Гарантийный срок не установлен договором поставки
Подборка наиболее важных документов по запросу Гарантийный срок не установлен договором поставки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2023 N 07АП-9086/2023 по делу N А45-11289/2023
Требование: О взыскании задолженности по договору поставки товаров, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено в части.Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 454, 469, 470, 475, 476, 506 ГК РФ, исходил из того, что бремя доказывания причин возникновения недостатков распределяется между сторонами договора поставки в зависимости от того, установлен ли на товар гарантийный срок; в договоре не установлен гарантийный срок товара, не представлено каких-либо документов на товар, позволяющих установить наличие гарантийного срока; представленные истцом доказательства (рекламации, фотографии, видеосъемка) не могут быть приняты в качестве допустимых и относимых доказательств, поскольку из представленных доказательств не следует, что фиксировались недостатки товара, полученного от ответчика. Положения пункта 3.5 договора, указывающие на то, что поставщик отвечает за недостатки товара, если он не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю или по причинам, возникшим после этого момента, в данном случае противоречат положениям ГК РФ. Претензии касаются товара, уже реализованного истцом, в то время как истец требует возврата денежных средств за товар в количестве 78 штук, который не реализован и находится на складе истца. Доказательств ненадлежащего качества данного товара истцом не представлено.
Требование: О взыскании задолженности по договору поставки товаров, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено в части.Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 454, 469, 470, 475, 476, 506 ГК РФ, исходил из того, что бремя доказывания причин возникновения недостатков распределяется между сторонами договора поставки в зависимости от того, установлен ли на товар гарантийный срок; в договоре не установлен гарантийный срок товара, не представлено каких-либо документов на товар, позволяющих установить наличие гарантийного срока; представленные истцом доказательства (рекламации, фотографии, видеосъемка) не могут быть приняты в качестве допустимых и относимых доказательств, поскольку из представленных доказательств не следует, что фиксировались недостатки товара, полученного от ответчика. Положения пункта 3.5 договора, указывающие на то, что поставщик отвечает за недостатки товара, если он не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю или по причинам, возникшим после этого момента, в данном случае противоречат положениям ГК РФ. Претензии касаются товара, уже реализованного истцом, в то время как истец требует возврата денежных средств за товар в количестве 78 штук, который не реализован и находится на складе истца. Доказательств ненадлежащего качества данного товара истцом не представлено.
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 02.10.2024 N 88-28616/2024 (УИД 34RS0011-01-2023-004930-90)
Категория спора: Розничная купля-продажа.
Требования: 1) О расторжении договора купли-продажи; 2) О взыскании стоимости товара; 3) О взыскании неустойки; 5) О взыскании компенсации морального вреда; 6) О взыскании штрафа.
Обстоятельства: Истец утверждает, что приобретенный матрас имеет дефекты. Основным доказательством стало экспертное заключение, подтверждающее наличие производственных недостатков в матрасе.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) - 6) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов на оплату услуг представителя - удовлетворено; 2) О возмещении расходов на проведение экспертизы - удовлетворено в части; 3) О возмещении почтовых расходов - удовлетворено.Разрешая спор по существу, оценив в совокупности доказательства, собранные по делу, установленные в процессе его разбирательства фактические обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 151, 333, 420, 454, 455, 475, 478, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", приняв заключение эксперта ООО "Экспертпроект" в качестве допустимого доказательства и не оспоренного ответчиком, установив несоответствие качества поставленного ответчиком товара условиям заключенного сторонами договора купли-продажи, неустранение продавцом имеющихся недостатков в период гарантийного срока, пришел к выводу о нарушении прав истца действиями ответчика, в связи с чем расторг заключенный договор и взыскал стоимость товара.
Категория спора: Розничная купля-продажа.
Требования: 1) О расторжении договора купли-продажи; 2) О взыскании стоимости товара; 3) О взыскании неустойки; 5) О взыскании компенсации морального вреда; 6) О взыскании штрафа.
