Где закрепляются специальные принципы государственной информационной политики?
Подборка наиболее важных документов по запросу Где закрепляются специальные принципы государственной информационной политики? (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституция против коррупции: о формировании национальной конституционно-правовой модели антикоррупционной деятельности
(Бондарь Н.С.)
("Журнал российского права", 2022, N 4)Как указано в преамбуле данного Закона, он устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Нет сомнений, что, например, получившие закрепление в ст. 3 названного Закона основные принципы противодействия коррупции, включая признание, обеспечение и защиту основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами, имеют ярко выраженные характеристики конституционных принципов противодействия коррупции. Не менее значимой (в конституционно-правовом плане) является ст. 5 названного Закона, устанавливающая организационные основы противодействия коррупции. Так, с учетом вполне естественной для текста Основного Закона лаконичности решения компетенционных вопросов в данной сфере важным, конституционно значимым является закрепление в названном Законе полномочий Президента РФ (ч. 1 ст. 5), Федерального Собрания РФ (ч. 2 ст. 5), Правительства РФ (ч. 3 ст. 5), других федеральных органов (включая Генерального прокурора РФ, Счетную палату РФ), региональных, муниципальных органов публичной власти по противодействию коррупции (ч. 4 - 7 ст. 5), принятию мер по ее профилактике (ст. 6) и т.д.
(Бондарь Н.С.)
("Журнал российского права", 2022, N 4)Как указано в преамбуле данного Закона, он устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Нет сомнений, что, например, получившие закрепление в ст. 3 названного Закона основные принципы противодействия коррупции, включая признание, обеспечение и защиту основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами, имеют ярко выраженные характеристики конституционных принципов противодействия коррупции. Не менее значимой (в конституционно-правовом плане) является ст. 5 названного Закона, устанавливающая организационные основы противодействия коррупции. Так, с учетом вполне естественной для текста Основного Закона лаконичности решения компетенционных вопросов в данной сфере важным, конституционно значимым является закрепление в названном Законе полномочий Президента РФ (ч. 1 ст. 5), Федерального Собрания РФ (ч. 2 ст. 5), Правительства РФ (ч. 3 ст. 5), других федеральных органов (включая Генерального прокурора РФ, Счетную палату РФ), региональных, муниципальных органов публичной власти по противодействию коррупции (ч. 4 - 7 ст. 5), принятию мер по ее профилактике (ст. 6) и т.д.
Статья: Государственное регулирование обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних как составляющая национальной безопасности России
(Дугенец А.С., Павлова Л.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 5)Мы поддерживаем позицию В.И. Абрамова, что ребенок - существо специфическое как в политическом, в материальном, так и в процессуальном плане, поэтому необходим специальный механизм юридического закрепления и регулирования его прав <10>.
(Дугенец А.С., Павлова Л.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 5)Мы поддерживаем позицию В.И. Абрамова, что ребенок - существо специфическое как в политическом, в материальном, так и в процессуальном плане, поэтому необходим специальный механизм юридического закрепления и регулирования его прав <10>.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 29.11.2016 N 26-П
"По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" в связи с запросом Верховного суда Республики Башкортостан"Возложение на государственных (муниципальных) служащих, наряду с обязанностью уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, о возникшем конфликте интересов, обязанности представлять соответствующие сведения, неисполнение которой влечет определенные правовые последствия, направлено на обеспечение эффективного функционирования механизма народовластия и является одной из основных мер профилактики коррупции. Вместе с тем контроль со стороны государства за имущественным положением государственных (муниципальных) служащих призван повысить эффективность противодействия коррупции, основанного на принципах приоритетного применения мер по ее предупреждению, комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер для борьбы с этим явлением (пункты 5 и 6 статьи 3 Федерального закона "О противодействии коррупции"), и предотвратить риски, связанные с неправомерным влиянием на государственных (муниципальных) служащих и тем самым - с возможностью сращивания публичной власти и бизнеса.
"По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" в связи с запросом Верховного суда Республики Башкортостан"Возложение на государственных (муниципальных) служащих, наряду с обязанностью уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, о возникшем конфликте интересов, обязанности представлять соответствующие сведения, неисполнение которой влечет определенные правовые последствия, направлено на обеспечение эффективного функционирования механизма народовластия и является одной из основных мер профилактики коррупции. Вместе с тем контроль со стороны государства за имущественным положением государственных (муниципальных) служащих призван повысить эффективность противодействия коррупции, основанного на принципах приоритетного применения мер по ее предупреждению, комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер для борьбы с этим явлением (пункты 5 и 6 статьи 3 Федерального закона "О противодействии коррупции"), и предотвратить риски, связанные с неправомерным влиянием на государственных (муниципальных) служащих и тем самым - с возможностью сращивания публичной власти и бизнеса.
