Гарантии губернатора
Подборка наиболее важных документов по запросу Гарантии губернатора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Неисполнение обязательств по договору подряда из-за форс-мажора
(КонсультантПлюс, 2025)"...ООО [подрядчик - ред.], являясь профессиональной подрядной организацией, должно было при выполнении работ учесть негативные последствия отсутствия данных видов работ, сообщить об этом заказчику и приостановить работы до получения его указаний. Доказательств того, что данная последовательность действий была выполнена подрядчиком, в материалы дела не представлено. Следовательно, в силу положений пункта 2 статьи 716 ГК РФ подрядчик не вправе ссылаться на данные обстоятельства как основания для освобождения его от выполнения своих гарантийных обязательств.
(КонсультантПлюс, 2025)"...ООО [подрядчик - ред.], являясь профессиональной подрядной организацией, должно было при выполнении работ учесть негативные последствия отсутствия данных видов работ, сообщить об этом заказчику и приостановить работы до получения его указаний. Доказательств того, что данная последовательность действий была выполнена подрядчиком, в материалы дела не представлено. Следовательно, в силу положений пункта 2 статьи 716 ГК РФ подрядчик не вправе ссылаться на данные обстоятельства как основания для освобождения его от выполнения своих гарантийных обязательств.
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Гарантийное письмо
(КонсультантПлюс, 2025)...как установлено судами, истец действовал в период действия режима чрезвычайной ситуации в лесах, введенного указом Губернатора... и в рамках возложенных на него обязанностей Федеральным агентством лесного хозяйства (согласно протоколу... Учреждение по уведомлению лесопользователя обязано оперативно направлять работников на выполнение работ по предупреждению чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров на территории земель лесного фонда...).
(КонсультантПлюс, 2025)...как установлено судами, истец действовал в период действия режима чрезвычайной ситуации в лесах, введенного указом Губернатора... и в рамках возложенных на него обязанностей Федеральным агентством лесного хозяйства (согласно протоколу... Учреждение по уведомлению лесопользователя обязано оперативно направлять работников на выполнение работ по предупреждению чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров на территории земель лесного фонда...).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Координационные связи с участием глав (губернаторов) субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: проблемы конституционно-правового регулирования
(Романчук И.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 2)Здесь важно отметить, что нормативную правовую основу всех координационных процессов, инициируемых в субъектах РФ в целях содействия развитию местного самоуправления, в действительности образует п. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <2>, исходя из содержания которого такое содействие ограничено созданием дополнительных финансовых гарантий для достижения и сохранения целевых показателей эффективности муниципалитетов через систему региональных грантов. Главе (губернатору) соответствующего субъекта РФ в этом механизме предоставляется координирующее правомочие, связываемое с изданием нормативного правового акта, предусматривающего выделение средств из регионального бюджета для обозначенных целей. На практике таковое реализуется чаще всего через утверждение разработанной коллегиальным исполнительным органом государственной программы, определяющей приоритетные направления деятельности органов местного самоуправления (далее - ОМСУ) по вопросам местного значения, в большей степени нуждающиеся в ресурсной поддержке со стороны региона (как, например, благоустройство территорий, содействие развитию гражданской активности населения, повышение качества оказания муниципальных услуг), а также конкретные направления совместной деятельности ОМСУ и органов государственной власти, обеспечивающие оптимизацию структуры и функционала ОМСУ через стимулирование последних к эффективной реализации собственных полномочий по вопросам местного значения, совершенствование территориальной организации таких органов, правовое, консультационное, методическое и иное сопровождение их текущей деятельности, развитие кадрового потенциала. Дополнительным координационным полномочием может наделяться высший исполнительный орган субъекта РФ - в части, касающейся создания условий для выполнения конкретных мероприятий программы и контроля за их реализацией <3>.
