ГК РФКредитор не обязан принимать от третьего лица исполнение, если оно совершено с целью лишить кредитора статуса заявителя по делу о банкротстве должника либо получить дополнительные голоса на собрании кредиторов, а не с целью погасить долг >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Каков порядок удовлетворения требований залогодержателя при банкротстве залогодателя?
(Консультация эксперта, 2025)Право голоса на собраниях кредиторов
(Консультация эксперта, 2025)Право голоса на собраниях кредиторов
Статья: Проблемы, возникающие в судебной практике в связи с отсутствием решения первого собрания кредиторов о выборе процедуры банкротства
(Юлова Е.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Способствовал бы проведению первого собрания кредиторов в определенный законом срок отказ от установления требований участников собрания исключительно арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве. Так, в Германии "право голоса" на собрании кредиторов предоставляется требованиям, которые были заявлены арбитражному управляющему и не оспаривались (§§ 77, 128, 174 InsO). Если же требование оспаривается, кредитор вправе голосовать, когда об этом договорились арбитражный управляющий и голосующие кредиторы (§§ 235, 237 InsO).
(Юлова Е.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Способствовал бы проведению первого собрания кредиторов в определенный законом срок отказ от установления требований участников собрания исключительно арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве. Так, в Германии "право голоса" на собрании кредиторов предоставляется требованиям, которые были заявлены арбитражному управляющему и не оспаривались (§§ 77, 128, 174 InsO). Если же требование оспаривается, кредитор вправе голосовать, когда об этом договорились арбитражный управляющий и голосующие кредиторы (§§ 235, 237 InsO).
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5) если должник представит письменное согласие кредитора, выданное в период действия моратория, с условиями мирового соглашения, то при подсчете голосов на собрании кредиторов при решении вопроса о заключении мирового соглашения в соответствии с пунктом 2 статьи 15 и пунктом 2 статьи 150 настоящего Федерального закона кредитор считается проголосовавшим за заключение такого мирового соглашения;
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5) если должник представит письменное согласие кредитора, выданное в период действия моратория, с условиями мирового соглашения, то при подсчете голосов на собрании кредиторов при решении вопроса о заключении мирового соглашения в соответствии с пунктом 2 статьи 15 и пунктом 2 статьи 150 настоящего Федерального закона кредитор считается проголосовавшим за заключение такого мирового соглашения;
Федеральный закон от 29.07.2017 N 218-ФЗ
(ред. от 07.04.2025)
"О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"13. Участники строительства, требования которых включены в реестр требований о передаче жилых помещений, имеют право участвовать с правом голоса в собраниях кредиторов.
(ред. от 07.04.2025)
"О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"13. Участники строительства, требования которых включены в реестр требований о передаче жилых помещений, имеют право участвовать с правом голоса в собраниях кредиторов.
Готовое решение: Как рассчитать и взыскать с подрядчика неустойку по договору подряда
(КонсультантПлюс, 2025)до банкротства, то кредитор, ввиду неисполнения обязательства перед которым была начислена неустойка, будет обладать всем объемом прав, предоставленных конкурсным кредиторам, в частности может участвовать в собраниях кредиторов с правом голоса по вопросам повестки дня (п. 1 ст. 12 Закона о банкротстве), участвовать в деле о банкротстве (ст. 34 Закона о банкротстве), предъявлять требования о возмещении должнику убытков (п. п. 1, 2 ст. 61.20 Закона о банкротстве);
(КонсультантПлюс, 2025)до банкротства, то кредитор, ввиду неисполнения обязательства перед которым была начислена неустойка, будет обладать всем объемом прав, предоставленных конкурсным кредиторам, в частности может участвовать в собраниях кредиторов с правом голоса по вопросам повестки дня (п. 1 ст. 12 Закона о банкротстве), участвовать в деле о банкротстве (ст. 34 Закона о банкротстве), предъявлять требования о возмещении должнику убытков (п. п. 1, 2 ст. 61.20 Закона о банкротстве);
Статья: Проблема кредиторских злоупотреблений в банкротстве и потенциал цифровых технологий
(Согоян Д.П.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2025, N 1)В рамках действующего правового режима, установленного п. 2 ст. 150 Закона о банкротстве, заключение мирового соглашения предполагает двойной механизм одобрения: 1) большинством голосов на собрании кредиторов по требованиям, не обеспеченным залогом; 2) единогласное одобрение со стороны залоговых кредиторов, чьи требования обеспечены имуществом должника.
