Где указывать ИКЗ, если контракт заключается в устной форме?
Подборка наиболее важных документов по запросу Где указывать ИКЗ, если контракт заключается в устной форме? (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как осуществить закупку у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В контракт с единственным поставщиком включаются те же существенные условия, что и в иные контракты. Однако в случаях, предусмотренных в ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, можно не соблюдать ряд требований и заключить контракт в простой письменной форме по Гражданскому кодексу РФ. Это правило применимо также к контрактам, заключаемым при проведении закупок по пп. "а" п. 1 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 N 2559. Учтите, что их заключение имеет и иные особенности (ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 1 указанного Постановления).
(КонсультантПлюс, 2025)В контракт с единственным поставщиком включаются те же существенные условия, что и в иные контракты. Однако в случаях, предусмотренных в ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, можно не соблюдать ряд требований и заключить контракт в простой письменной форме по Гражданскому кодексу РФ. Это правило применимо также к контрактам, заключаемым при проведении закупок по пп. "а" п. 1 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 N 2559. Учтите, что их заключение имеет и иные особенности (ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 1 указанного Постановления).
Статья: Применение идентификационного кода закупки
(Чагин К.Г.)
("Руководитель бюджетной организации", 2017, N 7)Кроме того, нельзя забывать о том, что ИКЗ необходимо прописывать в контракте, заключаемом с ЕП. Но когда в соответствии с Законом о контрактной системе такой контракт заключается в устной форме (например, при закупках малого объема) <15>, ИКЗ указывать негде - как документ контракт отсутствует в природе. Однако в данной ситуации во избежание возможных претензий со стороны контрольных органов все же рекомендуется стремиться к тому, чтобы соответствующий ИКЗ указывался в других документах, которые являются материальным подтверждением заключения контракта в устной форме (например, в счете на оплату, счете-фактуре, товарном чеке).
(Чагин К.Г.)
("Руководитель бюджетной организации", 2017, N 7)Кроме того, нельзя забывать о том, что ИКЗ необходимо прописывать в контракте, заключаемом с ЕП. Но когда в соответствии с Законом о контрактной системе такой контракт заключается в устной форме (например, при закупках малого объема) <15>, ИКЗ указывать негде - как документ контракт отсутствует в природе. Однако в данной ситуации во избежание возможных претензий со стороны контрольных органов все же рекомендуется стремиться к тому, чтобы соответствующий ИКЗ указывался в других документах, которые являются материальным подтверждением заключения контракта в устной форме (например, в счете на оплату, счете-фактуре, товарном чеке).
Нормативные акты
Решение Астраханского УФАС России от 24.11.2020 N 030/06/94-1536/2020
Обстоятельства: Проведена внеплановая проверка.
Решение: Нарушений не установлено.Инспекцией Управления ранее, "29" октября 2020 года, на основании информации Управления Федерального казначейства по Астраханской области, в котором сообщалось о том, что Заказчиком по государственному контракту N 7-АОЭ на поставку товаров для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области от 28.01.2020 года (ИКЗ: 192301800569330230100103170012120000) произведена оплата с нарушением требований, предусмотренных контрактом, была проведена внеплановая проверка Заказчика и принято соответствующее решение N 030/06/94-1361/2020, в котором указано следующее:
Обстоятельства: Проведена внеплановая проверка.
Решение: Нарушений не установлено.Инспекцией Управления ранее, "29" октября 2020 года, на основании информации Управления Федерального казначейства по Астраханской области, в котором сообщалось о том, что Заказчиком по государственному контракту N 7-АОЭ на поставку товаров для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области от 28.01.2020 года (ИКЗ: 192301800569330230100103170012120000) произведена оплата с нарушением требований, предусмотренных контрактом, была проведена внеплановая проверка Заказчика и принято соответствующее решение N 030/06/94-1361/2020, в котором указано следующее:
Статья: Проблемы взаимодействия заказчика и строительного подрядчика при исполнении государственного (муниципального) контракта
(Капитонова Е.А.)
("Юрист", 2021, N 4)Предельно понятная в нормативном изложении ситуация на практике оборачивается многочисленными проблемами. Например, подрядчик в летний период установившейся сухой погоды приступает к выполнению работ по замене мягкой кровли и обнаруживает, что действительная площадь крыши больше заявленной в сметной документации. Он сообщает об этом заказчику в письменном виде и начинает ждать. Время уходит, погода портится, конечный потребитель (который в случае с государственными и муниципальными закупками нередко отличается от лица, проводящего необходимые конкурентные процедуры и заключающего контракт) начинает переживать, а уполномоченные представители заказчика в устной форме обещают все вот-вот оформить, но делать это по неизвестной причине не торопятся. Опасаясь упустить удачный период для проведения работ, просрочить указанные в контракте сроки и сформировать основание для привлечения к договорной ответственности, исполнитель может пойти на риск в надежде потом взыскать свои расходы на дополнительные работы через суд. Однако доказать "необходимость немедленных действий в интересах заказчика" не всегда просто. В практике автора настоящей статьи имел место парадоксальный случай, когда представитель заказчика во время судебного рассмотрения дела заявлял о возможности недокраски стены актового зала школы, потому что "это не грозит годности и прочности результата выполняемой работы".