(Романчук И.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 2)Здесь важно отметить, что нормативную правовую основу всех координационных процессов, инициируемых в субъектах РФ в целях содействия развитию местного самоуправления, в действительности образует п. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <2>, исходя из содержания которого такое содействие ограничено созданием дополнительных финансовых гарантий для достижения и сохранения целевых показателей эффективности муниципалитетов через систему региональных грантов. Главе (губернатору) соответствующего субъекта РФ в этом механизме предоставляется координирующее правомочие, связываемое с изданием нормативного правового акта, предусматривающего выделение средств из регионального бюджета для обозначенных целей. На практике таковое реализуется чаще всего через утверждение разработанной коллегиальным исполнительным органом государственной программы, определяющей приоритетные направления деятельности органов местного самоуправления (далее - ОМСУ) по вопросам местного значения, в большей степени нуждающиеся в ресурсной поддержке со стороны региона (как, например, благоустройство территорий, содействие развитию гражданской активности населения, повышение качества оказания муниципальных услуг), а также конкретные направления совместной деятельности ОМСУ и органов государственной власти, обеспечивающие оптимизацию структуры и функционала ОМСУ через стимулирование последних к эффективной реализации собственных полномочий по вопросам местного значения, совершенствование территориальной организации таких органов, правовое, консультационное, методическое и иное сопровождение их текущей деятельности, развитие кадрового потенциала. Дополнительным координационным полномочием может наделяться высший исполнительный орган субъекта РФ - в части, касающейся создания условий для выполнения конкретных мероприятий программы и контроля за их реализацией <3>.
Статья: Право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения как дополнительная государственная гарантия государственных гражданских служащих Российской Федерации: проблемы реализации
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)Однако Верховный Суд Российской Федерации, отменяя решение суда первой инстанции, указал, что государственная гарантия гражданских служащих в виде права на единовременную субсидию установлена и федеральным законодателем, и региональным законодателем. Исполняющий обязанности Губернатора Приморского края, приостанавливая действие Постановления Губернатора Приморского края от 29 апреля 2010 г. N 42-пг, фактически подзаконным актом приостановил действие п. 4 ст. 20 Закона Приморского края от 7 июня 2012 г. N 51-КЗ "О государственной гражданской службе Приморского края". При принятии данного решения также не было учтено, что приостановление реализации определенной материальной гарантии гражданам, которым в силу их особого статуса предоставлена социальная защита, возможно только в случае соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем уменьшаться не должен.
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)Однако Верховный Суд Российской Федерации, отменяя решение суда первой инстанции, указал, что государственная гарантия гражданских служащих в виде права на единовременную субсидию установлена и федеральным законодателем, и региональным законодателем. Исполняющий обязанности Губернатора Приморского края, приостанавливая действие Постановления Губернатора Приморского края от 29 апреля 2010 г. N 42-пг, фактически подзаконным актом приостановил действие п. 4 ст. 20 Закона Приморского края от 7 июня 2012 г. N 51-КЗ "О государственной гражданской службе Приморского края". При принятии данного решения также не было учтено, что приостановление реализации определенной материальной гарантии гражданам, которым в силу их особого статуса предоставлена социальная защита, возможно только в случае соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем уменьшаться не должен.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 09.11.2018 N 39-П
"По делу о проверке конституционности частей первой и третьей статьи 1, частей первой, третьей и четвертой статьи 35 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.В. Лушникова, А.С. Пушкарева и И.С. Пушкарева"По делу заявителей выяснилось, что справедливых судей не обнаружилось ни в Приморском крае, ни в других близлежащих субъектах, таковые нашлись лишь в районном суде "территориально близкой" столицы. Почему бы не передать указанное дело в один из судов Сахалина, где "осмелились" осудить "своего" губернатора? Получается, что должностное лицо городского уровня Приморского края оказалось способным воздействовать на властные и общественные структуры практически всех субъектов Российской Федерации таким образом, что создало угрозу гарантиям объективного и беспристрастного правосудия. Дважды - в 1999 и 2009 годах - Конституционный Суд Российской Федерации принимал решения, фактически запретившие применение в стране смертной казни. Притом что известный Шестой протокол об отмене смертной казни Государственной Думой Российской Федерации до сих пор не ратифицирован, наказание в виде смертной казни федеральным законодателем не исключено из Уголовного кодекса Российской Федерации, а опросы общественного мнения выявили подавляющее преобладание сторонников смертной казни в стране. И ничего здесь "героического" нет. Так повелевала Конституция Российской Федерации.