(Согоян Д.П.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2025, N 1)В рамках действующего правового режима, установленного п. 2 ст. 150 Закона о банкротстве, заключение мирового соглашения предполагает двойной механизм одобрения: 1) большинством голосов на собрании кредиторов по требованиям, не обеспеченным залогом; 2) единогласное одобрение со стороны залоговых кредиторов, чьи требования обеспечены имуществом должника.
Статья: Сепаратная уступка требований кредитора к поручителю: текущая позиция отечественного правопорядка и ее осмысление
(Волчанский М.А.)
("Закон", 2024, N 11)Примечательно, что цеденту в подобном случае может быть выгодно передавать по инкассо-цессии лишь требование к поручителю, оставив за собой требование к основному должнику (банкроту). Так, цеденту для целей эффективного участия в деле о банкротстве должника по основному обязательству необходимо на время взыскания долга с поручителя иметь непосредственно у себя контрольный пакет голосов на собрании кредиторов, чему препятствует уступка требований по основному долгу цессионариям (последние же привлекались лишь для целей взыскания исполнения от платежеспособного поручителя).
(Волчанский М.А.)
("Закон", 2024, N 11)Примечательно, что цеденту в подобном случае может быть выгодно передавать по инкассо-цессии лишь требование к поручителю, оставив за собой требование к основному должнику (банкроту). Так, цеденту для целей эффективного участия в деле о банкротстве должника по основному обязательству необходимо на время взыскания долга с поручителя иметь непосредственно у себя контрольный пакет голосов на собрании кредиторов, чему препятствует уступка требований по основному долгу цессионариям (последние же привлекались лишь для целей взыскания исполнения от платежеспособного поручителя).
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Как отмечалось разработчиками законопроекта, принятого в качестве Федерального закона от 12 ноября 2018 г. N 419-ФЗ, предлагается ограничить Агентство в правах, исключив возможность его участия в качестве кредитора в принятии решений на собраниях (комитетах) кредиторов, в том числе через уполномоченный орган (ФНС России); предлагаемый подход позволит более корректно решить проблему конфликта интересов, возникающего при совмещении Агентством функций конкурсного управляющего (ликвидатора) кредитной организацией и ее кредитора; данная мера также позволит перераспределить голоса на собраниях кредиторов в пользу наименее защищенной категории кредиторов - кредиторов третьей очереди, включая субъектов малого предпринимательства.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Как отмечалось разработчиками законопроекта, принятого в качестве Федерального закона от 12 ноября 2018 г. N 419-ФЗ, предлагается ограничить Агентство в правах, исключив возможность его участия в качестве кредитора в принятии решений на собраниях (комитетах) кредиторов, в том числе через уполномоченный орган (ФНС России); предлагаемый подход позволит более корректно решить проблему конфликта интересов, возникающего при совмещении Агентством функций конкурсного управляющего (ликвидатора) кредитной организацией и ее кредитора; данная мера также позволит перераспределить голоса на собраниях кредиторов в пользу наименее защищенной категории кредиторов - кредиторов третьей очереди, включая субъектов малого предпринимательства.
Статья: Залог векселей должника: субординация и голосование на собрании кредиторов
(Улезко А., Тульская Е.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2022, N 2)Но могут ли быть субординированы требования векселедержателя, получившего вексель в залог по залоговому индоссаменту, в деле о банкротстве векселедателя? Получает ли залогодержатель дополнительные голоса на собрании кредиторов в размере требований по векселю, если требования залогодателя в отсутствие залога подлежали бы субординации? Насколько то или иное решение справедливо по отношению к требованиям независимых кредиторов?
