Гарантии при сокращении
Подборка наиболее важных документов по запросу Гарантии при сокращении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 194 "Порядок совершения действий в последний день срока" ГК РФ"Исходя из совокупности применения п. 2 ст. 194 и п. 2 ст. 374 Гражданского Кодекса Российской Федерации отправленные Бенефициаром требования по банковской гарантии посредством организации связи в срок действия гарантии должны быть, приняты и рассмотрены Гарантом, даже если получены им за пределами срока действия гарантии. При этом, установление в банковской гарантии положения, что требование платежа по гарантии должно быть получено Гарантом до истечения срока действия банковской гарантии, ведет к сокращению времени на подготовку заказчиком такого требования и направления его банку-гаранту, поскольку в данном случае также необходимо учитывать сроки на получение такого требования банком."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Статья 180. Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации
(ред. от 29.09.2025)Статья 180. Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации
Статья: Гарантии для совместителей при увольнении с основного места работы по сокращению или в связи с ликвидацией компании
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 25)Действующей редакцией ст. 178 ТК РФ установлены гарантии работникам, которых увольняют в связи с сокращением или ликвидацией организации. Им при расторжении трудового договора выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. А если длительность трудоустройства после увольнения превышает один месяц, работодатель выплачивает работнику средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц. В исключительных случаях по решению службы занятости работодатель выплачивает работнику средний месячный заработок за третий месяц или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц. Такая выплата производится, если в течение 14 рабочих дней со дня увольнения работник обратился в орган занятости и не был трудоустроен в течение двух месяцев со дня увольнения.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 25)Действующей редакцией ст. 178 ТК РФ установлены гарантии работникам, которых увольняют в связи с сокращением или ликвидацией организации. Им при расторжении трудового договора выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. А если длительность трудоустройства после увольнения превышает один месяц, работодатель выплачивает работнику средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц. В исключительных случаях по решению службы занятости работодатель выплачивает работнику средний месячный заработок за третий месяц или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц. Такая выплата производится, если в течение 14 рабочих дней со дня увольнения работник обратился в орган занятости и не был трудоустроен в течение двух месяцев со дня увольнения.
Вопрос: Может ли ИП в трудовых договорах с работниками предусмотреть, что гарантии при сокращении предоставляются только при наличии доходов и удовлетворительном финансовом положении ИП на момент сокращения штата?
(Консультация эксперта, Гострудинспекция в Орловской обл., 2025)Вопрос: Может ли ИП в трудовых договорах с работниками предусмотреть, что гарантии при сокращении предоставляются только при наличии доходов и удовлетворительном финансовом положении ИП на момент сокращения штата?
(Консультация эксперта, Гострудинспекция в Орловской обл., 2025)Вопрос: Может ли ИП в трудовых договорах с работниками предусмотреть, что гарантии при сокращении предоставляются только при наличии доходов и удовлетворительном финансовом положении ИП на момент сокращения штата?
Типовая ситуация: Выплаты при сокращении: расчет, налоги
(Издательство "Главная книга", 2025)Предусмотренный ТК РФ максимум, на который может рассчитывать сокращаемый работник помимо компенсации за неиспользованный отпуск, - это заработок за 5 месяцев. А именно: зарплата в течение 2 месяцев после предупреждения о сокращении, выходное пособие, средний заработок за второй и третий месяцы после увольнения.
(Издательство "Главная книга", 2025)Предусмотренный ТК РФ максимум, на который может рассчитывать сокращаемый работник помимо компенсации за неиспользованный отпуск, - это заработок за 5 месяцев. А именно: зарплата в течение 2 месяцев после предупреждения о сокращении, выходное пособие, средний заработок за второй и третий месяцы после увольнения.
"Проблемы реализации принципов гражданского судопроизводства в правоприменительной деятельности: монография"
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)При этом важно отметить, что уменьшение размера бюджетных средств, выделенных на финансирование судов Российской Федерации в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, может осуществляться только с согласия Совета судей РФ или Всероссийского съезда судей РФ, что является важной гарантией от необоснованного сокращения финансирования судебных органов <1>.
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)При этом важно отметить, что уменьшение размера бюджетных средств, выделенных на финансирование судов Российской Федерации в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, может осуществляться только с согласия Совета судей РФ или Всероссийского съезда судей РФ, что является важной гарантией от необоснованного сокращения финансирования судебных органов <1>.
Готовое решение: Можно ли сократить работника во время больничного (когда больничный лист не закрыт)
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы уволите работника по сокращению численности (штата) (по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), не предложив ему подходящие вакансии по причине того, что он был на больничном, то вы нарушите порядок увольнения. В этом случае у вас возможны риски. Встречается судебная практика, подтверждающая, что нетрудоспособность работника не является основанием для лишения его установленных ст. 180 ТК РФ гарантий при сокращении численности работников организации и не освобождает работодателя от обязанности по предложению работнику вакантных должностей.
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы уволите работника по сокращению численности (штата) (по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), не предложив ему подходящие вакансии по причине того, что он был на больничном, то вы нарушите порядок увольнения. В этом случае у вас возможны риски. Встречается судебная практика, подтверждающая, что нетрудоспособность работника не является основанием для лишения его установленных ст. 180 ТК РФ гарантий при сокращении численности работников организации и не освобождает работодателя от обязанности по предложению работнику вакантных должностей.