"По делу о проверке конституционности частей первой и третьей статьи 1, частей первой, третьей и четвертой статьи 35 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.В. Лушникова, А.С. Пушкарева и И.С. Пушкарева"По делу заявителей выяснилось, что справедливых судей не обнаружилось ни в Приморском крае, ни в других близлежащих субъектах, таковые нашлись лишь в районном суде "территориально близкой" столицы. Почему бы не передать указанное дело в один из судов Сахалина, где "осмелились" осудить "своего" губернатора? Получается, что должностное лицо городского уровня Приморского края оказалось способным воздействовать на властные и общественные структуры практически всех субъектов Российской Федерации таким образом, что создало угрозу гарантиям объективного и беспристрастного правосудия. Дважды - в 1999 и 2009 годах - Конституционный Суд Российской Федерации принимал решения, фактически запретившие применение в стране смертной казни. Притом что известный Шестой протокол об отмене смертной казни Государственной Думой Российской Федерации до сих пор не ратифицирован, наказание в виде смертной казни федеральным законодателем не исключено из Уголовного кодекса Российской Федерации, а опросы общественного мнения выявили подавляющее преобладание сторонников смертной казни в стране. И ничего здесь "героического" нет. Так повелевала Конституция Российской Федерации.
Постановление Конституционного Суда РФ от 30.10.2003 N 15-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова"1.2. Приказом главного редактора радиостанции "Эхо Москвы" сотруднику радиостанции С.А. Бунтману было объявлено дисциплинарное взыскание в виде выговора за то, что, выступая с комментариями в период избирательной кампании по выборам губернатора Санкт-Петербурга, он в нарушение статей 45, 48 и 49 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в прямом эфире высказался по поводу возможных последствий избрания одного из кандидатов, выразил свое отношение к его выдвижению на эту должность и заявил, что при таких условиях он голосовал бы против всех.
"По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова"1.2. Приказом главного редактора радиостанции "Эхо Москвы" сотруднику радиостанции С.А. Бунтману было объявлено дисциплинарное взыскание в виде выговора за то, что, выступая с комментариями в период избирательной кампании по выборам губернатора Санкт-Петербурга, он в нарушение статей 45, 48 и 49 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в прямом эфире высказался по поводу возможных последствий избрания одного из кандидатов, выразил свое отношение к его выдвижению на эту должность и заявил, что при таких условиях он голосовал бы против всех.
Статья: Влияние органов государственной власти субъектов Российской Федерации на формирование органов местного самоуправления с точки зрения концепции единой публичной власти
(Джимбиев А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9)<17> Закон Пермского края от 26 ноября 2014 г. N 401-ПК "О порядке формирования представительных органов муниципальных образований Пермского края и порядке избрания глав муниципальных образований Пермского края" // Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края. 2014. 1 декабря.
(Джимбиев А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9)<17> Закон Пермского края от 26 ноября 2014 г. N 401-ПК "О порядке формирования представительных органов муниципальных образований Пермского края и порядке избрания глав муниципальных образований Пермского края" // Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края. 2014. 1 декабря.
Готовое решение: Какие гарантии и льготы положены работникам из числа мобилизованных, добровольцев или контрактников, а также членам их семей
(КонсультантПлюс, 2025)23. Дополнительные гарантии прав при обращении в госорганы и органы местного самоуправления Московской области
(КонсультантПлюс, 2025)23. Дополнительные гарантии прав при обращении в госорганы и органы местного самоуправления Московской области
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Как часть правоотношения - любое взаимодействие в рамках правовых отношений предполагает доверие или недоверие. Взаимное доверие является гарантией эффективного правового общения.
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Как часть правоотношения - любое взаимодействие в рамках правовых отношений предполагает доверие или недоверие. Взаимное доверие является гарантией эффективного правового общения.
Статья: Сергей Александрович Корф: развитие теории административной юстиции в межреволюционный период
(Зайнутдинов Д.Р.)
("Административное право и процесс", 2024, N 10)Переломным моментом в развитии государственного управления в России, несомненно, являлся период "Великих реформ" 1860 - 1870-х годов и отказ от них в годы контрреформ 1880-х годов <17>. При таком процессе развития государственности естественно, как отметил правовед, что субъективные публичные права граждан остались по-прежнему без необходимых гарантий. В свою очередь, судебно-административные функции продолжали оставаться разрозненными и не могли войти в стадию систематизации, тем самым воплотиться в институт административной юстиции.