(Улезко А., Тульская Е.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2022, N 2)Но могут ли быть субординированы требования векселедержателя, получившего вексель в залог по залоговому индоссаменту, в деле о банкротстве векселедателя? Получает ли залогодержатель дополнительные голоса на собрании кредиторов в размере требований по векселю, если требования залогодателя в отсутствие залога подлежали бы субординации? Насколько то или иное решение справедливо по отношению к требованиям независимых кредиторов?
Статья: Налог на конкурсную массу: кто и когда заплатит
(Плешанова О.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2023, N 3)Теперь, вероятно, значение срока формирования реестра снижается, если не нивелируется. Допустим, технически внесение записи в закрытый реестр не представляет особой сложности. Однако каковы правовые последствия? Кредитор, очевидно, получит голоса на собрании кредиторов, изменив расстановку сил. При принятии решений на будущее это не столь страшно, но очевидно, что основные решения, связанные в первую очередь с реализацией имущества должника, были приняты в отсутствие этого кредитора. Получит ли он право обжалования решений, особенно если они нарушают его права (например, определили слишком низкую продажную цену имущества)?
(Плешанова О.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2023, N 3)Теперь, вероятно, значение срока формирования реестра снижается, если не нивелируется. Допустим, технически внесение записи в закрытый реестр не представляет особой сложности. Однако каковы правовые последствия? Кредитор, очевидно, получит голоса на собрании кредиторов, изменив расстановку сил. При принятии решений на будущее это не столь страшно, но очевидно, что основные решения, связанные в первую очередь с реализацией имущества должника, были приняты в отсутствие этого кредитора. Получит ли он право обжалования решений, особенно если они нарушают его права (например, определили слишком низкую продажную цену имущества)?
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Существенное отличие государственного участия в гражданских правоотношениях состоит в том, что государство при принятии всякого хозяйственного решения руководствуется не только частными, но и публичными интересами <219>, в отдельных правоотношениях, возникающих в процессе банкротства, государство реализует частно-публичные функции. В.Ф. Попондопуло отмечает, что, с одной стороны, в соответствии с Законом о банкротстве государство в лице уполномоченных органов выступает на равных началах с конкурсными кредиторами, так как требования по обязательным платежам находятся в третьей очереди, как и у других конкурсных кредиторов, уполномоченные органы имеют такое же право голоса на собрании кредиторов, как и все другие конкурсные кредиторы, кроме того, они могут заключать мировое соглашение наряду с конкурсными кредиторами. Вместе с тем, как указывает В.Ф. Попондопуло, "Закон о банкротстве предусматривает правило о том, что условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, не должны противоречить требованиям законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 156). Налоговое же законодательство ограничивает возможности уполномоченного органа по заключению мирового соглашения (статья 64 Налогового кодекса РФ)" <220>.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Существенное отличие государственного участия в гражданских правоотношениях состоит в том, что государство при принятии всякого хозяйственного решения руководствуется не только частными, но и публичными интересами <219>, в отдельных правоотношениях, возникающих в процессе банкротства, государство реализует частно-публичные функции. В.Ф. Попондопуло отмечает, что, с одной стороны, в соответствии с Законом о банкротстве государство в лице уполномоченных органов выступает на равных началах с конкурсными кредиторами, так как требования по обязательным платежам находятся в третьей очереди, как и у других конкурсных кредиторов, уполномоченные органы имеют такое же право голоса на собрании кредиторов, как и все другие конкурсные кредиторы, кроме того, они могут заключать мировое соглашение наряду с конкурсными кредиторами. Вместе с тем, как указывает В.Ф. Попондопуло, "Закон о банкротстве предусматривает правило о том, что условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, не должны противоречить требованиям законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 156). Налоговое же законодательство ограничивает возможности уполномоченного органа по заключению мирового соглашения (статья 64 Налогового кодекса РФ)" <220>.
Статья: Внешнее управление должником в ходе банкротства
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 3)С целью обеспечения получения кредиторами и уполномоченным органом минимальной платы за пользование должником денежных средств на причитающиеся им денежные суммы начисляются мораторные проценты, рассчитываемые по ключевой ставке ЦБ РФ и не учитываемые при определении количества голосов на собрании кредиторов (п. 2 ст. 95 Закона о банкротстве).