"План деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на 2019 - 2024 годы"
(утв. Минсельхозом России 04.04.2019 N ДП-1250)Создана нормативная правовая база для КПМК в сфере АПК: одобрены основные положения и принципы применения механизма КПМК в АПК; определены перечни мер государственной поддержки, закрепляемые через КПМК; определены критерии заключения КПМК для оказания государственной поддержки экспортно ориентированным производителям и переработчикам продукции АПК; создан коллегиальный орган по отбору и согласованию заявок на КПМК и т.д.
(утв. Минсельхозом России 04.04.2019 N ДП-1250)Создана нормативная правовая база для КПМК в сфере АПК: одобрены основные положения и принципы применения механизма КПМК в АПК; определены перечни мер государственной поддержки, закрепляемые через КПМК; определены критерии заключения КПМК для оказания государственной поддержки экспортно ориентированным производителям и переработчикам продукции АПК; создан коллегиальный орган по отбору и согласованию заявок на КПМК и т.д.
Статья: Финансирование научной деятельности как гарантия реализации конституционного права на свободу научного творчества
(Конюшкина Ю.А.)
("Юридическое образование и наука", 2014, N 3)Кроме того, увеличение сроков предоставления грантов способствовало бы увеличению количества заявок на длительные научные проекты в рамках фундаментальных наук. Например, сроки следует определять индивидуально в каждом конкретном случае, опираясь на заключение экспертного совета той организации, которая предоставляет грант. Такой порядок должен быть законодательно закреплен.
(Конюшкина Ю.А.)
("Юридическое образование и наука", 2014, N 3)Кроме того, увеличение сроков предоставления грантов способствовало бы увеличению количества заявок на длительные научные проекты в рамках фундаментальных наук. Например, сроки следует определять индивидуально в каждом конкретном случае, опираясь на заключение экспертного совета той организации, которая предоставляет грант. Такой порядок должен быть законодательно закреплен.
"Государственное управление в информационном обществе (правовой аспект): Монография"
(Талапина Э.В.)
("Юриспруденция", 2015)В качестве превентивной антикоррупционной меры открытость информации имеет общее значение - в обеспечении открытости информации о государственном управлении вообще, и специальное - при осуществлении информационного обмена между органами публичной власти и частными лицами. Эти направления требуют сочетания различных мер обеспечения - от закрепления законодательных принципов до создания специальных информационно-правовых режимов.
(Талапина Э.В.)
("Юриспруденция", 2015)В качестве превентивной антикоррупционной меры открытость информации имеет общее значение - в обеспечении открытости информации о государственном управлении вообще, и специальное - при осуществлении информационного обмена между органами публичной власти и частными лицами. Эти направления требуют сочетания различных мер обеспечения - от закрепления законодательных принципов до создания специальных информационно-правовых режимов.
Статья: Законодательство Российской Федерации в борьбе против терроризма
(Белявский Д.Г.)
("Законодательство и экономика", 2006, N 12)Базовым законом в Российской Федерации, направленным на борьбу с терроризмом, является Федеральный закон "О противодействии терроризму", который в ст. 2 закрепляет принципы противодействия терроризму. Это обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности, системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму. В данной статье основной является мысль о том, что более эффективным в настоящий момент является не борьба с терроризмом и его проявлениями, а предупреждение совершения террористических актов и появления террористов.
(Белявский Д.Г.)
("Законодательство и экономика", 2006, N 12)Базовым законом в Российской Федерации, направленным на борьбу с терроризмом, является Федеральный закон "О противодействии терроризму", который в ст. 2 закрепляет принципы противодействия терроризму. Это обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности, системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму. В данной статье основной является мысль о том, что более эффективным в настоящий момент является не борьба с терроризмом и его проявлениями, а предупреждение совершения террористических актов и появления террористов.
Статья: Злоупотребление свободой массовой информации при проведении избирательной кампании
(Магданов А.Л.)
("Публично-правовые исследования" (электронный журнал), 2012, NN 2, 3)<2> Алексеев С.С. Теория государства и права. М., 1985. С. 239.
(Магданов А.Л.)
("Публично-правовые исследования" (электронный журнал), 2012, NN 2, 3)<2> Алексеев С.С. Теория государства и права. М., 1985. С. 239.
"Право интеллектуальной собственности. Общие положения"
(том 1)
(под общ. ред. Л.А. Новоселовой)
("Статут", 2017)К сожалению, на государственном уровне отсутствует четкая и внятная фиксация принципов, являющихся основой для государственного воздействия на рассматриваемую сферу.
(том 1)
(под общ. ред. Л.А. Новоселовой)
("Статут", 2017)К сожалению, на государственном уровне отсутствует четкая и внятная фиксация принципов, являющихся основой для государственного воздействия на рассматриваемую сферу.
Статья: Правовое регулирование деятельности субъектов среднего предпринимательства
(Прохорская А.Ю.)
("Право и экономика", 2016, N 9)Понятие и принципы поддержки субъектов среднего
(Прохорская А.Ю.)