(Зайнутдинов Д.Р.)
("Административное право и процесс", 2024, N 10)Переломным моментом в развитии государственного управления в России, несомненно, являлся период "Великих реформ" 1860 - 1870-х годов и отказ от них в годы контрреформ 1880-х годов <17>. При таком процессе развития государственности естественно, как отметил правовед, что субъективные публичные права граждан остались по-прежнему без необходимых гарантий. В свою очередь, судебно-административные функции продолжали оставаться разрозненными и не могли войти в стадию систематизации, тем самым воплотиться в институт административной юстиции.
Статья: Согласительные процедуры Президента РФ в отношениях с субъектами РФ
(Митусова И.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)<9> Постановление Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2012 г. N 32-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // Российская газета. 2012. 31 декабря.
(Митусова И.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)<9> Постановление Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2012 г. N 32-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // Российская газета. 2012. 31 декабря.
Статья: Концессии в ЖКХ. Опыт регионов. Комментарии КСО
(Комлик В., Ермакова Л., Тулякова И., Карнакова И., Чиркова Ж., Сунцов Е., Ряшенцева Е.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 5)Также в условиях жесткой денежно-кредитной политики, реализуемой Центральным банком России, требуется совершенствование механизма государственной поддержки инвестиций, осуществляемых концессионерами. Это могут быть программы субсидирования ставки банковского кредитования, предоставление налоговых преференций, упрощение процедур согласования проектов, предоставление государственных гарантий и т.д. Например, по решению Губернатора Владимирской области Александра Авдеева, в целях исключения расходов единой теплоснабжающей организации ООО "Владимиртеплогаз" на обслуживание кредитных договоров с высокой процентной ставкой принято решение об оказании обществу финансовой поддержки (в том числе посредством взноса в уставный капитал).
(Комлик В., Ермакова Л., Тулякова И., Карнакова И., Чиркова Ж., Сунцов Е., Ряшенцева Е.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 5)Также в условиях жесткой денежно-кредитной политики, реализуемой Центральным банком России, требуется совершенствование механизма государственной поддержки инвестиций, осуществляемых концессионерами. Это могут быть программы субсидирования ставки банковского кредитования, предоставление налоговых преференций, упрощение процедур согласования проектов, предоставление государственных гарантий и т.д. Например, по решению Губернатора Владимирской области Александра Авдеева, в целях исключения расходов единой теплоснабжающей организации ООО "Владимиртеплогаз" на обслуживание кредитных договоров с высокой процентной ставкой принято решение об оказании обществу финансовой поддержки (в том числе посредством взноса в уставный капитал).
Тематический выпуск: Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)Также СОФПП занимается администрированием услуг АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" (далее - АО "Корпорация "МСП"): информированием о программе льготного лизинга оборудования, реализуемой созданными с участием АО "Корпорация "МСП" региональными лизинговыми компаниями; представлением по заданным параметрам информации о формах и условиях финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; информированием о тренингах по программам обучения; предоставление по заданным параметрам информации об объемах и номенклатуре закупок конкретных и отдельных заказчиков, определенных в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"; представлением информации об органах государственной власти Российской Федерации, органах местного самоуправления муниципальных образований, организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, о мерах и условиях поддержки, предоставляемой субъектам малого и среднего предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; по регистрации на портале "Бизнес-навигатор малого и среднего предпринимательства"; предоставлением поручительства для обеспечения обязательства субъекта МСП или физического лица, зарегистрированного в качестве самозанятого, по кредитному договору, договору займа, договору финансовой аренды (лизинга) или по договору банковской гарантии.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)Также СОФПП занимается администрированием услуг АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" (далее - АО "Корпорация "МСП"): информированием о программе льготного лизинга оборудования, реализуемой созданными с участием АО "Корпорация "МСП" региональными лизинговыми компаниями; представлением по заданным параметрам информации о формах и условиях финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; информированием о тренингах по программам обучения; предоставление по заданным параметрам информации об объемах и номенклатуре закупок конкретных и отдельных заказчиков, определенных в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"; представлением информации об органах государственной власти Российской Федерации, органах местного самоуправления муниципальных образований, организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, о мерах и условиях поддержки, предоставляемой субъектам малого и среднего предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; по регистрации на портале "Бизнес-навигатор малого и среднего предпринимательства"; предоставлением поручительства для обеспечения обязательства субъекта МСП или физического лица, зарегистрированного в качестве самозанятого, по кредитному договору, договору займа, договору финансовой аренды (лизинга) или по договору банковской гарантии.