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 3)С целью обеспечения получения кредиторами и уполномоченным органом минимальной платы за пользование должником денежных средств на причитающиеся им денежные суммы начисляются мораторные проценты, рассчитываемые по ключевой ставке ЦБ РФ и не учитываемые при определении количества голосов на собрании кредиторов (п. 2 ст. 95 Закона о банкротстве).
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Непоследовательной и политически ангажированной является позиция законодателя в вопросе соотношения норм Закона о банкротстве и норм НК РФ. С одной стороны, Закон о банкротстве уравнял имущественные интересы государства в лице уполномоченных органов с имущественными интересами конкурсных кредиторов, отнеся требования по обязательным платежам в третью очередь удовлетворения требований кредиторов, предоставив уполномоченным органам право голоса на собрании кредиторов, а также право заключать мировое соглашение в деле о банкротстве наряду с конкурсными кредиторами. С другой стороны, например, Закон о банкротстве предусматривает правило о том, что условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, не должны противоречить требованиям законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 156) <1>. Налоговое же законодательство ограничивает возможности отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора определенным сроком (три года), а следовательно, и возможности уполномоченного органа по заключению мирового соглашения (ст. 64 НК РФ) <2>. Соответствующим образом складывается и судебная практика <3>, что ведет к сокращению возможностей заключения мировых соглашений с участием уполномоченных органов. Полагаю, было бы правильным установить иное соотношение норм Закона о банкротстве и норм НК РФ, а именно как специальных и общих. Уравнивая конкурсных кредиторов и уполномоченные органы в деле о банкротстве, нельзя предусматривать разный правовой режим требований тех и других.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Непоследовательной и политически ангажированной является позиция законодателя в вопросе соотношения норм Закона о банкротстве и норм НК РФ. С одной стороны, Закон о банкротстве уравнял имущественные интересы государства в лице уполномоченных органов с имущественными интересами конкурсных кредиторов, отнеся требования по обязательным платежам в третью очередь удовлетворения требований кредиторов, предоставив уполномоченным органам право голоса на собрании кредиторов, а также право заключать мировое соглашение в деле о банкротстве наряду с конкурсными кредиторами. С другой стороны, например, Закон о банкротстве предусматривает правило о том, что условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, не должны противоречить требованиям законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 156) <1>. Налоговое же законодательство ограничивает возможности отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора определенным сроком (три года), а следовательно, и возможности уполномоченного органа по заключению мирового соглашения (ст. 64 НК РФ) <2>. Соответствующим образом складывается и судебная практика <3>, что ведет к сокращению возможностей заключения мировых соглашений с участием уполномоченных органов. Полагаю, было бы правильным установить иное соотношение норм Закона о банкротстве и норм НК РФ, а именно как специальных и общих. Уравнивая конкурсных кредиторов и уполномоченные органы в деле о банкротстве, нельзя предусматривать разный правовой режим требований тех и других.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 04.05.2023 N 03-03-06/1/40964 <Как учитывать проценты по долговому обязательству>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 12)Знаковые разъяснения содержатся в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 88 "О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве". В период наблюдения на возникшие до возбуждения дела о банкротстве требования кредиторов (как заявленные, так и не заявленные в процедуре наблюдения) подлежащие уплате по условиям обязательства проценты, а также санкции не начисляют. Вместо них на сумму основного требования начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату введения наблюдения. Такие мораторные проценты не включаются в реестр требований кредиторов и не учитываются при определении количества голосов на собраниях кредиторов.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 12)Знаковые разъяснения содержатся в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 88 "О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве". В период наблюдения на возникшие до возбуждения дела о банкротстве требования кредиторов (как заявленные, так и не заявленные в процедуре наблюдения) подлежащие уплате по условиям обязательства проценты, а также санкции не начисляют. Вместо них на сумму основного требования начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату введения наблюдения. Такие мораторные проценты не включаются в реестр требований кредиторов и не учитываются при определении количества голосов на собраниях кредиторов.