("Право и экономика", 2016, N 9)Понятие и принципы поддержки субъектов среднего
Статья: Правовое регулирование прозрачности бюджетного процесса
(Игнатюк Е.В.)
("Журнал российского права", 2009, N 10)Комментируя рассматриваемое положение Основного Закона, немецкий ученый Е. Шмидт-Йортциг утверждает: "Основу демократии составляет возможность формировать свое мнение об общественных делах и сообщать или обсуждать свои взгляды в форме критикующих, одобряющих или противостоящих суждений. Это связано с тем, что государственная власть исходит от народа (ст. 20 Основного Закона). Только так политическое волеизъявление народа может сформироваться, быть выявлено, упрочено и, наконец, оформлено в виде государственной воли через компетентные специальные органы (ст. 20, п. 2). Поэтому свобода каждого на формирование своего мнения с помощью информации и свобода распространения мнения, по словам ФКС (Федеральный конституционный суд. - Е.И.), "необходимы для свободного демократического государственного строя". В деле, касающемся Лейпцигской народной газеты, Федеральный конституционный суд указывает, что для свободы информации характерен демократический принцип, закрепленный в ст. 20 Основного Закона: демократическое государство не существует без свободного и, по возможности, хорошо информированного общественного мнения... решающим критерием гарантии свободы информации является всеобщая доступность охраняемого источника знаний. Согласно господствующему мнению, это требование налицо, если источник информации технически способен предоставлять информацию всем, т.е. индивидуально не ограниченному кругу лиц" <10>.
(Игнатюк Е.В.)
("Журнал российского права", 2009, N 10)Комментируя рассматриваемое положение Основного Закона, немецкий ученый Е. Шмидт-Йортциг утверждает: "Основу демократии составляет возможность формировать свое мнение об общественных делах и сообщать или обсуждать свои взгляды в форме критикующих, одобряющих или противостоящих суждений. Это связано с тем, что государственная власть исходит от народа (ст. 20 Основного Закона). Только так политическое волеизъявление народа может сформироваться, быть выявлено, упрочено и, наконец, оформлено в виде государственной воли через компетентные специальные органы (ст. 20, п. 2). Поэтому свобода каждого на формирование своего мнения с помощью информации и свобода распространения мнения, по словам ФКС (Федеральный конституционный суд. - Е.И.), "необходимы для свободного демократического государственного строя". В деле, касающемся Лейпцигской народной газеты, Федеральный конституционный суд указывает, что для свободы информации характерен демократический принцип, закрепленный в ст. 20 Основного Закона: демократическое государство не существует без свободного и, по возможности, хорошо информированного общественного мнения... решающим критерием гарантии свободы информации является всеобщая доступность охраняемого источника знаний. Согласно господствующему мнению, это требование налицо, если источник информации технически способен предоставлять информацию всем, т.е. индивидуально не ограниченному кругу лиц" <10>.
"Финансовый мониторинг (противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма): Учебник"
(Прошунин М.М., Татчук М.А.)
("Изд-во БФУ им. И. Канта", 2014)- Процедуры "Знай своего клиента". В данном разделе закрепляются основные принципы идентификации клиентов и сопутствующих лиц: 1) обязательная идентификация клиента, 2) право отказать в открытии счета или заключении договора, если клиентом не предоставлены документы или документы вызывают сомнения, а также отсутствует необходимая информация.
(Прошунин М.М., Татчук М.А.)
("Изд-во БФУ им. И. Канта", 2014)- Процедуры "Знай своего клиента". В данном разделе закрепляются основные принципы идентификации клиентов и сопутствующих лиц: 1) обязательная идентификация клиента, 2) право отказать в открытии счета или заключении договора, если клиентом не предоставлены документы или документы вызывают сомнения, а также отсутствует необходимая информация.
Статья: Законодательные акты в области информации и информатизации, принятые в рамках СНГ
(Закупень Т.В.)
("Журнал российского права", N 6, 1998)Этапным явилось принятое 3 ноября 1995 года Советом глав правительств СНГ решение "О разработке проекта Концепции формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств", закрепляющей основные принципы и необходимые условия дальнейших согласованных действий по реализации задач информатизации.
(Закупень Т.В.)
("Журнал российского права", N 6, 1998)Этапным явилось принятое 3 ноября 1995 года Советом глав правительств СНГ решение "О разработке проекта Концепции формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств", закрепляющей основные принципы и необходимые условия дальнейших согласованных действий по реализации задач информатизации.
"Защита прав потребителей: вопросы правового регулирования"
(Кирилловых А.А.)
("Деловой двор", 2012)Приоритетным направлением в развитии информационной базы у обычных потребителей являются специальные инструменты правового просвещения в области защиты их прав.
(Кирилловых А.А.)
("Деловой двор", 2012)Приоритетным направлением в развитии информационной базы у обычных потребителей являются специальные инструменты правового просвещения в области защиты их прав.