Статья: Функция координации органов публичной власти в деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации: административно-правовой аспект
(Колобова Т.В.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)На сегодняшний день подобные документы имеются на региональном уровне в ряде субъектов Российской Федерации. Так, Постановлением Администрации Алтайского края от 1 декабря 2006 г. N 499 утверждена Концепция защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Алтайском крае <10>. В Смоленской области действовала Концепция защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области на 2010 - 2012 годы <11>, а затем региональным Уполномоченным по правам человека была разработана и утверждена Указом Губернатора области от 1 марта 2013 г. N 15 Концепция обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области на 2013 - 2020 годы <12>. Оба документа определяют цели, задачи, основные принципы и направления деятельности региональных органов публичной власти в области защиты основных прав граждан. При этом отмечается особое место института Уполномоченного по правам человека в системе государственных гарантий защиты прав человека: он призван дополнять существующую систему, выступая связующим звеном между обществом и государственной властью.
(Колобова Т.В.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)На сегодняшний день подобные документы имеются на региональном уровне в ряде субъектов Российской Федерации. Так, Постановлением Администрации Алтайского края от 1 декабря 2006 г. N 499 утверждена Концепция защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Алтайском крае <10>. В Смоленской области действовала Концепция защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области на 2010 - 2012 годы <11>, а затем региональным Уполномоченным по правам человека была разработана и утверждена Указом Губернатора области от 1 марта 2013 г. N 15 Концепция обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области на 2013 - 2020 годы <12>. Оба документа определяют цели, задачи, основные принципы и направления деятельности региональных органов публичной власти в области защиты основных прав граждан. При этом отмечается особое место института Уполномоченного по правам человека в системе государственных гарантий защиты прав человека: он призван дополнять существующую систему, выступая связующим звеном между обществом и государственной властью.
Статья: Традиции и новации в голосовании избирателей на выборах
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Расширение законодателем и практикой выборов возможностей реализации активного избирательного права через развитие видов (способов) голосования представляется перспективным только при условии адекватного укрепления гарантий тайны голосования.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Расширение законодателем и практикой выборов возможностей реализации активного избирательного права через развитие видов (способов) голосования представляется перспективным только при условии адекватного укрепления гарантий тайны голосования.
Статья: Закон об "обнулении" сроков полномочий губернаторов: что ждет российский федерализм и местное самоуправление
(Гриценко Е., Кряжков В., Брежнев О., Лексин И., Малютин Н.)
("Закон", 2021, N 12)Наконец, еще одна новелла, связанная со статусом высшего должностного лица субъекта РФ, касается исключения положения о количестве сроков, установленных для замещения должности главы субъекта, - не более двух сроков подряд (п. 5 ст. 18 Закона N 184-ФЗ), начало исчисления которых законодатель в свое время увязал с первым сроком избрания после возвращения выборов губернаторов Федеральным законом от 02.05.2012 N 40-ФЗ. Подобное "обнуление", несмотря на возможную политическую целесообразность, представляется весьма уязвимым с конституционно-правовой точки зрения, поскольку вступает в противоречие с республиканской формой правления, принципами правового государства и разделения властей, находящими отражение в дополнительных гарантиях сменяемости власти и недопустимости ее концентрации в одних руках, а именно во временных и персональных ограничениях для замещения высших должностей, когда одно и то же лицо пребывает в должности не более определенного количества электоральных сроков. По сути, речь идет об ограничении пассивного избирательного права этих лиц, их права на замещение указанных должностей для достижения названных выше конституционно значимых целей. Как отметил Конституционный Суд РФ, давая оценку новой редакции ч. 3 ст. 81 Конституции применительно к предельному числу сроков полномочий Президента РФ, решение по этому вопросу "всегда является, по существу, вопросом выбора баланса между различными конституционными ценностями", и установление такого ограничения "явно