Обстоятельства: Истец утверждает, что приобретенный матрас имеет дефекты. Основным доказательством стало экспертное заключение, подтверждающее наличие производственных недостатков в матрасе.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) - 6) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов на оплату услуг представителя - удовлетворено; 2) О возмещении расходов на проведение экспертизы - удовлетворено в части; 3) О возмещении почтовых расходов - удовлетворено.Разрешая спор по существу, оценив в совокупности доказательства, собранные по делу, установленные в процессе его разбирательства фактические обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 151, 333, 420, 454, 455, 475, 478, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", приняв заключение эксперта ООО "Экспертпроект" в качестве допустимого доказательства и не оспоренного ответчиком, установив несоответствие качества поставленного ответчиком товара условиям заключенного сторонами договора купли-продажи, неустранение продавцом имеющихся недостатков в период гарантийного срока, пришел к выводу о нарушении прав истца действиями ответчика, в связи с чем расторг заключенный договор и взыскал стоимость товара.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как согласовать условие о качестве товара в договоре поставки
(КонсультантПлюс, 2025)4.1.4. Гарантийный срок на товар, если договор поставки не содержит условий о сроке гарантии
(КонсультантПлюс, 2025)4.1.4. Гарантийный срок на товар, если договор поставки не содержит условий о сроке гарантии
Вопрос: Организация применяла УСН и после перехода на ОСН возвращает товары, приобретенные при применении УСН. В договоре с поставщиком предусмотрен возврат в течение 36 месяцев. Следует ли начислять НДС на стоимость возвращаемого товара, если часть товара была куплена более 36 месяцев назад, а часть - менее 36 месяцев назад?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Организация-покупатель применяла УСН ("доходы минус расходы") до 2023 г. С 2023 г. перешла на ОСН и возвращает товары ненадлежащего качества, приобретенные при применении УСН. На данный товар гарантийный срок не установлен. В договоре с поставщиком предусмотрен возврат товара в случае поставки товара ненадлежащего качества, если с момента перехода права собственности прошло не более 36 месяцев. Следует ли начислять НДС на стоимость возвращаемого товара, если часть товара была куплена более 36 месяцев назад, а часть товара - менее 36 месяцев назад?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Организация-покупатель применяла УСН ("доходы минус расходы") до 2023 г. С 2023 г. перешла на ОСН и возвращает товары ненадлежащего качества, приобретенные при применении УСН. На данный товар гарантийный срок не установлен. В договоре с поставщиком предусмотрен возврат товара в случае поставки товара ненадлежащего качества, если с момента перехода права собственности прошло не более 36 месяцев. Следует ли начислять НДС на стоимость возвращаемого товара, если часть товара была куплена более 36 месяцев назад, а часть товара - менее 36 месяцев назад?
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)2. Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи. Срок для выявления недостатков товара, подлежащего перевозке или отправке по почте, исчисляется со дня доставки товара в место его назначения.
(ред. от 24.06.2025)2. Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи. Срок для выявления недостатков товара, подлежащего перевозке или отправке по почте, исчисляется со дня доставки товара в место его назначения.
Вопрос: Обязан ли продавец, занимающийся оптовой торговлей, принять обратно от покупателя - юридического лица качественный товар, если с момента продажи прошло более года? Если покупатель обнаружил брак, в течение какого срока он вправе вернуть товар?
(Консультация эксперта, 2023)Ответ: Продавец не обязан принять обратно от покупателя качественный товар, если иное не предусмотрено договором поставки.
(Консультация эксперта, 2023)Ответ: Продавец не обязан принять обратно от покупателя качественный товар, если иное не предусмотрено договором поставки.
Ситуация: За какие недостатки товара отвечает продавец, а за какие - потребитель?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Продавец отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если вы докажете, что они возникли до передачи товара вам или по причинам, возникшим до этого момента (абз. 1 п. 6 ст. 18 Закона N 2300-1; п. 1 ст. 476 ГК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Продавец отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если вы докажете, что они возникли до передачи товара вам или по причинам, возникшим до этого момента (абз. 1 п. 6 ст. 18 Закона N 2300-1; п. 1 ст. 476 ГК РФ).
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (октябрь 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В соответствии со статьей 477 ГК РФ продавец отвечает за качество товара в пределах гарантийного срока. Если гарантийный срок не установлен, то в пределах двух лет с момента передачи товара покупателю.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В соответствии со статьей 477 ГК РФ продавец отвечает за качество товара в пределах гарантийного срока. Если гарантийный срок не установлен, то в пределах двух лет с момента передачи товара покупателю.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о купле-продаже.
Обязан ли продавец по договору купли-продажи возместить покупателю убытки, если он передал покупателю товар ненадлежащего качества
(КонсультантПлюс, 2025)Судами установлено, что согласно калькуляции, являющейся приложением к уведомлению от 07.02.2013 N 41, сумма потерь истца от бракованного товара, поставленного по договору, составила 140 595 руб.; недостатки поставленного товара возникли по вине общества "Механо-литейный завод"; представителем ответчика, который принимал участие в составлении двухстороннего рекламационного акта от 13.02.2013 N 9, не заявлены возражения относительно выводов комиссии о сумме потерь истца от брака, особое мнение представителя ответчика касается лишь пропуска истцом срока для предъявления претензии; договором с учетом дополнительного соглашения от 21.02.2011 N 1 не установлен гарантийный срок на товар; товар поставлен ответчиком истцу 25.01.2012, уведомление о вызове представителя в связи с обнаруженными недостатками направлено ответчику 07.02.2013, то есть в течение двух лет со дня передачи товара покупателю; ответчиком не представлено надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что брак в поставленном товаре возник в связи с его механической обработкой истцом.