Готовое решение: Что нужно знать работодателю об увольнении работников учреждения по сокращению численности (штата)
(КонсультантПлюс, 2025)3. Какие гарантии и выплаты полагаются работникам учреждения при увольнении по сокращению
(КонсультантПлюс, 2025)3. Какие гарантии и выплаты полагаются работникам учреждения при увольнении по сокращению
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В целом полагаем, что оптимальное согласование правового регулирования административного судопроизводства и правового регулирования административных процедур должно обеспечивать наиболее эффективную защиту прав, свобод, законных интересов граждан и организаций в сфере публичных правоотношений. Оно не должно быть направлено на существенное ограничение процессуальных прав (например, путем введения обязательного досудебного порядка разрешения споров по всем категориям административных дел) и сокращение широких гарантий, предусмотренных процессуальной формой административного судопроизводства.
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В целом полагаем, что оптимальное согласование правового регулирования административного судопроизводства и правового регулирования административных процедур должно обеспечивать наиболее эффективную защиту прав, свобод, законных интересов граждан и организаций в сфере публичных правоотношений. Оно не должно быть направлено на существенное ограничение процессуальных прав (например, путем введения обязательного досудебного порядка разрешения споров по всем категориям административных дел) и сокращение широких гарантий, предусмотренных процессуальной формой административного судопроизводства.
Статья: Трансформация трудового права в эпоху глобальных политико-экономических вызовов современности
(Головина С.Ю.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 3)Обращает на себя внимание тот факт, что правила применения вместо российского законодательства нормативных актов другого государства установлены не законом (как это сделано в ст. 423 ТК РФ применительно к законодательным и иным нормативным правовым актам бывшего Союза ССР), а постановлением исполнительного органа власти. Это свидетельствует о вынужденной трансформации системы источников трудового права, которая характеризуется новой расстановкой акцентов: вопреки ст. 5 ТК РФ изменять его же (Кодекса) правила теперь может Правительство РФ, оперативно реагируя на современные глобальные вызовы. Так, потребность привлечения дополнительных ресурсов для решения задач специальной военной операции вызвала необходимость некоторой трансформации институтов рабочего времени и времени отдыха. С этой целью в ст. 252 ТК РФ была введена новая норма: при введении специальных мер в сфере экономики Правительство РФ вправе устанавливать особенности правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах, в том числе порядок и условия привлечения к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков (введена Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 273-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" <8>). Одновременно в ряд статей ТК РФ (99, 103, 110, 113, 124, 125, 126, 152) были внесены поправки, допускающие возможность отмены некоторых гарантий в сфере рабочего времени и времени отдыха, но сами нормы этих статей не были изменены. Отклонения от действующих норм ТК РФ предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 1 августа 2022 г. N 1365 "Об особенностях правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах" <9>. Здесь в качестве обоснования дифференциации выступает особое предназначение организаций оборонно-промышленного комплекса в условиях проведения специальной военной операции. Следует отметить, что сокращение гарантий в сфере рабочего времени и времени отдыха допустимо только в отношении работников отдельных организаций оборонно-промышленного комплекса, их структурных подразделений и отдельных производственных объектов, участвующих в исполнении государственных контрактов по реализации государственного оборонного заказа, в период введения Правительством РФ специальных мер в сфере экономики. Однако в самом Постановлении нет перечня таких работодателей, для которых предназначен данный нормативный акт. Перечень организаций оборонно-промышленного комплекса, их структурных подразделений и отдельных производственных объектов утверждается Минпромторгом России по согласованию с Минобороны России, Госкорпорацией по атомной энергии "Росатом" и Госкорпорацией по космической деятельности "Роскосмос".
(Головина С.Ю.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 3)Обращает на себя внимание тот факт, что правила применения вместо российского законодательства нормативных актов другого государства установлены не законом (как это сделано в ст. 423 ТК РФ применительно к законодательным и иным нормативным правовым актам бывшего Союза ССР), а постановлением исполнительного органа власти. Это свидетельствует о вынужденной трансформации системы источников трудового права, которая характеризуется новой расстановкой акцентов: вопреки ст. 5 ТК РФ изменять его же (Кодекса) правила теперь может Правительство РФ, оперативно реагируя на современные глобальные вызовы. Так, потребность привлечения дополнительных ресурсов для решения задач специальной военной операции вызвала необходимость некоторой трансформации институтов рабочего времени и времени отдыха. С этой целью в ст. 252 ТК РФ была введена новая норма: при введении специальных мер в сфере экономики Правительство РФ вправе устанавливать особенности правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах, в том числе порядок и условия привлечения к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков (введена Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 273-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" <8>). Одновременно в ряд статей ТК РФ (99, 103, 110, 113, 124, 125, 126, 152) были внесены поправки, допускающие возможность отмены некоторых гарантий в сфере рабочего времени и времени отдыха, но сами нормы этих статей не были изменены. Отклонения от действующих норм ТК РФ предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 1 августа 2022 г. N 1365 "Об особенностях правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах" <9>. Здесь в качестве обоснования дифференциации выступает особое предназначение организаций оборонно-промышленного комплекса в условиях проведения специальной военной операции. Следует отметить, что сокращение гарантий в сфере рабочего времени и времени отдыха допустимо только в отношении работников отдельных организаций оборонно-промышленного комплекса, их структурных подразделений и отдельных производственных объектов, участвующих в исполнении государственных контрактов по реализации государственного оборонного заказа, в период введения Правительством РФ специальных мер в сфере экономики. Однако в самом Постановлении нет перечня таких работодателей, для которых предназначен данный нормативный акт. Перечень организаций оборонно-промышленного комплекса, их структурных подразделений и отдельных производственных объектов утверждается Минпромторгом России по согласованию с Минобороны России, Госкорпорацией по атомной энергии "Росатом" и Госкорпорацией по космической деятельности "Роскосмос".