и недвусмысленно подтверждает принципиальное намерение конституционного законодателя обеспечить в конституционной практике периодическую сменяемость лиц, занимающих должность Президента РФ" <2>. Еще в 1996 г., когда Конституционный Суд РФ проверял положения Устава Алтайского края с позиций соблюдения конституционного принципа разделения властей, он высказал правовую позицию о том, что конституционный принцип единства государственной власти предопределяет единство принципиальных подходов к реализации разделения властей по горизонтали, а также порядку формирования органов на федеральном уровне и уровне субъектов РФ. В связи с этим Суд вывел из конституционных положений, включая ст. 3 и 32 Конституции, принцип замещения должности высшего должностного лица субъекта РФ путем прямых свободных выборов <3>. Действующий Закон N 184-ФЗ в качестве общего правила замещения должности главы субъекта РФ рассматривает прямые выборы, а также, ориентируясь на конституционные ограничения, предъявляемые к должности Президента РФ, устанавливает правило о замещении должности высшего должностного лица субъекта не более двух сроков подряд. С учетом ужесточения этого требования применительно к должности Президента РФ в рамках конституционных поправок (исключение указания на "подряд"), логично было бы ожидать такого же ужесточения для лиц, претендующих на должность главы субъекта РФ. Тем не менее в этом вопросе законодатель отказался следовать принципу единства власти и федеральной схеме замещения должности высшего должностного лица, которой руководствовался до сих пор в Законе N 184-ФЗ.
(Гриценко Е., Кряжков В., Брежнев О., Лексин И., Малютин Н.)
("Закон", 2021, N 12)Наконец, еще одна новелла, связанная со статусом высшего должностного лица субъекта РФ, касается исключения положения о количестве сроков, установленных для замещения должности главы субъекта, - не более двух сроков подряд (п. 5 ст. 18 Закона N 184-ФЗ), начало исчисления которых законодатель в свое время увязал с первым сроком избрания после возвращения выборов губернаторов Федеральным законом от 02.05.2012 N 40-ФЗ. Подобное "обнуление", несмотря на возможную политическую целесообразность, представляется весьма уязвимым с конституционно-правовой точки зрения, поскольку вступает в противоречие с республиканской формой правления, принципами правового государства и разделения властей, находящими отражение в дополнительных гарантиях сменяемости власти и недопустимости ее концентрации в одних руках, а именно во временных и персональных ограничениях для замещения высших должностей, когда одно и то же лицо пребывает в должности не более определенного количества электоральных сроков. По сути, речь идет об ограничении пассивного избирательного права этих лиц, их права на замещение указанных должностей для достижения названных выше конституционно значимых целей. Как отметил Конституционный Суд РФ, давая оценку новой редакции ч. 3 ст. 81 Конституции применительно к предельному числу сроков полномочий Президента РФ, решение по этому вопросу "всегда является, по существу, вопросом выбора баланса между различными конституционными ценностями", и установление такого ограничения "явно и недвусмысленно подтверждает принципиальное намерение конституционного законодателя обеспечить в конституционной практике периодическую сменяемость лиц, занимающих должность Президента РФ" <2>. Еще в 1996 г., когда Конституционный Суд РФ проверял положения Устава Алтайского края с позиций соблюдения конституционного принципа разделения властей, он высказал правовую позицию о том, что конституционный принцип единства государственной власти предопределяет единство принципиальных подходов к реализации разделения властей по горизонтали, а также порядку формирования органов на федеральном уровне и уровне субъектов РФ. В связи с этим Суд вывел из конституционных положений, включая ст. 3 и 32 Конституции, принцип замещения должности высшего должностного лица субъекта РФ путем прямых свободных выборов <3>. Действующий Закон N 184-ФЗ в качестве общего правила замещения должности главы субъекта РФ рассматривает прямые выборы, а также, ориентируясь на конституционные ограничения, предъявляемые к должности Президента РФ, устанавливает правило о замещении должности высшего должностного лица субъекта не более двух сроков подряд. С учетом ужесточения этого требования применительно к должности Президента РФ в рамках конституционных поправок (исключение указания на "подряд"), логично было бы ожидать такого же ужесточения для лиц, претендующих на должность главы субъекта РФ. Тем не менее в этом вопросе законодатель отказался следовать принципу единства власти и федеральной схеме замещения должности высшего должностного лица, которой руководствовался до сих пор в Законе N 184-ФЗ.