Обязан ли продавец по договору купли-продажи возместить покупателю убытки, если он передал покупателю товар ненадлежащего качества
(КонсультантПлюс, 2025)Судами установлено, что согласно калькуляции, являющейся приложением к уведомлению от 07.02.2013 N 41, сумма потерь истца от бракованного товара, поставленного по договору, составила 140 595 руб.; недостатки поставленного товара возникли по вине общества "Механо-литейный завод"; представителем ответчика, который принимал участие в составлении двухстороннего рекламационного акта от 13.02.2013 N 9, не заявлены возражения относительно выводов комиссии о сумме потерь истца от брака, особое мнение представителя ответчика касается лишь пропуска истцом срока для предъявления претензии; договором с учетом дополнительного соглашения от 21.02.2011 N 1 не установлен гарантийный срок на товар; товар поставлен ответчиком истцу 25.01.2012, уведомление о вызове представителя в связи с обнаруженными недостатками направлено ответчику 07.02.2013, то есть в течение двух лет со дня передачи товара покупателю; ответчиком не представлено надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что брак в поставленном товаре возник в связи с его механической обработкой истцом.
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 8)Общество приобретает товары у изготовителя (резидента иностранного государства) с целью продажи покупателям. По договору поставки с изготовителем последний отгружает 3% от количества товара на замену брака на случай, если таковой будет выявлен, и этим его гарантии ограничиваются (гарантийный срок на товар изготовитель не устанавливает, гарантийный ремонт не производит, устанавливает гарантийный срок и оформляет гарантийный талон покупателям продавец (общество).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 8)Общество приобретает товары у изготовителя (резидента иностранного государства) с целью продажи покупателям. По договору поставки с изготовителем последний отгружает 3% от количества товара на замену брака на случай, если таковой будет выявлен, и этим его гарантии ограничиваются (гарантийный срок на товар изготовитель не устанавливает, гарантийный ремонт не производит, устанавливает гарантийный срок и оформляет гарантийный талон покупателям продавец (общество).
Готовое решение: Как учреждению оформить и отразить возврат некачественного основного средства
(КонсультантПлюс, 2025)Требование об отказе от договора и возврате суммы, уплаченной за некачественный товар, вы вправе предъявить в течение гарантийного срока или срока годности товара. Если сроки не установлены, подать требование можно в разумный срок, но не позднее двух лет со дня передачи товара. Более длительные сроки могут быть установлены законом или договором (п. 1 ст. 19 Закона о защите прав потребителей).
(КонсультантПлюс, 2025)Требование об отказе от договора и возврате суммы, уплаченной за некачественный товар, вы вправе предъявить в течение гарантийного срока или срока годности товара. Если сроки не установлены, подать требование можно в разумный срок, но не позднее двух лет со дня передачи товара. Более длительные сроки могут быть установлены законом или договором (п. 1 ст. 19 Закона о защите прав потребителей).
Готовое решение: Как исчисляются сроки при работе по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Так, если иное не предусмотрено договором подряда, гарантийный срок начинает течь с момента, когда результат выполненной работы был принят или должен был быть принят заказчиком (п. 5 ст. 724 ГК РФ). В случае поставки товара гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю, если иное не предусмотрено договором (п. 5 ст. 454, п. 1 ст. 471 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Так, если иное не предусмотрено договором подряда, гарантийный срок начинает течь с момента, когда результат выполненной работы был принят или должен был быть принят заказчиком (п. 5 ст. 724 ГК РФ). В случае поставки товара гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю, если иное не предусмотрено договором (п. 5 ст. 454, п. 1 ст. 471 ГК РФ).
Статья: Сущность и содержание корпоративного договора в корпоративных правоотношениях
(Русских Л.В.)
("Право и экономика", 2024, N 12)"Все участники гражданского оборота хотят работать с надежными и добросовестными контрагентами, будь то юридические лица или индивидуальные предприниматели, которые выполнят все принятые обязательства в точном соответствии с договором: поставят качественную продукцию в сроки, установленные договором; оплатят все точно и в срок; выполнят гарантийные обязательства и т.п." <10>.
(Русских Л.В.)
("Право и экономика", 2024, N 12)"Все участники гражданского оборота хотят работать с надежными и добросовестными контрагентами, будь то юридические лица или индивидуальные предприниматели, которые выполнят все принятые обязательства в точном соответствии с договором: поставят качественную продукцию в сроки, установленные договором; оплатят все точно и в срок; выполнят гарантийные обязательства и т.п." <10>.
Готовое решение: Как предъявить претензию поставщику по договору поставки
(КонсультантПлюс, 2025)Если в договоре способ не установлен, рекомендуем вам направлять претензию:
(КонсультантПлюс, 2025)Если в договоре способ не установлен, рекомендуем вам направлять претензию:
Вопрос: Как предъявить претензию по договору подряда?
(Консультация эксперта, 2025)Если вопрос касается ненадлежащего качества выполненной работы, в претензии заказчик может предложить подрядчику провести экспертизу, указав список возможных экспертных организаций и перечень вопросов, которые необходимо поставить перед экспертами.
(Консультация эксперта, 2025)Если вопрос касается ненадлежащего качества выполненной работы, в претензии заказчик может предложить подрядчику провести экспертизу, указав список возможных экспертных организаций и перечень вопросов, которые необходимо поставить перед экспертами.