(Капитонова Е.А.)
("Юрист", 2021, N 4)Предельно понятная в нормативном изложении ситуация на практике оборачивается многочисленными проблемами. Например, подрядчик в летний период установившейся сухой погоды приступает к выполнению работ по замене мягкой кровли и обнаруживает, что действительная площадь крыши больше заявленной в сметной документации. Он сообщает об этом заказчику в письменном виде и начинает ждать. Время уходит, погода портится, конечный потребитель (который в случае с государственными и муниципальными закупками нередко отличается от лица, проводящего необходимые конкурентные процедуры и заключающего контракт) начинает переживать, а уполномоченные представители заказчика в устной форме обещают все вот-вот оформить, но делать это по неизвестной причине не торопятся. Опасаясь упустить удачный период для проведения работ, просрочить указанные в контракте сроки и сформировать основание для привлечения к договорной ответственности, исполнитель может пойти на риск в надежде потом взыскать свои расходы на дополнительные работы через суд. Однако доказать "необходимость немедленных действий в интересах заказчика" не всегда просто. В практике автора настоящей статьи имел место парадоксальный случай, когда представитель заказчика во время судебного рассмотрения дела заявлял о возможности недокраски стены актового зала школы, потому что "это не грозит годности и прочности результата выполняемой работы".
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)На то, что у представителя свидетеля иной правовой статус по сравнению с представителем налогоплательщика, в связи с чем его доверенность не должна быть нотариально заверенной, указала ФНС России <1>. О том, что соглашение с адвокатом может заключаться в устной форме и его условия не подлежат разглашению третьим лицам, говорится в ст. 2 и 8 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре. О том, в чьих интересах нанят адвокат, знают стороны соглашения. Условия адвокатского соглашения не подлежат разглашению, в том числе налоговым органам.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)На то, что у представителя свидетеля иной правовой статус по сравнению с представителем налогоплательщика, в связи с чем его доверенность не должна быть нотариально заверенной, указала ФНС России <1>. О том, что соглашение с адвокатом может заключаться в устной форме и его условия не подлежат разглашению третьим лицам, говорится в ст. 2 и 8 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре. О том, в чьих интересах нанят адвокат, знают стороны соглашения. Условия адвокатского соглашения не подлежат разглашению, в том числе налоговым органам.
Статья: Контракт заключен 10 января, а услуги оказываются с 1 января: допускает ли Закон N 44-ФЗ ретроактивную оговорку?
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 12)Например, договор будет заключен 31 декабря 2024 г. с условием об оказании услуг с 1 января 2025 г. Закупка вносится в план-график 2024 г. (т.к. контракт заключается в 2024 г.), идентификационный код закупки будет начинаться с цифры "24". Однако при заполнении вкладки "Планируемые платежи, руб." в графе "Сумма на 2024 год" заказчик должен будет указать нулевое значение (в самом деле ведь никакие платежи по этому договору в текущем году не планируются), отразив цену заключаемого контракта в графе "Сумма на 2025 год" (ведь это закупка за счет средств 2025 года!). В плане-графике на 2025 год и плановый период 2026 - 2027 гг. этой закупки, естественно, не будет: ведь закупка была осуществлена в 2024 г. и осталась в плане-графике соответствующего года. При этом платежи по данному контракту будут учитываться в совокупном годовом объеме закупок заказчика за 2025 г.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 12)Например, договор будет заключен 31 декабря 2024 г. с условием об оказании услуг с 1 января 2025 г. Закупка вносится в план-график 2024 г. (т.к. контракт заключается в 2024 г.), идентификационный код закупки будет начинаться с цифры "24". Однако при заполнении вкладки "Планируемые платежи, руб." в графе "Сумма на 2024 год" заказчик должен будет указать нулевое значение (в самом деле ведь никакие платежи по этому договору в текущем году не планируются), отразив цену заключаемого контракта в графе "Сумма на 2025 год" (ведь это закупка за счет средств 2025 года!). В плане-графике на 2025 год и плановый период 2026 - 2027 гг. этой закупки, естественно, не будет: ведь закупка была осуществлена в 2024 г. и осталась в плане-графике соответствующего года. При этом платежи по данному контракту будут учитываться в совокупном годовом объеме закупок заказчика за 2025 г.
Готовое решение: Как заключить контракт с единственным поставщиком
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу в контракте необходимо указать идентификационный код закупки (ч. 1 ст. 23 Закона N 44-ФЗ). Закон N 44-ФЗ не предусматривает исключений для контрактов с единственным поставщиком. Значит, и в такие контракты нужно включать идентификационный код.
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу в контракте необходимо указать идентификационный код закупки (ч. 1 ст. 23 Закона N 44-ФЗ). Закон N 44-ФЗ не предусматривает исключений для контрактов с единственным поставщиком. Значит, и в такие контракты нужно включать идентификационный код.
Статья: Юридическая ответственность субъектов туристской деятельности (туристического обслуживания)
(Кудреватых А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2024, NN 1, 2)Например, Ш. обратился в суд с иском к Б. о возмещении вреда здоровью, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указал на то, что между ним и ответчиком был заключен устный договор на оказание услуг, в соответствии с которым Б. обязался оказать ему услугу по организации восхождения на гору Эверест. Но ответчик не обеспечил безопасность его здоровья, в результате чего он обморозил ноги и не смог подняться на гору Эверест. По договору он выступал туристом, ответчик - инструктором-проводником, доказательств, опровергающих заключение между истцом и ответчиком гражданско-правового договора оказания услуг, в материалах дела не имеется. Суд посчитал договор исполненным, но на основании ст. 1064 и 1101 Гражданского кодекса РФ взыскал с Б. в пользу Ш. компенсацию морального вреда <19>.
(Кудреватых А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2024, NN 1, 2)Например, Ш. обратился в суд с иском к Б. о возмещении вреда здоровью, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указал на то, что между ним и ответчиком был заключен устный договор на оказание услуг, в соответствии с которым Б. обязался оказать ему услугу по организации восхождения на гору Эверест. Но ответчик не обеспечил безопасность его здоровья, в результате чего он обморозил ноги и не смог подняться на гору Эверест. По договору он выступал туристом, ответчик - инструктором-проводником, доказательств, опровергающих заключение между истцом и ответчиком гражданско-правового договора оказания услуг, в материалах дела не имеется. Суд посчитал договор исполненным, но на основании ст. 1064 и 1101 Гражданского кодекса РФ взыскал с Б. в пользу Ш. компенсацию морального вреда <19>.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (сентябрь 2018 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2018)8. В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2018)8. В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе.
"Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (декабрь 2017 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Статья: Актуальные вопросы и сущность государственного контракта на выполнение подрядных работ для нужд МВД России как правоприменительного акта
(Абдуллаев Р.Р.)
("Цивилист", 2023, N 2)В-пятых, это его формальный характер. Правоприменительный акт должен издаваться исключительно в определенной форме (это может быть письменная, устная или конклюдентная форма). По общему правилу рассматриваемый государственный контракт заключается в письменном виде. Однако Закон о контрактной системе предусмотрел заключение государственного контракта и в электронной форме.
(Абдуллаев Р.Р.)
("Цивилист", 2023, N 2)В-пятых, это его формальный характер. Правоприменительный акт должен издаваться исключительно в определенной форме (это может быть письменная, устная или конклюдентная форма). По общему правилу рассматриваемый государственный контракт заключается в письменном виде. Однако Закон о контрактной системе предусмотрел заключение государственного контракта и в электронной форме.
Вопрос: Как составить внешнеторговый контракт на поставку товара (импорт товара)?
(Консультация эксперта, 2025)В соответствии со ст. 11 Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в г. Вене 11.04.1980) допускается заключение внешнеторговых контрактов купли-продажи товаров как в устной, так и в письменной форме.
(Консультация эксперта, 2025)В соответствии со ст. 11 Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в г. Вене 11.04.1980) допускается заключение внешнеторговых контрактов купли-продажи товаров как в устной, так и в письменной форме.
Статья: Антиконкурентные соглашения между заказчиками (организаторами торгов) и участниками торгов: особенности запрета и проблемы ответственности
(Игошин А.В., Франскевич О.П.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2018, N 2)Так, Новгородским УФАС России в отношении участников торгов на выполнение работ по строительству мостового перехода вынесены решения о нарушении п. 2 ч. 1 ст. 11 и ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции <8>. Согласно обстоятельствам дела после подачи заявки на участие в торгах представитель одного из участников обратился к заказчику с просьбой сообщить сведения об иных участниках аукциона. После получения указанных сведений участниками торгов было заключено устное соглашение (картель), направленное на поддержание цен на торгах.
(Игошин А.В., Франскевич О.П.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2018, N 2)Так, Новгородским УФАС России в отношении участников торгов на выполнение работ по строительству мостового перехода вынесены решения о нарушении п. 2 ч. 1 ст. 11 и ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции <8>. Согласно обстоятельствам дела после подачи заявки на участие в торгах представитель одного из участников обратился к заказчику с просьбой сообщить сведения об иных участниках аукциона. После получения указанных сведений участниками торгов было заключено устное соглашение (картель), направленное на поддержание цен на торгах.